Педагогический мониторинг как механизм оценивания учебных достижений учащихся
статья на тему

Гариева Надежда Васильевна
В XXI веке центральной категорией образовательной политики России является качество. Решение этой задачи невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на основном направлении. Важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, своевременного устранения недостатков учебного процесса является мониторинг. Материал может быть полезен педагогам, заместителям руководителя, начинающис свою педагогическую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический мониторинг как механизм оценивания учебных достижений учащихся.

Гариева Надежда Васильевна,

 заместитель директора по НМР

В XXI  веке центральной категорией образовательной политики России является качество. Решение этой задачи невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на основном направлении. Важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, своевременного устранения недостатков учебного процесса  является мониторинг.  

Мониторинг (от латинского слова monitor – предостерегающий) пришел в педагогическую науку из экологии и социологии.

В экологии – мониторинг – это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим направлениям.

В социологии – мониторинг – определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной сферы, сравнение повторных замеров с базовыми и нормативными показателями.

В педагогике – мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем.

Само понятие «мониторинг» появилось в России после чернобыльской катастрофы как система отслеживания состояния здоровья детей Чернобыля и прижилось в русском языке.

В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным  целям. Мониторинг затрагивает различные аспекты жизнедеятельности образовательного учреждения:

- анализ целесообразности постановки задач образовательного процесса, планов учебной и воспитательной работы;

- работу с кадрами и создание условий для творческой работы педагогов;

- организацию учебного процесса;

- сочетание контроля с оказанием практической помощи;

- здоровьесберегающий подход в обучении и воспитании обучающихся.

Главное отличие мониторинга качества обучения от контроля, прежде всего в том, что задача мониторинга -  установление причин и величины несоответствия результата целям. Кроме того, мониторинг отличается систематичностью и протяженностью во времени, применяемыми критериями и показателями.

К основным функциям мониторинга относятся:

- диагностическая – сканирование состояния системы образования и происходящих в ней изменений, что позволяет дать оценку данным явлениям;

- экспертная – в рамках мониторинга возможно осуществление экспертизы состояния, концепции, форм и методов развития системы образования, ее компонентов и подсистем;

- информационная – мониторинг является способом регулярного получения сопоставимой информации о состоянии и развитии системы, необходимой для анализа и прогноза состояния и развития системы;

- интегративная – мониторинг является одним из системообразующих факторов, обеспечивающих комплексную характеристику процессов. 

Выделяют общие особенности мониторинговой деятельности [5]:

а) объекты мониторинга динамичны, подвержены влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать различные изменения в состоянии объекта;

б) реализация мониторинга предполагает организацию постоянного слежения за объектом, изучение и оценку его состояния;

в) организация слежения предусматривает отбор обоснованных критериев и показателей, по которым ведется измерение и описание параметров объекта;

г) каждая конкретная система мониторинга ориентирована на конкретного потребителя, которым может быть как отдельное учреждение, так и государство в целом.

Можно выделить основные виды мониторинга:

1. По содержанию:

- дидактический мониторинг, предметом которого являются новообразования учебного процесса (получение знаний, умений, навыков, соответствие их уровня требованиям ГОС и т. д.);

- воспитательный мониторинг, который учитывает изменения в создании условий для воспитания и самовоспитания обучающихся, «приращение» их воспитательного уровня;

- социально-психологический, показывающий уровень социально-психологической адаптации личности обучающегося;

-  управленческой деятельности, показывающий изменения в различных управленческих подсистемах.

2. По характеру используемых методов и методик – статистический и нестатистический мониторинг.

3. По направленности:

- мониторинг процесса – представляет картину факторов, влияющих на реализацию конечной цели;

 - мониторинг условий организации деятельности – выявляет отклонения от запланированной нормы деятельности, уровень рациональности деятельности, необходимые ресурсы;

- мониторинг результатов – выясняет, что было сделано из  апланированного, какие результаты достигнуты.

Аналитическая схема мониторинга в школе

http://festival.1september.ru/articles/527973/img1.gif

Для обеспечения эффективности мониторинга в школе (аналитическая схема представлена выше) важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация: полнота, адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга. Все перечисленные требования обычно рассматриваются как основные свойства мониторинга. Ими определяются и различные организационные формы мониторинга. В научной литературе по управлению, психологии, педагогике указывают множество разновидностей мониторинга, выделяемых по разным основаниям. Применительно к школе можно выделить следующие виды мониторинга:

  • по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный);
  • по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый);
  • по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий);
  • по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);
  • по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной);
  • по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);
  • по формам объект-субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ);
  • по используемому инструментарию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный  и др.)
  • по содержанию:

- дидактический мониторинг, предметом которого являются новообразования учебного процесса (получение знаний, умений, навыков, соответствие их уровня требованиям ГОС, ФГОС НОО, ФГОС ООО  и т. д.);

- воспитательный мониторинг, который учитывает изменения в создании условий для воспитания и самовоспитания обучающихся, «приращение» их воспитательного уровня;

- социально-психологический, показывающий уровень социально-психологической адаптации личности обучающегося;

-  управленческой деятельности, показывающий изменения в различных управленческих подсистемах,

  • по характеру используемых методов и методик

– статистический и нестатистический мониторинг.

  • по направленности:

- мониторинг процесса – представляет картину факторов, влияющих на реализацию конечной цели;

 - мониторинг условий организации деятельности – выявляет отклонения от запланированной нормы деятельности, уровень рациональности деятельности, необходимые ресурсы;

- мониторинг результатов – выясняет, что было сделано из  запланированного, какие результаты достигнуты.

Мониторинг как метод сам является определенной системой элементов.

Такими элементами, составляющими структуру мониторинговой системы, являются:

- субъекты  мониторинга;

- комплекс мониторинговых показателей;

- инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности;

- мониторинговая деятельность.

Основные задачи, решаемые в ходе мониторинга процесса обучения, сводятся к следующему:

  1. Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии процесса обучения, о качественных и количественных изменениях в нём.
  2. Систематизация информации о состоянии и развитии процесса обучения.
  3. Обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессе обучения.
  4. Информационное обеспечение анализа и прогнозирование состояния процесса обучения, выработки управленческих решений [4, с. 72-80].

Мониторинг непосредственно связан с его объектом, предметом и субъектом.

Объектом мониторинга выступает процесс обучения, на который направлены конкретные мониторинговые процедуры.

Предметом мониторинга выступают состояния данного процесса в определенные периоды времени и конкретные изменения в рамках этого процесса.

Под субъектами мониторинга имеются в виду носители мониторинговых функций.

Субъекты мониторинга можно условно подразделить на две большие группы: тех, кто предоставляет информацию, и тех, кто ее собирает и обрабатывает.

Мониторингу контроля результатов обучения присущи основные характеристики общенаучного метода теории познания мира: этапность исследования, получение и интерпретация данных, прогнозирование дальнейшего развития, постоянная обратная связь между теорией и практикой исследования. Также мониторингу присуща многомерность: он может исследоваться в любой области знания.

Внедрение мониторинга как метода контроля в учебный процесс оказывает влияние на методику работы учителя. Точнее, мониторинг ставит перед ним конкретные методические задачи, решение которых и создает условия для его применения в процессе обучения. Технология реализации педагогического мониторинга может постоянно совершенствоваться за счет использования новых информационных технологий, в частности компьютерных пакетов тестовых заданий, что позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление.

Проверка и оценка знаний школьников как метод педагогического контроля зависит от многих объективных и субъективных факторов. Все виды и формы системного анализа оказывают эффективное воздействие на динамику мониторинговых процедур, помогают ранжировать полученную информацию во всех ее вариантах.

В настоящие время мониторинг наиболее эффективный метод контроля, так как с его помощью  можно диагностировать процесс обучения, прогнозировать результаты, отслеживать динамику развития процесса обучения, планировать процесс обучения, что позволяет наблюдать и контролировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию.

Таким образом, мониторинг процесса обучения позволяет своевременно реагировать на изменения в управляемых объектах. Мониторинг обусловлен необходимостью постоянного отслеживания состояния учебно-воспитательного процесса, отдельных его звеньев с целью диагностики, анализа, коррекции, прогнозирования управленческих действий по достижению планируемого результата.

Литература

  1. Бережкова Н.И. Системный подход как средство управления качеством обучения в общеобразовательной практике: дис. канд. пед. наук /Н.И. Бережкова. — Ставрополь, 2003.-148с.
  2. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса, как фактор повышения его уровня и peзультатов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. - №1.- С.32-35.
  3. Диканская Н.Н. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003.- №3. – С. 43-53.
  4. Каменский С.Е. Современные методы и средства оценивания результатов обучения в школе //Наука и школа. – 2005.- №2.- С. 7-10.
  5. Куприна А.И. Педагогическая трактовка понятия «мониторинг» в образовательном процессе. – Шадринск: ШГПИ, 2001. - С.126-128
  6. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. 2-е издание. – М., 2001. – 126с.

Приложение 1

Учет достижений учащегося по русскому языку

Ф.И. ученика:  _______________________________________ Класс_____4______

Критерии

Начало

года

1

полугодие

2

 полугодие

1

Списывание текста

2

Письмо под диктовку

3

Изложение

4

Сочинение

5

Каллиграфический навык

6

Перенос слов

7

Большая буква в именах собственных

8

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн

9

Обозначение мягкости согл. зв.  и, е, ё, ю, я и ь

10

Разделительный ь и  ъ

11

Слова с предлогами

12

Написание приставок

13

Слова с двойными согласными

14

Непроверяемая безударная гласная

15

Безударная гласная, проверяемая ударением

16

Слова с непроизносимым согласным

17

Парный согласный

18

Разбор предложения

19

Знаки препинания в конце предложения

20

Однородные члены предложения

21

Фонетический разбор слова

22

Разбор слова по составу

23

Части речи

24

Разбор им. сущ.

25

Падежные окончания имен существительных

26

Ь знак на конце сущ. после шипящих

27

Разбор им. прил.

28

Падежные окончаний им. прил.

29

Разбор глагола

30

Безударные личные окончания глаголов

31

Ь после шип. в оконч. глаголов 2л. ед.ч.

32

Правописание частицы НЕ с глаголами

 

                                                              %

п.с.

ч.с.

н.с.

                                                        Динамика

п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы

Учет достижений учащегося по математике

Ф.И. ученика:  _______________________________________ Класс_____4______

Критерии

Начало

года

1

полугодие

2

 полугодие

1

Сложение и вычитание в пределах 10 и 20

2

Устн. слож. и вычит. чисел в пред.100

3

Сравнение чисел, значений выражений

4

Действия с 0 и 1

5

Порядок выполнения действий в выражениях

6

Табличное умножение и деление

7

Внетабл. умнож. и деление(в пред. 100)

8

Простые задачи на слож. и вычит.

9

Простые задачи на умножение и деление 

10

Задачи в 2-3 действия

11

Разностное сравнение чисел

12

Кратное сравнение чисел

13

Увелич., уменьшение числа на неск. ед.

14

Увелич., уменьшение числа в неск. раз

15

Стоимость, цена, количество

16

Скорость, время, расстояние

17

Решение уравнений

18

Нахождение значения выражения с переменной

19

Единицы  

измерения

длина

время

масса

20

Прямоугольник,    

квадрат

Р

S

21

Устн. сложение и вычитание в пред.1000

22

Устн. умнож. и деление чисел в пред.1000

23

Письм. слож. и вычит. в пред. 1000

24

Нумерация чисел в пред. 1 000 000

25

Письм. умнож. многозн. чисел на однозн. число

26

Письм. делен. многозн. чисел на однозн. число

27

Письм. слож. и вычит. многозначных чисел

28

Письм. умнож. многозн. чисел на двузн. число

29

Письм. делен. многозн. чисел на двузн. число

                                                          %

 п.с.

 ч.с.

 н.с.

                                             Динамика

п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы

Учет достижений учащегося по русскому языку

Ф.И. ученика:  _______________________________________ Класс_____3______

Критерии

Начало

года

1

полугодие

2

 полугодие

1

Списывание текста

2

Письмо под диктовку

3

Изложение

4

Сочинение

5

Каллиграфический навык

6

Перенос слов

7

Большая буква в именах собственных

8

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн

9

Обозначение мягкости согл. зв.  и, е, ё, ю, я и ь

10

Разделительный ь и  ъ

11

Слова с предлогами

12

Написание приставок

13

Слова с двойными согласными

14

Непроверяемая безударная гласная

15

Безударная гласная, проверяемая ударением

16

Слова с непроизносимым согласным

17

Парный согласный

18

Разбор предложения

19

Установление связи слов в предложении

20

Знаки препинания в конце предложения

21

Разбор слова по составу

22

Части речи

23

Род им. сущ.

24

Изменение им. сущ. по числам

25

Определение падежа

26

Ь знак на конце сущ. после шипящих

27

Изменение им. прил. по родам

28

Изменение им. прил. по числам

29

Определение времени глагола

30

Правописание частицы НЕ с глаголами

 

                                                              %

п.с.

ч.с.

н.с.

                                                        Динамика

п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы

Учет достижений учащегося по математике

Ф.И. ученика:  _______________________________________ Класс_____3______

Критерии

Начало

года

1

полугодие

2

 полугодие

1

Сложение и вычитание чисел в пред.10

2

Сложение и вычитание чисел в пред.20

3

Устн. слож. и вычит. чисел в пред.100

4

Письм. слож. и вычит. чисел в пред.100

5

Сравнение чисел, значений выражений 

6

Действия с 0 и 1

7

Порядок выполнения действий

8

Табличное умножение и деление

9

Внетабл. умнож. и деление(в пред. 100)

10

Деление с остатком

11

Простые задачи на слож. и вычит.

12

Задачи в 2-3 действия

13

Разностное сравнение чисел

14

Кратное сравнение чисел

15

Увелич., уменьшение числа на неск. ед.

16

Увелич., уменьшение числа в неск. раз

17

Простые задачи на умножение и деление

18

Стоимость, цена, количество

19

 

Единицы  

измерения

Длина

Время

Масса

20

Прямоугольник,    

квадрат

Р

S

21

Решение уравнений

22

Нумерация чисел в пред. 1000

23

Устн. сложение и вычитание в пред.1000

24

Устн. умнож. и деление чисел в пред.1000

25

Письм. слож. и вычит. в пред. 1000

26

Письм. умножение чисел в пред. 1000

27

Письм. деление чисел в пред. 1000

                                                          %

 п.с.

 ч.с.

 н.с.

                                             Динамика

п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы

Учет достижений учащегося по русскому языку

Ф.И. ученика:  _______________________________________ Класс_____2______

Критерии

Начало

года

1

полугодие

2

 полугодие

1

Списывание текста

2

Письмо под диктовку

3

Составление текста из 3-5 предложений

4

Каллиграфический навык

5

Гласные и согласные звуки

6

Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки

7

Определение последовательности звуков в словах

8

Деление слова на слоги

9

Постановка ударения

10

Перенос слов

11

Большая буква в именах собственных

12

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн

13

Обозначение мягкости согл. зв.  и, е, ё, ю, я

14

Обозначение мягкости согласных звуков  Ь

15

Слова с предлогами

16

Слова с двойными согласными

17

Непроверяемая безударная гласная

18

Безударная гласная, проверяемая ударением, в двусложных словах

19

Парный согласный на конце слов

20

Большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения

21

Деление текста на предложения

22

Составление предложения из отдельных слов

23

Главные члены предложения

24

Употребление красной строки

25

Слова, обозначающие предметы

26

Слова, обозначающие действия предметов

27

Слова, обозначающие признаки предметов

 

                                                              %

п.с.

ч.с.

н.с.

                                                        Динамика

п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы

Учет достижений учащегося по математике

Ф.И. ученика:  _______________________________________ Класс_____2______

Критерии

Начало

года

1

полугодие

2

 полугодие

1

Нумерация чисел от 1 до 100

2

Сложение и вычитание чисел в пред.10

3

Сложение и вычитание чисел в пред.20

4

Устное сложение и вычитание чисел в пред.100

5

Письменное сложение и вычитание чисел в пред.100

6

Сравнение чисел, значений выражений 

7

Действия с 0 и 1 (сложение и вычитание)

8

Порядок выполнения действий в выражениях

в 2 действия

9

Простые задачи на сложение и вычитание

10

Задачи в 2 действия на сложение и вычитание

11

Разностное сравнение чисел

12

Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц

13

Простые задачи, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления

14

Единицы

      измерения

Длина (см, дм, мм, м)

Время (час, мин)

Масса (кг, л)

15

Черчение отрезка заданной длины (измерение длины отрезка)

16

Название геометрических фигур

17

Нахождение длины ломаной, состоящей из 3-4 звеньев

18

Периметр многоугольников

                                                          %

 п.с.

 ч.с.

 н.с.

                                             Динамика

п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы

Учет достижений учащегося по русскому языку

Ф.И. ученика:  _______________________________________ Класс_____1______

Критерии

Начало

года

1

полугодие

2

 полугодие

1

Знание букв алфавита

2

Отличие звука от буквы

3

Списывание

рукописного текста

            печатного текста

4

Письмо под диктовку

5

Каллиграфический навык

6

Составление текста из 3-5 предложений (устно)

7

Гласные и согласные звуки

8

Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки

9

Определение последовательности звуков в словах

10

Деление слова на слоги

11

Постановка ударения

12

Перенос слов (простые случаи)

13

Большая буква в именах собственных

14

Обозначение мягкости согласных  звуков  буквами и, е, ё, ю, я

15

Обозначение мягкости согласных звуков Ь

16

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения

17

Составление предложения из отдельных слов

18

Вычленение слов из предложения

 

                                                              %

п.с.

ч.с.

н.с.

                                                        Динамика

п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы

Учет достижений учащегося по математике

Ф.И. ученика:  _______________________________________ Класс_____1______

Критерии

Начало

года

1

полугодие

2

 полугодие

1

Счет

до 10

до 20

2

Обратный

счет

                                   от 10

                                   от 20

3

Сравнение предметов по размеру и форме

4

Пространственные представления, взаимное расположение предметов

5

Направление движения

6

Временные представления

7

Сравнение групп предметов

8

Нумерация чисел от 0 до 20

9

Сравнение чисел в пределах 20

10

Сложение и вычитание чисел в пред.10

11

Действия с 0 и 1 (сложение и вычитание)

12

Решение  выражений в 2 действия без скобок

13

Простые задачи на сложение и вычитание

14

Увеличение, уменьшение числа на несколько  единиц

15

Единицы

      измерения

 Длина (см, дм)

 Время (час)

 Масса (кг, л)

16

Название геометрических фигур

                                                          %

 п.с.

 ч.с.

 н.с.

                                             Динамика

п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы

Ф.И. ученика:  ______________________________________________

Контроль  «Техника чтения»

Класс

Темп чтения

Допущенные ошибки

Осоз

нан

ность

Выра

зитель

ность

Пересказ

Чтение наизусть

Окон

чания

слов

Поста

новка ударения

Повтор слов и слогов

Замена слов, слогов

Иска

жения

слов

1

2

3

4

Уровень обученности учащегося

Класс

Русский язык

Математика

П.С.

Ч.С.

Н.С.

П.С.

Ч.С.

Н.С.

1

2

3

4

п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы

Учет сформированности УУД

Ф.И. ученика:  _______________________________________ Класс___________

КРИТЕРИИ

Начало

года

Конец

года

1

Отношение к учебе в целом:                                         положительное

безразличное

негативное

2

Участие в работе класса на уроках:                                   постоянное

инициативное

частое

редкое

3

Познавательный интерес:                                  проявляется часто

редко

почти никогда

4

Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности:

всегда самостоятелен

нуждается в помощи и сопровождении

самостоятельность проявляется редко

уклоняется от ответственности

5

Внимание:                                                                       отличное

среднее

легко отвлекается

6

Память:                                                                                        отличная

средняя

долговременная

кратковременная

7

Глубина усвоения материала:

воспроизводит с элементами собственного творчества

воспроизводит знания полностью

воспроизводит знания не полностью

8

Организация учебной деятельности: готов к уроку самостоятельно

готов к уроку с напоминанием

не готов к уроку

9

Оформление работ:                                               по всем требованиям

частично нарушены требования

без выполнения требований

красиво

аккуратно

грязно

10

Темп работы:                     опережает темп работы класса  с высоким

                                                                                        качеством работы

опережает темп работы класса с недостаточным качеством работы

соответствует темпу урока

отстает от темпа урока

11

Понимание смысла учебной деятельности:

сам формулирует цель учебной работы

формулирует цель с помощью учителя

не умеет формулировать цель учебной работы

12

Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке:                                                                                                всегда

иногда

никогда

13

Взаимоотношения и взаимодействие с товарищами: 

                                                                                             положительное                                                                                          

безразличное

негативное

14

Соблюдение норм и правил поведения учащихся:

отличное

хорошее

удовлетворительное

плохое

15

Учебные навыки освоены:                                                        отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Динамика


МОНИТОРИНГ  ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

ФИО ученика

Умение адекватно  использовать речевые средства  для решения различных коммуникативных задач

Умение строить монологическое высказывание

Умение владеть диалогической формой коммуникации

Умение сопровождать высказывание аудиовизуальной поддержкой, средствами и инструментами ИКТ и дистанционного общения

Адекватно использует речь для планирования и регуляции своей деятельности.Отвечает на все вопросы, соблюдает нормы речевого этикета

Частично отвечает на вопросы, соблюдает нормы речевого этикета

Не идет на контакт

Адекватно использует речевые средства для эффективного построения монологического высказывания.Умеет точно

выражать свои мысли

Ситуативно

выражает свои мысли

Не умеет выражать свои мысли

 Адекватно использует речевые средства для ведения диалога  Точно выражает свои мысли, уверенно ведет диалог

Ситуативно

выражает свои мысли, участвует в диалоге  

Не умеет участвовать в диалоге

Осознанно

сопровождает высказывание аудиовизуальной поддержкой, средствами и инструментами ИКТ и дистанционного общения

Ситуативно

сопровождает высказывание аудиовизуальной поддержкой, средствами и инструментами ИКТ и дистанционного общения

Не умеет

сопровождать высказывание аудиовизуальной поддержкой, средствами и инструментами ИКТ и дистанционного общения

Иванов П.

В

В

В

В

Петров В.

С

С

С

С

Сидоров И.

Н

Н

Н

ИТОГО

Средний по школе

Вывод: ( +,-)

ФИО ученика

Умение работать в паре, ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Умение формулировать собственное мнение и позицию

Аргументирует свои позицию и координирует её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности.

Работает в паре, ситуативно учитывает позицию партнёра

Не идет на контакт

( агрессивен или пассивен)

Понимает относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Понимает точку зрения другого человека

Не всегда понимает точку зрения другого человека

Не понимает точку зрения другого человека

Учитывает и координирует  позиции других людей, отличные от собственной.

Умеет аргументировать своё предложение, убеждать, уступать, владеет адекватными выходами из конфликта, всегда предоставляет помощь

Не всегда может договориться, сохранить доброжелательность, предоставляет помощь только близким знакомым

Не может договориться, пассивен или агрессивен, не предоставляет помощь

Учитывает разные мнения и обосновывает собственную позицию.

Точно формулирует своё мнение, позицию

Не всегда может сформулировать своё мнение, позицию

Не идет на контакт

Иванов П.

В

В

В

В

Петров В.

С

С

С

С

Сидоров И.

Н

Н

Н

Н

ИТОГО

Средний по школе

Вывод: ( +,-)

ФИО ученика

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

Умение задавать вопросы

Умение контролировать действия партнёра

Продуктивно содействует разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников.

Активно принимает участие в работе группы, умеет договариваться с другими людьми

Принимает участие в работе группы, но испытывает трудности при выражении обратной связи

Не слушает и не понимает других

 Точно выражает свои мысли, уверенно ведет диалог и видит, что партнер знает, а что нет.

Ситуативно

выражает свои мысли, участвует в диалоге  и видит, что партнер знает, а что нет.

Не умеет участвовать в диалоге

Задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.Обладает хорошим словарным запасом, чётко формулирует вопросы

Обладает хорошим словарным запасом, не всегда чётко формулирует вопросы

Не может задать вопрос, не достаточно словарного запаса

Осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Различает и

понимает действия партнёра, умеет убедить, доброжелателен

Ситуативно

различает и понимает действия партнёра, не всегда умеет убедить, не всегда доброжелателен

Не умеет контролировать действия партнёра.

Может быть агрессивен

Иванов П.

В

В

В

В

Петров В.

С

Н

Н

С

Н

Н

Сидоров И.

ИТОГО

Средний по школе

Вывод: ( +,-)

ФИО ученика

Умение использовать речь для регуляции своего действия

С учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передает партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия .Отстаивает свою точку зрения, вежлив, тактичен, доброжелателен

Ситуативно, отстаивает свою точку зрения, не всегда вежлив, тактичен, доброжелателен

Пассивен или агрессивен.

Иванов П.

В

Петров В.

С

Сидоров И.

Н

ИТОГО

Средний по школе

Вывод: ( +,-)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки

Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи  компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....

Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки

Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи  компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....

«Тестовый контроль как эффективный метод оценивания учебных достижений учащихся»

Образование в 21 веке является как единый процесс, который направлен на воспитание и обучение подрастающего поколения в  интересах человека, общества, государства. У нас в России, образоват...

Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе

Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе...

Методическая статья на тему: "Олимпиада с использованием ИКТ как современный метод оценивания учебных достижений учащихся в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности""

В статье описываются возможности использования метода олимпиады в ходе преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Представлен опыт проведения олимпиады с использованием ин...

Особенности оценивания учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в 10 классе

        В курсе ОБЖ необходимо оценивать не только знания, но и  способность  применять эти знания и умения для решения практических  и ценностно-ориентирован...

Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.

Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, ч...