Педагогический мониторинг как механизм оценивания учебных достижений учащихся
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический мониторинг как механизм оценивания учебных достижений учащихся.
Гариева Надежда Васильевна,
заместитель директора по НМР
В XXI веке центральной категорией образовательной политики России является качество. Решение этой задачи невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на основном направлении. Важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, своевременного устранения недостатков учебного процесса является мониторинг.
Мониторинг (от латинского слова monitor – предостерегающий) пришел в педагогическую науку из экологии и социологии.
В экологии – мониторинг – это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим направлениям.
В социологии – мониторинг – определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной сферы, сравнение повторных замеров с базовыми и нормативными показателями.
В педагогике – мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем.
Само понятие «мониторинг» появилось в России после чернобыльской катастрофы как система отслеживания состояния здоровья детей Чернобыля и прижилось в русском языке.
В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Мониторинг затрагивает различные аспекты жизнедеятельности образовательного учреждения:
- анализ целесообразности постановки задач образовательного процесса, планов учебной и воспитательной работы;
- работу с кадрами и создание условий для творческой работы педагогов;
- организацию учебного процесса;
- сочетание контроля с оказанием практической помощи;
- здоровьесберегающий подход в обучении и воспитании обучающихся.
Главное отличие мониторинга качества обучения от контроля, прежде всего в том, что задача мониторинга - установление причин и величины несоответствия результата целям. Кроме того, мониторинг отличается систематичностью и протяженностью во времени, применяемыми критериями и показателями.
К основным функциям мониторинга относятся:
- диагностическая – сканирование состояния системы образования и происходящих в ней изменений, что позволяет дать оценку данным явлениям;
- экспертная – в рамках мониторинга возможно осуществление экспертизы состояния, концепции, форм и методов развития системы образования, ее компонентов и подсистем;
- информационная – мониторинг является способом регулярного получения сопоставимой информации о состоянии и развитии системы, необходимой для анализа и прогноза состояния и развития системы;
- интегративная – мониторинг является одним из системообразующих факторов, обеспечивающих комплексную характеристику процессов.
Выделяют общие особенности мониторинговой деятельности [5]:
а) объекты мониторинга динамичны, подвержены влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать различные изменения в состоянии объекта;
б) реализация мониторинга предполагает организацию постоянного слежения за объектом, изучение и оценку его состояния;
в) организация слежения предусматривает отбор обоснованных критериев и показателей, по которым ведется измерение и описание параметров объекта;
г) каждая конкретная система мониторинга ориентирована на конкретного потребителя, которым может быть как отдельное учреждение, так и государство в целом.
Можно выделить основные виды мониторинга:
1. По содержанию:
- дидактический мониторинг, предметом которого являются новообразования учебного процесса (получение знаний, умений, навыков, соответствие их уровня требованиям ГОС и т. д.);
- воспитательный мониторинг, который учитывает изменения в создании условий для воспитания и самовоспитания обучающихся, «приращение» их воспитательного уровня;
- социально-психологический, показывающий уровень социально-психологической адаптации личности обучающегося;
- управленческой деятельности, показывающий изменения в различных управленческих подсистемах.
2. По характеру используемых методов и методик – статистический и нестатистический мониторинг.
3. По направленности:
- мониторинг процесса – представляет картину факторов, влияющих на реализацию конечной цели;
- мониторинг условий организации деятельности – выявляет отклонения от запланированной нормы деятельности, уровень рациональности деятельности, необходимые ресурсы;
- мониторинг результатов – выясняет, что было сделано из апланированного, какие результаты достигнуты.
Аналитическая схема мониторинга в школе
Для обеспечения эффективности мониторинга в школе (аналитическая схема представлена выше) важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация: полнота, адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга. Все перечисленные требования обычно рассматриваются как основные свойства мониторинга. Ими определяются и различные организационные формы мониторинга. В научной литературе по управлению, психологии, педагогике указывают множество разновидностей мониторинга, выделяемых по разным основаниям. Применительно к школе можно выделить следующие виды мониторинга:
- по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный);
- по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый);
- по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий);
- по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);
- по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной);
- по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);
- по формам объект-субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ);
- по используемому инструментарию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный и др.)
- по содержанию:
- дидактический мониторинг, предметом которого являются новообразования учебного процесса (получение знаний, умений, навыков, соответствие их уровня требованиям ГОС, ФГОС НОО, ФГОС ООО и т. д.);
- воспитательный мониторинг, который учитывает изменения в создании условий для воспитания и самовоспитания обучающихся, «приращение» их воспитательного уровня;
- социально-психологический, показывающий уровень социально-психологической адаптации личности обучающегося;
- управленческой деятельности, показывающий изменения в различных управленческих подсистемах,
- по характеру используемых методов и методик
– статистический и нестатистический мониторинг.
- по направленности:
- мониторинг процесса – представляет картину факторов, влияющих на реализацию конечной цели;
- мониторинг условий организации деятельности – выявляет отклонения от запланированной нормы деятельности, уровень рациональности деятельности, необходимые ресурсы;
- мониторинг результатов – выясняет, что было сделано из запланированного, какие результаты достигнуты.
Мониторинг как метод сам является определенной системой элементов.
Такими элементами, составляющими структуру мониторинговой системы, являются:
- субъекты мониторинга;
- комплекс мониторинговых показателей;
- инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности;
- мониторинговая деятельность.
Основные задачи, решаемые в ходе мониторинга процесса обучения, сводятся к следующему:
- Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии процесса обучения, о качественных и количественных изменениях в нём.
- Систематизация информации о состоянии и развитии процесса обучения.
- Обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессе обучения.
- Информационное обеспечение анализа и прогнозирование состояния процесса обучения, выработки управленческих решений [4, с. 72-80].
Мониторинг непосредственно связан с его объектом, предметом и субъектом.
Объектом мониторинга выступает процесс обучения, на который направлены конкретные мониторинговые процедуры.
Предметом мониторинга выступают состояния данного процесса в определенные периоды времени и конкретные изменения в рамках этого процесса.
Под субъектами мониторинга имеются в виду носители мониторинговых функций.
Субъекты мониторинга можно условно подразделить на две большие группы: тех, кто предоставляет информацию, и тех, кто ее собирает и обрабатывает.
Мониторингу контроля результатов обучения присущи основные характеристики общенаучного метода теории познания мира: этапность исследования, получение и интерпретация данных, прогнозирование дальнейшего развития, постоянная обратная связь между теорией и практикой исследования. Также мониторингу присуща многомерность: он может исследоваться в любой области знания.
Внедрение мониторинга как метода контроля в учебный процесс оказывает влияние на методику работы учителя. Точнее, мониторинг ставит перед ним конкретные методические задачи, решение которых и создает условия для его применения в процессе обучения. Технология реализации педагогического мониторинга может постоянно совершенствоваться за счет использования новых информационных технологий, в частности компьютерных пакетов тестовых заданий, что позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление.
Проверка и оценка знаний школьников как метод педагогического контроля зависит от многих объективных и субъективных факторов. Все виды и формы системного анализа оказывают эффективное воздействие на динамику мониторинговых процедур, помогают ранжировать полученную информацию во всех ее вариантах.
В настоящие время мониторинг наиболее эффективный метод контроля, так как с его помощью можно диагностировать процесс обучения, прогнозировать результаты, отслеживать динамику развития процесса обучения, планировать процесс обучения, что позволяет наблюдать и контролировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию.
Таким образом, мониторинг процесса обучения позволяет своевременно реагировать на изменения в управляемых объектах. Мониторинг обусловлен необходимостью постоянного отслеживания состояния учебно-воспитательного процесса, отдельных его звеньев с целью диагностики, анализа, коррекции, прогнозирования управленческих действий по достижению планируемого результата.
Литература
- Бережкова Н.И. Системный подход как средство управления качеством обучения в общеобразовательной практике: дис. канд. пед. наук /Н.И. Бережкова. — Ставрополь, 2003.-148с.
- Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса, как фактор повышения его уровня и peзультатов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. - №1.- С.32-35.
- Диканская Н.Н. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003.- №3. – С. 43-53.
- Каменский С.Е. Современные методы и средства оценивания результатов обучения в школе //Наука и школа. – 2005.- №2.- С. 7-10.
- Куприна А.И. Педагогическая трактовка понятия «мониторинг» в образовательном процессе. – Шадринск: ШГПИ, 2001. - С.126-128
- Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. 2-е издание. – М., 2001. – 126с.
Приложение 1
Учет достижений учащегося по русскому языку
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____4______
№ | Критерии | Начало года | 1 полугодие | 2 полугодие | |
1 | Списывание текста | ||||
2 | Письмо под диктовку | ||||
3 | Изложение | ||||
4 | Сочинение | ||||
5 | Каллиграфический навык | ||||
6 | Перенос слов | ||||
7 | Большая буква в именах собственных | ||||
8 | Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн | ||||
9 | Обозначение мягкости согл. зв. и, е, ё, ю, я и ь | ||||
10 | Разделительный ь и ъ | ||||
11 | Слова с предлогами | ||||
12 | Написание приставок | ||||
13 | Слова с двойными согласными | ||||
14 | Непроверяемая безударная гласная | ||||
15 | Безударная гласная, проверяемая ударением | ||||
16 | Слова с непроизносимым согласным | ||||
17 | Парный согласный | ||||
18 | Разбор предложения | ||||
19 | Знаки препинания в конце предложения | ||||
20 | Однородные члены предложения | ||||
21 | Фонетический разбор слова | ||||
22 | Разбор слова по составу | ||||
23 | Части речи | ||||
24 | Разбор им. сущ. | ||||
25 | Падежные окончания имен существительных | ||||
26 | Ь знак на конце сущ. после шипящих | ||||
27 | Разбор им. прил. | ||||
28 | Падежные окончаний им. прил. | ||||
29 | Разбор глагола | ||||
30 | Безударные личные окончания глаголов | ||||
31 | Ь после шип. в оконч. глаголов 2л. ед.ч. | ||||
32 | Правописание частицы НЕ с глаголами | ||||
% | п.с. | ||||
ч.с. | |||||
н.с. | |||||
Динамика |
п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы
Учет достижений учащегося по математике
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____4______
№ | Критерии | Начало года | 1 полугодие | 2 полугодие | ||
1 | Сложение и вычитание в пределах 10 и 20 | |||||
2 | Устн. слож. и вычит. чисел в пред.100 | |||||
3 | Сравнение чисел, значений выражений | |||||
4 | Действия с 0 и 1 | |||||
5 | Порядок выполнения действий в выражениях | |||||
6 | Табличное умножение и деление | |||||
7 | Внетабл. умнож. и деление(в пред. 100) | |||||
8 | Простые задачи на слож. и вычит. | |||||
9 | Простые задачи на умножение и деление | |||||
10 | Задачи в 2-3 действия | |||||
11 | Разностное сравнение чисел | |||||
12 | Кратное сравнение чисел | |||||
13 | Увелич., уменьшение числа на неск. ед. | |||||
14 | Увелич., уменьшение числа в неск. раз | |||||
15 | Стоимость, цена, количество | |||||
16 | Скорость, время, расстояние | |||||
17 | Решение уравнений | |||||
18 | Нахождение значения выражения с переменной | |||||
19 | Единицы измерения | длина | ||||
время | ||||||
масса | ||||||
20 | Прямоугольник, квадрат | Р | ||||
S | ||||||
21 | Устн. сложение и вычитание в пред.1000 | |||||
22 | Устн. умнож. и деление чисел в пред.1000 | |||||
23 | Письм. слож. и вычит. в пред. 1000 | |||||
24 | Нумерация чисел в пред. 1 000 000 | |||||
25 | Письм. умнож. многозн. чисел на однозн. число | |||||
26 | Письм. делен. многозн. чисел на однозн. число | |||||
27 | Письм. слож. и вычит. многозначных чисел | |||||
28 | Письм. умнож. многозн. чисел на двузн. число | |||||
29 | Письм. делен. многозн. чисел на двузн. число | |||||
% | п.с. | |||||
ч.с. | ||||||
н.с. | ||||||
Динамика |
п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы
Учет достижений учащегося по русскому языку
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____3______
№ | Критерии | Начало года | 1 полугодие | 2 полугодие | |
1 | Списывание текста | ||||
2 | Письмо под диктовку | ||||
3 | Изложение | ||||
4 | Сочинение | ||||
5 | Каллиграфический навык | ||||
6 | Перенос слов | ||||
7 | Большая буква в именах собственных | ||||
8 | Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн | ||||
9 | Обозначение мягкости согл. зв. и, е, ё, ю, я и ь | ||||
10 | Разделительный ь и ъ | ||||
11 | Слова с предлогами | ||||
12 | Написание приставок | ||||
13 | Слова с двойными согласными | ||||
14 | Непроверяемая безударная гласная | ||||
15 | Безударная гласная, проверяемая ударением | ||||
16 | Слова с непроизносимым согласным | ||||
17 | Парный согласный | ||||
18 | Разбор предложения | ||||
19 | Установление связи слов в предложении | ||||
20 | Знаки препинания в конце предложения | ||||
21 | Разбор слова по составу | ||||
22 | Части речи | ||||
23 | Род им. сущ. | ||||
24 | Изменение им. сущ. по числам | ||||
25 | Определение падежа | ||||
26 | Ь знак на конце сущ. после шипящих | ||||
27 | Изменение им. прил. по родам | ||||
28 | Изменение им. прил. по числам | ||||
29 | Определение времени глагола | ||||
30 | Правописание частицы НЕ с глаголами | ||||
% | п.с. | ||||
ч.с. | |||||
н.с. | |||||
Динамика |
п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы
Учет достижений учащегося по математике
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____3______
№ | Критерии | Начало года | 1 полугодие | 2 полугодие | ||
1 | Сложение и вычитание чисел в пред.10 | |||||
2 | Сложение и вычитание чисел в пред.20 | |||||
3 | Устн. слож. и вычит. чисел в пред.100 | |||||
4 | Письм. слож. и вычит. чисел в пред.100 | |||||
5 | Сравнение чисел, значений выражений | |||||
6 | Действия с 0 и 1 | |||||
7 | Порядок выполнения действий | |||||
8 | Табличное умножение и деление | |||||
9 | Внетабл. умнож. и деление(в пред. 100) | |||||
10 | Деление с остатком | |||||
11 | Простые задачи на слож. и вычит. | |||||
12 | Задачи в 2-3 действия | |||||
13 | Разностное сравнение чисел | |||||
14 | Кратное сравнение чисел | |||||
15 | Увелич., уменьшение числа на неск. ед. | |||||
16 | Увелич., уменьшение числа в неск. раз | |||||
17 | Простые задачи на умножение и деление | |||||
18 | Стоимость, цена, количество | |||||
19
| Единицы измерения | Длина | ||||
Время | ||||||
Масса | ||||||
20 | Прямоугольник, квадрат | Р | ||||
S | ||||||
21 | Решение уравнений | |||||
22 | Нумерация чисел в пред. 1000 | |||||
23 | Устн. сложение и вычитание в пред.1000 | |||||
24 | Устн. умнож. и деление чисел в пред.1000 | |||||
25 | Письм. слож. и вычит. в пред. 1000 | |||||
26 | Письм. умножение чисел в пред. 1000 | |||||
27 | Письм. деление чисел в пред. 1000 | |||||
% | п.с. | |||||
ч.с. | ||||||
н.с. | ||||||
Динамика |
п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы
Учет достижений учащегося по русскому языку
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____2______
№ | Критерии | Начало года | 1 полугодие | 2 полугодие | |
1 | Списывание текста | ||||
2 | Письмо под диктовку | ||||
3 | Составление текста из 3-5 предложений | ||||
4 | Каллиграфический навык | ||||
5 | Гласные и согласные звуки | ||||
6 | Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки | ||||
7 | Определение последовательности звуков в словах | ||||
8 | Деление слова на слоги | ||||
9 | Постановка ударения | ||||
10 | Перенос слов | ||||
11 | Большая буква в именах собственных | ||||
12 | Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн | ||||
13 | Обозначение мягкости согл. зв. и, е, ё, ю, я | ||||
14 | Обозначение мягкости согласных звуков Ь | ||||
15 | Слова с предлогами | ||||
16 | Слова с двойными согласными | ||||
17 | Непроверяемая безударная гласная | ||||
18 | Безударная гласная, проверяемая ударением, в двусложных словах | ||||
19 | Парный согласный на конце слов | ||||
20 | Большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения | ||||
21 | Деление текста на предложения | ||||
22 | Составление предложения из отдельных слов | ||||
23 | Главные члены предложения | ||||
24 | Употребление красной строки | ||||
25 | Слова, обозначающие предметы | ||||
26 | Слова, обозначающие действия предметов | ||||
27 | Слова, обозначающие признаки предметов | ||||
% | п.с. | ||||
ч.с. | |||||
н.с. | |||||
Динамика |
п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы
Учет достижений учащегося по математике
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____2______
№ | Критерии | Начало года | 1 полугодие | 2 полугодие | ||
1 | Нумерация чисел от 1 до 100 | |||||
2 | Сложение и вычитание чисел в пред.10 | |||||
3 | Сложение и вычитание чисел в пред.20 | |||||
4 | Устное сложение и вычитание чисел в пред.100 | |||||
5 | Письменное сложение и вычитание чисел в пред.100 | |||||
6 | Сравнение чисел, значений выражений | |||||
7 | Действия с 0 и 1 (сложение и вычитание) | |||||
8 | Порядок выполнения действий в выражениях в 2 действия | |||||
9 | Простые задачи на сложение и вычитание | |||||
10 | Задачи в 2 действия на сложение и вычитание | |||||
11 | Разностное сравнение чисел | |||||
12 | Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц | |||||
13 | Простые задачи, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления | |||||
14 | Единицы измерения | Длина (см, дм, мм, м) | ||||
Время (час, мин) | ||||||
Масса (кг, л) | ||||||
15 | Черчение отрезка заданной длины (измерение длины отрезка) | |||||
16 | Название геометрических фигур | |||||
17 | Нахождение длины ломаной, состоящей из 3-4 звеньев | |||||
18 | Периметр многоугольников | |||||
% | п.с. | |||||
ч.с. | ||||||
н.с. | ||||||
Динамика |
п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы
Учет достижений учащегося по русскому языку
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____1______
№ | Критерии | Начало года | 1 полугодие | 2 полугодие | ||
1 | Знание букв алфавита | |||||
2 | Отличие звука от буквы | |||||
3 | Списывание | рукописного текста | ||||
печатного текста | ||||||
4 | Письмо под диктовку | |||||
5 | Каллиграфический навык | |||||
6 | Составление текста из 3-5 предложений (устно) | |||||
7 | Гласные и согласные звуки | |||||
8 | Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки | |||||
9 | Определение последовательности звуков в словах | |||||
10 | Деление слова на слоги | |||||
11 | Постановка ударения | |||||
12 | Перенос слов (простые случаи) | |||||
13 | Большая буква в именах собственных | |||||
14 | Обозначение мягкости согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я | |||||
15 | Обозначение мягкости согласных звуков Ь | |||||
16 | Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения | |||||
17 | Составление предложения из отдельных слов | |||||
18 | Вычленение слов из предложения | |||||
% | п.с. | |||||
ч.с. | ||||||
н.с. | ||||||
Динамика |
п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы
Учет достижений учащегося по математике
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____1______
№ | Критерии | Начало года | 1 полугодие | 2 полугодие | |||
1 | Счет | до 10 | |||||
до 20 | |||||||
2 | Обратный счет | от 10 | |||||
от 20 | |||||||
3 | Сравнение предметов по размеру и форме | ||||||
4 | Пространственные представления, взаимное расположение предметов | ||||||
5 | Направление движения | ||||||
6 | Временные представления | ||||||
7 | Сравнение групп предметов | ||||||
8 | Нумерация чисел от 0 до 20 | ||||||
9 | Сравнение чисел в пределах 20 | ||||||
10 | Сложение и вычитание чисел в пред.10 | ||||||
11 | Действия с 0 и 1 (сложение и вычитание) | ||||||
12 | Решение выражений в 2 действия без скобок | ||||||
13 | Простые задачи на сложение и вычитание | ||||||
14 | Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц | ||||||
15 | Единицы измерения | Длина (см, дм) | |||||
Время (час) | |||||||
Масса (кг, л) | |||||||
16 | Название геометрических фигур | ||||||
% | п.с. | ||||||
ч.с. | |||||||
н.с. | |||||||
Динамика |
п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы
Ф.И. ученика: ______________________________________________
Контроль «Техника чтения»
Класс | Темп чтения | Допущенные ошибки | Осоз нан ность | Выра зитель ность | Пересказ | Чтение наизусть | ||||
Окон чания слов | Поста новка ударения | Повтор слов и слогов | Замена слов, слогов | Иска жения слов | ||||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 |
Уровень обученности учащегося
Класс | Русский язык | Математика | ||||
П.С. | Ч.С. | Н.С. | П.С. | Ч.С. | Н.С. | |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 |
п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы
Учет сформированности УУД
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс___________
№ | КРИТЕРИИ | Начало года | Конец года |
1 | Отношение к учебе в целом: положительное | ||
безразличное | |||
негативное | |||
2 | Участие в работе класса на уроках: постоянное | ||
инициативное | |||
частое | |||
редкое | |||
3 | Познавательный интерес: проявляется часто | ||
редко | |||
почти никогда | |||
4 | Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности: всегда самостоятелен | ||
нуждается в помощи и сопровождении | |||
самостоятельность проявляется редко | |||
уклоняется от ответственности | |||
5 | Внимание: отличное | ||
среднее | |||
легко отвлекается | |||
6 | Память: отличная | ||
средняя | |||
долговременная | |||
кратковременная | |||
7 | Глубина усвоения материала: воспроизводит с элементами собственного творчества | ||
воспроизводит знания полностью | |||
воспроизводит знания не полностью | |||
8 | Организация учебной деятельности: готов к уроку самостоятельно | ||
готов к уроку с напоминанием | |||
не готов к уроку | |||
9 | Оформление работ: по всем требованиям | ||
частично нарушены требования | |||
без выполнения требований | |||
красиво | |||
аккуратно | |||
грязно | |||
10 | Темп работы: опережает темп работы класса с высоким качеством работы | ||
опережает темп работы класса с недостаточным качеством работы | |||
соответствует темпу урока | |||
отстает от темпа урока | |||
11 | Понимание смысла учебной деятельности: сам формулирует цель учебной работы | ||
формулирует цель с помощью учителя | |||
не умеет формулировать цель учебной работы | |||
12 | Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке: всегда | ||
иногда | |||
никогда | |||
13 | Взаимоотношения и взаимодействие с товарищами: положительное | ||
безразличное | |||
негативное | |||
14 | Соблюдение норм и правил поведения учащихся: отличное | ||
хорошее | |||
удовлетворительное | |||
плохое | |||
15 | Учебные навыки освоены: отлично | ||
хорошо | |||
удовлетворительно | |||
плохо | |||
Динамика |
МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД | ||||||||||||
ФИО ученика | Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Умение строить монологическое высказывание | Умение владеть диалогической формой коммуникации | Умение сопровождать высказывание аудиовизуальной поддержкой, средствами и инструментами ИКТ и дистанционного общения | ||||||||
Адекватно использует речь для планирования и регуляции своей деятельности.Отвечает на все вопросы, соблюдает нормы речевого этикета | Частично отвечает на вопросы, соблюдает нормы речевого этикета | Не идет на контакт | Адекватно использует речевые средства для эффективного построения монологического высказывания.Умеет точно выражать свои мысли | Ситуативно выражает свои мысли | Не умеет выражать свои мысли | Адекватно использует речевые средства для ведения диалога Точно выражает свои мысли, уверенно ведет диалог | Ситуативно выражает свои мысли, участвует в диалоге | Не умеет участвовать в диалоге | Осознанно сопровождает высказывание аудиовизуальной поддержкой, средствами и инструментами ИКТ и дистанционного общения | Ситуативно сопровождает высказывание аудиовизуальной поддержкой, средствами и инструментами ИКТ и дистанционного общения | Не умеет сопровождать высказывание аудиовизуальной поддержкой, средствами и инструментами ИКТ и дистанционного общения | |
Иванов П. | В | В | В | В | ||||||||
Петров В. | С | С | С | С | ||||||||
Сидоров И. | Н | Н | Н | |||||||||
ИТОГО | ||||||||||||
Средний по школе | ||||||||||||
Вывод: ( +,-) |
ФИО ученика | Умение работать в паре, ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Умение формулировать собственное мнение и позицию | ||||||||
Аргументирует свои позицию и координирует её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности. | Работает в паре, ситуативно учитывает позицию партнёра | Не идет на контакт ( агрессивен или пассивен) | Понимает относительность мнений и подходов к решению проблемы. Понимает точку зрения другого человека | Не всегда понимает точку зрения другого человека | Не понимает точку зрения другого человека | Учитывает и координирует позиции других людей, отличные от собственной. Умеет аргументировать своё предложение, убеждать, уступать, владеет адекватными выходами из конфликта, всегда предоставляет помощь | Не всегда может договориться, сохранить доброжелательность, предоставляет помощь только близким знакомым | Не может договориться, пассивен или агрессивен, не предоставляет помощь | Учитывает разные мнения и обосновывает собственную позицию. Точно формулирует своё мнение, позицию | Не всегда может сформулировать своё мнение, позицию | Не идет на контакт | |
Иванов П. | В | В | В | В | ||||||||
Петров В. | С | С | С | С | ||||||||
Сидоров И. | Н | Н | Н | Н | ||||||||
ИТОГО | ||||||||||||
Средний по школе | ||||||||||||
Вывод: ( +,-) |
ФИО ученика | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. | Умение задавать вопросы | Умение контролировать действия партнёра | ||||||||
Продуктивно содействует разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников. Активно принимает участие в работе группы, умеет договариваться с другими людьми | Принимает участие в работе группы, но испытывает трудности при выражении обратной связи | Не слушает и не понимает других | Точно выражает свои мысли, уверенно ведет диалог и видит, что партнер знает, а что нет. | Ситуативно выражает свои мысли, участвует в диалоге и видит, что партнер знает, а что нет. | Не умеет участвовать в диалоге | Задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.Обладает хорошим словарным запасом, чётко формулирует вопросы | Обладает хорошим словарным запасом, не всегда чётко формулирует вопросы | Не может задать вопрос, не достаточно словарного запаса | Осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Различает и понимает действия партнёра, умеет убедить, доброжелателен | Ситуативно различает и понимает действия партнёра, не всегда умеет убедить, не всегда доброжелателен | Не умеет контролировать действия партнёра. Может быть агрессивен | |
Иванов П. | В | В | В | В | ||||||||
Петров В. | С | Н | Н | С | Н | Н | ||||||
Сидоров И. | ||||||||||||
ИТОГО | ||||||||||||
Средний по школе | ||||||||||||
Вывод: ( +,-) |
ФИО ученика | Умение использовать речь для регуляции своего действия | |||||||||||
С учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передает партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия .Отстаивает свою точку зрения, вежлив, тактичен, доброжелателен | Ситуативно, отстаивает свою точку зрения, не всегда вежлив, тактичен, доброжелателен | Пассивен или агрессивен. | ||||||||||
Иванов П. | В | |||||||||||
Петров В. | С | |||||||||||
Сидоров И. | Н | |||||||||||
ИТОГО | ||||||||||||
Средний по школе | ||||||||||||
Вывод: ( +,-) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки
Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....
Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки
Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....
«Тестовый контроль как эффективный метод оценивания учебных достижений учащихся»
Образование в 21 веке является как единый процесс, который направлен на воспитание и обучение подрастающего поколения в интересах человека, общества, государства. У нас в России, образоват...
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе...
Методическая статья на тему: "Олимпиада с использованием ИКТ как современный метод оценивания учебных достижений учащихся в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности""
В статье описываются возможности использования метода олимпиады в ходе преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Представлен опыт проведения олимпиады с использованием ин...
Особенности оценивания учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в 10 классе
В курсе ОБЖ необходимо оценивать не только знания, но и способность применять эти знания и умения для решения практических и ценностно-ориентирован...
Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.
Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, ч...