Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему
учебник Бунеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_v_7_klasse_buneev.docx | 40.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по литературе в 7 классе по образовательной программе
«Школа 2100»
Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования: образовательная система «Школа 2100». Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Рабочая программа составлена в соответствии с Законом об образовании РФ, Законом об образовании РБ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Рабочая программа ориентирована на использование УМК авторов образовательной системы «Школа 2100» Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В.
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.
Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
7-й класс – период развития читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы – произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели: 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.
В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:
– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
– воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;
– давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
–выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
Содержание тем учебного курса «Литература»
Введение. Трудный путь к станции «Я» (1 ч.)
Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы. Литературный герой и читатель.
Раздел 1. Я и мое детство. (16 ч. )
Автобиографическая и мемуарная литература. Личность автора, ее отражение в литературе. Традиции автобиографической литературы.
Для текстуального изучения.
А.И.Герцен «Былое и думы» (главы). Роль отрочества в становлении личности автора. «Былое и думы» как образец мемуарной литературы.
Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество» (главы). Внутренний мир героя. Работа над собой, нравственное становление личности.
М.Горький «Детство». Автобиографическое повествование. История детской души в повести М.Горького.
С.Есенин «Письмо матери».
Для обзорного изучения.
М.И.Цветаева «Отец и его музей» (отрывки из «Воспоминаний»). Особенности мемуарной литературы.
Ш.Бронте «Джейн Эйр» (главы). Автобиографическое начало в романе. Вымышленные мемуары.
Лирическая исповедь. Стихи-воспоминания о детстве: И.Бунин «Детство», К.Симонов «Тринадцать лет…», А.Тарковский «Белый день», М.Цветаева «В субботу», С.Есенин «Мой путь».
Теория литературы.
Художественная автобиографическая литература. Мемуарная литература. Объективное и субъективное в литературе. Автор и его герой.
Раздел 2. Я и Я (19 ч.)
Нравственные проблемы художественной литературы. Герой художественного произведения, его характер, поступки. Приемы создания характера в эпосе, драме, лирике.
Для текстуального изучения.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» в маленькой трагедии. Характеры Моцарта, Сальери.
А.Грин «Алые паруса» (в сокращении). Вера в прекрасное и мечта о счастье. Сотворение чуда для любимого человека.
В.Ф.Тендряков «Хлеб для собаки». Муки человеческой совести.
Для обзорного изучения.
А.С.Пушкин «Дар напрасный, дар случайный…». Философские размышления о предназначении человека.
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (главы). Истинная слепота и духовное прозрение героя.
Л.А.Кассиль «Ранний восход» (главы). Духовное становление героя.
К.Г.Паустовский «Жизнь Александра Грина» (фрагмент).
Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула» (отрывки). Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни.
А.Франк «Погибель» (отрывки). Духовное становление человека в страшные годы войны».
«Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки».
Стихи: Н.Огарев «Хандра», Ю.Левитанский «Диалог у новогодней елки», Б.Окуджава «Песенка о ночной Москве», А.Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.
Теория литературы.
Понятия «литературный герой», «характер». Герой в эпическом произведении. Речь и поступок как средства создания характера героя в эпическом и драматическом произведении. Роль эпиграфа в художественном произведении. Дневник как литературная форма. Художественный мир писателя.
Раздел 3. Я и другие (19 ч.)
Нравственные основы характера литературного героя. Автор и его герой, выражение авторской позиции в художественном тексте.
Для текстуального изучения.
В.М.Шукшин «Крепкий мужик», «Слово о «малой родине». Герои Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей. Интерес писателя к человеку.
А.Г.Алексин «Безумная Евдокия» ( в сокращении). Взаимоотношения личности и коллектива, педагога и учеников. Воспитание «таланта человечности».
В.Г.Распутин «Уроки французского». Проблема пробуждения совести и проблема памяти в рассказе.
О,Генри «Дары волхвов». Красота души героев. Нравственные ценности в жизни героев рассказа.
Для обзорного изучения.
В.К.Железников «Чучело» (главы).
Стихи о смысле жизни, о поисках своего места в мире: А.Пушкин «Если жизнь тебя обманет…», Р.Киплинг «Заповедь», Н.Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», А.Яшин «Спешите делать добрые дела», Б.Окуджава «Прощание с новогодней елкой».
Теория литературы.
Тема, идея, проблема в литературном произведении. Очерк как эпический жанр. Роль заглавия в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции и оценки героя.
Раздел 4. Я и мир: вечное и преходящее (15 ч.)
Герои и обстоятельства. Поступок героя как проявление характера. Нравственная цена поступка. Вечные ценности в жизни и литературе.
Для текстуального изучения.
М.А.Шолохов «Судьба человека». Судьба обычного человека в тяжелое военное время. Нравственный «стержень» характера А.Соколова. особенности композиции рассказа.
Ю.Д.Левитанский «Ну что с того, что я там был…». Влияние войны на человека – на его жизнь и внутренний мир.
Ч.Т.Айтматов «Первый учитель» (в сокращении). Подвиг учителя Дюйшена. Нравственная красота характера героя.
К.Г.Паустовский «Мещерская сторона» (главы). Бескорыстная любовь к обыкновенной земле.
Для текстуального и обзорного изучения.
Стихи о вечном и преходящем: А.С.Пушкин «Зимнее утро», Ю.Левитанский «Падают листья..», В.Высоцкий «Я не люблю», А.Вознесенский «Сага», Г.Шпаликов «Людей теряют только раз…».
Сонеты В.Шекспира, стихи: А.С.Пушкин «Ты и Вы», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье», «Признание», М.Ю.Лермонтов «Как небеса, твой взор блистает…», «Отчего», «Из-под таинственной холодной полумаски», А.К.Толстой «Средь шумного бала», Ф.И.Тютчев «Я встретил вас…», А.Ахматова «Песенка», М.Цветаева «Как правая и левая рука…», «Наконец-то встретила…», В.Багрицкий «Ты помнишь дачу..», М.Петровых «Назначь мне свиданье…». М.Светлов «Все ювелирные магазины – они твои…», Д.Самойлов «Названья зим», «И всех, кого любил…», В.Высоцкий «Баллада о любви».
Теория литературы.
Композиция. Композиционные приемы «рассказ в рассказе», «рассказ с обрамлением». Понятие об авторском стиле.
Сравнение, контраст, метафора как средства художественной изобразительности. Лирический герой и автор лирического произведения. Жанры лирической поэзии.
Обобщение (1ч.)
Развитие речи (5ч.)
- Творческий пересказ.
- Рецензия.
- Сочинение-характеристика литературного героя. Сочинение на морально-этическую тему.
- Сочинение в форме дневника, интервью. Сочинение автобиографического характера. Сочинение-стилизация.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа:
в год: 68
Количество часов в неделю: 2
Количество сочинений: 10
Календарно-тематическое планирование
№ | Темы и подтемы | Количество часов | Дата проведения | Дата факт.проведения | Примечание |
1 | Введение. Трудный путь к станции «Я». | 1 | |||
Раздел 1. «Я и мое детство». | 16 | ||||
2 | Я вспоминаю детство. | 1 | |||
А.И.Герцен «Былое и думы» . Родословная . | 3 | ||||
3 | «Через тридцать лет я стою под тем же знаменем…» | 1 | |||
4 | Будь благословенна, дружба! | 1 | |||
5 | Что такое мемуары? | 1 | |||
Л.Н.Толстой. Родословная. «Детство», «Отрочество» | 5 | ||||
6 | Как мне быть с самим собой? | 1 | |||
7 | Учусь вспоминать и оценивать. | 1 | Программа «Здоровье» | ||
8 | Как непросто дружить и любить, когда тебе только десять лет! | 1 | |||
9 | «Со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства…» | 1 | |||
10 | «…и началась новая эпоха – эпоха отрочества» | 1 | |||
М.И.Цветаева. Родословная. «Отец и его музей» | 1 | ||||
11 | «Я все помню эмоционально…» | 1 | |||
С.А.Есенин. Родословная. Лирика. | 1 | ||||
12 | «Всю душу выплещу в слова» | 1 | |||
М.Горький «Детство» | 3 | ||||
13 | Тяжелые картины детства | 1 | |||
14 | «В темнице мира я не одинок» | 1 | |||
15 | «…Точно мне содрали кожу с сердца…» | 1 | |||
Ш.Бронте «Джейн Эйр» | 1 | ||||
16 | Сохраним чистую совесть и достоинство | 1 | |||
17 | Подведем итоги | 1 | Программа «Здоровье» | ||
Раздел 2. «Я и Я» | 19+1 р.р. | ||||
В.Ф.Тендряков «Хлеб для собаки» | 2 | ||||
18 | «…ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто… едина разве совесть» | 1 | |||
19 | Трудный процесс пробуждения совести | 1 | |||
В.Г.Короленко. Родословная. «Слепой музыкант». Назначение искусства. | 1 | ||||
20 | Трагедия истинной слепоты, или Радость прозрения | 1 | |||
Л.А.Кассиль «Ранний восход» | 1 | ||||
21 | Поиск самого себя | 1 | |||
А.С.Пушкин. Родословная. «Дар напрасный, дар случайный…», «Моцарт и Сальери» | 2 | ||||
22 | Дар напрасный? Дар случайный? | 1 | |||
23 | Что в глубине души моей лежит? | 1 | |||
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» | 5+1 р.р. | ||||
24 | Автор мемуаров Петр Андреевич Гринев | 1 | |||
25 | Внутреннее «я» Алексея Ивановича Швабрина | 1 | |||
26, 27 | Преступник и благодетель | 2 | |||
28 | Милая капитанская дочка | 1 | |||
29 | Р.р. Характеристика литературного героя (на примере одного из героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка») | 1 | Программа «Здоровье» | ||
30 | «Бывают дни, когда душа пуста…» | 1 | |||
Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула» | 1 | ||||
31 | Дневник интеллектуала Адриана Моула | 1 | |||
Анна Франк «Погибель» | 1 | ||||
32 | Сложно убить человеческую душу! | 1 | |||
Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки» | 1 | ||||
33 | Летопись разрушения личности | 1 | |||
А.Грин. «Алые паруса» | 3 | ||||
34 | «Я ценю людей, умеющих самостоятельно мыслить – в любых ситуациях» | 1 | |||
35, 36 | А может быть, это и есть настоящая любовь? | 2 | |||
37 | Подведем итоги | 1 | Программа «Здоровье» | ||
Раздел 3. Я и другие. | 9+2 р.р. | ||||
38 | «Владей собой среди толпы смятенной! | 1 | |||
В.К.Железников «Чучело» | 1 | ||||
39 | Преданность и предательство | 1 | |||
А.Г.Алексин «Безумная Евдокия» | 2+1 р.р. | ||||
40 | Если не вглядываться в человеческие лица… | 1 | |||
41 | Что можно увидеть, вглядевшись внимательно? | 1 | |||
42 | Р.р. Рецензия на прочитанную книгу | 1 | Программа «Здоровье» | ||
В.Г.Распутин. Родословная. «Уроки французского» | 1 | ||||
43 | Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять | 1 | |||
В.М.Шукшин «Крепкий мужик» | 2+1 р.р. | ||||
44 | «Мы – люди, потрясенные Шукшиным» | 1 | |||
45 | Только бы остаться в истории | 1 | |||
46 | Р.р. Очерк о малой родине в художественно-публицистическом стиле | 1 | Программа «Здоровье» | ||
О,Генри «Дары волхвов» | 1 | ||||
47 | «…Из всех дарителей эти двое были мудрейшими» | 1 | |||
48 | Подведем итоги | 1 | Программа «Здоровье» | ||
Раздел 4. «Я и мир: вечное и преходящее» (с приложением) | 15+3 р.р. | ||||
49 | Вечные вопросы бытия | 1 | |||
М.А.Шолохов. Родословная. «Судьба человека» | 2+1 р.р. | ||||
50 | Рассказ о человеке и его судьбе | 1 | |||
51 | Человек между людьми | 1 | |||
52 | Р.р. Сочинение о самом сильном впечатлении детства | 1 | Программа «Здоровье» | ||
В.В.Быков «Круглянский мост» | 1 | ||||
53 | «Меня интересует, в первую очередь, не сама война… но, главным образом, нравственный мир человека…», или Что же случилось на Круглянском мосту? | 1 | |||
Ю.Д.Левитанский «Ну что с того, что я там был…» | 1 | ||||
54 | Забыть или помнить? | 1 | |||
Ч.Т.Айтматов «Первый учитель» | 1 | ||||
55 | Кто посадил тополя, или Подвиг учителя Дюйшена | 1 | |||
К.Г.Паустовский. Родословная. «Мещерская сторона» | 3+1 р.р. | ||||
56 | Вспоминая Паустовского | 1 | |||
57 | Бескорыстная любовь к обыкновенной земле | 1 | |||
58 | Необыкновенный мир красок, звуков и запахов | 1 | |||
59 | Р.р. Сочинение-миниатюра. | 1 | Программа «Здоровье» | ||
А.С.Пушкин «Зимнее утро» | 1 | ||||
60 | «Мороз и солнце; день чудесный!» | 1 | |||
В.С.Высоцкий «Я не люблю» | 1 | ||||
61 | То, чего я не люблю | 1 | |||
62 | Пополняем таблицу ценностей | 1 | |||
63 | Подведем итоги | 1 | Программа «Здоровье» | ||
Приложение к разделу 4 | 2+1 р.р. | ||||
64 | «Суровый Дант не презирал сонета…» | 1 | |||
65 | Р.р. Сочиняем стихотворение твердой формы | 1 | Программа «Здоровье» | ||
66 | «Я помню чудное мгновенье…» | 1 | |||
67 | Итоговая проверочная работа | 1 | |||
68 | Обсуждение списка литературы на лето | 1 | |||
Учебно-методическое обеспечение:
1) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература.7-й класс («Путь к станции Я»). Учебник в 2-х книгах. – М.: Баласс, 2008.
2) Бунеев Р.Н.,Уроки литературы в 7-м классе по учебнику «Путь к станции «Я». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2006.
Здоровьесберегающие технологии:
Работая над материалом программы по литературе в целях воспитания здорового подрастающего поколения, целесообразно использовать на уроках здоровьесберегающие технологии, а именно:
- Физкультминутки.
- Индивидуальный подход к каждому ученику в соответствии с его знаниями и возможностями.
- При работе над сочинением темы о спорте, полезном времяпрепровождении др.
- Для изложений использовать тексты о здоровом образе жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...