Мой профессиональный опыт
материал на тему

Леонова Елена Павловна

Обобщение профессионального опыта преподавателя химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nakoplennyy_opyt_uchitelya_khimii.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Мой профессиональный опыт

 Главной целью своей  профессиональной деятельности  я считаю воспитание каждого студента как культурной, нравственной, творчески-активной, социально-зрелой личности.

Наиболее важные, приоритетные подходы к процессу обучения:

1. Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет осуществить индивидуализацию процесса обучения. А это целиком зависит от умения преподавателя увидеть перспективу интересов ребенка, создать атмосферу сотрудничества преподавателя и студента.

2. Дифференцированный подход – необходимое условие каждого урока. Задание должно быть достаточно легким, чтобы не отпугнуть студента, не вызвать в нем страх, но одновременно и достаточно сложным, чтобы воспитать в студенте культуру труда. Главное, чтобы труд был результативным.

3. Подходя к отбору и содержанию урока, к логике его построения, можно выделить два главных принципа обучения – дедуктивность (сначала рассматриваются более общие вопросы, затем – частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением. Очень важно научить студента видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Я стараюсь конструировать задания таким образом, чтобы при их выполнении студенту требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов или теорий.

4. Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:

* Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;

* Использование в работе взаимо- и самоконтроля;

* Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;

* Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;

* Индивидуализация домашнего задания;

* Использование проектных технологий;

* Организация работы учащихся в группах как на уроке, так и дома;

* Организация исследовательского эксперимента;

* Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;

* Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);

* Организация самостоятельной поисковой деятельности студентов посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

Личностно-ориентированное обучение способствует динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся.

Я никогда не отказываю студенту в попытке продемонстрировать свои знания по предмету, поэтому во внутритехникумовской  олимпиаде может участвовать любой желающий.

5. Использование групповой работы, которая помогает формированию коммуникативных навыков общения, общего достижения решения проблемы. В такой работе учитывается не только вклад каждого студента в общее дело, но и происходит взаимообучение, что очень важно. Однако, организуя работу в группах, преподавателю надо следить сразу за всеми студентами, оказать помощь тем, кто в ней особенно нуждается.

Основная проблема, возникающая при работе в группах – сколько унесет студент с урока? Только ли тот «кусочек», который был набран в его группе, или даже лично им? Не будут ли тогда его знания односторонними, поверхностными? Одним из путей разрешения этой ситуации в организации урока – постепенное перетекание работы одной группы в работу другой. Затем происходит дополнение ее, обобщение, уточнение. На протяжении всей работы студенты заинтересованы во взаимообогащении знаниями.

6. Чтобы добиться высокого результата в обучении, а этого хочет каждый преподаватель, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии. В течение нескольких лет в общеобразовательных и профильных классах я использую в своей работе проектную и исследовательскую технологию. Что это дает?

* Значительное повышение качества знаний учащихся;

* Повышение уровня активности студентов на уроке;

* Интеграция между предметами различных образовательных областей;

* Умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее;

* постановка цели и планирование работы, как учителем, так и студентом;

* Профессиональное самоопределение учащихся.

Работая над проектом, школьники проходят следующие этапы работы:

* постановка цели;

* обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов;

* самообразование и актуализация знаний;

* продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе);

* исследование, решение конкретных задач;

* обобщение результатов, выводы;

* анализ успехов и ошибок.

Как здорово услышать от студента, закончившего работу над проектом: «Как же много я узнал!» В проектном обучении ценны не только результаты, а в большей степени сам процесс. При такой работе учащихся меняются функции преподавателя:

* он помогает студентам в поиске нужной информации;

* сам является источником информации;

* координирует весь процесс;

* отслеживает результаты работы .

Преподаватель должен преподносить содержание предмета учащимся не как готовое задание, а как систему познавательных задач, решая которые, учащиеся самостоятельно формулируют теоретические положения. Я использую различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи, дидактические игры, алгоритмические предписания, химические диктанты, тесты разного типа, поисковую сеть Интернет, виртуальный эксперимент, создание учащимися компьютерных презентаций, web-сайтов.

На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока – беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию. Вопросы, на которые учащимся предстоит ответить в ходе урока, формулирую таким образом, чтобы они позволяли создавать ситуации неожиданности, конфликта, предположения, опровержения. Уверена в том, что каждый ответ студента ценен тем, что это результат рожденной его собственной мысли. Нет беды в том, что ответ на какой-либо вопрос не найден сразу. Нерешенная задача будет постоянно побуждать к поиску решения, создавать дополнительную мотивацию к познанию.

Проблемно-поисковый подход удачно реализуется при проведении химического эксперимента. Одно дело просто провести химическую реакцию, совсем другое – провести химическое исследование. Много времени в учебных курсах отвожу на проведение практических и лабораторных работ.

В программе 51% времени отведен на проведение лабораторных опытов и практических работ. Считаю это очень удачным, так как на изучение правил техники безопасности на уроках химии  отведено мало времени. Здесь же происходит детальное обучение правилам и приемам работы в химической лаборатории. С появлением в техникуме компьютерных классов и обучающих программ по химии появилась возможность в проведении уроков с использованием электронного учебника.

.

Компьютер оказывает помощь преподавателю и в систематизации дидактического материала, экономит время на оформление документации, позволяет делать это в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Невозможно без компьютера и в оформлении учебного кабинета.

С 2003 года я начала создавать комплект контрольно-измерительных материалов, постепенно переходя к созданию автоматизированного рабочего места преподавателя-предметника (АРМ преподавателя химии).

Следующей моей ступенькой стали уроки с использованием ИКТ. Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента, ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с традиционными педагогическими. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Студенты вовлекаются в процесс самообучения. Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата, поучаствовать в дистанционной дискуссии, поработать с отдельными атомами и молекулами, проверить свои знания независимым «экспертом» - компьютером.

На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:

* урок-презентация;

* виртуальный эксперимент;

* урок-исследование;

* электронная лабораторная работа;

* тематический проект;

* электронная викторина;

* дистанционное обучение;

* электронный урок;

* электронное тестирование;

* организация индивидуального обучения.

Постараюсь кратко описать эти уроки, так как они действительно новы и необычны, но интересны для части моих коллег.

Урок-презентация:

Активная роль на таком уроке принадлежит преподавателю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю студентов. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах.

Виртуальный эксперимент:

Студенты, работая с CD «Виртуальная химия», моделируют процессы и явления, изменяя параметры, влияющие на поведение объекта. Работа происходит в индивидуальном режиме.

Урок-исследование:

Это форма урока, при которой активная роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, поведения итогов.

Электронная лабораторная работа:

Эта форма урока предполагает самостоятельную, возможно коллективную работу учащихся по организации эмпирических наблюдений, научному анализу результатов и оформлению их в лабораторном электронном журнале.

Тематический проект:

Коллективная работа учащихся по созданию сайта, посвященного отдельной теме или объекту. Например, сайт по итогам проекта «Вода, вода, кругом вода».

Электронная викторина.

Организация соревновательной деятельности учащихся во время урока и во внеучебное время средствами компьютерных технологий. Такая форма позволяет мотивировать детей на получение расширенных знаний по предмету. Коммуникация учащихся осуществляется, как правило, посредством компьютерных технологий.

Электронный урок:

Это самостоятельная работа студента с использованием готового электронного учебника. Студенты 1 курса работают с программным продуктом «Органическая химия», студенты 2 курса – «Общая и неорганическая химия», «Самопреподаватель по химии». Готовые электронные учебники не всегда можно использовать полностью, поэтому я научилась создавать в среде FrontPage свои электронные учебники, это «Химические реакции»  и «Теория химического строения» .

Электронное тестирование:

Это самоанализ и самооценка студента. Для электронного тестирования студентов я использую готовые электронные тесты и создаю свои в программе «Конструктор тестов». В прошедшем учебном году удалось обучить моих коллег работе с данным программным продуктом. В результате примерно половина преподавателей техникума стала эффективно использовать такую форму организации контроля знаний.

Организация индивидуального обучения:

Это комплекс доступных электронных материалов по программе, которыми можно воспользоваться в медиатеке техникума. Очень удачно реализуется в процессе индивидуальных домашних заданий

С целью формирования единого научного мировоззрения я со своими коллегами – преподавателями биологии, физики, экологии, географии начали работу над интегрированными проектами. Процесс оказался очень интересен и увлекателен и для меня, и для моих коллег, и для студентов. От преподавателя требуется смена педагогической позиции: с одной стороны не давать в готовом виде ни правил работы, ни образца результата, с другой – помогать детям выдвигать предположения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного действия. Курсы «Современные педагогические технологии» помогли использовать в своей работе идеи развивающего обучения. Очень необычно, когда ребенок на уроке сам формулирует тему, ставит себе задачу и находит пути ее решения .

Что же стало результатом использования современных образовательных технологий? Наш ресурсный центр занимается обобщением и распространением передового педагогического опыта в области использования современных, в том числе и информационно-коммуникационных технологий в образовании. Для этого в техникуме проходят постоянно действующие семинары такие, как «Формирование компетентностей преподавателя в области информационных и коммуникационных технологий», цель которых – помочь педагогам овладеть средствами ИКТ и научить их создавать и использовать УМК.

Как преподаватель, я продолжаю создавать свой УМК. Кроме систематизации дидактического материала, созданы пособия:

* «Сборник разноуровневых заданий по химии »;

* «Сборник материалов для проведения экзамена по химии »;

* «Методическое пособие по работе с компакт-дисками по химии»;

* Компакт-диск ИКТ для преподавателя химии;

* «Методическая разработка организации проектной и исследовательской деятельности»;

Одним из самых трудных и всегда востребованных аспектов деятельности педагога не только химии является планирование своей работы. Для педагога очень важна технология проектирования педагогической деятельности. Учесть надо многое. В тематическом планировании обязательно прослеживается деятельность преподавателя и студента, учтены дополнительные средства, повышающие мотивацию обучения. Дидактические задания к уроку должны быть разноуровневыми, контрольные работы многовариативными.

Для педагога необходимо создание грамотно выстроенной дидактической системы. Одной из форм построения такой системы является создание УМК по предмету. Учебно-методический комплект включает в себя традиционный учебник, электронный учебник, методическое пособие, дидактические материалы. Использование компьютерных технологий позволяет педагогу создать свое портфолио, как составную часть информационного пространства техникума. Каждый творчески работающий преподаватель понимает, что не существует универсальных образовательных ресурсов, и лучше, чем «свое», созданное самостоятельно под свой стиль работы, ему не найти. А еще лучше – созданное не просто одним учителем, а в сотворчестве с студентами и коллегами, ведь процесс учения и познания наиболее плодотворен именно через продуктивную деятельность.

Мотивация очень проста – создание и защита мультимедийных проектов является одной из форм сдачи экзамена по выбору. Все авторские учебно-методические, аналитические, и информационные материалы и являются основой формирования единой информационной образовательной среды, над формированием которой я работаю вот уже несколько лет.

Я думаю, что преподаватель не должен замыкаться в себе. Это творческая личность, для которой важна оценка его труда, отношение к нему окружающих. Творчество всегда предполагает профессионализм. Не считаю зазорным участвовать в профессиональных конкурсах. Любой конкурс – это начало, точка отсчета, своеобразный способ «перевернуть» свою жизнь, подвергнуть достигнутое беспристрастному анализу коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой опыт профессионального самообразования

Самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования, что я ...

Опыт внедрения интерактивных методов развития коллектива в профессиональной деятельности педагога

В работе дано описание и анаиз упражнений и разминок использованных во внекласнной работе классного руководителя...

Позитивный опыт профессиональной деятельности педагога

обобщение опыта работы по позитивному общению педагога с детьми...

Позитивный опыт профессиональной деятельности педагога

обобщение опыта работы по позитивному общению педагога с детьми...

Опыт работы за последние три 2009 - 2011 годы. Папка профессиональных достижений Ковалева Геннадия Алексеевича, учителя физической культуры МБОУ СОШ № 11 г.Каменск-Шахтинский Ростовской области

Это моя конкурсная работа ПНПО 2012. В ней изложена моя трудовая деятельность за последние три года согласно критериям конкурсного отбора лучших учителей ПНПО 2012. Прошу дать независимую объективную ...

Опыт использования системы Moodle в учреждении среднего профессионального образования

В статье криатк описан опыт использования системы дистанционного обучеия в Санкт-Петербургском колледже информационых технолгий...

Опыт работы руководителя физического воспитания по теме: "Профессионально-прикладная физическая подготовка"

Тема ""Профессионально-прикладная физическая подготовка" раскрывает пути внедрения инновационных методик, технологий по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы...