Формирование и развитие творческого потенциала учителей географии в условиях реализации ФГОС
материал по географии
Формирование и развитие творческого потенциала учителей географии в условиях реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_10.01.17_kiryaevoy_nn.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области Выступление «Формирование и развитие творческого потенциала учителей географии в условиях реализации ФГОС» 2017 год |
Развитие у педагогов творческого потенциала приобретает на сегодняшний день особую актуальность. Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к организации учебного процесса, осуществлять переход от школы памяти к школе мышления и действия.
Школа, как и культура, питается талантами. Если человек, овладевший той или иной профессией, замыкается в своём узкопрофессиональном мире, то он теряется как личность, неизбежно сужается его диапазон, так как специальные качества основываются на всеобщих законах творчества. Учитель постоянно находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения.
Всё развитие человеческой цивилизации тесно связано с научным прогрессом. Успех учителя во многом зависит от его знаний, активности, педагогического творчества, использования традиционных и новых педагогических технологий.
Неизвестность манит. Познавательный интерес ведёт к развитию способностей. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.
Для школьников учитель не только носитель знаний по определённому предмету, но и яркая личность, которая интересно организует их учебный труд. Деятельность педагога многогранна, в ней всегда есть место творчеству.
Всем известно, что наша профессия учителя является одной из наиболее творческих видов деятельности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой.
Человек живёт, к сожалению, один раз. Поэтому, возникает очень важный вопрос: как следует распорядиться своей жизнью, чтобы в конце её не было сожалений по поводу бесценно прожатых лет? Поэтому весьма актуальным становится выбор цели жизни человека. На мой взгляд, цель, ради которой стоит жить, должна быть творческой.
Педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Но, в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство), творчество педагога не имеет своей целью создание социально нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остаётся развитие личности.
Современный учитель действительно творческий человек. К основным качествам творческой личности могут быть отнесены такие, как умение поставить творческую цель и её достигнуть, способность к быстрому переключению мыслей, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, стремление к повышению профессионального мастерства путём самообразования. Поэтому в работе учителя должны оптимально сочетаться современные формы, методы, средства обучения, при которых развивается личность каждого ученика.
Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Творчество обуславливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, психолого- педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.
С другой стороны, опыт работы в школе убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремиться к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.
Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Ориентация учебного процесса на самостоятельную и поисковую деятельность, несомненно, обеспечивает умение использовать знания с наибольшей эффективностью. Творческой можно считать личность, значимой характеристикой которой является способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Успех учителя во многом зависит от его знаний, активности, педагогического творчества, использования традиционных и новых педагогических технологий, умения обобщать свой опыт и представлять для публикаций в газетах и журналах, чтобы поделиться наработками с коллегами.
Расширяют кругозор у учителя и участия в конференциях, дистанционных обсуждениях, видеоконференциях, участия в жюри Хочется отметить, что учитель работает на будущее, он воспитывает и развивает тех, кто сменит наше поколение. Способность найти свою личную грань, определить собственную оптимальную дистанцию между собой и своими учениками – одно из необходимых профессиональных качеств учителя. Вместе с тем и развивается личность самого педагога.
Жизнь школы, как жизнь человека, пронизаны духом творческой непредсказуемости. Школа без учителя не имеет будущего, как не имеет его страна без школы.
Высокая степень развития творческой активности педагога является важнейшим условием формирования творческой активности современных школьников.
В новых условиях развития образования остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога. От его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение в школе, но и успешность в жизни.
Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объём получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию. Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических сообществ и методических объединений учителей, творческие отчёты и защиты индивидуальных программ, участие в экспертных комиссиях, рождают уверенность в собственных силах и ведут вперёд. Участие в разнообразных мероприятиях требует мобилизации внутренних ресурсов, точного расчёта времени, огромного психологического напряжения. Кому посчастливилось пережить и радость побед и горести неудачи, содержание понятия «конкурс» имеет совершенно иной смысл.
Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.
Потребность в самореализации занимает ведущее место в ряду высших потребностей человека. Таким образом, конкурсы профессионального мастерства стабильно остаются эффективной формой повышения профессионального мастерства педагогических работников и являются средством творческой самореализации педагогов. Конкурсы позволяют проявить основные характеристики компетентности педагогов:
- владение современными педагогическими технологиями;
- креативность в профессиональной сфере;
- способность к системному действию в педагогической ситуации.
Творческая самореализация педагогов – процесс непрерывный и потенциально бесконечный. Творческое отношение к организации деятельности учащихся, ориентированное на развитие личности каждого, создаёт благоприятные условия для успешной работы и самореализации. Само включение в конкурсы способствует ещё большему развитию активности учителя в профессии, а ученика в учёбе. Творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности. При организации проведения, необходимо обращать внимание как на теорию, так и практику.
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости.
Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует использовать такие технологии обучения, которые позволяют сохранить и укрепить здоровье учащихся.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.
С точки зрения здоровья школьников, следует обратить внимание на следующие аспекты урока географии:
- Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура, освещённость.
- Учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности на уроках, их продуктивность);
- Средняя чистота и продолжительность чередования различных видов учебной деятельности составляет в среднем 7-10 мин.
- Число используемых учителем видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа – не менее 3 за урок.
- Умение использовать возможности показа видеоматериалов.
- Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполнения работы.
- Физкультминутки и физкультурные паузы.
Физкультминутки - это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки. Они благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся.
Как бы ни был интересен урок, после 20-25 мин. от начала урока у детей наблюдается снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, зачастую теряется интерес к уроку, отвлечения становятся более выраженными. Физкультминутки на уроке обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, способствуют повышению внимания и активности на последующем этапе урока.
Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. Одним из самых лучших моментов отдыха, я считаю физкультминутку, имеющую географическую направленность.
«Мировой океан»
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
«Ветер»
Осторожно ветер
За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько
Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
Физкультминутки можно провести и сидя за партой. Для этого можно предложить задания, чтобы учащиеся могли повернуться, похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потянуться.
«Стороны горизонта»
Вытягивая руки, учащиеся показывают стороны горизонта, ориентируясь относительно окружающей местности или относительно карты.
«Воображаемое путешествие по карте».
Можно отправиться в воображаемое путешествие – в горы, на берег моря, в лес, закрыв на несколько минут глаза.
«Найдём ошибку вместе».
Учитель показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют,
В настоящее время современный урок не проходит без применения информационных технологий.
Школьники с удовольствием участвуют в физкультминутках под анимационные слайды, кадры из фильмов, дикторский текст, музыкальные или иные записи (голоса зверей, звон колоколов, шум океанического прибоя).
При изучении курсов физической географии, то есть для обучающихся 6, 7 и 8 классов особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета.
Подростков 12 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки– путешествия.
В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как групповая дискуссия.
Примерами уроков с применением здоровьесберегающих технологий могут быть:
- Урок в 9 классе на тему «Электроэнергетика»
Беседа о перспективных районах России для производства «экологически чистой» энергии. Назовите эти районы и электростанции (Кислогубская ПЭС, Паужетская геотермальные ЭС и др.)
Объясните, в чём вы видите преимущества солнечных, ветровых, геотермальных, приливных электростанций перед традиционными электростанциями с точки зрения здоровья человека?
- Урок в 7 классе на тему «Япония»
Беседа «Почему Японию называют нацией здоровых людей?»
1) Жители считают, что употреблять в пищу необходимо только самые свежие продукты (в магазинах продают именно такие), причём самыми полноценными считаются морепродукты, их японцы употребляют очень много и ежедневно.
2) Отношение к жизни несколько отлично от европейского. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.
3) Доброжелательность друг к другу.
4) Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.
- Урок в 6 классе на тему «Стороны горизонта. Азимут».
Двигательные упражнения во время закрепления изученного материала:
Руки вниз – южная сторона горизонта;
Руки вверх – север;
Правая рука в сторону – восток;
Левая рука в сторону под прямым углом – запад.
Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Очень важно, чтобы педагог был в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видел ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.
В новых условиях развития образования остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога. От его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни. Поэтому в работе учителя должны оптимально сочетаться современные формы, методы, средства обучения, при которых развивается личность каждого ученика. Вместе с тем развивается личность самого учителя.
К основным качествам творческой личности могут быть отнесены такие, как умение поставить творческую цель и её достигнуть, способность к быстрому переключению мыслей, способность к оценочным суждениям и критичность мышления, умение планировать и самоконтролировать свою деятельность, умение использовать и укреплять свои слабые стороны при знании сильных сторон, планирование своей работы по повышению своего профессионального мастерства путём самообразования.
Предложенные качества пригодятся учителям в ходе самоанализа, при выборе способов оригинального представления собственного опыта.
Всем известно, что наша профессия учителя является одним из наиболее творческих видов деятельности.
Предмет творчества педагога – воспитание и образование уникальной и неповторимой человеческой личности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой.
Дети сейчас рано развиваются, сменились ценности и это надо учитывать. Но ценность жизни неизменна. Ценнее жизни ничего на свете не бывает. Нам, учителям надо осознать мировую потребность духовности и помочь ребятам найти свою дорожку к добру.
Нашему обществу нужны современно образованные люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Как учитель я понимаю, нельзя сделать прекрасней нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Известно, что новое рождается в недрах старого. Маленькие победы формируют почву для творчества, повышают общую и профессиональную культуру. Добиться высоких результатов может каждый. Главное творчество и постоянное совершенствование своей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса...
«Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».
Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. На внеурочном занятии «Звонкие голоса» через вокальное исполнение выявляю музыкальные с...
Доклад на педагогический совет: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».
Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к орган...
ПРОГРАММА VII зональных педагогических чтений «Развитие творческого потенциала учителя и ученика как условие реализации ФГОС»
стр.11 тема выступления...
Индивидуальный план самообразования учителя физики по методической проблеме: "Формирование и развитие УУД на уроках физики в условиях реализации ФГОС"
Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в шир...
Способы формирования навыков у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения
В данном выступлении раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию навыков школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самооп...