Организация учебного процесса на уроках математики в условиях внедрения ФГОС.
статья на тему
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_uchebnogo_protsessa_na_urokah_matematiki_komissarova_v._m.docx | 14.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация учебного процесса на уроках математики
в условиях внедрения ФГОС.
В основе построения учебного процесса моей деятельности лежит технология проблемного обучения, которая, как и все существующие теории развивающего обучения направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
Под проблемным обучением, понимают обучение, протекающее в виде снятия последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. А чтобы затруднение вызвало проблемную ситуацию, оно должно порождаться недостаточностью имеющихся знаний, и эта недостаточность должна быть осознана учащимися.
В учебном процессе проблема может быть выражена в виде проблемного вопроса или проблемного задания. В соответствии с технологией проблемного обучения я разработала для себя следующую модель организации учебного процесса на уроках математики.
Логическая структура изучения темы:
- Изучение нового материала с использованием проблемного обучения и первичное закрепление новых знаний.
- Закрепление знаний с использованием ключевых задач.
- Комплексное применение знаний, умений и навыков, углубление знаний с использованием проблемного обучения.
- Обобщение и систематизация изученного материала.
- Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся, рефлексия деятельности.
В зависимости от изучаемой темы может быть проведено разное количество уроков того или иного типа. Но независимо от типа урока я стараюсь придерживаться следующих принципов организации учебной деятельности учащихся, важных, на мой взгляд, для достижения успеха в обучении и общем развитии учащихся:
- темп и динамичность урока, которые создают условия для того, чтобы детям было постоянно интересно на уроке;
- доброжелательные отношения между учителем и учениками, они необходимы для того, чтобы у детей не было никакого страха за допущенную ошибку или неверный ответ- все это неизбежно при самостоятельном добывании знаний;
- дифференциация обучения, так как невозможно собрать класс, в котором все дети имели бы одинаковый уровень подготовки и одинаковые способности к математике.
Урок на этапе изучения нового материала в соответствии с технологией проблемного обучения, на мой взгляд, должен содержать следующие структурные элементы:
- актуализация прежних знаний учащихся (воспроизведение ранее усвоенных знаний, создание ситуации успеха);
- возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы (создание ситуации « сбоя»; выдвижение предположений и обоснование гипотезы; доказательство гипотезы);
-первичное закрепление знаний;
-первичный контроль знаний.
На этапе актуализации знаний я предлагаю учащимся задания, при выполнении которых они не испытывают затруднений, так как способы решения им уже известны. Например:
-на доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные так и неверные. Предлагается проверить их. Или:
-на доске записана задача с традиционным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное решение.
На этапе постановки проблемы в 5-6 классах перед учащимися я сама ставлю проблемную ситуацию, а затем вместе с ними формулирую проблему. Вместе выдвигаем гипотезы и ищем пути доказательства путем эвристической беседы. В 7-9 классе учащиеся уже обладают достаточным уровнем сформированности мыслительных умений, большим объемом знаний, могут сами видеть и формулировать возникающую перед ними проблему, а также находить способы ее решения.
Следующим этапом изучения темы является решение ключевых задач. Это минимум задач, овладев методами решения которых, любой ученик будет в состоянии решать любую задачу на уровне программных требований по изучаемой теме.
На третьем этапе изучения темы я использую уроки комплексного применения знаний, умений и навыков, а также углубление знаний. На этих уроках можно использовать решение задач несколькими способами, обобщение приемов решения, самостоятельное решение обобщающих и нестандартных задач.
И как завершение изучения темы проводится урок проверки, оценки и коррекции знаний. Задачи для контроля подбираются дифференцированно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС основного и среднего образования.
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...
Методический семинар "Применение игровых технологий на уроках математики в условиях внедрения ФГОС"
Одним из приемов оживления урокв атематики являются игровые моменты....
«Развитие логического мышления у учащихся на уроках математики в условиях внедрения ФГОС ООО»
Методическая тема...
Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях ФГОС основного и среднего образования
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в условиях внедрения ФГОС
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного процесса. Овладение учениками универс...
Подходы и результаты в дифференцированном обучении школьников на уроках математики в условиях внедрения ФГОС
Многими учеными «индивидуальный подход к обучению» понимается как стратегический способ развития индивидуальности учащегося, его психических процессов и личностных качеств, который соотнос...