Профессионально - инновационные ориентиры учителя физической культуры
статья на тему

Магамедова Наталья Ивановна

Профессионально - инновационные ориентиры учителя физической культуры в образовательном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессионально - инновационные ориентиры учителя физической культуры в образовательном процессе.

Учитель физической культуры МОУ СОШ № 3

г. Балашова Саратовской области

Магамедова Н.И.

« Тот, кто, обращаясь к старому,

 способен открывать новое, достоин, быть учителем. »

Конфуций

Новые приоритеты в образовании в соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ» побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания.

Одной из основных задач учителя  является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе являются мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их положительную мотивацию к обучению и саморазвитию.                 

Одним из путей решения этой задачи является применение современных образовательных  технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы, методы, приёмы и средства обучения, повышающие мотивацию и творческую активность учащихся.

Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и, конечно же, физическое совершенство.

Исключительное значение при этом играет физическое воспитание подрастающего поколения.  Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человечества, его здорового образа жизни,  во многом определяет поведение человека в труде, учебе, быту, общении, способствует решению социально-экономических, образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. 

Научно-технологическая сущность организационно-методических инноваций в физическом воспитании состоит в приоритетной направленности содержания педагогического процесса в общеобразовательной школе на усвоение обучающимися  нравственных, интеллектуальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных, коммуникативных, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих ценностей физической культуры.

Сегодня, в период интенсивного реформирования школы, характеризующийся изменением содержания образования, обновлением форм и методов организации обучения, возникает необходимость в пересмотре традиционных средств и методик преподавания физической культуры.

На современном этапе учителя физической культуры нашей школы строят свою деятельность в соответствии с требованиями Федеральным Государственным Образовательным Стандартом,   на основе системно – деятельностного подхода к обучению,  применяя настоящий веер общепедагогических образовательных технологий (обратите внимание на слайд),  а также   частнопредметные: методика определения общего уровня физических кондиций на основе тестов «Президентских состязаний» (Ю.Н. Вавилов), современные методики развития кондиционных и координационных способностей (В.И. Лях).

                Основными  направлениями в работе учителя физической культуры являются:

  • сохранение здоровья учащихся, восстановление адаптационных возможностей организма ребенка,
  • полноценное физическое и психическое развитие учащихся в соответствии с возрастом,
  • обучение основам здорового образа жизни,
  • формирование здоровьесберегающей среды.

Учителя  активно используют оздоровительные методики, регулирующие двигательную активность детей.

        В настоящее время работа  нашей школы по направлению сохранения здоровья спланирована, цели, задачи и мероприятия определены в программе «Школа здоровья и развития», в рамках которой проводится работа с учащимися и педагогами по обучению и внедрению в режим дня здоровьесберегающих компонентов – физкультурные минутки,  динамические паузы, подвижные перемены, эмоциональные и психологические разрядки, обязательные на всех уроках.

Еще одним Приоритетным  направлением  работы учителей   является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. Компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, использовать различные виды деятельности на уроке, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся,  прослеживать  динамику  развития физических способностей, а также  использовать  проектную деятельность.

Применяемые учителем  методы обучения позволяют повысить интерес школьников к предмету и  приводят к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация, качество знаний.  

 Систематически в нашей школе проводится мониторинг состояния предмета «Физической культура».

Учебный предмет предоставляет большие возможности для внеурочной деятельности.  Как показали результаты мониторинга,  наблюдается рост уровня устойчивого интереса к физической культуре. Повышение познавательного интереса обучающихся послужило развитию их творческих способностей и интеллектуальной деятельности. Учащиеся активно принимают участие в дистанционных викторинах и  олимпиадах, что способствует культурному, духовно нравственному развитию обучающихся. Радует, что количество участников в конкурсах, неуклонно растет.

Особое значение приобретают уроки физической культуры для учащихся подросткового возраста (8-11-е классы). Вследствие физиологических особенностей этого возраста, половые различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо, что требует дифференцированного подхода к выбору средств и методов проведения занятий, а также сообщения дополнительных знаний в области психологии, физиологии, гигиены. Здесь мы используем технологию раздельного обучения,     учителя физической культуры работают в паре в одной параллели классов, при этом технология раздельного преподавания при необходимости позволяет изучать теорию с одной группой учащихся и отрабатывать практические навыки с учащимися другой группы.

В 2007-2008 учебном году  МОУСОШ   №3  начала работу по программе «Школа здоровья и развития». Одним  из направлений в плане реализации программы было введение дополнительного,  третьего  урока физкультуры для обучающихся, который был введен уже в 2007 году, когда остальные школы ввели 3-й час только с 2010 года.

Реализация урочной деятельности обучающихся по физической культуре осуществляется в 3-х спортивных залах, при наличии одного. Где мы взяли еще два зала? Использовали  муниципальные ресурсы. Занятия физической культурой и спортом проводятся в спортивных залах ДЮСШ, в  легкоатлетическом манеже и ФОКе «Газовик».

Занятия физкультурой и спортом на оснащенных объектах, проведение систематической спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной  работы способствует формированию положительной мотивации  и  стремлению ребят быть успешными, одерживать неоднократные победы в районных соревнованиях,  олимпиадах по физической культуре, Президентских состязаниях, во Всероссийских  конкурсах, викторинах.

 Подробнее хочу остановиться на  результатах  Чемпионата России по универсальному марафону,  среди общеобразовательных учреждений который,  проходит в  г. Москве, наша школа принимала  участие в нем  дважды, это в 2012  и 2013 году.  В 2013 году  команда состояла из 16 участников,  2 участника  стали Чемпионами России в многоборье, 8  победителей и призеров по различным видам упражнений, в соревнованиях наравне с учащимися принимали участие и наши  учителя физической культуры, Куликова Т.В., Гриднев А.В. они также стали победителями и призерами Чемпионата.

В прошедшем учебном году команда школы став,  победителем муниципального этапа «Президентских состязаний»,  представляла Балашовский район на областном этапе в г. Саратове. Команда школы выступила достойно, завоевав почетное 2 место.

Новые формы организации занятий по физической культуре в общеобразовательном учреждении позволяют повысить их эффективность и обеспечить необходимый уровень двигательной подготовленности, физкультурной образованности и общей культуры личности.

Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. 

Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Профессиональный имидж современного учителя физической культуры"

  Специалисты по имиджелогии нужны везде, а школе - в первую очередь. Необходимо не только теоретически обосновать природу, характеристику и типы имиджей учителя, а создать сам инстр...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры  МБОУ «Никольская основная общеобразовательная школа»Киселевой Ирины Валентиновны«Приобщение учащихся к здоро...

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Раскрыть содержание инновационной деятельности в физкультурном образовании....

Инновационная деятельность учителя физической культуры

Эта работа раскрывает  современный подход к оцениванию учащихся, а также отражает инновационный подход в преподавании физической культуры....

Карта инновационной деятельности учителя физической культуры.

Карта инновационной деятельности при прохождении аттестации учителей физической культуры....

ПРИМЕНЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Влияние и значение в применении инновационных технологий учителем физической культуры на уроках....

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры и ОБЖ

         Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоро...