Принцип гуманитаризации
статья на тему
Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.
Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.
Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний и сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsip_gumanitarizatsii_matematicheskogo_obrazovaniya.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Принцип гуманитаризации математического образования
Гуманитаризация образования есть методологическая идеология, требующая пересмотра основных концепций методики обучения математики. Это утверждение Г.И. Саранцева применимо к обучению любого математического предмета. Но в первую очередь оно относится к обучению истории математики. Мы согласны с Т.А. Ивановой, что история и методология научного поиска в математике практически отражают основной гуманитарный потенциал школьного математического содержания.
Реализация гуманитаризации образования предполагает разработку деятельностных концепций всех методических явлений, в том числе формирования математических понятий. Деятельность, адекватная формированию понятия, ее этапы и реализующие их упражнения хорошо описаны в работе В.И. Саранцева. Она включает мотивацию введения понятия, выделение существенных свойств, формулировку, усвоение определения, применение, выяснение связей изучаемого понятия с другими понятиями, конструирование новых понятий.
Новая концепция формирования понятия как деятельности учитывает различные существующие логические схемы образования понятий, но не сводится к ним. Кроме того, она основывается на результатах психологических исследований, эстетических факторах математической деятельности, истории развития математических знаний.
Гуманитаризация математического образования предполагает внесение корректив в содержание образования. Если с содержанием математического образования традиционно связывают совокупность аксиом, определений, теорем, то деятельностная основа содержания ориентирует на отражение в нем действий, адекватных понятиям, теоремам, и эвристик. Последние должны быть равноправны с предметными знаниями. Эвристики, наряду с учебным материалом должны быть указаны и в программах по математике.
Понимаемая в данном смысле гуманитаризация математического образования не противоречит представлению о ней как о приобщении к духовной культуре, творчеству. Последний являются лишь стороной обсуждаемого феномена. Деятельностная основа математического познания, являющаяся смыслом гуманитаризации, вполне разъясняет смысл ее формы, заключающейся в приоритете развивающей функции обучения. Более того, становится ясна диалектика развития знания. Говоря о знании ранее подразумевали информационные знания, книжную информацию. Усвоение таких знаний сводилось к их запоминанию и воспроизведению. Затем начинается этап отрицания знаний, умений навыков, акцент стали делать на развитии учащихся, понимая под развитием приращение психических процессов. Феномен гуманитаризации образования как бы снимает второй этап и возвращает нас вновь к знанию, но уже к знанию – деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Проблемы гуманитаризации в современном образовании"
Гуманитаризация - один из важнейших принципов организации учебно-воспитательного процесса. Что это такое, каковы её направления, как применить на практике в условиях обычной среднестатистической школы...
ТЕХНОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В статье рассматриваются основы технологии гуманитаризации, а также показывается ее применение на уроке геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"...
Взаимодействие гимназии и музея как средство гуманитаризации образовательного процесса
Социальный заказ времени - культурная личность, обладающая устойчивой системой ценностных ориентаций. Поставленной цели можно достигнуть через создание образовательной среды, интегрирующей культурный ...
Реализация принципа гуманитаризации образования.
В свете новой концепции историко-культурного образования выдвигаются актуальные проблемы преподавания историко-обществоведческого и художественно-эстетического циклов. Одной из тенденций современного ...
Гуманитаризация преподавания предметов естественнонаучного цикла.
Гуманитаризация - одно из важнейших направлений модернизации российского образования, в государственных документах она рассматривается как неотъемлемая часть единой программы обновления образова...
ПРИНЦИП ГУМАНИТАРИЗАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КЛАССАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Тезисы к выступлению на Всероссийской конференцииРассматривается практическая реализация принципа гуманитаризации образования при изучении математики в старших классах естественнонаучного профиля....