Использование метода учебного проекта и исследования на уроках и во внеурочной деятельности.
статья на тему
Современный образованный человек должен быть не только вооружиться знаниями, но и уметь их самостоятельно добывать, решать возникающие у него проблемы, уметь применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим появляются новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Метод проектов поможет в решении этих проблем.
В основе каждого проекта лежит проблема. И целью проектной деятельности становится исследование способов решения проблемной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование метода учебного проекта и исследования на уроках и во внеурочной деятельности. | 108.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода учебного проекта и исследования на уроках и во внеурочной деятельности.
Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Современный образованный человек должен быть не только вооружиться знаниями, но и уметь их самостоятельно добывать, решать возникающие у него проблемы, уметь применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим появляются новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Метод проектов поможет в решении этих проблем.
В основе каждого проекта лежит проблема. И целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемной задачи.
Алгоритм подготовки учебного проекта может быть таким:
Проблема проекта | Почему? | Актуальность проблемы |
Цель проекта | Зачем мы делаем проект? Выдвижение гипотезы. | целеполагание |
Задачи проекта | Что мы для этого делаем? План. | Постановка задач |
Методы и способы | Как мы это можем сделать? | Выбор способов и методов планирования |
результат | Что получится, если мы решим проблему? | Ожидаемый результат |
Этапы осуществления проекта:
- Подготовительный
- Исследовательский
- Внедренческий
- Аналитический
На 1 этапе – пробуждение учителем у учащихся интереса к теме проекта, постановка проблемы, определение целей и задач.
На 2 этапе – распределение учащихся по группам и определение целей и задач для каждой из них. Определение характера задания: реферативный, исследовательский, творческий. Здесь необходим индивидуальный подход с учётом возможностей, интересов и склонностей детей.
3 этап – осуществление деятельности. Именно здесь учащиеся проявляют самостоятельность в поиске информации по теме. Они должны овладеть такими методами и технологиями, как составление опросников, проведение интервью, обработка полученных материалов, приготовление презентаций, написание рефератов, речевое оформление информации.
4 этап – презентация проекта. Именно она служит показателем завершённости работы. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки. И оценки со стороны.
В эффективности метода учебных проектов я убедилась, применив его на практике. Учебный проект, предложенный ученикам 7 класса, назывался «Роль книги в жизни школьников».
Цель исследования:
- определить роль книги и чтения в жизни школьников 5-7 классов.
Задачи исследования:
- найти в научно-популярной литературе сведения об истории создания книги;
- провести анкетирование среди учащихся и их родителей.
- совместно с библиотекарем проанализировать посещаемость библиотеки учащимися 5 – 7 классов;
- выявить причины нежелания школьников читать;
- привлечь внимание учащихся к книгам и чтению.
Работая над проектом, дети проводили анкетирование среди сверстников, родителей, беседовали с библиотекарями, анализировали читательские формуляры. Выводы, сделанные в конце работы, были озвучены перед ребятами 5-7 классов, доведены до сведения учителей литературы и работников библиотек. Учащимся было предложено ответить на вопросы:
- Работать над проектом тебе было интересно? 10 из 10 ответили положительно
- 2. Проектная деятельность помогает развивать в тебе навыки самостоятельности? 9 человек ответили утвердительно.
Работа над проектом сплотила детей, научила действовать коллективно, помогая друг другу.
Родители в анкетах отмечали проявившийся у детей интерес к чтению, после работы над данным проектом.
Важен познавательный аспект, который сопутствует методу проектов. Учащиеся знакомятся с новым, неизвестным им материалом, сравнивают, сопоставляют полученную информацию, делают выводы. Интерес вызвали проекты «Имена нашего класса», «История возникновения фамилий уч-ся 7 класса», «Говорящие имена и фамилии в произведениях Д.И.Фонвизина, Н.В.Гоголя». Так, работая над исследованием значений имён и фамилий одноклассников, учащиеся 7 класса открыли много интересного: откуда пошли имена, что лежит в основе их фамилий, как сочетаются имена и цвета. Результатом стала характеристика учащихся класса, в которой нашли отражение ведущие черты, объединяющие их. Было предложено ребятам продолжить эту работу: найти людей, прославивших их фамилии.
Много нового о А.С.Пушкине узнали учащиеся, работая над исследованием памятников и картин, запечатлевших образ великого поэта. Многие из произведений искусства были ими открыты впервые. Своими находками и открытиями они поделились на уроке с одноклассниками. Рассказ о произведениях Л.Н.Толстого, в которых находим упоминание о музыкальных вещах, сопровождался исполнением данных произведений.
Продуктом проектной деятельности учащихся стали рефераты: «А.С.Пушкин в живописи и скульптуре», «Лицей в жизни А.С.Пушкина», «Л.Н.Толстой в музыке». Ими также являются сочинения учащихся по личным впечатлениям : «Моё солнышко», «Мой книжный наставник», «Моя любимая книга», «Что мы любим читать всей семьёй». Презентации тоже являются продуктами работы детей: «Имена нашего класса», «Солнечное дерево». Таблицы, рисунки, подбор иллюстраций, музыкального сопровождения – та наглядность, которая сделала проектные работы красочней, зримее, интереснее
Открывать, искать, исследовать - эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской познавательной деятельности учащихся на современном уроке.
Начинается исследование с выбора темы, которая должна быть интересна ученику, и хорошо, если инициатива исходит от него. Учитель может быть советчиком, предлагает темы для выбора, уточняет формулировку.
Вслед за выбором темы, уточнением её формулировки ученик вместе с учителем и библиотекарем подбирает необходимую литературу, изучает её и конспектирует. На этом этапе определяется проблема, которую предстоит сформулировать, аргументировано доказать её решение
Учитель консультирует школьника, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками. Презентация работы проводится на уроке или на ученической конференции.
Структура работы включает следующие компоненты: название, план, введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они необходимы).
• Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить.
• Основная часть: даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста произведения, даётся описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно выделить параграфы).
• Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.
Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах: реферат, доклад, тезисы докладов и выступлений.
Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе учитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу старшеклассника.
Важный момент: для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь в арсенале могут быть разнообразные формы: урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-конференция, урок-круглый стол и т. д.
Главной задачей школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал,- научить ребёнка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие истины, о которых говорится в школе, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придёт к ним своим путём, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. «Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной»,- писал М.Бахтин. Важно, чтобы этот поиск начинался на уроках, если вопросы по осмыслению себя, людей, мира возникли при изучении предмета, вот тогда для глубокого понимания поставленных проблем и возникает естественная потребность в знаниях.
Примером такого урока является урок-исследование слова в 5 классе «Пусть всегда будет солнце».
На уроке были поставлены задачи:
1) развивать связную речь учащихся, умение анализировать текст, отдельные языковые явления;
2) вырабатывать умение самостоятельно находить новое, исследуя дополнительные источники информации;
3) вызывать эмоциональное отношение к слову через восприятие литературных, музыкальных и живописных произведений;
4) воспитывать внимательное отношение к слову.
Детям было предложено: « Сегодня мы все на время станем исследователями, постараемся как можно больше узнать о слове «Солнце».
В ходе урока учащиеся говорили о лексическом значении слова «солнце», подбирали однокоренные слова, заглядывали в его прошлое, искали применение в литературе, подбирали стихи, пословицы, загадки с этим словом, писали сочинение «Моё солнышко». Такая работа понравилась детям, они учились находить материал в книгах, в интернете, рисовали, работали в группах, помогали делать презентацию.
В 6 классе учащиеся исследовали историю своего села, говорили о его памятниках, известных односельчанах. Урок- зачёт по теме «Имя числительное», проведённый в форме заочной экскурсии, развивал навыки познавательной самостоятельности ребят. Они не только повторили материал о числительном, но и много узнали нового о своём селе, его людях.
Дифференцированное домашнее задание продолжит исследовательскую деятельность детей:
1 группа (базовый уровень): подберите материал об интересных людях села, куда бы входили числительные, составьте рассказ.
2 группа (более сильные дети): проведите небольшую экскурсию по своему селу, предварительно подобрав новый материал, включающий имена числительные.
Урок-кроссворд в 8 кл по теме «Простое предложение» заставил повторить сведения по теме и вспомнить произведении Пушкина, а также научить составлять кроссворд.
Какие исследования ещё возможны на уроках русского языка?
Во-первых, элементы исследовательской деятельности на уроке:
- самостоятельный вывод правила по примерам, проверка результатов по разноуровневой карточке;
- сопоставительная работа (трактовка правила в учебниках различных авторов);
- групповая работа — составление тезисов к определенной теме;
-составление словарных диктантов, в которые входили бы примеры на изученные правила;
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя такие методы, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большая увлеченность предметом. Работы, сделанные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье. Выпускники с большой благодарностью говорят о том, что получили необходимые навыки в школе и смогли успешно справиться с более серьезными научными исследованиями — курсовыми и дипломными работами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля
В нашей школе первый год преподавался предмет "Проектная деятельность".Надеюсь, что доклад "Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля", который сопро...
«Исследование на уроке и во внеурочной деятельности как механизм формирования и развития универсальных учебных действий»
Результаты исследования PISA обозначили дефициты у российских учащихся в сформированности ряда важных умений: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения ...
«Исследование на уроке и во внеурочной деятельности как механизм формирования и развития универсальных учебных действий»
Результаты исследования PISA обозначили дефициты у российских учащихся в сформированности ряда важных умений: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения ...
Использование метода учебного проекта в педагогической практике учителя начальной школы
Обычно мы даем знания детям, которые так и останутся теорией. А наша цель научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни, что полностью укладывает в...
Использование метода учебных проектов при обучении английскому языку в школе
Метод учебных проектов при обучении английскому языку...
Методическая разработка «Использование метода учебных проектов в преподавании английской и американской литературы на уроках домашнего чтения на иностранном языке в старших классах для школ с углубленным изучением иностранного (английского) языка.»
Аннотация к методической разработке.В методической разработке изложен опыт и попытка аргументированно доказать эффективность использования учебного проекта при обсуждении книги по домашнему чтению....
Статья по теме: Использование метода учебного проекта на уроках математики.
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытст...