Личностно-ориентированные технологии обучения
статья по теме

Куйшугулова Нурслу Джамбуловна

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno_-_orientirovannye_tekhnologii_obucheniya.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно–ориентированные технологии обучения.

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Личностно ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.

Задачи учителя при проведении личностно ориентированного урока:

  • стимулировать учащихся к высказываниям, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
  • выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета;
  • способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта;
  • предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
  • использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;
  • вести индивидуальную работу с каждым ребенком;
  • помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность;
  • поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение;
  • побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения;
  • создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика.

«Хороший» ученик в данной педагогической технологии  понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем.
В   современной   педагогической   науке   происходит   гуманизация

образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели

обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует

новых   форм   организации   учебного   процесса   и   новых   педагогических

технологий.

 На современном этапе личностно - ориентированное обучение актуально,

так как оно помогает развивать индивидуальные способности учащихся,

формировать саморазвивающуюся личность.

Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в

системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его

функция, форма организации, к нему предъявляется ряд особых требований,

которым   я   стараюсь   следовать.   На   уроках   важно   создать   атмосферу

доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в

работе класса, положительный эмоциональный настрой на работу в течение

всего урока. Одним из целевых ориентиров на таких уроках является

оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального

стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных

познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в

развитии   творческих   способностей.   Главным   принципом   личностно-

ориентированного урока является формирование у учащихся системы знаний

на основе ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

В   рамках   личностно-ориентированного   обучения,    как   самостоятельные

технологии   можно   выделить   разноуровневое   обучение,   коллективное

взаимообучение,   модульное   обучение,   технологию   проектного   метода,

игровые   и   информационно-коммуникационные   технологии,   технологию

сотрудничества.   В   своей   работе   активно   использую   четыре   основные

технологии   личностно-ориентированного   обучения:   технологию

разноуровневого   обучения,   игровые   технологии,   информационно-

коммуникационные технологии, технологию проектной и исследовательской

деятельности.

Технология   уровневой   дифференциации   дает   возможность   учитывать

познавательные   интересы   учащихся,   устранять   перегрузку   программ,

развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, создавать

психологический комфорт в учебе. Материал дается всем учащимся на

довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на

трех   разных   уровнях. Чтобы обучение было личностно-ориентированным, на каждого ученика можно завести индивидуальную карточку – матрицу его метапредметных достижений, которая поможет подбирать индивидуальные задания.

Пример карточки

Фамилия

имя

сравнение

обобщение

логика

смысловое

чтение

анализ

определение понятий

1 Тема

Слабые   учащиеся   могут   использовать   опорные конспекты, которые помогут ученику за короткий промежуток времени вспомнить основную информацию и сделать выводы по конкретной теме.

Кроме этого, контроль проводится в виде взаимопроверки, разноуровневых

тестов, биологического диктанта. Использую приём «Хочу спросить»: любой

на уроке имеет право задать вопрос товарищу. При контроле применяются и

такие   задания:   подпиши   изображённое   на   рисунке,   распознай   семена

растений,   вставь   пропущенные   слова,   найди   общие   закономерности,

установи соответствие биологических определений и терминов, игры.

Основная цель   уроков   игровой   педагогической   технологии – создание

условий для   проявления   познавательной  активности  учеников.  На мой

взгляд,  наиболее  приемлемая  для реализации таких задач форма урока –

беседа   с   элементами   проблемно-поискового   подхода,   переходящая   в

дискуссию.

Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать

выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения,

что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету.

Использование креативных заданий в игровых ситуациях пополняет опыт

творческой   деятельности   учащихся.   Ученики   изобретают,   исследуют,

сочиняют,  создают  новый для  себя  образовательный  продукт, а, значит,

развивают  способности  и  реализуют  личностный  творческий потенциал.

Например,   метод   эвристических   вопросов   (Придумайте   3   вопроса   о

муравьях, используя слова: зачем? почему? сравни), метод эвристического

исследования (Почему мы так говорим: как рыба в воде, нем, как рыба.

Верно ли это с биологической точки зрения?), метод образного видения

(Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные) и другие

задания.

По ходу урока предлагаются биологические задачи, ситуации, предметы для

конструирования, набор справочной литературы, информационные карточки,

которые приходится «разбирать». Ученики выдвигают гипотезы, проводят

исследования, уточняют знания.

Записанная   мысль   подвергается   взаимному   прочтению   (социализация).

Происходит сравнение своего проекта или проекта своей группы с другими с

целью обогатиться идеями других, убедиться в эффективности избранного

тобой пути поиска. Создается единый продукт группы (чаще малой) с

обобщением и развитием идей каждого учащегося (социоконструкция).

Афиширование - предъявление продукта работы в мастерской всему классу.

Чаще всего используется «выставка» работ, что позволяет сэкономить время

и ознакомиться каждому ученику с каждой работой. Афиширование — одна

из форм социализации знаний. Автор может отвечать на вопросы по

уточнению и пояснению к своей работе. Исключены оценки «эта работа

лучше», «вы ошиблись», «у нас правильно» и т. п. А в конце - рефлексия —

анализ движения собственной мысли, своей работы.

Биология как школьный предмет многопланова. При умелом использовании

личностно   ориентированных   технологий     можно   создать   условия   для

развития творческих способностей детей как при работе с природным

материалом,   натуральными   объектами,   так   и   при   «открытии»   детьми

общебиологических закономерностей и философских идей.

Эффективность   уроков   будет   наибольшей,   если   теоретические   знания,

полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности

ученика   или   же   теоретические   познания   будут   достигаться   в   ходе

собственных исследований. Исследовательская деятельность учащихся в

курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков

самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение,

обрабатывать результаты, делать выводы, т. е. позволяет учащимся овладеть

алгоритмом исследовательской работы.

При подведении итогов уроков с применением личностно–ориентированной

технологии для осознания школьниками собственной деятельности и ее

результатов необходимо выставлять оценки и проводить рефлексию.

Развитие индивидуальных способностей обучающихся не оканчивается на

уроках. Личностно-ориентированный подход следует использовать в работе с

одаренными детьми в школе.

Конечно, провести личностно - ориентированный урок не так-то просто, а

использовать   основные   идеи   личностно-ориентированного   обучения   на

отдельных этапах урока сможет каждый.

Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые

составляют   яркий   красивый   мозаичный   рисунок   класса.   Класс   –   это

множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое

особенное и неповторимое «я». Мы должны об этом всегда помнить – только

тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными.

Я убеждена, что педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать, как ребенок учится, пробуждать удовольствие от процесса учения. Это и есть основная задача личностно-ориентированного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии, методы и приёмы личностно – ориентированного подхода в обучении на уроках истории» (Из опыта работы).

В работе показаны основные технологии, методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории....

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка. Разноуровневые технологии

В данной презентации рассматривается одна из современных образовательных технологий "Личностно-ориентированное обучение на основе внутренней дифференциации" и применение данной технологии на уроке в 8...

Личностно - ориентированные педагогические технологии преподавания химии. Адаптивная система обучения.

Адаптивная система обученияМетодическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Количество вещества (обобщающий урок)Методическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Степень окисления (изучение нового...

Использование технологии, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка

   Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Систем...