«Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в организацию учебного процесса».
статья на тему
Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов, позволяют проводить дистанционное обучение, развивают систему непрерывного образования, тем самым повышая эффективность образовательного процесса. В отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения тому или иному предмету.
Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ставникова Ирина Сергеевна
Учитель английского языка
МБОУ «СОШ№2» п.г.т.Уренгой
Пуровского района
«Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в организацию учебного процесса».
Актуальность моей работы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов, позволяют проводить дистанционное обучение, развивают систему непрерывного образования, тем самым повышая эффективность образовательного процесса. В отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения тому или иному предмету.
Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.
Новые ИКТ меняют образовательную среду, открывают ее всем людям для обучения на протяжении жизни, обеспечивают обмен знаниями и способствуют созданию новых знаний, но также формируют передовые инструменты образовательной деятельности [2, стр. 274].
Именно новые, альтернативные образовательные технологии и являются результатом продвижения новых ИКТ в образование. Анализ альтернативных моделей получения образования в цифровую эпоху показывает, как меняются в них формы обучения и какие новые образовательные ресурсы для этого необходимы (учебные платформы, мобильное обучение и облачные технологии в образовании, социальные медиа). Это определяет новые компетентности учителей, методы социализации детей, новую организацию обучения с использованием современных средств управления учебным процессом, новые подходы к образовательной статистике, формированию учебных программ и методов оценивания на основе использования ИКТ. Важно учитывать системную связь всех этих процессов, их динамичность и большое влияние, которое оказывают на все компоненты образовательной среды новые информационные и коммуникационные технологии.
Для данного реферата будут поставлены следующие задачи:
- описание целей использования средств ИКТ;
- описание основных направлений внедрения средств ИКТ.
Цели и направления внедрения средств ИКТ в учебный процесс
Тема информатизации в настоящее время одна из наиболее актуальных и широко обсуждаемых. Феномен информатизации выведен в число универсальных мировоззренческих категорий, создавший новую триаду – «Материя – Энергия – Информация». Информация и телекоммуникации приобретают не только особый познавательный смысл в современном информационном обществе, но и становятся мощной преобразующей силой в организации его жизнедеятельности.
«Под информатизацией общества понимается социальный процесс, особенность которого состоит в том, что преобладающим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена» [4, стр. 7].
Особенностью нового взгляда на решение проблем информатизации образования является поиск подходов к профессиональному и личностному развитию человека и тому, как должно измениться содержание образования, формы и методы его организации для совершенствования качества профессиональной подготовки будущих специалистов. При этом искомые подходы должны ориентироваться, в первую очередь, не на создание технологических инвариантов и новых стандартов в образовании, а на разработку методик модернизации образования на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий.
Современный взгляд на подготовку специалиста означает формирование профессиональных компетенций, а не просто передачу информации. К профессиональным компетенциям относят: умение принимать решения в ситуациях неопределенности, владение проектной культурой и умение оптимизировать собственную профессиональную деятельность.
Государство предпринимает некоторые шаги в перестройке образования, часть из них может внести некоторые положительные изменения в систему образования, это относится, в основном, к разработанным Федеральным целевым программам (ФЦП): «Электронная Россия»; «Развитие единой образовательной информационной среды»; «Интеграция науки и высшего образования России» и ряду других. Практически все программы ставят близкие по сути цели, порой дублирующие друг друга. Среди основных целей можно выделить следующие:
- обеспечение гармоничного вхождения России в мировую постидустриальную экономику на основе кооперации и информационной открытости;
- преодоление информационного неравенства между Россией и другими развитыми странами, обеспечение равноправного вхождения граждан России в глобальное информационное сообщество;
- повышение качества образования во всех регионах России;
- создание условий для постепенного сглаженного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
- расширение и углубление подготовки специалистов по информационным технологиям и подготовка квалифицированных пользователей информационными технологиями и средствами;
- укрепление и развитие единого информационного образовательного пространства на всей территории страны;
- развитие и адаптация к рыночной экономике научно-технического и кадрового потенциала России – фундамента наукоемких, конкурентоспособных производств, основополагающего условия для выхода и закрепления отечественной высокотехнологичной продукции на внутреннем и мировом рынках;
- формирование нового мышления в постиндустриальном обществе.
Информатизацию образования можно рассматривать как процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого, который развивается на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым синергизм педагогического воздействия.
Таким образом, к средствам новых информационных технологий (СНИТ) будем относить аппаратные технические средства и устройства, которые работают на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, которые обеспечивают операции с информацией: сбор, накопление, обработку, хранение и передаче информации. Основные средства новых информационных технологий отображены на рис. 1.
Рис. 1 Основные средства новых информационных технологий (СНИТ)
Современное общество ставит перед образовательным учреждением следующую цель: «воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, который неотрывно связан с информатизацией»[4, стр.10]. Быстрота решения выше поставленной задачи будет зависеть от следующих факторов: насколько оснащены учебные электронно-вычислительной техникой и насколько готовы обучаемые к восприятию постоянно увеличивающему потоку информации. Как уже отмечалось, повсеместное использование информационных ресурсов, которые являются продуктом интеллектуальной деятельности, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию СНИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач – как учебных, так и практических.
Обратим внимание на возможности СНИТ, выполнение которых приводит к усилению учебного процесса, а также возможности создания методик, которые ориентированы на развитие личности учащегося. К этим возможностям относятся:
- мгновенная обратная связь между пользователем и СНИТ;
- хранение больших объемов информации, возможность передачи и легкого доступа к информации;
- автоматизация процессов вычислительной, информационно–поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
- визуализация информации об объектах или закономерностях процессов, явлений на экранах персональных компьютеров или устройств вывода;
- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения.
Правильное использование вышеперечисленных возможностей средств информатизации в образовательной деятельности способствует «возбуждению» процессов различных типов мышления; развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Реализация вышеперечисленных возможностей СНИТ позволяет организовать различные виды деятельности:
- регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;
- управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);
- автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование; управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;
- интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся, в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы.
Все перечисленные виды деятельности предполагают взаимодействие между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей. Такая деятельность называется информационно-учебной деятельностью.
Учитывая выше изложенное выделим педагогические цели использования СНИТ (таблица 1)
Таблица 1. Основные цели использования средств новых информационных технологий
Цели | Описание |
| Развитие мышления (теоретического, творческого, интуитивного, наглядно-действенного, теоретического) Формирование компьютерной грамотности Формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать свой вариант выхода из сложной ситуации Развитие эстетического воспитания Развитие коммуникационных способностей |
| Применение средств ИКТ не только на уроках информатики, но на других уроках (интерактивные доски, устройства мультимедиа) Выпуск квалифицированных специалистов в области информатики и вычислительной техники |
| Побудительная мотивация стимулов, которые отвечают за активизацию познавательной деятельности (возможность учащихся самим участвовать в разработке урока (например, презентации, видеоматериалы, проектные деятельности)) Усиление межпредметных связей при использовании на уроках современных средств обработки информации, парные уроки (например, урок физика-математика, химия-физика и т.д.) Увеличение качества процесса обучения за счет внедрения СНИТ и реализации их способностей (высокий процент усвоения учебного материала, за счет «яркой» подачи материала на уроках) |
Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения СНИТ в образование:
- СНИТ как средство обучения, которые приводит к повышению эффективности и качества образования. При этом делается упор на:
- максимальное использование в процессе обучения возможностей систем искусственного интеллекта
- использование программно-методического обеспечения современных ПЭВМ и др. в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций, осуществления тренировки, контроля результатов обучения;
- использование объектно-ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целях формирования культуры учебной деятельности;
- СНИТ как средство развития личности учащегося;
- СНИТ как инструмент познания окружающей действительности и самопознания;
- СНИТ как средство информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;
- СНИТ как объект изучения (например, в рамках освоения курса информатики);
- СНИТ в качестве средство автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики (программы для ведения (например, программы для ведения административно-хозяйственной деятельности, программы для тестирования учащихся).
- СНИТ как средство коммуникаций, (например, при помощи программы Skype или телеконференций) с помощью которых идет распространение передовых педагогических технологий;
- СНИТ как средство организации интеллектуального досуга, развивающих игр (например, развивающие и обучающие игры для учащихся различного возраста в сети Интернет; занимательные уроки для школьников)
- СНИТ как средство автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления учебным оборудованием (например, лабораторный практикум по предметам физики или химии) [3, стр. 12-13].
По вышеперечисленным направлениям, следует, что в основном целесообразность применения СНИТ, определяется их использованием в качестве средства визуализации учебной информации, средства формализации знаний о предметном мире, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир.
Заключение
Информационно-коммуникационные технологии является как двигателем, так и координатором растущей глобализации среды образования. ИКТ являются движущей силой, поскольку педагоги понимают, что сочетание цифровых технологий и ресурсов дает больше возможностей для расширения горизонтов и улучшения качества обучения, преподавания и подготовки, чем все предыдущие образовательные технологии от школьной доски до телевидения. Большая часть преподавания и обучения является вербальной, будь то слова, числа, формул или изображения. Цифровые учебные материалы качественно отличаются от традиционных учебных материалов своей возможностью управлять ими. ИКТ являются координатором, так как Интернет – это уникальное средство для широкого, доступного распространения образовательного материала. Поскольку Интернет также стал средством взаимодействия, его потенциал для преподавания и обучения стал еще более существенным.
Самое главное, что именно учащиеся оказывают огромное влияние на внедрение ИКТ на всех уровнях образования. Школьные системы понимают, что должны приспособиться к цифровому поколению детей, а студенты университетов выбирают онлайн в большем количестве, чем когда-либо.
Появление новых форм обучения приводит к увеличению количеству учащихся. Онлайн обучение не требует присутствие студента на лекциях в аудитории. Устройства для записи и хранения информации позволяют прослушать учебный материал в удобное время. Также появляется возможность получить образование у людей с ограниченными способностями.
Многообразие средств новых информационных технологий позволит выбрать наилучший метод обучения для достижения максимальных результатов.
Список использованной литературы
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: «РАО», 2009-228 с.
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография/ Под редакцией: Бадарча Дендева - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 стр.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управленческий аспект реализации деятельности инновационной площадки «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии организации учебного процесса на принципах сенсорно–моторной свободы В.Ф.Ба
Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления....
Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС основного и среднего образования.
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...
Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения
На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата при минимальных за...
Нетрадиционные формы организации учебного процесса в объединениях туристско-краеведческого направления
тиризм и краеведение...
Методические рекомендации по организации учебного процесса: краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной деятельности
Данный методический материал рекомендован для использования в учебном процессе учителями, педагогами дополнительного образования, краеведами. В работе рассматривается тема к...
Способы организации учебного процесса с целью подготовки учащихся 5 класса к ВПР по биологии (Линия УМК И.Н.Пономаревой. Биология (Линейная) (5-9 класс)
Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить д...