Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся начальной школы»
статья на тему

Дьяконова Яна Владимировна

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Я убеждена, что важнейшее место в системе школьного образования отводится начальной школе, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 538
с углублённым изучением информационных технологий
Кировского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

«Личностно-ориентированный

подход в обучении учащихся

начальной школы»

Учитель начальной школы

ГБОУ СОШ № 538

Дьяконова Яна  Владимировна

Санкт-Петербург

                                                 2014 г.

 

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Я убеждена, что важнейшее место в системе школьного образования отводится начальной школе, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; 
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:
  • исследовательские, рефлексивные, самооценочные; 
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; 
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; 
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новыесредства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Современный урок – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем.

Современный урок – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

 Современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции.

Одним из рычагов, позволяющим осуществить данные цели, является обращение к новым образовательным технологиям. Одной из таких технологий является технология дифференцированного обучения, которая позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. 

Как известно, дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. 

Чаще всего учитель работает в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями. 

Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты: уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы. Решается проблема неуспеваемости потому, что каждый учится так, как может. Именно поэтому в классе улучшается психологический климат. Учащиеся с низкими учебными воз-можностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации. Проблема преодоления неуспеваемости - это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим. 

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации личностно – ориентированного подхода, опробованных и освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его оптимизации. 

Класс делится на три группы, причем уровень сложности задания ребенок выбирает сам. В самом начале применения метода дети иногда завышают или необоснованно занижают свои возможности, но постепенно каждый учится выбирать необходимое. 

1 уровень - самый легкий 

2 уровень – рассчитан на среднего ученика 

3 уровень – повышенной сложности. 

Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развитие его индивидуальности. При таком «расслоении» каждый вносит посильный вклад в урок.

Учащиеся, испытывающие трудности, обретают уверенность, охотно отвечают, свободно включаются в работу. За отведенное на задание время некоторые дети успевают сделать не только свой уровень, но и работают дополнительно, что исключает проблему свободного времени на уроке.

Проверяется задание тоже по уровням, причем в обсуждении «чужого» задания может участвовать любой ученик. Все это способствует развитию речи, свободному владению изученным материалом, умению доказать свою точку зрения.

При решении задач, которые не каждый учащийся любит и может решать, также использую этот метод. 

1 уровень – реши задачу 

2 уровень – измени вопрос. 

3 уровень – придумай аналогичную. 

Дети знают, что каждый следующий уровень, предполагает сначала решение предыдущего, а потом выполнение выбранного задания. 

При учитывании уровня готовности учащихся к восприятию учебного материала , при реализации психолого - педагогических условий, грамотном использовании методик дифференцированное обучение может служить основой интеллектуального развития младшего школьника, будет способствовать повышению качества и объема знаний, самооценки учащегося, развитию компетенций субъектов образовательного процесса. 

Становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума. Идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий.

Например: 

  • составление текстов диктантов: 
  • составление карточек-заданий по изученному материалу; 
  • составление обобщающих таблиц для работы на уроке; 
  • сочинение лингвистических сказок (миниатюр); 
  • работа с дополнительной литературой; 
  • проверка индивидуальных заданий, выполняемых 
  • учащимися ,которые имеют более низкий уровень подготовки; 
  • выполнение обязанностей консультанта при групповой работе; 
  • работа «учителем» (проведение фрагментов урока). 

Школьникам необходимы опорные схемы, таблицы. В классе должен быть стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме, на парты кладутся словари и «папка-помощница».

Этой группе школьников нужно предъявлять посильные проверочные задания. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые учащиеся выполняют задание на карточке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока английского языка в 5 классе /ФГОС/ «Британская школа: начало обучения в школе, школьное расписание, предметы».

Урок "открытия" нового знания с применением технологии критического мышления через виды речевой деятельности. Определена цель урока и его задачи. Представлена структура урока. Прилагается технологичес...

Kонспект урока по английскому языку в 6 классе для школ с углубленным изучением английского языка. К УМК О.В. Афанасьева, И.В. Михеева 6 года обучения для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий.

Тема урока: "Scotland the Beautiful" Задачи урока:1 Развивающие: развитие языковых, познавательных способностей учащихся, развитие готовности к коммуникации на основе предложенного мате...

Выступление учителя-логопеда на собрании родителей в общеобразовательной школе «Речевая готовность к обучению в школе»

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 6.3px 0.0px; font: 14.0px \'Times New Roman\'; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи...

«Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе»

Родительский клуб «Школа первоклассного родителя» «Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельност...