Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
№ | темы | Кол.часов | дата | Предметные знания и умения |
Тема 1: «Введение» Всего часов: 2 | ||||
1 | Наш новый предмет. Новый учебник и его герои. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы. Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства | |
2 | От чего захватывает дух. Н.Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны". Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | Знать биографические сведения о писателе | |
Тема 2: «Жизнь по законам чести» Всего часов: 7 | ||||
3 | Александр Дюма и его роман «Три мушкетёра». Герои бессмертной книги. | 1 | Знать биографические сведения о писателе, понятие о приключенческой литературе и литературном герое. Узнавать приключенческую литературу по её признакам. | |
4 | «Законы чести» в главе «Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала». | 1 | Уметь определять роль портретной характеристики героя. | |
5 | Что такое дружба (по главе «План кампании»). | 1 | Уметь выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. | |
6 | Н.Долинина «Честь и достоинство». Урок контроля, оценки | 1 | Уметь писать сочинение-эссе. | |
7 | Жюль Верн – удивительный писатель. Мужественные и честные сердца. Знаменитый географ на борту «Дункана». | 1 | Знать биографические сведения о писателе. Знать понятия вымысла и авторского замысла в литературе. Портретная х-а. | |
8 | Как был найден капитан Грант. | 1 | Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров; уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста | |
9 | Р/р Сочинение по разделу «Жизнь по законам чести». Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | 1 | Уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях | |
3 | Тема 3: «Шифры и клады» Всего часов: 9 | |||
10 | Что такое шифр и что такое клад? | 1 | Узнавать приключенческую литературу по её признакам. | |
11 | К.Г.Паустовский «Эдгар По». Понятие о литературном портрете. | 1 | Знать: что такое литературный портрет. Уметь отличать литературный портрет от обычной биографии | |
12 | Тайна золотого жука (по рассказу Э.По «Золотой жук»). | 1 | Знать содержание прочитанного литературного произведения. Уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции | |
13 | Р.Л.Стивенсон и неизведанные острова. | 1 | Знать биографические сведения о писателе. | |
14 | Полный опасностей путь. | 1 | Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; | |
15 | Цена честного слова. | 1 | Уметь понимать ключевые проблемы произведения. | |
16 | «Вьётся по ветру «Весёлый Роджер», Люди Флинта песенку поют». | 1 | Уметь характеризовать героев. | |
17 | Анатолий Рыбаков и тайны повести «Кортик». | 1 | Узнавать приключенческую литературу по её признакам. | |
18 | Р/р Сочинение по разделу «Шифры и клады». | 1 | Уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях. | |
4 | Тема 4: «Экстремальные ситуации» Всего часов: 4 | |||
19 | Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона. | 1 | Знать биографические сведения о писателе. | |
20 | Что такое любовь к жизни? | 1 | понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев. | |
21 | Оставаться человеком при любых обстоятельствах (Б.Житков и его рассказ «Механик Салерно»). | 1 | Уметь анализировать литературное произведение | |
22 | Р/р Сочинение по разделу «Экстремальные ситуации». | 1 | Уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях. | |
5 | Тема 5: «Как мы становимся взрослыми» Всего часов: 8 | |||
23 | Марк Твен и его маленькие герои. | 1 | Знать биографические сведения о писателе | |
24 | Приключения – игра и жизнь. | 1 | Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | |
25 | Приключения – жизнь. | 1 | Уметь пересказывать прозаическое произведение | |
26 | В.П.Катаев «Белеет парус одинокий» Море Пети и море Гаврика. | 1 | Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни. | |
27 | В.П.Катаев «Белеет парус одинокий» Большие события и маленькие дети. | 1 | Уметь сопоставлять героев одного произведения. | |
28 | Дети становятся взрослыми. | 1 | Знать содержание прочитанного литературного произведения | |
29 | М.Ю.Лермонтов «Парус». | 1 | Уметь сопоставлять произведения. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. | |
30 | Р/р Сочинение по разделу «Как мы становимся взрослыми». | 1 | Уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях. | |
6 | Тема 6: «Правда истории и вымысел» Всего часов: 7 | |||
31-32 | В.А.Каверин «Два капитана». Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева. «Я найду экспедицию». | 2 | Понимать ключевые проблемы произведения. Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе. | |
33-35 | Лётчик Григорьев и штурман Климов. Капитан Григорьев на войне. Как была найдена экспедиция. | 3 | Знать содержание прочитанного литературного произведения. | |
36 | М.Ю.Лермонтов «Бородино». | 1 | Читать выразительно наизусть стихотворение | |
37 | Р/р Сочинение по разделу «Правда истории и вымысел». | 1 | Уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях. | |
7 | Тема 7: «Романтика неизведанного» Всего часов: 2 | |||
38 | Стихи о прекрасном и неведомом (Н.Гумилёв, В.Маяковский, М.Светлов, Д.Самойлов, В.Берестов. | 1 | Знать отличительные признаки стихотворной речи. Читать выразительно наизусть стихотворение | |
39 | Что мы узнали о приключенческой литературе (обобщающий урок). Проверочная работа №1. | 1 | Воспринимать текст литературного произведения. | |
8 | Тема 8: «Мир, «затерянный» в нас» Всего часов: 1 | |||
40 | А.Конан Дойл «Затерянный мир».Наука и полёт фантазии. | 1 | Уметь узнавать фантастическую литературу по её признакам. | |
9 | Тема 9: «Научная и «ненаучная» фантастика» Всего часов: 4 | |||
41 | А.Р.Беляев «Голова профессора Доуэля». Мари Лоран и голова профессора Доуэля. | 1 | Знать биографические сведения о писателе. Правдоподобие и фантастика. | |
42 | Профессор Доуэль и профессор Керн. | 1 | Понимать ключевые проблемы Нравственные проблемы | |
43 | Каждый из нас в ответе перед будущим (рассказ Р.Брэдбери «И грянул гром»). | 1 | понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | |
44 | Н.В.Гоголь «Портрет». Странное, причудливое, фантастическое в повести. | 1 | Уметь анализировать литературное пр-е, Реальное и фантастическое в худож. Пр. | |
10 | Тема 10: «Сказка и фантастика» Всего часов: 3 | |||
45 | Жизнь и фантастика в сказке (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»). | 1 | Уметь отличать сказку от произведения фантастической литературы. | |
46 | А.С.Пушкин и его первая поэма. «Там чудеса…» (сказочное в поэме «Руслан и Людмила»). | 1 | Отличие от волшебной сказки | |
47 | Р/р Сочинение по части II учебной хрестоматии «Что можно увидеть с закрытыми глазами». | 1 | Уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях. | |
11 | Тема 11: «В лабиринте событий» Всего часов: 3 | 1 | ||
48 | Что такое детектив? Истоки детективной литературы (Э.По «Убийство на улице Морг»). | 1 | Знать понятие о детективной литературе; особенности сюжета и композиции в детективе. Уметь узнавать детектив по его жанровым признакам. | |
49 | Знаменитый сыщик мистер Шерлок Холмс (А.Конан Дойл «Горбун»). | 1 | Уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции; узнавать детектив по его жанровым признакам. | |
50 | Р/р Сочинение по части III учебной хрестоматии «В лабиринте событий». | 1 | Уметь писать сочинение в жанре детектива. | |
12 | Тема 12: «Я и другие» Всего часов: 12 | |||
51 | Драмы взрослых и драмы детей (повесть В.Г.Короленко«В дурном обществе»). | 1 | Видеть в тексте средства создания характера героя. | |
52-53 | Уроки добра и справедливости | 2 | Уметь выявлять заложенные в произведение вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание. | |
54 | Смысл названия и основные идеи повести. | 1 | Уметь различать повесть и рассказ по их признакам | |
55 | М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч. | 1 | Знать биографию писателя; содержание прочитанного литературного произведения. Уметь различать в произведении автора и рассказчика. | |
56 | Тропа Насти и тропа Митраши. | 1 | Уметь выявлять заложенные в произведение вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; | |
57 | «Великий храм природы» в повести «Кладовая солнца». Смысл названия повести. | 1 | Сказка и быль. Роль пейзажа в художественном произведении. Авторская позиция. | |
58 | Чего не выдумаешь в детстве! (главы из повести Л.А.Кассиль «Кондуит и Швамбрания»). | 1 | Воспринимать текст литературного произведения | |
59 | Республика Шкид и её проблемы (глава из повести Г.Белых и Л.Пантелеева «Республика Шкид». | 1 | формулировать собственное отношение к нему; характеризовать его героев; отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | |
60 | Рассказы о детях. В.Распутин «Мама куда-то ушла». | 1 | понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, | |
61 | Стихи о детях (Д.Самойлов, В.Берестов, Н.Заболоцкий). | 1 | Знать отличительные признаки стихотворной речи. Читать выразительно наизусть стихотворение. Определять стихотворный размер; анализировать стихотворное произведение. | |
62 | Р/р Сочинение по разделу «Я и другие». | 1 | Уметь писать сочинение-сравнительную характеристику двух героев. | |
13 | Тема 13: «Мы не можем без них или они без нас?..» Всего часов: 6 | |||
63 | «Собачий мир» в рассказе А.П.Чехова «Каштанка». | 1 | характеризовать его героев. Образы животных в произведениях художественной литературы | |
64 | «Всем кошкам кошка» в рассказе А.И.Куприна «Ю-ю» и в рассказе К.Чапека «С точки зрения кошки». | 1 | Нравственные проблемы в произведениях о животных. формулировать собственное отношение | |
65-66 | Д.Даррелл «Гончие Бафута». Смешное и трогательное в книге. Э.Сетон-Томпсон «Чинк». Друг, который никогда не предаст. | 2 | Знать биографические сведения о писателях. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов. | |
67 | Мир животных в стихах. | 1 | Знать отличительные признаки стихотворной речи. Читать выразительно наизусть стихотворение. Уметь определять стихотворный размер. | |
68 | Р/р Сочинение по разделу «Мы не можем без них или они без нас?..». | 1 | Уметь писать сочинение-размышление. | |
Рабочая программа по литературе для 5-го класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской программы по литературе «Школа 2100» (авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова).
Рабочая программа ориентирована на использование учебникаБунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Литература. 5-й класс («Шаг за горизонт»). Учебник в 2-х книгах. – Изд.2-е, испр. – М.: Баласс, 2011.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен преемственностью в преподавании.
Рабочая программа имеет целью воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления и способствует решению следующих задач изучения литературы на ступени основного общего образования:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса (1–11-й классы). Курс литературы в 5-ом классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
В программе для 5–го класса выделяются произведения для текстуального изучения и для обзорного изучения. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При определении подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для текстуального изучения рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения для обзорного изучения читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Линии, общие с курсом «Русский язык»:
1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литература».
4. Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
6. Приобретение, систематизация и использование сведений по истории и теории литературы.
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений, то есть включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует в дальнейшем успешной социализации обучающихся.
Новизна данной программы определяется тем, что расширение и углубление содержания Примерной и авторской программ ориентировано на развитие творческих способностей обучающихся и заключается в проведении творческих мастерских.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогической, решения продуктивных задач и проектной.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5–8-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объём произведений, обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся.
Требования к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов конкретного учебного предмета
Личностные УУД:
- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- формировать уважение к личности и её достоинству;
- формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации;
- формировать уважение к истории;
- формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- способствовать развитию культурной и этнической толерантности;
- осуществлять рефлексию.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
- обучение целеполаганию;
- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;
- анализировать условия достижения цели;
- устанавливать целевые приоритеты;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- принимать решения в проблемной ситуации;
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;
- создавать тексты определённого жанра;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Познавательные УУД:
- давать определения понятиям;
- обобщать понятия;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
- пользоваться изучающим видом чтения;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- строить рассуждения;
- осуществлять сравнение;
- излагать содержание прочитанного текста выборочно;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять анализ;
- учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять классификацию.
Предметные знания:
- знать биографические сведения о писателе;
- знать содержание прочитанных литературных произведений;
- понятие о приключенческой литературе и литературном герое;
- знать понятия вымысла и авторского замысла в литературе;
- знать: что такое литературный портрет;
- знать отличительные признаки стихотворной речи;
- знать понятие о детективной литературе; особенности сюжета и композиции в детективе;
- знать изученные теоретико-литературные понятия.
Предметные умения:
- формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;
- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;
- уметь характеризовать героев;
- определять роль портретной характеристики героя;
- видеть в тексте средства создания характера героя;
- узнавать приключенческую литературу по её признакам;
- уметь делать выводы об особенностях художественного мира приключенческой литературы;
- уметь выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- уметь писать сочинения разных жанров;
- уметь анализировать литературное произведение;
- уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;
- уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста и образных средств русского языка;
- создавать устное монологическое высказывание;
- уметь отличать литературный портрет от обычной биографии;
- уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции;
- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- уметь сопоставлять героев;
- уметь понимать ключевые проблемы произведения;
- уметь сопоставлять произведения;
- уметь сопоставлять легенду и её интерпретацию в художественном произведении;
- читать выразительно наизусть стихотворения;
- уметь узнавать фантастическую литературу по её признакам;
- уметь отличать сказку от произведения фантастической литературы;
- уметь узнавать детектив по его жанровым признакам;
- уметь различать повесть и рассказ по их признакам;
- уметь различать в произведении автора и рассказчика;
- определять стихотворный размер;
- понимать русское слово в его эстетической функции.
Количество учебных часов 68 часов в год
2 часа в неделю
Количество уроков внеклассного чтения: _9____
сочинений: _10________
контрольных работ: ___2_
Содержание учебного предмета
Тема 1: «Введение»
Литература как искусство словесного образа. Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Портрет. Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя. Авторская позиция. Заглавие произведения. Н.С.Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны».
Тема 2: «Жизнь по законам чести»
Художественный вымысел. Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и её героев бессмертными. А.Дюма «Три мушкетёра». Эссе как жанр литературы. Н.Г.Долинина «Честь и достоинство». Ж.Верн. Биографические сведения о писателе. Ж.Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж.Верна. Литературные роды и жанры. Эпические жанры (роман).
Тема 3: «Шифры и клады»
«Законы» приключенческой литературы. К.Г.Паустовский «Эдгар По». Понятие о литературном портрете. Сюжет и композиция. Рассказ Э.По «Золотой жук». Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе. Эпические жанры (повесть). А.Н.Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.
Тема 4: «Экстремальные ситуации»
Дж.Лондон. Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Эпические жанры (рассказ). Героический характер. Пейзаж. Дж.Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Нравственные уроки приключенческой литературы. Человек в единоборстве с судьбой. Б.С.Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.
Тема 5: «Как мы становимся взрослыми»
Марк Твен. Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Марк Твен «Приключение Гекльберри Финна» (главы). Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. В.П.Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни. Большие события и маленькие герои в литературе. М.Ю.Лермонтов «Парус». Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе.
Тема 6: «Правда истории и вымысел»
В.А.Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе. Баллада А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Легенда и её интерпретация в художественном произведении. Традиции народной поэзии в создании образов «Песни…». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песни…». Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси. М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Переложение исторического факта в художественном произведении. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Тема 7: «Романтика неизведанного»
Ритм, рифма. Строфа. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Стихи о прекрасном и неведомом: А.Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», Н.Гумилёв «Жираф», В.Маяковский «А вы могли бы?», М.Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне…», Д.Самойлов «Сказка», В.Берестов «Почему-то в детстве…». Лирика. Лирические жанры.
Тема 8: «Мир, «затерянный» в нас»
Правдоподобие и фантастика. Фантастическая литература и её читатель. «Законы» фантастической литературы. А.Конан Дойл. «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.
Тема 9: «Научная и «ненаучная» фантастика»
Правдоподобие и фантастика. Нравственные проблемы в фантастической литературе. А.Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность учёных перед человечеством. РэйБрэдбери. Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы. Р.Брэдбери «И грянул гром» (в сокращении). Особенности сюжета рассказа. Последствия поступков человека для будущего. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Н.В.Гоголь. Реальное и фантастическое в художественном произведении.
Н.В.Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.
Тема 10: «Сказка и фантастика»
Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке. Литературная сказка. А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки.
Тема 11: «В лабиринте событий»
Сюжет и композиция. Детективная литература и её читатель. Жанровое многообразие детектива. «Законы» детективной литературы. Э.По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как класический детективный рассказ. А.Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе.
Тема 12: «Я и другие»
Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы. Повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе». Средства создания характеров героев. Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Повесть и рассказ. М.М.Пришвин «Кладовая солнца. Сказка и быль. Роль пейзажа в художественном произведении. Авторская позиция. Л.А.Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы). Выдуманная страна детства. Г.Белых, Л.Пантелеев «Республика Шкид» (главы). Проблема становления характера в повести. В.Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества. Стихи о детях: Д.Самойлов «Из детства», Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», В.Берестов «Мама уехала». Стихи и проза.
Тема 13: «Мы не можем без них или они без нас?..»
Образы животных в произведениях художественной литературы. А.П.Чехов «Каштанка». А.И.Куприн «Ю-ю». К.Чапек «С точки зрения кошки».
Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов. Э.Сетон-Томпсон «Чинк», Дж.Даррелл «Гончие Бафута». Стихи о животных: С.Есенин «Песнь о собаке», И.Бунин «Змея», Н.Заболоцкий «Лицо коня», В.Инбер «Сеттер Джек», Б.Заходер «Памяти моего пса». Ритм, рифма. Размер. Строфа. Способы создания художественной выразительности в поэзии.
Тема 14: «Обобщение»
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
уроки развития речи | контрольные работы | |||
1. | Введение | 2 | - | - |
2. | Жизнь по законам чести | 7 | 1 | - |
3. | Шифры и клады | 9 | 1 | - |
4. | Экстремальные ситуации | 4 | 1 | - |
5. | Как мы становимся взрослыми | 8 | 1 | - |
6. | Правда истории и вымысел | 7 | 1 | - |
7. | Романтика неизведанного | 2 | - | 1 |
8. | Мир, «затерянный» в нас | 1 | - | - |
9. | Научная и «ненаучная» фантастика | 4 | - | - |
10. | Сказка и фантастика | 3 | 1 | - |
11. | В лабиринте событий | 3 | 1 | - |
12. | Я и другие | 12 | 1 | - |
13. | Мы не можем без них или они без нас?.. | 6 | 1 | - |
14. | Обобщение | 2 | - | 1 |
Итого: | 68 | 9 | 2 |
Республика Башкортостан
г. Белорецк
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 21
«Согласовано»______ Заместитель директора «Утверждаю»_________
Руководитель МО по УР___/Юрочкина И.А. Директор МОБУ СОШ №21
________/Тутикова И.Н. «___»__________2014г. Кривоус В.Л.
Протокол №___ Приказ №____
от «__»________2014г. от «___»_______2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ___литературе______________________________
(указать предмет, класс, модуль)
Ступень обучения (класс) _основное общее класс__________5_____________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов всего: _68_; в неделю _2__часа Уровень_базовый___
Учитель_Абакумова И.А.__
Программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных заведений. Литература», утверждённой Министерством образования РФ
Количество:
уроков внеклассного чтения: _9_
уроков развития речи_10_
«Согласовано»__________
Заместитель директора по УВР_______________
«___»_________2014г.
г. Белорецк
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 21
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По _литературе__________
Класс__5___
Учитель _Абакумова И.А.__
Количество часов всего: 68 часов; в неделю 2 часа
Программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных заведений.Литература», утверждённой Министерством образования РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...