Метод проектов как средство познавательной активности и креативности в обучении и воспитании учащихся.
статья по литературе (7 класс) по теме
Метод проектов является прогрессивной методикой обучения и развития, так как эта технология относится к технологиям, предусматривающим, прежде всего, умение ориентироваться и адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метод проектов как средство развития познавательной активности и креативности в обучении и воспитании учащихся».
Учитель всегда находится в постоянном творческом поиске. Перед ним стоит важный вопрос, как можно научить всех учащихся предмету одинаково хорошо, с разными способностями и наклонностями, с разным потенциалом знаний и психологическими установками.
Но традиционная педагогика с ее жесткой школьной системой, учебным планом, одинаковым для всех учащихся, не имеет возможности в полной мере осуществлять индивидуальный подход. Отсюда и слабая учебная мотивация, пассивность учащихся. В связи с этим необходима современная педагогическая технология, в рамках которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Как учитель русского языка и литературы, я постоянно способствую развитию умений связно и ясно излагать свои мысли не только устно, но и письменно, развиваю нетрадиционное творческое мышление учащихся, совершенствую способности к языковому и литературному творчеству. У многих педагогов возникает вопрос: а можно ли научить творчеству? Не является ли оно уделом только особо одаренных учащихся? Нет, не является. Более того, развитие важнейших черт креативной личности (способной к творчеству) необходимо для каждого учащегося в современном обществе. Именно эти способности делают нашу жизнь более полноценной. Поэтому я считаю, что проектный метод, как инновационная технология позволяет
обеспечить развитие познавательной активности и креативности личности.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на приобретение нового опыта.
Проектная методика ориентируется на личные интересы ученика, строит обучение на активной основе через целесообразную деятельность детей, предполагает использование исследовательских и поисковых методов, творческих работ учащихся, работ с различными источниками информации, несущими вариативные точки зрения.
«По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления».
В школе постоянно идет поиск новых путей повышения качества знаний и формирования мотивации обучения. Обучение должно строиться на исследовательском уровне. Именно проектная деятельность позволяет реализовывать такую форму обучения. Метод проектов - это эффективный путь самореализации учащихся, учителей и возможность сотрудничать на равных, когда вместо традиционных «учитель- ученик» рождается «исследователь» - это показатель движения и развития вперед школы и учителей. Поэтому широкое внедрение проектной деятельности в урочное, так и в неурочное время обеспечивает большие возможности для учителей, владеющих данной методикой.
Основа системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволяют ему быть успешным вне стен школы. Внедрение компетентного подхода отражено в государственной программе образования, которая ставит целью развития компетентностей граждан средствами образования. В современной социально-экономической ситуации в профессиональной деятельности успеха может добиться, личность обладающая недюжинными общими и специальными способностями, образованностью и творчеством. Для создания естественной среды по формированию у учащихся функциональной компетентности метод проектов является более эффективным.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Смысл проектного образования – не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего его личностный и общекультурный рост.
При формировании функциональной компетентности необходим подбор методов обучения, а именно проектное обучение является одним из таких методов. Так как целью проектного обучения является создание условий, при которых учащихся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, а также творческих;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Преимуществами данного проектного метода являются следующие положения:
- в центре внимания проектного обучения находится ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций ученика;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Проектное образование, реализуемое через мотивированное включение в разработку проектов, является в настоящее время альтернативным путем.
Его использование помогает комплексно преодолеть недостатки традиционного обучения и приобрести дополнительные достоинства к которым можно отнести:
- возможность решения проблем и реализация идей, личностно значимых;
- свободное творческое самовыражение учащихся, неограниченное рамками бюджета и времени;
- освоение опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности;
-большую свободу выбора тем и идей проектов, возможность их «отрыва» от содержания конкретной учебной дисциплины.
Проектное образование мыслится как форма непрерывного образования. Сам метод проекта является средством создания и реализации проектов, заключающих в себе не просто учебный, но и жизненный смысл. Таким образом, метод проектов является прогрессивной методикой обучения и развития, так как эта технология относится к технологиям, предусматривающим, прежде всего, умение ориентироваться и адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни в современном обществе.
Задачи совершенствования содержания образования и воспитания выдвигают определенные требования к методам и приемам работы учителя. Обучение должно быть ориентировано на то, чтобы развивать у школьников не только репродуктивное мышление, но и познавательные способности и творческое мышление. В век научно-технического прогресса особое значение приобретает определенный уровень развития ребенка, его креативность, умение мыслить самостоятельно, так как современному обществу нужны люди творческие, способные создавать новое во всех областях жизни.
Первоочередная задача современной общеобразовательной школы состоит в том, чтобы научить молодых людей творчески мыслить, подготовить их к жизни, к практической деятельности. Поэтому современный этап развития школьного образования характерен возрастанием роли методов и средств обучения, активизирующих самостоятельную умственную деятельность учащихся, развивающих их творческие способности.
Как показывает накопленный опыт, данный метод является эффективным средством развития креативности. Самое решающее звено этой новации - учитель. Меняется роль учителя и ученика и не только в проектно-исследовательском обучении. Процесс открытия мира «для себя» воспитывает человека. «Активность этого процесса будет неизмеримо возрастать, если ребёнок ощутит потребность в действии, воплощении замысла в каком-нибудь результате», - утверждает Р.Ф. Брандесов.
Одним из путей развития коммуникативной компетенции учащихся считаю активное использование метода проектов на уроках русского языка и литературы. Согласно типологии проектов, предложенной Е.С.Полат, учитывая специфику литературного образования, можно использовать на уроках литературы наиболее приемлемые типы проектов: исследовательские, практико-ориентированные, литературно-творческие и ролевые.
Метод проектов на уроках русского языка и литературы – это новая технология обучения, которая, прежде всего, обеспечивает активизацию креативности каждого учащегося на уроке. Для реализации метода проектов на уроках русского языка и литературы включаю творческую деятельность учащихся в образовательный процесс. Например, выполнение творческих проектов способствует развитию наблюдательности и внимательности, самостоятельности и ответственности, фантазии и воображения, творческого и критического мышления учащихся. В проекте эти способности реализуются и развиваются параллельно через коммуникативные умения в устной и письменной продуктивной формах.
Обучение проектной деятельности начинаю осуществлять уже с 5-г класса на уроках русского языка и литературы. Учитываю возрастные особенности учащихся, использую индивидуальный и дифференцированный подход в проектной деятельности.
На уроках русского языка включаю следующие виды работ:
1) составление опорных схем-конспектов при изучении орфограмм и пунктограмм;
2) сочинение сказок, стихотворений для усвоения программного материала.
Так, например, в 5-7х классах при изучении разделов «Язык как важнейшее средство человеческого общения» «Русский язык как развивающееся явление», учащиеся выполняют проекты о «языке». Чаще всего это групповые работы, в которых учащиеся определяют цели и задачи, выдвигают свои гипотизы, составляют рабочие материалы по теме, исследуют, анализируют, систематизируют и представляют результат своей деятельности. Это определение понятия о языке как средстве общения и развивающемся явлении, высказывания различных писателей о языке, статистические данные, пословицы и поговорки разных народов мира, стихотворения поэтов. Конечный результат проекта - написание эссе, сочинение «Пятистишия», «Проба пера» - авторское стихотворение, составление и оригинальное оформление «Кластера-паучка» по теме «Язык мой – друг мой». Хочется отметить, что учащиеся с удовольствием включаются в такой вид деятельности.
Для развития творческого потенциала каждого школьника использую следующие виды творческих проектов на уроках литературы:
1) составление опорных схем-конспектов:
а) для интерпретации прочитанного художественного произведения;
б) для презентации собственного творческого продукта;
2) сочинение сказок, рассказов, эссе и сочинений разных жанров;
3) инсценирование собственного результата творческой деятельности.
При изучении литературных произведений разрабатываются индивидуальные проекты. Так, например, проекты учеников по теме «Сказочные и реальные мотивы в повести К.Г. Паустовского «Теплый хлеб», «Устаревшие слова в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель», «Природа и ее роль в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»; «Профессиональная лексика в романе А.К.Дойла «Затерянный мир» были одними из лучших. Эти проекты были представлены на школьных научно – практических конференциях.
На уроках в 5-м классе, знакомясь с русскими народным фольклором, учащиеся создают проекты по сказкам. Результатом такой деятельности являются авторские сказки, оформленные и проиллюстрированные в виде «Книжек-малышек», «Поучения «младшему брату».
В 6-м классе при изучении мифологии в литературе разных народов мира ребята разрабатывают проекты, связанные с мифологическими системами и героями. Результатом являются авторские мифологические повествования о фантастических и мифологических существах: о «Подвиге» друга», «Про Вову и…», «Путешествие во времени», «Необычайное происшествие инопланетян».
В 7-м классе при изучении раздела «Человек и мир природы в литературе» учащиеся разрабатывают мини-проекты, связанные с образами фауны и флоры в произведениях разных поэтов и писателей. Например, проекты: «Фестиваль цветов», «Чудесная бабочка», «О чем рассказала лошадь».
Работа над учебным проектом позволяет вместе с детьми вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Как показывает практика, данные виды творческих проектов может выполнять каждый школьник, поставленный в условия творческой задачи. Каждый учитель может создать необходимые условия для создания учащимися индивидуальных, групповых и коллективных творческих проектов. Учебный проект с точки зрения обучающихся - это возможность максимального раскрытия своего потенциала. Эта деятельность позволяет учащимся проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Конечный результат очень важен. Информация данных проектов распространяется среди других учащихся, а в личном портфолио полученный результат станет одним из главных достижений учеников занятых в сфере проектной технологии.
Занятия исследовательской деятельностью, разработка творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентноспособность. В то же время школьники учатся правильно, соответственно существующим формальностям, оформлять работу и получают первые навыки защиты своей интеллектуальной собственности. Проект пробуждает у учащихся интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные, умения продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе создания проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплинах, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Метод проектов принципиально меняет позицию и учителя, и ученика, ориентирует их на творческое сотрудничество и постоянную работу над собой. Такой подход становится необходимым, так как только в этом случае возможны определенные достижения общественно- полезных результатов.
В результате работы с учащимися 5-7х классов по проектам, было проведено анкетирование и мониторинг учеников, с целью выявления их мотивированности на предмет проектной деятельности. Результаты показали, что 72% учащихся нравится групповая проектная деятельность; 23% - индивидуальная; 5% - заняли нейтральную позицию. Таким образом, сделаны следующие выводы, что при правильной, четкой организации проектной деятельности учащихся, возможны высокие положительные результаты поставленных целей. А также было отмечено, что усвоение нового материала происходит гораздо быстрее и лучше, повысился интерес к предметам, обогатилась устная и письменная речь учащихся, улучшился и увеличился словарный запас языка, больше проявляются творческие способности как на уроках, так и во внеурочное время.
Проектная деятельность наглядно демонстрирует, что данный метод способствует познавательной активности, раскрытию и развитию креативности детей.
Использованная литература:
1.Метод проектов как средство развития креативности. О.В.Шмалько./ Р.журнал зам.директора шк. № 4, 2009г.
2.Методика работы по выявлению и развитию одаренности. Т.Г. Иванько./ Р.журнал зам.директора шк. № 5, 2009г.
3.Интерактивные проекты как средство развития содержания образования. О.В.Шмалько./Р.журнал зам.директора шк. № 3, 2009г.
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000г.
5. О творческой активности ученика на уроке литературы. Брандесов Р.Ф./ Челябинск, 1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность и метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся
Обучение в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Для организации продуктивной работы учащихся на урока...
Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся во внеклассной деятельности.
Развитию познавательной активности учащихся школы способствуют многие факторы. Современные школьники заинтересованы в получении практико-ориентированных знаний. Метод проектов-это один из способ...
«Метод проектов как средство формирования познавательной активности учащихся»
Отчет об использовании современных образовательных технологий....
Роль метода проектов в развитии познавательной активности личности.
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышлени...
Приёмы повышения познавательной активности учеников в процессе обучения и воспитания
В статье обосновывается необходимость повышения познавательной активности учеников в процессе обучения и воспитания. Предложенные интерактивные методы...
ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Развитие познавательной активности дошкольников - одно из самых значимых направлений на современном этапе педагогики. Для развития поисковой деятельности детей большую роль играет знакомство с окружа...
Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку
Текст доклада на МО учителей английского языка...