«Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в организацию учебного процесса».
статья на тему

Ставникова Ирина Сергеевна

 

Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов, позволяют проводить дистанционное обучение, развивают систему непрерывного образования, тем самым повышая эффективность образовательного процесса. В отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения тому или иному предмету.

Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ставникова Ирина Сергеевна
Учитель английского языка
МБОУ «СОШ№2» п.г.т.Уренгой
Пуровского района


 «Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в организацию учебного процесса».

Актуальность моей работы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов, позволяют проводить дистанционное обучение, развивают систему непрерывного образования, тем самым повышая эффективность образовательного процесса. В отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения тому или иному предмету.

Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.

Новые ИКТ меняют образовательную среду, открывают ее всем людям для обучения на протяжении жизни, обеспечивают обмен знаниями и способствуют созданию новых знаний, но также формируют передовые инструменты образовательной деятельности [2, стр. 274].

Именно новые, альтернативные образовательные технологии и являются результатом продвижения новых ИКТ в образование. Анализ альтернативных моделей получения образования в цифровую эпоху показывает, как меняются в них формы обучения и какие новые образовательные ресурсы для этого необходимы (учебные платформы, мобильное обучение и облачные технологии в образовании, социальные медиа). Это определяет новые компетентности учителей, методы социализации детей, новую организацию обучения с использованием современных средств управления учебным процессом, новые подходы к образовательной статистике, формированию учебных программ и методов оценивания на основе использования ИКТ. Важно учитывать системную связь всех этих процессов, их динамичность и большое влияние, которое оказывают на все компоненты образовательной среды новые информационные и коммуникационные технологии.

Для данного реферата будут поставлены следующие задачи:

  • описание целей использования средств ИКТ;
  • описание основных направлений внедрения средств ИКТ.

Цели и направления внедрения средств ИКТ в учебный процесс

Тема информатизации в настоящее время одна из наиболее актуальных и широко обсуждаемых. Феномен информатизации выведен в число универсальных мировоззренческих категорий, создавший новую триаду – «Материя – Энергия – Информация». Информация и телекоммуникации приобретают не только особый познавательный смысл в современном информационном обществе, но и становятся мощной преобразующей силой в организации его жизнедеятельности.

«Под информатизацией общества понимается социальный процесс, особенность которого состоит в том, что преобладающим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена» [4, стр. 7].

Особенностью нового взгляда на решение проблем информатизации образования является поиск подходов к профессиональному и личностному развитию человека и тому, как должно измениться содержание образования, формы и методы его организации для совершенствования качества профессиональной подготовки будущих специалистов. При этом искомые подходы должны ориентироваться, в первую очередь, не на создание технологических инвариантов и новых стандартов в образовании, а на разработку методик модернизации образования на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий.

Современный взгляд на подготовку специалиста означает формирование профессиональных компетенций, а не просто передачу информации. К профессиональным компетенциям относят: умение принимать решения в ситуациях неопределенности, владение проектной культурой и умение оптимизировать собственную профессиональную деятельность.

Государство предпринимает некоторые шаги в перестройке образования, часть из них может внести некоторые положительные изменения в систему образования, это относится, в основном, к разработанным Федеральным целевым программам (ФЦП): «Электронная Россия»; «Развитие единой образовательной информационной среды»; «Интеграция науки и высшего образования России» и ряду других. Практически все программы ставят близкие по сути цели, порой дублирующие друг друга. Среди основных целей можно выделить следующие:

  • обеспечение гармоничного вхождения России в мировую постидустриальную экономику на основе кооперации и информационной открытости;
  • преодоление информационного неравенства между Россией и другими развитыми странами, обеспечение равноправного вхождения граждан России в глобальное информационное сообщество;
  • повышение качества образования во всех регионах России;
  • создание условий для постепенного сглаженного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
  • расширение и углубление подготовки специалистов по информационным технологиям и подготовка квалифицированных пользователей информационными технологиями и средствами;
  • укрепление и развитие единого информационного образовательного пространства на всей территории страны;
  • развитие и адаптация к рыночной экономике научно-технического и кадрового потенциала России – фундамента наукоемких, конкурентоспособных производств, основополагающего условия для выхода и закрепления отечественной высокотехнологичной продукции на внутреннем и мировом рынках;
  • формирование нового мышления в постиндустриальном обществе.

Информатизацию образования можно рассматривать как процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого, который развивается на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым синергизм педагогического воздействия.

Таким образом, к средствам новых информационных технологий (СНИТ) будем относить аппаратные технические средства и устройства, которые работают на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, которые обеспечивают операции с информацией: сбор, накопление, обработку, хранение и передаче информации. Основные средства новых информационных технологий отображены на рис. 1.

Рис. 1 Основные средства новых информационных технологий (СНИТ)

Современное общество ставит перед образовательным учреждением следующую цель: «воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, который неотрывно связан с информатизацией»[4, стр.10]. Быстрота решения выше поставленной задачи будет зависеть от следующих факторов: насколько оснащены учебные электронно-вычислительной техникой и насколько готовы обучаемые к восприятию постоянно увеличивающему потоку информации. Как уже отмечалось, повсеместное использование информационных ресурсов, которые являются продуктом интеллектуальной деятельности, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию СНИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач – как учебных, так и практических.

Обратим внимание на возможности СНИТ, выполнение которых приводит к усилению учебного процесса, а также возможности создания методик, которые ориентированы на развитие личности учащегося. К этим возможностям относятся:

  • мгновенная обратная связь между пользователем и СНИТ;
  • хранение больших объемов информации, возможность передачи и легкого доступа к информации;
  • автоматизация процессов вычислительной, информационно–поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
  • визуализация информации об объектах или закономерностях процессов, явлений на экранах персональных компьютеров или устройств вывода;
  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения.

Правильное использование вышеперечисленных возможностей  средств информатизации в образовательной деятельности способствует «возбуждению» процессов различных типов мышления; развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Реализация вышеперечисленных возможностей СНИТ позволяет организовать различные виды деятельности:

  • регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;
  • управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);
  • автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование; управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;
  • интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся, в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы.

Все перечисленные виды деятельности предполагают взаимодействие между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей. Такая деятельность называется информационно-учебной деятельностью.

Учитывая выше изложенное выделим педагогические цели использования СНИТ (таблица 1)

Таблица 1. Основные цели использования средств новых информационных технологий

Цели

Описание

  1. Становление личности обучаемого, подготовка учащегося к современной жизни в условиях нового информационного общества

Развитие мышления (теоретического, творческого, интуитивного, наглядно-действенного, теоретического)

Формирование компьютерной грамотности

Формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать свой вариант выхода из сложной ситуации

Развитие эстетического воспитания

Развитие коммуникационных способностей

  1. Выполнение социального заказа, которое  обусловлено задачами информатизации современного общества

Применение средств ИКТ не только на уроках информатики, но на других уроках (интерактивные доски, устройства мультимедиа)

Выпуск квалифицированных специалистов в области информатики и вычислительной техники

  1. Углубление всех уровней учебно-воспитательного процесса

Побудительная мотивация стимулов, которые отвечают за активизацию познавательной деятельности (возможность учащихся самим участвовать в разработке урока (например, презентации, видеоматериалы, проектные деятельности))

Усиление межпредметных связей при использовании на уроках современных средств обработки информации, парные уроки (например, урок физика-математика, химия-физика и т.д.)

Увеличение качества процесса обучения за счет внедрения  СНИТ и реализации их способностей (высокий процент усвоения учебного материала, за счет «яркой» подачи материала на уроках)

Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения СНИТ в образование:

  1. СНИТ как средство обучения, которые приводит к повышению эффективности и качества образования. При этом делается упор на:
  • максимальное использование в процессе обучения возможностей систем искусственного интеллекта
  • использование программно-методического обеспечения современных ПЭВМ и др. в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций, осуществления тренировки, контроля результатов обучения;
  • использование объектно-ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целях формирования культуры учебной деятельности;
  1. СНИТ как средство развития личности учащегося;
  2. СНИТ как инструмент познания окружающей действительности и самопознания;
  3. СНИТ как средство информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;
  4. СНИТ как объект изучения (например, в рамках освоения курса информатики);
  5. СНИТ в качестве средство автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики (программы для ведения (например, программы для ведения административно-хозяйственной деятельности, программы для тестирования учащихся).
  6. СНИТ как средство коммуникаций, (например, при помощи программы Skype или телеконференций) с помощью которых идет распространение передовых педагогических технологий;
  7. СНИТ как средство организации интеллектуального досуга, развивающих игр (например, развивающие и обучающие игры для учащихся различного возраста в сети Интернет; занимательные уроки для школьников)
  8. СНИТ как средство автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления учебным оборудованием (например, лабораторный практикум по предметам физики или химии) [3, стр. 12-13].

По вышеперечисленным направлениям, следует,  что в основном целесообразность применения СНИТ, определяется их использованием в качестве средства визуализации учебной информации, средства формализации знаний о предметном мире, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир.


Заключение

Информационно-коммуникационные технологии является как двигателем, так и координатором растущей глобализации среды образования. ИКТ являются движущей силой, поскольку педагоги понимают, что сочетание цифровых технологий и ресурсов дает больше возможностей для расширения горизонтов и улучшения качества обучения, преподавания и подготовки, чем все предыдущие образовательные технологии от школьной доски до телевидения. Большая часть преподавания и обучения является вербальной, будь то слова, числа, формул или изображения. Цифровые учебные материалы качественно отличаются от традиционных учебных материалов своей возможностью управлять ими. ИКТ являются координатором, так как Интернет – это уникальное средство для широкого, доступного распространения образовательного материала. Поскольку Интернет также стал средством взаимодействия, его потенциал для преподавания и обучения стал еще более существенным.

Самое главное, что именно учащиеся оказывают огромное влияние на внедрение ИКТ на всех уровнях образования. Школьные системы понимают, что должны приспособиться к цифровому поколению детей, а студенты университетов выбирают онлайн в большем количестве, чем когда-либо.

Появление новых форм обучения приводит к увеличению количеству учащихся. Онлайн обучение не требует присутствие студента на лекциях в аудитории. Устройства для записи и хранения информации позволяют прослушать учебный материал в удобное время. Также появляется возможность получить образование у людей с ограниченными способностями.

Многообразие средств новых информационных технологий позволит выбрать наилучший метод обучения для достижения максимальных результатов.


Список использованной литературы

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: «РАО», 2009-228 с.
  2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография/ Под редакцией: Бадарча Дендева - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 стр.
  3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС основного и среднего образования.

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата  при минимальных за...

Методические рекомендации по организации учебного процесса: краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной деятельности

    Данный методический материал рекомендован для использования в учебном процессе учителями, педагогами дополнительного образования, краеведами.  В работе рассматривается тема к...

Способы организации учебного процесса с целью подготовки учащихся 5 класса к ВПР по биологии (Линия УМК И.Н.Пономаревой. Биология (Линейная) (5-9 класс)

Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить д...