Взаимодействие гимназии и музея как средство гуманитаризации образовательного процесса
статья по теме
Социальный заказ времени - культурная личность, обладающая устойчивой системой ценностных ориентаций. Поставленной цели можно достигнуть через создание образовательной среды, интегрирующей культурный опыт человечества, предлагающей ребенку целостное, гуманитарно-ориентированное знание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_gimnazii_i_muzeya_kak_sredstvo.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие гимназии и музея как средство
гуманитаризации образовательного процесса.
Педагогический коллектив гимназии реализует идею построения целостного, открытого образовательного процесса, создания условий обучения, отвечающих психологическим особенностям становящейся личности и социальному заказу времени.
Социальный заказ времени – культурная личность, обладающая устойчивой системой ценностных ориентаций, способная сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе; способная к творческой самореализации во всех сферах деятельности.
Поставленной цели можно достигнуть через создание образовательной среды, интегрирующей культурный опыт человечества, предлагающей ребенку целостное, гуманитарно-ориентированное знание.
Под знанием надо понимать триединство: информация, способ действия, система ценностей.
Простая информация делает человека лишь эрудированным. Человек, наделенный интеллектом, должен уметь применять знания на практике. Но для культурного человека и этого недостаточно, он имеет свою систему ценностей.
Система ценностей не может существовать вне культуры. Истинная эволюция совершается на основе знания и красоты.
Реализация целостного подхода к воспитанию личности в условиях Санкт-Петербурга может быть осуществлена особенно эффективно. Город - уникальный учебник мировой и отечественной культуры. А роль музея в решении этой задачи трудно переоценить.
Искусство, многообразие его видов и жанров, является универсальным средством формирования высших эстетических переживаний. Посвящение в этот бесконечный мир образов, судеб и страстей служит становлению души и разума.
Для нашей гимназии взаимодействие с Государственным Русским музеем – это не эпизодические «выходы» и даже не циклы экскурсий, а музейные уроки, включенные в расписание и содержательно сопряженные с изучаемым на уроках материалом.
С первого класса в учебное расписание введена программа «Здравствуй, музей!», разработанная Научно-практическим центром музейной педагогики. Программа предусматривает как приобщение ребенка к музею, так и формирование навыков развитого визуального мышления, что является эффективным средством не только в усвоении учащимися того или иного раздела учебной программы, но и готовит их к будущей жизни. Ведь жизнь предъявляет к человеку не односторонние, упрощенные требования. Она всегда требует одновременного охвата большого и малого, общего и частного, существенного и несущественного.
Видеть, замечать, осознавать, выделять многое в одном – нелегкая умственная деятельность. Чем раньше мы начнем учить этому детей, тем больше у нас шансов воспитать личность, оригинально мыслящую, умеющую открывать новые, неожиданные стороны в предметах и явлениях, находить необычное в обыденном, то есть воспитать творческую личность.
Программа «Здравствуй, музей!» имеет логическое продолжение на основной и средней ступенях обучения. В 5-9 классах это курсы: «Язык изобразительного искусства», «Художник и мир». Курсы направлены на стимулирование, интеграцию и оптимизацию процессов самопознания, самоопределения развивающейся личности; на ориентацию учащихся в пространстве художественной культуры; на формирование навыков прочтения языковых особенностей изобразительного искусства. При этом художественная культура понимается как своеобразное и концентрированное выражение общекультурных закономерностей эпохи.
«Проблемы современной художественной культуры» ориентированы на формирование и развитие потребности у учащихся 10-11 классов найти свое место в пространстве культуры, способности реализовать свой культуротворческий потенциал в процессе создания и восприятия, переживания, осмысления, осознания и оценки культурных ценностей.
Постижение ценностей культуры должно происходить не только через предметы гуманитарного и художественно-творческого циклов дисциплин, но и через предметы естественнонаучного цикла, которые обладают мощным гуманитаризирующим и гуманизирующим потенциалом. Осмысленные в общечеловеческом ценностном значении абстрактные понятия и схемы, рационально-логическое знание становятся духовной собственностью ребенка, заполняют соответствующее «пространство» в целостной картине мира. Поэтому музейные уроки содержательно связаны со всем спектром учебных дисциплин.
Гимназия существует для ученика, но начинается с учителя. Поэтому «музейные уроки» есть и для учителей. Это увлекательные экскурсии, проведенные работниками ГРМ, курсовая подготовка учителей, реализующих программу «Здравствуй, музей!» с обязательной работой на экспозиции. Такие «уроки» ориентируют учителя на эмоциональный мир ребенка, на его ассоциативно-образное мышление, конкретность и яркость представлений, раскованность фантазии.
Возможности современных компьютерных технологий позволили открыть информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» на базе гимназии. Гимназия является участником сетевого инновационного проекта «Устойчивая модель взаимодействия удаленного от исторического центра административного района мегаполиса и федерального учреждения культуры».
Образный и культурологический потенциал музейной среды делает современный музей естественным союзником реформы образования.
А педагогический коллектив в рамках Программы развития реализует новую программу взаимодействия образовательного учреждения и ГРМ по формированию ключевых компетентностей учащихся - «Гимназия и музей: перезагрузка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Инновационная деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения как средство индивидуализации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья».
Статья размещена и на школьном сайте...
ЭОР на уроках истории и обществознания как средство визуализации образовательного процесса
Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а компл...
Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса
Презентация и сценарий заседания МО по теме "Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса"...
Школьная газета как средство гуманизации образовательного процесса
Выступление на конференции классных руководителей.Определены направления деятельности классного руководителя по воспитанию социально адаптированного человека. Показано использование работы в школьной ...
"Освоение и внедрение исследовательсских методов обучения как средство модернизации образовательного процесса".-Методический доклад.
В докладе раскрывается сущность исследовательских методов обучения, и их применение как средства модернизации образовательного процесса....
Справка о взаимодействии с семьей учащихся и другими участниками образовательного процесса
Справка о взаимодействии с семьей учащихся и другими участниками образовательного процесса...
Взаимодействие педагога дополнительного образования и родителей в образовательном процессе с детьми ОВЗ с речевыми нарушениями
В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентированно внимание на вовлечение родителей в образовательный процесс, их заинтерес...