Караваева М.А.Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
опыты и эксперименты на тему
Выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_urokakh_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы Караваевой М.А., учителя русского языка и литературы (выступление на педагогическом совете)
СЛАЙД 1. Методическая тема, по которой я работаю в течение нескольких лет, - «ИКТ на уроках русского языка и литературы». Одним из главных преимуществх использования ИКТ на уроках является повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Так как тема нашего педсовета связана с развитием личности ученика, останавлюсь на проектной деятельности, которую возможно осуществлять с помощью компьютерных технологий. В настоящее время я нередко использую презентации на уроках и внеурочных занятиях; использую различные компьютерные программы (PowerPoint, Paint, FotoShop, Windows Life и т.п.) И сейчас можно подвести некоторые итоги.
СЛАЙД 2. Начнем с того, что для работы на уроках и во внеурочное время можно использовать проекты различных видов:
- исследовательский
- творческий
- игровой
- информационный
- прикладной
- ознакомительный
В зависимости от целей работы, сложности темы в создании проекта принимают участие все ребята или только группа учащихся (т.е. личностный, парный, групповой проекты). Роль учителя состоит в том, чтобы помочь определиться с содержанием материала, его структурой, иллюстративным материалом, источниками информации.
СЛАЙД 3. Информационные проекты (презентации о жизни и творчестве писателя или поэта; об эпохе, отраженной в произведении; о героях и т.д.) готовятся индивидуально, в парах или в группах. Источниками информации могут служить печатные и электронные учебные пособия, СМИ, Интернет-сайты. СЛАЙД 4. На слайдах представлены примеры созданных детьми презентаций, которые они представляли на учебных занятиях. Работая над подобными проектами, учащиеся должны проявить навыки отбора материала, его анализа, обобщения, сопоставления. Подобная работа обычно интересна учащимся еще и потому, что позволяет сочетать русский язык, литературу, изобразительное искусство, дизайн, графику, музыку, информатику. Показательно, что большинство учащихся 11-х классов выбрали в качестве итоговой контрольной работы создание презентаций (темы предлагались учителем или выбирались самостоятельно).
Прикладные проекты (СЛАЙД 5) ориентированы на будущий результат совместной деятельности: справочные таблицы, блок-схемы для объяснения какого-либо правила, мини-словари, алгоритм нахождения правильного решения. Например (на слайде), различение свободного словосочетания и фразеологического оборота, числительного и других частей речи, образованных от числительного. СЛАЙД 6. Классификация глаголов по спряжениям, склонение местоимений и т.п. Несомненно, более эффективным являются интерактивные ЦОР (СЛАЙД 7).
Исследовательские проекты (СЛАЙД 8) нацелены на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением. Тема проекта выбирается с учетом желания учащегося, выявляется проблемы исследования, формулируется гипотеза; планируются и разрабатываются исследовательские действия, собираются данные, делаются умозаключения, выводы, оформляются результаты. Презентация может готовиться в качестве иллюстрации работы учащегося и выгодно подчеркивать ее достоинства.
Особенно интересны детям творческие и игровые проекты. Это могут быть заочные экскурсии, уроки-путешествия, литературно-музыкальные композиции (презентации с видео- и музыкальным сопровождением), викторины, конкурсы, кроссворды и т.п. Очень актуальны такие проекты во внеклассной работе по предметам (СЛАЙД 9). На данном слайде представлены примеры моих работ, но дети уже проявили желание подбирать задания, составлять вопросы к играм.
Не сложно подготовить с 5-6-классниками презентации по ПДД, ППБ, ТБ (викторины, конкурсы). СЛАЙД 10. Совместно с детьми были созданы 2 проекта-фотоальбома. Один из них я вам представлю. Но сначала подведу некоторые итоги.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Метод проекта с использованием компьютера позволяет вовлекать учащихся в активную деятельность, развивать их познавательные силы и творческий потенциал, расширять кругозор, учитывать возрастные и психологические особенности, вносить элементы занимательности, значительно сэкономить время на уроке, повысить интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшить качество образования. Кроме того, в результате проектной деятельности у детей формируются компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации, навыки работе в команде; появляются любознательность, мечтательность, находчивость, способность к импровизации, т. е. развиваются качества, присущие творческой личности.
Спасибо за внимание!
Проект-фотоальбом «Будни и праздники в 5 Б»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...
использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...
Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...
Выступление на заседании кафедры учителей русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Работа с Интернет- ресурсами»
В статье рассматривается проблема использования ИКТ на уроках русского языка и литературы....