Роль метода проектов в развитии познавательной активности личности.
учебно-методический материал на тему

Исупова Елена Николаевна

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. В такой педагогической теории обучения ученик становится центральной фигурой, а его  деятельность приобретает активный, познающий характер. При традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно. Одной из перспективных форм работы со школьниками является метод проектов. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути. В работе рассказывается о создании и проведении одного из проектов в нашей школе.  При реализации проекта «Патриотизм и экстремизм» учащиеся могли по-новому взглянуть на себя, и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Данный метод способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого, что дает основание рассматривать его как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности школьника, востребованное современной образовательной практикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_metoda_proekta.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Роль метода проектов в развитии познавательной активности личности.

«Самостоятельность головы учащегося — единственно прочное основание всякого плодотворного учения».

                                                                                                                          К.Д.Ушинский

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его  деятельность приобретает активный, познающий характер.

Важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно. Одной из перспективных форм работы со школьниками является метод проектов.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод - это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью знания той или иной деятельности, способ организации процесса познания.

Под учебным проектом мы понимаем совместную или индивидуальную учебно-познавательную (исследовательскую или творческую) деятельность учащихся, в нашем случае на уроках истории, имеющую общую цель - проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного результата.

Чем этот метод лучше?

Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.

Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.

В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, презентации, олимпиады, конкурсы.

Используются такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. Каждый проект может разрабатываться в течение одного, нескольких уроков, четверти или учебного года.

Для меня является проблемным использование проектов на уроках. Сложно осуществлять помощь и консультации по проектной деятельности учащихся, т.к. необходимость готовится к урокам в разных классах, консультациям в 9, 11 кл, олимпиадам. Более реальным использование проектов во внеклассной работе.

В рамках районной акции «Я-гражданин России» в нашей школе шла работа над проектом по созданию виртуального музея «Знай и помни». Почему была выбрана именно эта тема?

1 .Виртуальный музей (вебсайт-музей)- пример применения Интернет- технологий для решения проблем хранения, широкого, быстрого и легкого доступа к экспонатам.

  1. Реализация данного проекта обеспечит активное взаимодействие классных коллективов для достижения единой цели .
  2. Создание виртуального музея даст возможность учащимся проявить интерес к историческим событиям через новую форму работы с использованием интернет-технологий.
  3. Проект позволит воспитать у учащихся чувство достоинства и гордости, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

На подготовительном этапе была создана творческая группа по разработке проекта.

В ходе реализация проекта проанализированы материалы школьного музея и определенны страницы вебсайта. Классные коллективы стали подбирать материал для страниц вебсайта и переводить его в электронный вид. Были выбраны следующие темы для страниц:

  • Экспонаты рассказывают- языком документов и реликвий войны страница вебсайта рассказывает о подвиге липовчан, которые сражались не щадя своей жизни на фронтах ВОВ о Война в истории моей семьи- на странице размещены рассказы детей об их бабушках, дедушках-очевидцах и участниках войны
  • Героями не рождаются- страница рассказывает о липовчанах, участниках Великой Отечественной войны. Страница содержит виртуальную стену памяти о липовчанах, погибших в годы войны.
  • Памятные места поселка Липовцы. Вебстраница рассказывает о площади поселка и улицах, в названиях которых увековечены фамилии героев Великой Отечественной войны и их подвиге. На страничке размещена информация об истории поселка Липовцы.
  • Искусство военных лет-  страница знакомит с песнями, кинематографом, плакатами военных лет и творчеством людей, их создавших.
  • Годы, опаленные войной. Страница содержит информацию о памятных событиях Великой Отечественной войны.
  • Исследовательские проекты. На странице размещаются проекты, презентации, фильмы,   исследовательские   работы   учащихся   о   событиях Великой Отечественной войны. Также на странице можно поделиться своим мнением и оставить свой комментарий. Затем эти странички должны были соединиться в единый проект. Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполнялись учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы был представлен на районном конкурсе.

Проект не был реализован, т.к. сайт школы еще до начала учебного года не пополнялся и пропал, а новый создан не был.

Проект «Патриотизм и экстремизм» был создан для использования на уроках истории и обществознания и проведения классных часов ко дню Победы.

Проблемные вопросы: Что такое фашизм? Причины возникновения фашизма. Проявления фашизма сегодня. Кого можно назвать патриотом?

В ходе работы над проектом были созданы презентации «Разговор с молодежью о будущем». Сегодня презентация - это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, способность к образному мышлению, При разработке презентации учитывается, что она: быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления.

Вводная часть. Сегодня молодые люди стремятся стать настоящими патриотами своей страны и помочь развитию нашей Родины. Однако многие неверно понимают значение слова «патриотизм» и порой совершают поступки, которые патриотическими не являются. В чем разница между патриотизмом и экстремизмом?

Введение понятия экстремизма. Основная часть.

  1. раздел. Причины появления движения скинхедов в мире и в нашей стране. Проявление фашистской идеологии в движении скинхедов (скинхеды-патриоты или экстремисты)
  2. раздел. Природа фашизма, проявление фашистской идеологии в прошлом нашей страны
  3. раздел. Памяти героев Великой Отечественной войны. Борьба с фашизмом.
  4. раздел. Понятие патриотизма: воспитание себя как зрелой личности, построение крепкой семьи, профессиональный вклад в развитие своей страны.

Презентация: «Память сердца. Концентрационные лагеря». Цель работы:

  1. Рассказать современникам о немецких «фабриках смерти»- концентрационных лагерях.
  2. Способствовать формированию негативного отношения к фашизму в современном обществе.

Презентация:«Гламурный фашизм» Цель работы:

1 .Определить, изменилась ли сущность фашизма в связи с его «гламурностью».

2.Выяснить, может ли это явление оказывать влияние на подрастающее поколение.

Презентация: «Политическая активность старшеклассников».

Цель работы: выявление преобладающих политических интересов молодежи.

Выводы:    Политика    не    является    преобладающей    в    сфере интересов старшеклассников.

Политические симпатии в большей степени формируются под воздействием развлекательной информации.

В результате анкетного опроса выявлена и подтверждена непредсказуемость поведения молодежи в случае возникновения массовых волнений в ситуации социального кризиса.

Учащиеся под руководством учителя учились самостоятельно искать и анализировать, систематизировать информацию. Учились оформлять, представлять полученные результаты. Данный проект объединил усилия учителя, учеников, ветеранов в патриотическом и гражданственном воспитании, создал благоприятные условия для нравственного, интеллектуального формирования подростков. Итогом данной работы стало проведение круглого стола «Патриотизм и экстремизм».

Работа «Гламурный фашизм» были представлена на районном конкурсе «Новый взгляд» и завоевала 1 место в номинации «Мы- россияне»

Изменения последних десятилетий ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления.

В ходе проектной деятельности учащиеся овладевают навыками этой деятельности, учатся формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.

Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это, в конечном счете, способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого. Это дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности школьника, востребованное современной образовательной практикой.

Работа методом проектов требует высокого педагогического мастерства от учителя. Поэтому учителя, предлагающие свои авторские разработки учебных проектов, больше, чем учителя новаторы, это ученые и методисты в этой области одновременно. Учителю массовой педагогической практики метод проектов, безусловно, по силам, но после специального обучения. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно(для этого требуется время и средства).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии.

Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии. Умение уч-ся составлять конспекты.  Конспект - краткое изложение, запись содержания какого-либо текст...

Метод проектов как средство познавательной активности и креативности в обучении и воспитании учащихся.

Метод проектов является прогрессивной методикой обучения и развития, так как эта технология относится к технологиям, предусматривающим, прежде всего, умение ориентироваться и адапти...

Роль исследовательской работы в развитии познавательной активности учащихся на уроках татарского языка и литературы

Тема самообразования: Роль исследовательской работы в  развитии познавательной активности учащихся на уроках татарского языка и литературы Срок реализации: 2014-2019ггАктуальность выбранной темы:...

ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Развитие познавательной активности дошкольников - одно из самых значимых направлений на современном этапе педагогики. Для развития поиско­вой деятельности детей большую роль играет знакомство с окружа...

Роль аутентичных материалов в развитии познавательной активности учащихся в процессе обучения иностранному языку

Автор данной статьи предлагает разнообразные формы, приемы и методы работы с аутентичными материалами (песнями, различными видами художественных и функциональных текстов) на уроках английского  я...

Роль исследовательской деятельности в развитии познавательной активности учащихся в учреждениях дополнительного образования

Цель исследовательской деятельности:Создание условий для проявления творческой инициативы и самостоятельности, самоопределения и самореализации учащихся.    Исследовательская деят...

Роль исследовательской работы в развитии познавательной активности учащихся на уроках татарского языка и литературы

Актуальность выбранной темы: активизация исследовательской деятельности учеников-одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. Эффективность обучения находится в прямой зависи...