методическая разработка "Применение интегрированного подхода в образовательном процессе ДОУ"
методическая разработка по теме

Шпигарева Ольга Николаевна

В статье обобщён опыт по применению интегрированного подхода в образовательном процессе ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Аннотация к статье

"Применение интегрированного подхода в  образовательном процессе  ДОУ".

В данной статье рассматривается проблема интеграции дошкольного образования. Её содержание отражает актуальную на сегодняшний день проблему эффективного совмещения различных видов деятельности с использованием интегрированного подхода в рамках организованной образовательной деятельности дошкольников. Авторы статьи попытались раскрыть сущность применения интегрированного подхода, освятили структуру, содержание и направления работы. Обобщили опыт работы по исследуемой теме и предложили свои практические разработки.

 Материал статьи будет интересен  логопедам, воспитателям, физкультурным работникам, музыкальным руководителям.

"Применение интегрированного подхода в  образовательном процессе  ДОУ".

Шпигарева О.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦППРК «Доверие», г. Санкт-Петербург

Мигачёва Т. В., инструктор по физическому воспитанию МДОУ №27 «Золотая рыбка», г. Обнинск

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.

Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированные занятия.

Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога,  раскрытия его способностей.

В детском саду была организована творческая группа, которая апробирует и реализует методическую разработку: «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ»; на практике педагоги разрабатывают и внедряют серии интегрированных занятий по различным направлениям на основе единого тематического планирования.

Гипотезой методической разработки, учитывая  увеличивающийся объем информации в условиях  ДОУ можно выдвинуть предположение, что наиболее эффективным подходом к организации педагогического процесса будет являться интегрированный подход, при условии учёта индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Проблемой методической разработки является совмещение различных видов деятельности с использованием интегрированного подхода в рамках организованной деятельности дошкольников.

Объектом исследования является система образовательной деятельности в  ДОУ.

Предметом являются методические разработки, необходимые для осуществления интегрированного подхода в организованной деятельности дошкольников.

Практической значимостью: является то, что проблема интеграции дошкольного образования важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях необходимо использовать различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие:

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

-проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с  педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы  на каждом   занятии;

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом    этапе занятия;

-большая информативная ёмкость образовательного материала, используемого на  занятии;

-систематичность и доступность изложения материала;

-необходимость соблюдения временных рамок занятия.

При планировании и организации интегрированных занятий необходимо учитывать следующие условия:

- обязательный учет содержания базовой программы детского сада;

-в занятии объединяется содержание из различных направлений, поэтому важно  определить главную цель занятия. Если общая цель определена, то из содержания  предметов   берутся только те сведения, которые необходимы для её реализации;

-при разработке занятия необходимо использовать опережающие дифференцированные   знания;

-при планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и   средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами   деятельности детей на занятии;

- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между   взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные,  индивидуальные и   психологические особенности ребёнка и  группы детей в целом.

Нами были определены так же и коррекционные задачи.

Коррекционные задачи для всех типов возрастных групп

- развитие речевого и физиологического дыхания;

- развитие тонких движений пальцев рук;

- развитие у детей внимания и памяти;

- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей;

- развитие и совершенствование словесно-логического мышления ребёнка как одной из функций речи.

Необходимо обозначить и  основные принципы взаимодействия с детьми.

Основные принципы взаимодействия с детьми:

1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной         поддержке.

2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.

4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком - недопустимы.

В нашей работе мы использовали следующие направления:

-развитие речи – расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи;

-ознакомление с окружающим миром – систематизация и углубление знаний о предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным формам познания мира: моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность;

-подготовка к обучению грамоте - развитие речевого слуха, сенсорное развитие ребёнка в области языка, формирование звукового анализа и синтеза, ознакомление с предложением и словом в предложении;

-продуктивная деятельность – реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния в игре, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности, развитие сенсорных эталонов;

-физическое воспитание – расширение двигательной активности детей; развитие как общей, так и мелкой моторики; выполнение движений по словесной инструкции педагога; согласование движений с речевым сопровождением; обучение выполнению самомассажа;

-музыкальное воспитание - формирование музыкальных образов в процессе слушания музыки, обучение соотнесению их с литературными  и художественными образами изобразительного искусства разных видов; активизация и обогащение лексического запаса детей.

Нами разработан и проведён цикл интегрированных занятий в различных сочетаниях: развитие речи + физкультура; развитие речи + музыка.

Предлагаем вашему вниманию конспект совместной интегрированной деятельности по речевому и физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста: « Путешествие в подводный мир»

Цели и задачи:

- Расширять и активизировать словарный запас по теме: «Обитатели морей и океанов».

-Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа.

-Закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.

-Упражнять детей в умении употреблять существительные в предложном падеже единственного и множественного числа; в родительном падеже единственного и множественного числа.

-Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в словах.

-Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать имена числительные с именами существительными в роде, числе;

-Формировать речевую и познавательную деятельность, правильное отношение к объектам природы, экологическую культуру.

-Всесторонне воздействовать на организм ребенка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам.

-Укреплять мышцы  голеностопного сустава и стопы, увеличивать подвижность суставов; проводить профилактику плоскостопия.

-Обучать постановке правильного дыхания.

-Развивать общую и мелкую моторику.

Преодолевать нарушения личностного развития и воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях людей.

Ход занятия:

Дети входят в зал.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычная встреча, к нам пришли гости! Давайте с ними поздороваемся!

Дети приветствуют гостей.

Логопед: Ребята, как вы думаете, где мы с вами оказались?

Ответы детей.

Логопед: Правильно! Мы с вами сегодня оказались на берегу моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой! Большая часть нашей планеты покрыта водой. Жизнь всех людей тесно связана с морями и океанами. Вода, которая испаряется с поверхности морей и океанов, поливает землю дождем. Водоросли, живущие в морских глубинах, служат не только кормам для морских обитателей, но и обогащают воду кислородом и очищают ее от бактерий. В мировом океане зародилась жизнь. В нем живет больше половине живых существ земли. Ребята, давайте сядем с вами на теплый песочек, посмотрим на волны, послушаем их разговор и сделаем самомассаж  лица.

Мы весну встречаем с первыми ручьями.

Они весело бегут, звонко песенку поют.

Первые капели в полдень зазвенели.

Стал мороз весною слаб,

Снегу жарко: кап, кап, кап.

Шлёпаем по лужам после зимней стужи.

Каждый год весной потоп.

Под ногами шлёп, шлёп, шлёп.

Льдинки звонкие разбились и поплыли по реке,

И серёжки распушились на осине и ольхе.

Обогрела всех весна, пробудился лес от сна.

Все, кто спал, весной проснулись.

Птицы с юга к нам вернулись.

Землю солнышко согрело, и трава зазеленела.

День весенний стал длиннее, небо ярче и синее.

- Дети, посмотрите, волны принесли нам бутылку с письмом. Интересно, что же в нём написано?

Письмо: Помогите! На море был шторм, и весь мусор, выброшенный, людьми в море,  упал на нас морских ежей! Помогите нам!

Логопед: Ребята, поможем морским ежам?

Дети: Да.

Логопед: Тогда давайте позовем морскую фею, которая поможет нам разыскать морских ежей.

Фея: Здравствуйте, ребята, вы зачем меня позвали?

Логопед: Мы получили письмо, в котором морские ежи просят о помощи. Мы хотим им помочь, но не знаем, как это сделать. Подскажи, нам, пожалуйста.

Фея: Хорошо! А вы готовы преодолеть трудности и испытания, которые встретятся на вашем пути?

Дети: Да.

Фея: Ну что ж, тогда перед началом пути проверим: умеете ли вы плавать и нырять…

Дети выполняют комплекс ОРУ

  1. «Наполнить легкие воздухом»
  2. «Ветряная мельница»
  3. «Дельфин»
  4. «Плывем руками брассом»
  5. «Приседание брассом»
  6. «Плывем ногами кролем»

Фея: Молодцы! Я вижу, вы хорошо умеете плавать и нырять. А теперь я хочу проверить, знаете ли вы с кем и с чем вы можете встретиться на морском дне.

Фея отдаёт карточки загадки логопеду.

Логопед: Отгадайте загадку и определите первый звук в отгадке.

1. Ненастье с сильным разрушительным ветром (буря)

2. Крупная хищная морская рыба (акула)

3.Электрический скат может ужалить чем?   (током)

4. Рыба острая, но не предназначена  для шитья она (игла)

5. Хищная морская рыба с плоским телом, острым хвостом (Скат)

6. Морская лошадка (морской конек)

  1. Страшная, зубастая,

Хищница опасная,

В море синем шмыг, да шмыг,

Все подряд глотает вмиг.    (Акула)

  1. Кит по моря плывет,

А из спины его бьет что?     (Фонтан)

Логопед: Посмотрите ребята, какое слово получилась?

Дети читают БАТИСКАФ

Фея: Вы меня порадовали,  справились с заданием. Именно на батискафе мы будем путешествовать в глубины моря. А что бы попасть в батискаф нам надо пройти через узкий люк и занять свои места. Ребята, в батискафе может поместиться 10 человек. Поэтому спуск произведём по расчету. Все готовы?

Дети: Готовы.

Дети подходят к люку батискафа и пролезают в люк (идут в полном приседе к своим местам в батискафе).

Фея: Все заняли свои места?

Дети: Да.

Фея: Тогда начинаем медленное погружение.

Дети медленно бегут, держась с двух сторон за веревки.

Фея: Наш батискаф опустился на морское дно.

Логопед: Ребята, посмотрите как красиво вокруг! Правда, все морские обитатели исчезли.  Для того чтобы они вернулись, необходимо переставить буквы и прочитать названия морских жителей.

Дети выполняют задание и знакомятся с описанием морских обитателей (Звезда, игла, скат, морской конёк, осьминог, морской ёж, медуза, дельфин, акула, кит, рыба-молот, рыба - бабочка, дельфин)

Фея: Молодцы! Всех морских жителей расколдовали. А для того, чтобы помочь морским ежам нам необходимо выйти из батискафа, а кто из вас знает: «Как же это сделать?»

Дети отвечают.

Фея: Правильно, нам необходимо одеть акваланги.

Сейчас мы с вами отправимся исследовать морское дно.  Все готовы.

Дети: Готовы.

Фея: Идём, друг за другом аккуратно, не спешим.

Дети идут босыми ногами  по «дорожке здоровья».

Логопед: Фея, мы немножко устали. Давайте все вместе присядем, отдохнём и полюбуемся пейзажами морского  дна. В месте нашего погружения морское дно – песчаное. Кого вы видите на морском дне?

Ответы детей:  Я вижу на морском дне медузу…

Логопед: Ребята, давайте, определим самое длинное название морского жителя. Что для этого нам нужно сделать?

Ответы детей.

Логопед: Правильно. Мы с вами разделим слова на слоги, определим самое длинное слово.

Дети выполняют задание.

Логопед: Дети, скажите, пожалуйста, где прячутся морские обитатели?

Дети: Медузы, прячутся в водорослях… Осьминог, прячется в камнях…

Логопед: Дети, скажите, пожалуйста, а какой обитатель морского дна имеет самое длинное название?

Ответы детей.

Фея: Поиграем в пальчиковую игру:

Жил да был один дельфин,

Два конька дружили с ним

Приплыли к ним киты,

И акулы и моржи.

Те учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Фея: Ну что, ребята, отдохнули?

Дети: Да.

Фея: Нам пора торопиться, ведь нашей помощи ждут морские ежи.

Посмотрите морских ежей даже не видно, так много мусора скопилось на дне.

Приступим к уборке. Но собирать мусор мы будем «стопами» и  складывать в корзину.

Дети, какие мы с вами молодцы! Как красиво и чисто стало на морском дне! Морские ежи хотят с нами поиграть. Возьмём морских ежей в руки и сделаем массаж, а теперь подбрасываем их вверх и ловим. Сделаем массаж ног.

Фея: Ну что ж, ежам мы помогли, очистили морское дно от мусора и вам пора возвращаться в детский сад. Давайте, отнесём ежей в безопасное место, пройдя между кораллами.

Дети с морскими ежами в руках идут «змейкой» между кеглями.

Фея: Мне пора навестить акул в коралловых рифах. А вас ждут в детском саду.

Подъём на поверхность вы произведёте в аквалангах. До свидания!

Логопед: Вот мы с вами и поднялись на поверхность.  Ребята, снимаем акваланги и маски. У нас с вами было трудное и интересное путешествие. Оно понравилось вам?

Ответы детей.

Логопед: О ком вы будете рассказывать мамам?

Ответы детей: Я буду рассказывать маме о медузе…

Логопед: Ребята, мы с вами сегодня сделали много добрых дел: спасли морских ежей, очистили морское дно от мусора. Скажите, пожалуйста, что необходимо делать, что бы сохранить нашу родную природу?

Ответы детей.

Логопед: Правильно, необходимо поддерживать порядок и чистоту, но самое главное, как гласит народная мудрость: «Чисто не там где убирают, а там где не мусорят».

Анализ и обобщение  опыта по применению интегрированного подхода в образовательной деятельности ДОУ позволяет нам сделать следующие выводы:

Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу в дошкольном образовании это:

  1. Координация коррекционно-образовательного воздействия, которая позволяет чётко дозировать нагрузку для каждого ребёнка силами педагогов и специалистов.
  2. Систематизация комплексного коррекционного воздействия.
  3. Распределение нагрузки в процессе коррекционного воздействия, способствующее формированию стойких двигательных навыков, правильной речи и положительной мотивации на занятиях.
  4. Длительность коррекционно-образовательного периода, помогающего соблюдать единый речевой режим в дошкольном учреждении и позволяющая привлекать родителей к процессу коррекции речевых недостатков детей.
  5. Постепенное продвижение ребёнка от низкого уровня развития к более высокому.
  6. Формирование у детей целостной картины мира.
  7. Достижение всестороннего развития личности ребёнка.

Интеграция перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создаёт новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребёнка, педагогов и родителей в процессе обучения. Применение интеграции в ДОУ требует достаточно сложных, нестандартных решений и от администрации учреждения.

Интегрированное образование создаёт новые условия деятельности педагогов и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности, развивающих приёмов и решения коррекционно-образовательных задач.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1.Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. М.,2001

2.Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994

3. Белая К.Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ// Управление ДОУ, 2003. №4

4.Васюкова Н., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности//Детский сад от А до Я. 2004. №6

5.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

6.Кирилова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. СПб.: Детство-пресс,2005.

7.Крупенчук О.И.Научите меня говорить правильно. СПб.: Литера, 2001.

8.Лопухина И.Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум, 1995.

9.Майер А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребёнка//Управление ДОУ. 2004.№6

10.Мартынова М.В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков. Томск, 2003.

11.Тарасова М.А. Коррекция социального речевого развития детей 3-7 лет. М.: Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в обучении страноведению на уроках иностранного языка в старшей школе

В данной статье предложены рекомендации учителю при организации интегрированного куса, а также представлена  разработка учебной программы курса "Страноведение США, Великобритании и России...

Целостно-интегрированный подход на этапе предпрофильной подготовки

Одним из направлений профильного обучения в нашей школе является социально-экономическое направление. Познакомлю вас с тем, какую работу провожу  на этапе предпрофильной подготовки, осуще...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Интегрированный подход и инсценирование на уроках английского языка. Методические разработки занятий с одаренными детьми.

Цель: повысить интерес учащихся к изучению английского языка в нестандартной обстановке, развить творческие способности одаренных учащихся....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

Отчёт по методической теме «Интегрированный подход на уроках русского языка и литературы»

Обоснование значимости методической темы  Учебные дисциплины: русский язык и литература относятся к циклу гуманитарных предметов. Процесс преподавание таких предметов связан с использованием боль...

Методическая разработка "Формирование универсальных учебных действий при интегрированном подходе в преподавании географии и биологии"

Методическая разработка раскрывает роль интегрированного подхода в формировании универсальных учебных действий при преподавании биологии и географии...