Методика описания педагогического опыта.
материал на тему
Методика описания педагогического опыта.
Воспитатель 2 группы Павлова Е.А.
1. Теоретическое обоснование.
Методическая тема нашей группы «Ты – Петербуржец». Эта тема очень многогранна. Она подразумевает и патриотическое воспитание юного Петербуржца, и толерантность, так как город многонационален, и Петербуржский этикет и много-много другого.
В этом году я остановилась на патриотическом воспитании , так как считаю эту тему особенно актуальной.
« Все начинается с детства…» - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. Именно детские годы – истоки личности, будущей судьбы человека. Говоря о воспитании юных граждан с активной жизненной позицией, уточним, что психологическая сущность понятия «позиция» заключается в системе потребностей, интересов, устремлений личности, определяющей отношение к действительности, своей стране, своему народу, к окружающим и самому себе. Воспитание патриотических качеств одинаково нужно и для личности, и для общества. Без них невозможна содержательная и полноценная жизнь.
Истинный гражданин и патриот – это нравственный человек, такую позицию я взяла за исходную. Именно нравственные показатели являются составляющими понятий «патриот», «гражданин», «патриотическое и гражданское воспитание». Имею в виду милосердие, справедливость, ответственность, честность, трудолюбие, порядочность, а также необходимые для установления правильных отношений в школе, в коллективе, обществе определенные нравственные правила: будь настоящим товарищем, трудись на совесть, не бери чужого и т. д.
Выработка нравственных качеств является необходимым условием для усвоения понятий «патриот», «гражданин», «любовь к Родине», «сопричастность к общественной жизни страны», «долг перед Родиной», «гражданская совесть», для почитания государственных символов и святынь. Считаю важным отметить, что понятия «патриот» и «гражданин» взаимосвязаны. У них одна природа: жизненная позиция, готовность встать на защиту своего Отечества, поддержать его в трудные периоды, чтить его историю и героев. Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала стать людьми», - утверждал Н.И. Пирогов.
Именно сейчас гражданская позиция должна быть особенно востребована. Мы много смотрим на Запад, подражаем, стали забывать свои традиции, свою историю, свою духовность и т. д.
Работа с детьми младшего школьного возраста, несмотря на их еще небольшой социально-нравственный опыт, имеет ряд преимуществ в решении проблем патриотического воспитания. Именно в это время закладываются основы нравственных знаний, усваиваются нормы поведения, осознаются отношения между ребенком и окружающим миром, формируются мотивы поведения.
В жизнедеятельности воспитанников определяющее место принадлежит эмоциям. Именно эмоции позволяют детям испытывать восхищение природой («Наша природа такая красивая!»), народными героями. Дети должны знать своих национальных героев.
Любовь к Родине – общенациональное чувство: это понимание величия России в мире государств, осознание того, что надо не только гордиться Родиной, но и что-то полезное для нее делать, чтобы она стала «краше, сильнее, добрее, роднее», что ее защита – долг и обязанность гражданина, т.е. «действенная любовь».
Патриот – человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, Родине, поддерживающий народную культуру, традиции, ориентированный на ценности родной культуры, знающий государственную символику, человек, способный отстаивать и защищать интересы своего народа на основе терпимости и уважения культур других национальностей.
Воспитание патриотизма – формирование уважения и любви к своей Родине, чувства национального достоинства, ориентация личности на ценности национальной и мировой культуры; формирование чувства уважения и солидарности с другими народами, людьми других социальных групп, уважение к национальным символам, к государственной власти.
2. Ведущая цель.
Ведущей целью воспитательной деятельности является:
Сформировать гражданскую позицию, воспитать гражданина и патриота своей страны.
Это :
- формирование у воспитанников мировоззренческой позиции, в основе которой понимание основ гражданственности и патриотизма (мировоззренческий компонент);
-усвоение таких социально значимых ценностей как Родина, гражданственность, патриотизм, толерантность (социальная и религиозно-этническая терпимость), закон, порядок (ценностно-знаниевый компонент);
-перевод усвоенного комплекса ценностных знаний о патриотизме, гражданском обществе, его ценностях в разряд собственных ценностей воспитанников (ценностно-ориентационный компонент).
3.Задачи.
1.Сформировать в ребенке будущего мужчину – одна из самых главных задач воспитания.
2. сформировать гражданскую позицию.
3. Гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранить и приумножить духовный и социокультурный опыт Отечества.
4.Технология.
Не существует «этой страны»,» этого народа», «этого государства», есть «моя (наша) страна, «мой город». В формировании гражданской позиции появляется самосознание большой и малой Родины.
Хорошо известно: чтобы привлечь внимание ребят, вызвать интерес, повысить познавательную активность, следует ввести в их жизнь что-то необычное, удивить их. Мы изучали карту России. Карта-схема содержит главные символы страны : флаг, герб, гимн, Кремль, Дворцовую площадь, Медный всадник… Делались газеты с фотографиями мест где мы были в сопровождении текста, вопросов. Материалы, изложенные доступным языком, располагались так, чтобы их можно было не только видеть, но и читать. Делались стенды, которые периодически меняли свое содержание, рассказывали о главных событиях в стране, исторических и современных, о ее героях в военные годы и мирное время; о городе, природе:; было предоставлено место для творческих работ (рисунки). Ведется работа по разъяснению основных гражданских понятий таких как Отечество, патриот и гражданин. В ноябре провели открытое занятие «Наша сила в единстве», в феврале – «Россия – Родина моя».
5.Условия, которые помогают решить поставленные задачи.
Занятия проходят в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержке, что позволяет получать новые знания, развивает познавательную деятельность.
Основные направления:
- реализация совокупного подхода, направленного на развитие личности ребенка, становления его гражданином;
- развитие системы духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения;
- формирование чувства благодарной любви, прочной укорененности и привязанности к Отечеству, к родной земле, городу, культуре, прошлому, настоящему и будущему;
-приоритет духовно-нравственных ценностей, решать задачи по созданию необходимых условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к сознательному труду на благо государства.
6. Основные принципы работы.
1.Принцип личностного подхода. Уважение своеобразия каждого подростка с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
2. Принцип социальной адекватности. Осознание социальной защиты и поддержки взрослых, готовность к социальной самозащите.
3. Принцип учета возрастных особенностей обучающихся.
4. Принцип сотворчества, т.е. сотрудничество педагогов и обучающихся, совместный поиск наиболее эффективных и интересных форм и видов деятельности.
5. Принцип дифференциации. Отбор форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса.
6. Принцип культуросообразности. Формирование личности ребенка на лучших примерах русской истории, культуры, приобщение к ценностям мировой культуры и истории.
7. Принцип успешности. Вера в свои силы, успех как основа раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития.
8. Принцип доверия и поддержки. Безусловная вера в добро, оказание поддержки каждому ребенку.
9. Принцип социальной активности (формирует у учащихся внутреннюю и внешнюю культуру).
10. Принцип мотивированности (учит реально сопереживать, принимать правильное решение).
11. Принцип проблемности помогает разбудить любознательность учащихся, желание дойти до всего самостоятельно, учит ставить вопросы.
12. Принцип социального творчества (действие, которое совершает ребенок, должно им быть продумано, осмыслено, совершено не под давлением взрослого или одноклассников).
13. Принцип взаимодействия личности и коллектива (равноправное отношение ко взрослым и детям, всегда учитывается их мнение).
14. Принцип развивающего воспитания ( предполагает формирование у учащихся активной жизненной позиции).
15. Принцип целостности воспитательного процесса.
Работа по патриотическому воспитанию не может сводиться к отдельным, даже очень значительным мероприятиям. Необходимо использовать возможности всейжизнедеятельности воспитанников. Экскурсии, прогулки, поездки по Санкт-Петербургу пробуждают в воспитанниках осознанную любовь к родному городу, бережное отношение к ее истории, памятникам, названиям улиц и площадей и являются ведущими формами работы. Исходя из положения, что любить свой город, значит, не только знать его историю и традиции, но и что-то делать для его улучшения, воспитанники участвовали в субботниках, изготовляли поделки, сувениры для ветеранов.
Для патриотического воспитания особое значение имеют общественно-политические праздники, знаменательные даты из жизни страны, города. Участие в праздниках дает возможность детям осознать единство с народом, чувство дома и ответственности, чувство гордости, радости, сопереживания.
Важно помочь детям понять, что есть в их жизни нечто великое, священное, ни с чем не сопоставимое – Родина. Причем знание о Родине должно быть не просто набором сведений, которые надо запомнить. Их надо прочувствовать. Л.С. Выготский писал: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда заботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике».
7. Результат.
Обогатились представления об истории России, исторических личностях. Дети стали проявлять большую активность в организации и проведении мероприятий патриотического содержания.
Было проведено анкетирование по теме «Гражданственность, патриотизм». Анкета взята из журнала «Воспитание школьников». В следующем году можно провести еще анкетирование с добавлением вопросов. Главная идея – в преемственности и возможности сравнения ответов. Нужно отметить, что глубина знаний, четкость позиции не всегда напрямую зависят от возраста детей, как, казалось бы, должно быть.
Анкету можно использовать на начальном этапе для выявления уровня «стартовой площадки», а можно в конце определенного этапа воспитательного процесса с ее помощью определить достигнутый уровень, степень продвижения воспитанников в патриотическом воспитании, убедиться в правильности выбранного пути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_opisaniya_pedagogicheskogo_opyta.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика описания педагогического опыта.
Воспитатель 2 группы Павлова Е.А.
- Теоретическое обоснование.
Методическая тема нашей группы «Ты – Петербуржец». Эта тема очень многогранна. Она подразумевает и патриотическое воспитание юного Петербуржца, и толерантность, так как город многонационален, и Петербуржский этикет и много-много другого.
В этом году я остановилась на патриотическом воспитании , так как считаю эту тему особенно актуальной.
« Все начинается с детства…» - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. Именно детские годы – истоки личности, будущей судьбы человека. Говоря о воспитании юных граждан с активной жизненной позицией, уточним, что психологическая сущность понятия «позиция» заключается в системе потребностей, интересов, устремлений личности, определяющей отношение к действительности, своей стране, своему народу, к окружающим и самому себе. Воспитание патриотических качеств одинаково нужно и для личности, и для общества. Без них невозможна содержательная и полноценная жизнь.
Истинный гражданин и патриот – это нравственный человек, такую позицию я взяла за исходную. Именно нравственные показатели являются составляющими понятий «патриот», «гражданин», «патриотическое и гражданское воспитание». Имею в виду милосердие, справедливость, ответственность, честность, трудолюбие, порядочность, а также необходимые для установления правильных отношений в школе, в коллективе, обществе определенные нравственные правила: будь настоящим товарищем, трудись на совесть, не бери чужого и т. д.
Выработка нравственных качеств является необходимым условием для усвоения понятий «патриот», «гражданин», «любовь к Родине», «сопричастность к общественной жизни страны», «долг перед Родиной», «гражданская совесть», для почитания государственных символов и святынь. Считаю важным отметить, что понятия «патриот» и «гражданин» взаимосвязаны. У них одна природа: жизненная позиция, готовность встать на защиту своего Отечества, поддержать его в трудные периоды, чтить его историю и героев. Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала стать людьми», - утверждал Н.И. Пирогов.
Именно сейчас гражданская позиция должна быть особенно востребована. Мы много смотрим на Запад, подражаем, стали забывать свои традиции, свою историю, свою духовность и т. д.
Работа с детьми младшего школьного возраста, несмотря на их еще небольшой социально-нравственный опыт, имеет ряд преимуществ в решении проблем патриотического воспитания. Именно в это время закладываются основы нравственных знаний, усваиваются нормы поведения, осознаются отношения между ребенком и окружающим миром, формируются мотивы поведения.
В жизнедеятельности воспитанников определяющее место принадлежит эмоциям. Именно эмоции позволяют детям испытывать восхищение природой («Наша природа такая красивая!»), народными героями. Дети должны знать своих национальных героев.
Любовь к Родине – общенациональное чувство: это понимание величия России в мире государств, осознание того, что надо не только гордиться Родиной, но и что-то полезное для нее делать, чтобы она стала «краше, сильнее, добрее, роднее», что ее защита – долг и обязанность гражданина, т.е. «действенная любовь».
Патриот – человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, Родине, поддерживающий народную культуру, традиции, ориентированный на ценности родной культуры, знающий государственную символику, человек, способный отстаивать и защищать интересы своего народа на основе терпимости и уважения культур других национальностей.
Воспитание патриотизма – формирование уважения и любви к своей Родине, чувства национального достоинства, ориентация личности на ценности национальной и мировой культуры; формирование чувства уважения и солидарности с другими народами, людьми других социальных групп, уважение к национальным символам, к государственной власти.
- Ведущая цель.
Ведущей целью воспитательной деятельности является:
Сформировать гражданскую позицию, воспитать гражданина и патриота своей страны.
Это :
- формирование у воспитанников мировоззренческой позиции, в основе которой понимание основ гражданственности и патриотизма (мировоззренческий компонент);
-усвоение таких социально значимых ценностей как Родина, гражданственность, патриотизм, толерантность (социальная и религиозно-этническая терпимость), закон, порядок (ценностно-знаниевый компонент);
-перевод усвоенного комплекса ценностных знаний о патриотизме, гражданском обществе, его ценностях в разряд собственных ценностей воспитанников (ценностно-ориентационный компонент).
3.Задачи.
1.Сформировать в ребенке будущего мужчину – одна из самых главных задач воспитания.
2. сформировать гражданскую позицию.
3. Гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранить и приумножить духовный и социокультурный опыт Отечества.
4.Технология.
Не существует «этой страны»,» этого народа», «этого государства», есть «моя (наша) страна, «мой город». В формировании гражданской позиции появляется самосознание большой и малой Родины.
Хорошо известно: чтобы привлечь внимание ребят, вызвать интерес, повысить познавательную активность, следует ввести в их жизнь что-то необычное, удивить их. Мы изучали карту России. Карта-схема содержит главные символы страны : флаг, герб, гимн, Кремль, Дворцовую площадь, Медный всадник… Делались газеты с фотографиями мест где мы были в сопровождении текста, вопросов. Материалы, изложенные доступным языком, располагались так, чтобы их можно было не только видеть, но и читать. Делались стенды, которые периодически меняли свое содержание, рассказывали о главных событиях в стране, исторических и современных, о ее героях в военные годы и мирное время; о городе, природе:; было предоставлено место для творческих работ (рисунки). Ведется работа по разъяснению основных гражданских понятий таких как Отечество, патриот и гражданин. В ноябре провели открытое занятие «Наша сила в единстве», в феврале – «Россия – Родина моя».
5.Условия, которые помогают решить поставленные задачи.
Занятия проходят в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержке, что позволяет получать новые знания, развивает познавательную деятельность.
Основные направления:
- реализация совокупного подхода, направленного на развитие личности ребенка, становления его гражданином;
- развитие системы духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения;
- формирование чувства благодарной любви, прочной укорененности и привязанности к Отечеству, к родной земле, городу, культуре, прошлому, настоящему и будущему;
-приоритет духовно-нравственных ценностей, решать задачи по созданию необходимых условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к сознательному труду на благо государства.
6. Основные принципы работы.
1.Принцип личностного подхода. Уважение своеобразия каждого подростка с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
2. Принцип социальной адекватности. Осознание социальной защиты и поддержки взрослых, готовность к социальной самозащите.
3. Принцип учета возрастных особенностей обучающихся.
4. Принцип сотворчества, т.е. сотрудничество педагогов и обучающихся, совместный поиск наиболее эффективных и интересных форм и видов деятельности.
5. Принцип дифференциации. Отбор форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса.
6. Принцип культуросообразности. Формирование личности ребенка на лучших примерах русской истории, культуры, приобщение к ценностям мировой культуры и истории.
7. Принцип успешности. Вера в свои силы, успех как основа раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития.
8. Принцип доверия и поддержки. Безусловная вера в добро, оказание поддержки каждому ребенку.
9. Принцип социальной активности (формирует у учащихся внутреннюю и внешнюю культуру).
10. Принцип мотивированности (учит реально сопереживать, принимать правильное решение).
11. Принцип проблемности помогает разбудить любознательность учащихся, желание дойти до всего самостоятельно, учит ставить вопросы.
12. Принцип социального творчества (действие, которое совершает ребенок, должно им быть продумано, осмыслено, совершено не под давлением взрослого или одноклассников).
13. Принцип взаимодействия личности и коллектива (равноправное отношение ко взрослым и детям, всегда учитывается их мнение).
14. Принцип развивающего воспитания ( предполагает формирование у учащихся активной жизненной позиции).
15. Принцип целостности воспитательного процесса.
Работа по патриотическому воспитанию не может сводиться к отдельным, даже очень значительным мероприятиям. Необходимо использовать возможности всейжизнедеятельности воспитанников. Экскурсии, прогулки, поездки по Санкт-Петербургу пробуждают в воспитанниках осознанную любовь к родному городу, бережное отношение к ее истории, памятникам, названиям улиц и площадей и являются ведущими формами работы. Исходя из положения, что любить свой город, значит, не только знать его историю и традиции, но и что-то делать для его улучшения, воспитанники участвовали в субботниках, изготовляли поделки, сувениры для ветеранов.
Для патриотического воспитания особое значение имеют общественно-политические праздники, знаменательные даты из жизни страны, города. Участие в праздниках дает возможность детям осознать единство с народом, чувство дома и ответственности, чувство гордости, радости, сопереживания.
Важно помочь детям понять, что есть в их жизни нечто великое, священное, ни с чем не сопоставимое – Родина. Причем знание о Родине должно быть не просто набором сведений, которые надо запомнить. Их надо прочувствовать. Л.С. Выготский писал: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда заботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике».
7. Результат.
Обогатились представления об истории России, исторических личностях. Дети стали проявлять большую активность в организации и проведении мероприятий патриотического содержания.
Было проведено анкетирование по теме «Гражданственность, патриотизм». Анкета взята из журнала «Воспитание школьников». В следующем году можно провести еще анкетирование с добавлением вопросов. Главная идея – в преемственности и возможности сравнения ответов. Нужно отметить, что глубина знаний, четкость позиции не всегда напрямую зависят от возраста детей, как, казалось бы, должно быть.
Анкету можно использовать на начальном этапе для выявления уровня «стартовой площадки», а можно в конце определенного этапа воспитательного процесса с ее помощью определить достигнутый уровень, степень продвижения воспитанников в патриотическом воспитании, убедиться в правильности выбранного пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта Шариповой Елены Петровны - учителя истории МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», Кваркенского района Оренбургской области, раскрывающего сущность методической системы»
Материал по обобщению опыта предоставлен на конкурс "Учитель года"...
Описание педагогического опыта
Описание педагогического опыта по теме самообразования: "Практическая направленность на уроках географии как средство реализации компетентностного подхода в обучении учащихся "...
Описание педагогического опыта учителя физкультуры Рассолова А.В.
Здесь описывается моя методичская тема, представлен опыт работы по данной теме и результаты...
Описание педагогического опыта
Описание педагогического опыта...
Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе
Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному пре...
Описание педагогического опыта классного руководителя
Представлен опыт работы с учащимися старших классов в малокомплектнойсельской школе....
Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»
Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»...