Психологические эффекты на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности школьников и воспитания их духовно-нравственных качеств
статья на тему

Бабкина Лариса Александровна

Из опыта работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические эффекты  на уроках математики

как средство активизации познавательной деятельности школьников

 и воспитания их духовно-нравственных качеств

 

            По словам   петербургского  учителя  А. А. Окунева: «Даже у опытного учителя урок  «не пойдёт», если он не будет начинаться каждый раз  по-новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным».  

              Следуя принципу  этого педагога-новатора, я на своих уроках использую так называемый «эффект новизны», педагогический приём, позволяющий мне повысить  уровень познавательной деятельности учащихся на различных этапах урока.  Например, при изучении числовых последовательностей, на этапе получения новых знаний, я объявляю:  «Внимание! «Чёрный ящик» из прошлого!  Внести ящик!». Помощник  учителя    вносит  под музыку из  передачи: Викторина  «Что? Где? Когда?» «чёрный ящик», в котором лежат шахматы.   «Ребята! В этом ящике находится игра, которую придумали в Индии, в начале нашей эры. Этот предмет напоминает часть координатной плоскости. Что же это за игра?» (Шахматы).  Ученик, который правильно ответил на вопрос, получает игру в подарок в  память об этом уроке. «А сейчас позвольте мне представить Вашему вниманию театр одного актёра». Я  надеваю  элементы костюма индийского царя, сажусь  за шахматную доску и говорю: «Замечательно! Замечательно! Я восхищён! И эту игру изобрёл мой подданный? Я хочу наградить его за удачную выдумку!»  Подданный Сета, издеваясь над царём, потребовал за первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, за вторую – 2 зерна, за третью – 4 зерна и т. д. А это есть числовая  последовательность – геометрическая прогрессия». Оказалось, что царь не был в состоянии  выполнить  это «скромное» желание Сеты, так как сумма 64 членов данной последовательности равнялась 18446744073709551615 зёрен. А такое количество зёрен можно собрать лишь с урожая планеты, поверхность которой примерно в 2000 раз больше поверхности Земли. Так свой подданный подшутил над царём. Я уверена, что такой урок надолго останется в памяти даже того ученика, который не очень жалует мой предмет, более того, его мнение  о  «скучных» последовательностях изменится.

             Предлагая учащимся,  вначале урока девиз на языке графика функции -  «Каково проживёшь – такую славу наживёшь», я добиваюсь того,  что учащимся сразу понятно, как  они должны трудиться: Чем больше славных дел, тем больше слава (Слайд 4).

            Вводный  урок  темы «Многогранники»   в курсе геометрии 10 класса, я  начинаю так: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия». Эти слова, сказанные великим французским архитектором Ле  Корбюзье в начале 20-го столетия, очень точно характеризуют и наше время. Ведь мир, в котором мы живём, наполнен геометрией и она окружает нас ежедневно: Рассмотрим архитектурные сооружения главного города нашего государства - Москвы: Кто был в Москве, знает, как красив Московский Кремль. Прекрасны его башни! Сколько интересных геометрических фигур положено в их основу!         Геометрические фигуры, имеющие формы многогранников можно узнать и в таких замечательных сооружениях, возведённых  русскими зодчими, как Собор Девы Марии, Казанская церковь.   Это не просто красивые и большие здания, это прочные, надёжные и уникальные сооружения, которые ещё много лет будут поражать своей точностью, величественностью и таинственностью.  Сегодня мы непременно  убедимся в этом, ведь  «Теория многогранников — одна из самых увлекательных глав геометрии», как сказал    Л. А. Люстерник. Это вступление к уроку сопровождается показом слайдов (Слайды 5-10)  с изображением перечисленных архитектурных памятников и 3D-изображениями Кремля.  Учитывая, что в тексте учебника практически нет  материала о  применении многогранников в архитектуре, искусстве, такой элемент урока может  заинтересовать учащихся, способствовать углублению их знаний, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.  Такой же эффект можно получить и при изучении пирамид, демонстрируя учащимся ролик о настоящих египетских пирамидах, комментируя его следующим образом: «Ощущение незыблемости и вечности пирамид всегда приводит воображение в трепет (Слайды 11-12) . А что представляет пирамида с математической точки зрения?

            Очень необычным и впечатляющим  началом урока геометрии в восьмом классе является «говорящий» портрет самого  Платона: «Платон приветствует Вас.  Как основатель Академии в Афинах, первого государственного заведения для учёных «мужей», я приказал перед её входом высечь надпись: Пусть не войдёт сюда тот, кто не знает геометрии!». Именно в моей школе задачи на построение получили достойное научное обоснование и были выделены четыре основных этапа задач на построение: анализ, построение, доказательство, исследование. При этом чисто геометрическим мы считаем то построение, которое выполнено лишь циркулем и линейкой.  Тема объявлена и учащимся хочется разобраться с задачами, которые решал знаменитый Платон (Слайд 13).

              Когда-то герой телесериала  по повести Ю. Семёнова  «Семнадцать мгновений весны» упомянул о том, что запоминается первая и последняя фраза, и с тех пор  «эффект края» приобрёл другое название – «эффект Штирлица». А в истории психологии немецкий учёный Г. Эббингауз установил, что при запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец. Эффект края требует не только эффективности начала урока, но и эффективности его конца. Для этого в моём арсенале есть такой приём – связать начало урока и конец.  На обобщающем уроке по теме: Тригонометрия, я объявляю тему урока следующим образом: «Современный вид тригонометрии» или… и обращаюсь к классу: «Возможно,  вы назвали бы  этот урок по-другому, но об этом я у вас спрошу позже, в конце нашей  работы. А сейчас - вопрос: К судьбе какого великого математика вы бы отнесли эти строки?

Если кинет судьба на чужбину,

Если Родина будет вдали

Стану я вожаком лебединым

Стану веткой я этой земли

С этим чувством богатым и сильным

Хоть в душе мой родительский дом

На просторах великой России

Не был я никогда чужаком.

            Десятиклассники, которым вопросы по биографии Л. Эйлера была заданы заранее,  отвечают: К судьбе великого ученого Леонарда Эйлера, который родился в Швейцарии, но в 20 лет приехал в Россию по приглашению Петра I, в Российскую академию наук и прожил в Росси 31 год, и подарил Росси самые значительные свои труды. Россию он считал своей второй  Родиной, как и она считает его своим ученым.  Следующий вопрос: А как связана тема нашего урока с именем Эйлера? Ответ: Современный вид тригонометрия приобрела в XVIII в., в  трудах Эйлера. До сих пор школьники всех стран изучают тригонометрию в этом виде, который придал ей Эйлер.  В конце урока ученики предложили разные варианты темы прошедшего урока и сформулировали её  в таком виде: «Современный вид тригонометрии» или… «Шаг между прошлым и настоящим» (Слайды 14-16). Урок по теме: «Действия с десятичными дробями»,  посвящённый  жизни Л. Ф. Магницкого, в конце урока был назван пятиклассниками: «Великий человек  России».

       Интересными были такие варианты тем уроков, предложенные моими учащимися: «Свойства числовых функций»  или «Её Величество Функция» (Слайд 17), «Введение в стереометрию» или «Стерео – учение с увлечением» (Слайд 18).

    Практика показывает, что психологические эффекты  на моих уроках способствуют активизации познавательной деятельности школьников, развитию их творческих способностей, росту интереса к математике. Все эти составляющие являются залогом эффективности учебного процесса и качества знаний моих учеников.

 

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование групповой формы работы на уроках математики для развития  коммуникативных способностей и познавательных процессов школьников....

Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» Как только возникает чувство недовольств...

«Дидактическая игра на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей ребенка»

В игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитание через коллектив, приобщение детей к научно-техническому творчеству, воспитание ответствен...

Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Правительственная стратегия модернизации образования – это обновление содержания общего образования и методов обучения, создание новых условий образовательной деятельности. Использование ИКТ в учебном...

Применение ИКТ на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Реферат по теме "Применение ИКТ на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся"...

Использование ЭОР на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уровне основного общего образования

Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование ЭОР на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся» позволяет решить проблему эффективности образования. Пер...

Игровые технологии на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Описание процесса использования игровых технологий на уроках математики в средней школе...