ВНЕДРЕНИЕ ФГОС ООО
проект на тему
Вводная, теоретическая часть: «Особенности ФГОС ООО» заместители директора по УВР Берёзко Сергей Николаевич., Чернякова Людмила Леонидовна.
Типы современного урока в рамках ФГОС ООО, учитель математики Сергеева Екатерина Николаевна
Особенности подготовки современного урока при внедрении ФГОС ООО, учитель истории Полякова Владислава Валентиновна
Знакомство с уроками:
Урок математики и информатики в 3 "А" классе по учебнику "Математика и информатика".3 класс. авторы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко .
ГБОУ Гимназии №1565 "Свиблово" "Отделение Прогимназия" бывшей ГБОУ Прогимназии №1779 г.Москва, Учитель начальной школы Павлова Наталья Герасимовна. Декабрь 2012 года.
Урок истории «Древний Египет» в 5 классе ГБОУ СОШ № 152, учитель истории Полякова Владислава Валентиновна, октябрь 2014 года.
Урок русского языка в 4 классе ГБОУ СОШ № 152, учитель Довгаль Лидия Дмитриевна, октябрь 2014 года.
Работа в группах.
Принятие решения по внедрению ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_10_str.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗЕЦ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Технологическая карта урока: по курсу: «Обществознание» ГБОУ СОШ № _______________________ района г. Санкт-Петербурга.
Класс: 8«А».
Учитель: ____________________________________________, первой квалификационной категории, стаж 6 лет.
Тема урока: «Взаимодействие человека и природы».
Тип урока: урок-диспут, изучение нового материала.
Оборудование: Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. -. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой М.: Просвещение, 2010; раздаточный материал, стикеры, ватманы, маркеры, фотоматериал, мультимедийная техника, музыкальное сопровождение.
Цель: отработать основные приемы ведения дискуссии.
Задачи:
- Усвоить понятия, входящие в содержание изучаемой темы и урока: природа, биосфера, ноосфера, потребительская модель, ценностная модель, гармония, конфликт.
- Способствовать развитию: умений выбирать главный материал, умений отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию по предлагаемым утверждениям позициям, развитию навыков коллективной работы.
- Содействовать воспитанию: экологической культуры, умений работать в группе, культуре поведения при диспуте.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная (групповая).
Методы обучения:1. объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки); 2.метод демонстрации; 3.работа с источником; 4.исследовательский метод обучения; 5.метод коллективного творческого поиска; 6. деятельностный метод обучения.
Используемые средства: мультимедийная установка, презентация, цветные таблички с номерами групп, индивидуальные стикеры – бейджи с номером и цветом группы (к примеру, 4 группы по 5 человек, цвета – красный, синий, желтый, зеленый; по пять стикеров каждого цвета). Раздаточный материал для групп (ПРИЛОЖЕНИЯ 1,2,3).
Подготовка аудитории к занятию: расстановка парт осуществляется с учетом групповой работы, устанавливается проектор, экран, проверяется техническая готовность аппаратуры. На стол каждой группы ставится табличка с номером (каждый номер на бумаге ) и подготовлен раздаточный материал. В мешочек складываются индивидуальные стикеры. При входе каждый ученик вытягивает из мешочка стикер и располагается в группе с соответствующим цветом. Стикер исполняет функции бейджика.
Ход урока
Этап урока | Время мин. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приемы, формы обучения | Прогнозируемый результат | Оборудование |
1. Организационный. | 1 | Создает условия для эмоционального настроения, настраивает учащихся на работу. | Слушают, настраиваются на работу. | Словесные. | Создание эмоционального настроения. | Мультимедийная техника. |
2. Актуализация знаний. | 7 | Называет тему урока, ставит цели перед учащимися, актуализирует, приглашает ученика выступить с сообщением. | Вспоминают знания, полученные на предыдущих занятиях. Записывают название темы в тетради. | Фронтальные, индивидуальные . | Актуализация знаний Ученики записывают название темы в тетради. | |
3. Мотивационный. | 2 | Предлагает принять участие в дискуссии. Организует ее проведение. Объясняет порядок оценивания учащихся. | Принимают условия проведения дискуссии. | Фронтальный, индивидуальный, словесный. | Выражают готовность работать в группах. | Раздаточный материал, учебник. |
4. Изучение нового материала. | 14 | Организует работу по изучению нового материала | Работают в группах с предлагаемым материалом | Индивидуальные, фронтальные | Правильно выполняют задания | Раздаточный материал, учебник |
5. Физкультминутка. | 1 | Организует ее проведение. | Выполняют упражнения. | Словесная, индивидуальная. | Создание условий эмоциональной разгрузки. | |
6. Закрепление изученного материала. | 10 | Организует защиту предложенных утверждений. | Устно приводят до 7 доказательств по предложенным утверждениям. | Индивидуальные, фронтальные, словесные. | Находят достаточное количество доказательств. | Листы для записи доказательств, раздаточный материал, учебник. |
7. Выступление экспертов. | 3 | Организует защиту предложенных утверждений. | Выступают с сообщениями. | Индивидуальные, словесные. | Приводят доказательства-соответствия. | Мультимедийная техника. |
8. Закрепление. | 4 | Работа с предлагаемыми эпиграфами. | Готовят устные высказывания. | Фронтальные, словесные, индивидуальные. | Приводят высказывания. | |
9. Подведение итогов (рефлексия). | 1 | Подводит учащихся к выбору того или иного утверждения. Организует оценку работы учащихся на уроке. | Делают выводы, оценивают свою деятельность. | Индивидуальные, фронтальные, словесные. | Правильно делают выводы, оценивают свою работу. | Стикеры для голосования. |
10. Домашнее задание. | 1 | Дает домашнее задание и инструктаж по его выполнению | Записывают домашнее задание | Словесные, индивидуальные | Понимают, как выполнять задание. | Тестовые задания. |
11. Выставление оценок. | 1 | Объявляет оценки. | Получают оценки. | Индивидуальные, фронтальные, словесные. | Получают моральное удовлетворение от урока. |
Описание этапов урока.
1.Огранизационный. На данном этапе создаются условия для проведения самого урока.
2.Актуализации знаний.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Называет тему урока, ставит цели перед учащимися, актуализирует. | Вспоминают знания, полученные на предыдущих занятиях. Записывают название темы в тетради. |
Учитель: (интересное, необычное начало урока, повышающее мотивацию учебной деятельности школьников). Отрывок из рассказа Р. Брэдбери «Всё лето в один день». (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) «В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац…Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное – опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть…И вдруг…Редкие холодные капли упали на нос, на щёки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому – подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались». ПРИЛОЖЕНИЕ2 Р. Оуэн (1771—1858) — английский социалист-утопист Вопрос: Что такое человек? | Ребята, представьте себе, что это вы, героя рассказа Р. Брэдбери «Всё лето в один день». Учащиеся отвечают на поставленные вопросы:
Ответ: Организованное существо или животное, обладающее известными физическими, умственными и нравственными свойствами и способностями и обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим. |
Вопрос: Чем отличается он от других животных или известных организованных существ? | Ответ: Тем, что он одарен умственными и нравственными способностями, превосходящими способности всех остальных животных; благодаря этому он может подчинять их своей власти. Поэтому он является повелителем животных… |
Вопрос: Какие влечения свойственны человеческой природе? | Ответ: Вообще человеку свойственно желание приятных ощущений, в особенности желание питаться и привязанность к тем существам, которые насыщают его, когда он чувствует голод или жажду, желание спать или отдыхать, когда он устал физически или душою, желание иметь потомство, сообразно законам своей натуры, желание надлежащим образом проявлять все свои физические, умственные и нравственные способности и силы, развитие которых только и может сделать его здоровым и счастливым, желание всегда говорить правду или выражать все свои впечатления без обмана, желание доставлять другим или распространять на других счастье или приятные ощущения, которыми сам он наслаждается, желание всегда испытывать приятные ощущения и, следовательно, переходить от одного ощущения к другому, как только первое ощущение перестает доставлять удовольствие, и желание полной свободы действий…[1] |
1. В параграфе учебника изложены точки зрения на положение человека в природе. Вспомните аргументы сторонников каждой из них.
2.Как вы думаете, сторонником какой из них был Р. Оуэн? Свою мысль подтвердите цитированием текста.
3. Подумайте, какие из перечисленных свойств человеческой природы можно отнести к биологически обусловленным, а какие — к социально обусловленным.
4. Как вы сами ответили на поставленные Р. Оуэном вопросы? Свои ответы аргументируйте.
Далее учитель предлагает определить тему урока. Сообщение темы урока.
Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем рассматривать тему «Взаимодействие человека и природы».
Постановка учебной задачи урока.
Постановка учебной задачи урока с помощью методического приёма «Аукцион мнений» (учащиеся самостоятельно предлагают задачу урока).
Учебная задача: Определить взаимодействие человека и природы, подготовка к изучению нового материала.
Мини – лекция «Природа и мы» - взгляды философов о роли природы в жизни общества по книге В.А.Канке «Философия» (учащиеся записывают наиболее важные моменты в тетради).
Эпиграфы к уроку:
«Каждое живое существо должно свыкнуться с тем, что оно - опытный экземпляр природы, а не окончательный вариант.» В.Швёбель-немецкий ученый.
«В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.»(записано на доске)
Что же такое природа? Давайте запишем слово природа следующим образом: «при – рода». То есть Природа – это то, что находится при роде человеческом, то из чего рождается сам человек. Во взаимоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней, записывает себя в неё. Итак, природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества.
3.Мотивационный.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Предлагает принять участие в дискуссии. Организует ее проведение. Объясняет порядок оценивания учащихся. | Принимают условия проведения дискуссии. |
1 – подготовительный этап, в ходе, которого происходит формулировка проблемы, определение основных вопросов для обсуждения, устанавливаются правила, условия, регламент, распределяются роли, раздается дидактический материал; |
Ученикам предлагается ответить на 2 проблемных вопроса:
6. Физкультминутка.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организует ее проведение Создание условий эмоциональной разгрузки | Выполняют упражнения |
Учитель: А теперь немного отдохнем, я вам буду цитировать высказывания.
Если вы с ним согласны, то вы должны встать (да), если не согласны, то сесть (нет).
1.Человек – существо биосоциальное (да). 2. Человеком не рождаются, а становятся (нет). 3. Характер человека лучше всего проявляется в его неуклонном следовании цели, которую он себе избирает (да). 4. Все люди от природы обладают одинаковыми способностями (нет). 5. Мораль-это внушения, которые делают вам учителя и родители, стремясь научить что хорошо, а что дурно (да). 6. Убежденность-это поведение человека поступать по-своему, вопреки советам других (нет). 7. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом (да). 8. Сегодня есть снег (нет/да). (последний вопрос нацелен на зрительное внимание ребят) .
7.Выступление экспертов.
8.Закрепление.
9.Подведение итогов.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организует защиту предложенных утверждений | Выступают с сообщениями |
Работа с предлагаемыми эпиграфами Эпиграфы к уроку: «Каждое живое существо должно свыкнуться с тем, что оно - опытный экземпляр природы, а не окончательный вариант.» В.Швёбель-немецкий ученый «В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.»(записано на доске) | Готовят устные высказывания по алгоритму ПРИЛОЖЕНИЕ 3
они должны быть обоснованными. Определите на сколько данное высказывание актуально и в наши дни, добавьте тезисы и аргументы.
|
Подводит учащихся к выбору того или иного утверждения. Организует оценку работы учащихся на уроке Организация деятельности «Творческой мастерской» | Делают выводы, оценивают свою деятельность. Групповая работа учащихся в различных социальных ролях. Определите для себя роль художника, музыканта, поэта и покажите своё отношение к природе, используя имеющийся у вас дополнительный материал. Решение учебной задачи урока методом «Мозгового штурма» «А что же спасёт природу». |
Рефлексия.А) Составьте кодекс экологического поведения.
Б) Чтение учителем строк стихотворения:
Будь милосерден, человек!
У всех людей – одна планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелётам диких птиц.
А мы бездумно сыпем яды
И дом свой травим не скупясь.
А нам беречь планету надо,
Для тех, кто будет после нас.
10. Домашнее задание: Учитель задаёт домашнее задание и пояснения по его выполнению.
11. Выставление оценок. Подводит учащихся к выбору того или иного утверждения. Ученики используют стикеры для голосования. Организует оценку работы учащихся на уроке.
Критерии оценивания ответов: К1 Раскрытие смысла высказываний. Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа ученик дает представление о его понимании -3 балла. К2 Представление и пояснение собственной позиции высказывания. Представлена и пояснена собственная позиция ученика 4 балла. Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказыванием). ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена – 3-4 балла. К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы - 5 баллов. При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации – 4-5 баллов. Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация – 4-5 баллов . Максимальный балл 5
Список литературы:
- Мир философии. — М., 1991. — Ч. 2. — С. 29—30.
- Л. Н. БОГОЛЮБОВ, Н. Ю. БАСИК, Н. И. ГОРОДЕЦКАЯ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
по курсу «Введение в обществознание» 8—9 Пособие для учителя C.18 - Учебник: Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. -. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка педагогического совета " Деятельностный и компетентностный подход работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"
Педагогический совет актуальный в условиях внедрения и апробации ФГОС основного общего образования. Рассматриваются примеры деятельности учащихся в разных предметных линиях и во внеурочной деяте...
Рабочая программа по физической культуре для начальной школы в рамках внедрения ФГОС НОО
Рабочая программа по физической культуре для начальной школы в рамках внедрения ФГОС НОО. Соответствует примерной образовательной программе по физической культуре....
Современные образовательные практики в трудовом обучении (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС как условие комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Поиск путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий) в учебном процессе.Одним из ком...
«Профессиональная готовность учителя к внедрению ФГОС ООО»
В связи с введением ФГОС возникают вопросы: - Насколько я как учитель (управленец) готов к выполнению государственного заказа? - Что изменится для меня как учителя (управленца) в связи...
Современный урок географии в свете внедрения ФГОС"
рекомендации по составлению интегрированных уроков по географии...
Индивидуальный план профессионального развития педагога, реализующего ФГОС ООО Ефремовой Н.В. учителя математики . Тема: Внедрение ФГОС второго поколения в педагогическую деятельность через формирование универсальных учебных действий самостоятельной р
Цели профессионального развития:· Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.·...
Внедрение ФГОС СОО. Опыт, проблемы. Система оценивания в рамках ФГОС
В работе описаны основные моменты, опыт и проблемы внедрения Федеральны ггосударственных стандартов, система оценивания на уроках географии....