Распространение опыта
материал

Михайлова Нина Александровна

Предварительный просмотр:

Система оценивания знаний обучающихся на уроках русского языка.

                                                        Михайлова Нина Александровна,

                                                              Учитель русского языка и литературы

                                                        Высшей квалификационной категории

                                                        МБОУ «СОШ№6»

                                                             Г. Нижневартовска                                                                

Ребенок, не познавший радости в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение,  рождающиеся от успеха в овладении знаниями: без вдохновения учение превращается для детей в тягость.

 Поэтому, в педагогической науке доказано, что учебный процесс – явление целостное. Это значит, что цели образования, его содержание, методы обучения, контроль и оценка результатов учебной деятельности неразрывно связаны и взаимообусловлены. Оценивания  успешности обучения является важнейшим фактором, который организует, направляет и стимулирует процесс развития ученика, исходя из его возрастных и индивидуальных способностей.

 Современная тенденция развития оценочной системы образования ставит несколько ключевых задач:

  • Обеспечить высокий уровень объективности оценивания
  • Достигнуть отражение не разового результата, а тенденций развития образовательного процесса ученика
  • Повысить мотивационную составляющую и снять « эмоциональный негатив» при получении оценки
  • Ликвидировать случайный характер оценки и сформулировать стремление к постоянному учебному труду
  • Сделать процесс оценивания более наглядным ( для ученика и родителя)
  • Дать возможность ученику оценивать свои успехи относительно среднего эталона, относительно своих предыдущих результатов и результатов своих одноклассников.

Какова же роль индивидуальной оценки на уроке? Я распределила составляющие по значимости. Акцент при осуществлении оценочной деятельности следует делать не на внешние факторы, а на внутренние. Оценка должна быть не внешней, то есть учительской, а внутренней оценкой самого ученика – самооценкой.

  • Оценка должна фиксировать все изменения, происходящие с учеником , как в лучшую сторону, так и в худшую.
  • Оценка должна сравнивать ученика с самим собой или на итоговых уроках с неким идеалом, но ни в коем случае не с другим ребенком.
  • Контролирующие и констатирующие функции оценки следует исполнять только на итоговых уроках и при итоговой аттестации.
  • Сочетать в оценочной деятельности три вида оценивания: самооценку,  взаимооценку  и учительскую оценку
  • Осуществлять самооценку как можно чаще, желательно на каждом уроке.
  • Учительская оценка должна следовать за самооценкой.
  • Учительская оценка должна включать в себя два вида оценивания: индивидуальную ( поурочный балл) и итоговую.
  • Учительская оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная.
  • Оценка должна быть содержательной, тогда она будет понятна ученику.
  • Оценка не должна быть наказанием для ученика со стороны учителя.
  • Оценка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ему надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество.
  • Оценка должна быть адекватна составляющим образовательного процесса: оценивать следует то, чему мы учим.

Вот поэтому в моей практике утвердились разные виды оценочной деятельности:

  • Мониторинг активности на каждом уроке  для 5-8кл
  • Критериальная система контроля для 8-9кл
  • Рейтинговая система контроля для 8-9
  • Зачетно-бальная система оценивания для 10-11кл.

Мониторинг активности. Как я его использую на своих уроках? В зависимости от целей и задач урока, темы урока  я составляю вопросы мониторинга, которые будут отслеживаться на данном уроке. Например:

  • видеть ошибку
  • задать вопрос
  • предложить ход (шаг ) решения
  • аргументировать,
  • привести пример
  • начертить схему предложения
  • объяснить постановку знаков препинания.

Оценка «5» ставится в конце урока, если отмечены все критерии мониторинга учениками. Учащиеся, которые заполнили строку «+» за несколько уроков, получают в журнал «4».

Что дает использование мониторинга на уроке?

Для сильных учеников мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало правильно   выполнить задание, необходимо уметь обосновать, видеть ошибки, искать новые подходы к его выполнению. Для слабых учеников мониторинг является « накопителем» их достижений, как только заполняется его строка, пусть не за один урок, он получает заветную «4».

Ценность мониторинга  еще и в том, что ни один даже небольшой успех ученика не остается не замеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для учащихся, она теперь является регулятором активности учебно – познавательной деятельности ученика. А для меня этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой я наблюдаю развитие ( по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика.

Используя  зачетно – бальную систему оценивания знании, для себя определила следующие цели и задачи:

  • Повысить ответственность учеников за результат своего труда
  • Развитие у учащихся самостоятельного мышления и способность к самообразованию и саморазвитию.
  • Уменьшить число «необучаемых» учеников.
  • Обеспечить условия, учитывающие индивидуально – личностные различия, для улучшения реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения.

При использовании зачетно – бальной системы оценивания,   отслеживаю достижения каждого ученика, для этого использую: индивидуальные карточки контроля, которые позволяют мне спланировать работу с каждым учеником; технологические карты, которые способствуют тому, что я могу увидеть, какой этап в усвоении программы западает и  составить индивидуальные задания, позволяющие видеть пути совершенствования учебного процесса; для слабых учеников – составить индивидуально – ориентированный план – контроль.

В начале каждого полугодия в  старших классах определяю обязательные результаты обучения по каждой теме и составляю график сдачи  зачетов, выдаю зачетный лист с вопросами и заданиями, которые будут оцениваться при контроле за темой, задаю домашнее задание сразу по всей теме, состоящее из трех частей: обязательный, продвинутый и минимальный уровни усвоения темы.

Определяю количество баллов за каждый вид контроля:

  • Теоретический материал – 30 баллов
  • Практика ( выполнение тестовых заданий) – 20 баллов
  • Контрольный тест – 30 баллов
  • Выполнение  домашнего задания  – 20 баллов
  • Итого: 100баллов

Оценки выставляю, используя шкалу перевода баллов в оценки

оценка

%выполнения

Кол-во баллов

«3»

50-75%

50-75

«4»

76-90%

76-90

«5»

91-100%

91 - 100

Для успешной  сдаче зачетов в старших классах и подготовке к ЕГЭ подготовила  тематические папки контроля по темам: « Орфография», « Синтаксис», « Морфология».  Все конспекты составлены с учетом технологии блочного изложения теоретического материала, что позволяет систематизировать знания учеников, полученных в среднем звене.  По каждой теме разработаны тесты для отработки  практических навыков.

На своей практике убедилась в том, что такая система оценивания очень объективна:  она отражает истинный уровень подготовке каждого ученика и вполне определенно свидетельствует о его успехах, отражая качественный уровень.

Отмечу еще ряд положительных моментов, связанных с её применением:

  • Оценка перестает быть формальной, она учитывает объем интеллектуального труда, вложенного в решение поставленных перед учащимися задач
  • Такая система прозрачна, понятна для учащегося, который может сам подсчитать свои баллы, убедиться в справедливости выставленной ему как текущей, так и итоговой оценки.
  • Строгий учет знаний и умений, выставление баллов за каждый вид работы, развивает самостоятельность, аккуратность, ответственность и сознательное отношение к учебному труду.

Итак, организация четко спланированной, тщательно продуманной системы контроля знаний обучающихся является одним из резервов повышения качества знаний.



Предварительный просмотр:

 

Формирование общекультурной компетенции на уроках русского языка и литературы

Михайлова Нина Александровна,   учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ « СОШ№ 6»

Г. Нижневартовска

Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: « Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками». Поэтому современному обществу нужен человек самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Модернизация образования требует смены    приоритетов, появляется новый идеал человека, обладающего общекультурными компетенциями. Именно общекультурные компетенции определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с окружающим миром, формируют одно из главных качеств, которое должен приобрести обучающийся - способность самостоятельно и инициативно находить решения различных проблем.

   Под общекультурной компетентностью (ОКК) личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Общекультурные компетенции - определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

ОКК  направлены  на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным   является самовыражение личности.

   Компетентность включает следующие аспекты:

  • смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;
  • проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;
  • коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

        Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.

      Кроме того, если в профессиональной компетентности ведущую (но не единственную!) роль играет проблемно-практический аспект, то в общекультурной компетентности ведущую роль играют уже смысловой и коммуникативный аспекты.

Целью школьного образования в области формирования ОКК является: достижение уровня ОКК, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.

Задача же заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:

    социально-экономической;

    политико-правовой;

    в сфере науки, религии;

    экологической;

    эстетической;

    коммуникативной;

    бытовой;

    досуговой и др.

И где же, как не на уроках русского языка и литературы, прежде всего, происходит формирование общекультурной компетенции, поэтому своей главной целью  я считаю воспитание человека культуры.

В понимании современных философов, «человек культуры» как бы замыкает на себе культуру, переживает её в своем сознании, учиться смотреть на мир глазами человека других времен и народов, ощущает себя одновременно гражданином своей страны и всего мира. В этой связи стержнем, каркасом образования может быть становление человеческого в человеке через деятельность, в которой воспитуемый осваивает способы мышления и способы деятельности, социальные и культурные роли.

 Значит, на своих уроках мы должны помочь каждому ученику стать духовно богатой и нравственной личностью.

  Важным методическим приемом, который позволяют формировать общекультурную компетенцию на уроках русского языка и литературы является интеграция.

 Сегодня образованному человеку необходим уже синтез предметов, ибо наше будущее наших дней требует определенных знаний о мире. В век информационного общества человеку уже необходимо не логическое мышление, а синтезирующее мышление, складывающееся  из логического и интуитивного. А что такое интеграция? Это латинское слово означает» пристально смотрю, это способ постижения истины с помощью доказательств». Интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. Интегрированный подход используется как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

Урок литературы содержит в себе огромный воспитательный потенциал, который напрямую связан с характером самого предмета. Учитывая специфику предмета, я использую следующие способы интеграции рационального и эмоционального на уроках:

  • Интегрированные уроки
  • Привлечение ИКТ
  • Посещение театра
  • Просмотр кинофильмов

В зависимости от поставленных целей и задач, на уроке можно сочетать несколько способов интеграции или ограничиться одним. При изучении темы “Особенности русского романтизма” мы характеризуем литературное направление, знакомя обучающихся с основоположниками литературного течения, системой жанров, особенностями конфликта, системой образов, своеобразием пейзажа. Таким образом формируются знания. Но литература оперирует образами. Предлагая ученикам прослушать Двенадцатый (“Революционный”) этюд Ф. Шопена и рассмотреть картину Э. Делакруа “Свобода на баррикадах”, я создаю определённый эмоциональный настрой в классе. Затем предлагаю вспомнить изученные ранее литературные произведения, близкие по настроению данным (Лермонтов М.Ю. «Парус»). Ученики находят общие мотивы, чувствуют настроение, они готовы знакомиться с темой.

Часто на своих уроках применяю ИКТ. Технические средства помогают организовать просмотр на уроке видеофрагмента, создать вернисаж, использовать в работе презентации, прослушать музыкальное произведение, совершить виртуальные экскурсии, услышать аудиочтение в исполнении автора или актёра.

Просмотр видеофрагмента или прослушивание музыкального произведения не используются сами по себе. Перед данным этапом работы даётся проблемное задание на сопоставление фрагментов с прочитанным произведением. Для решения поставленной задачи необходимо знать текст, понимать позицию автора, высказать и доказать свою точку зрения, понять образный ряд разных по восприятию произведений. Например, анализируя сцену дуэли в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, использую фрагмент кинофильма и даю прослушать отрывок оперы. Девятиклассники высказывают свои впечатления и выясняют различие и сходство в трактовке сцены. Эта работа помогает развивать умение сопоставлять произведения разных видов искусства, посвященные одной теме. Это развивает понимание того, что разные виды искусств дополняют, конкретизируют отдельные образы и создают единое пространство художественного мира.

ИКТ позволяют включить в урок богатый иллюстративный материал. Предлагаю учащимся задание: представьте провинциальный город Николаевской России XIX века. Это сделать сложно, а тем более современному подростку, изучающему поэму “Мертвые души” или комедию “Ревизор”. Помогает картина А.Добужинского “Город в Николаевской России”. Так дополняется и восприятие будущего текста, и понимание роли произведения в художественной культуре.

На вводных и заключительных уроках по теме интегрируем материал с помощью виртуальных экскурсий по памятным местам, связанным с жизнью поэта или писателя: « Кавказ в жизни М.Ю.Лермонтова, « Жизненный  путь поэта или писателя». К таким урокам ученики получают творческое задание. Класс делится на группы и  выполняют творческий проект. На уроках проходит защита проектов, представленных в форме презентаций, портретной галереи, литературной газеты анализируемой эпохи. Таким образом ученики из созерцателей становятся исследователями. Итогом урока становятся «путевые заметки, написанные учениками в ходе виртуальной экскурсии.

  Регулярное посещение театра со своими учениками дало возможность сопоставить режиссерскую трактовку спектаклей « Свои люди сочтемся» , «Вот такие пироги», « Лето в деревне», « Метель» с авторским замыслом. В беседу включаются даже те ученики, которые на уроках предпочитают молчать. Так формируется зрительская культура, а  следовательно, развивается общекультурная компетенция.

Формирование общекультурной компетенции на уроках литературы предполагает ознакомление с культурным богатством народа, обычаями, нравственными традициями, идущими из глубины веков. Все это возможно при изучении фольклорных произведений, произведений древнерусской литературы, произведений писателей Севера, творчества местных писателей ( например, Маргариты Анисимковой)

Для речевого развития учащихся, формирование у них общекультурной компетенции большое значение имеют сочинения на нелитературные темы, которые проводятся на уроках русского языка на основе межпредметных связей: произведение живописи, музыки, а также личных наблюдений учащихся. Это и сочинения - миниатюры, зарисовки, написанные за несколько минут, обучающие творческие работы с последующим редактированием на основе рецензии учителя или одноклассников. В ходе работы появились лирические миниатюры: «Осенний листок», «Чем пахнет снег», « О чем плачет сосулька», «Первая капель» и т.д. Сочинения по музыкальным впечатлениям по пьесе  Э.Грига «Утро».

Еще одним приемом формирования общекультурной компетентности является диалог с учителем, друг с другом, с поэтом, писателями, художниками, музыкантами. Это позволяет осознать непреходящую актуальность классики.

А главное -  умение адекватно понимать художественный текст-это  один из основных показателей общекультурного развития человека. Разные виды текстов (исторические, краеведческие, художественные) помогают сделать уроки русского языка интегрированными по содержанию.

А тексты о культуре народов Севера, о природе нашего края подсознательно воспитывают гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, её истории.

Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что благодаря общекультурной компетентности на уроках русского языка и литературы, мы приобщаем учащихся к национальному духовному богатству, формируем не просто грамотного исполнителя, а личность, ориентированную на творческое восприятие жизни, обладающую культурой мышления, национальным самосознанием, т.е. развиваем потенциал каждого ребенка, помогаем найти себя в жизни. Не случайно восточная  мудрость гласит: «Кто рассчитывает на год – сеет рис, на десять лет – сажает сад, а кто рассчитывает на сто лет – воспитывает человека»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные критерии заданий для формирования и оценки читательской грамотности наличие ситуационной значимости контекста 01 необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области 02 новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения 03

Слайд 2

Незнайку разбудили какие-то голоса. Открыв глаза, он завертел ими в разные стороны и увидел, что лежит в чужой комнате. По углам стояли маленькие креслица. На стенах висели коврики и картины с изображением разных цветов. У окна стоял круглый столик на одной ножке. На нем возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала подушечка, вся утыканная иголками и булавками, словно ощетинившийся ежик, неподалеку был письменный стол с принадлежностями для письма. Рядом стоял книжный шкаф. У самой дальней стены, возле дверей, было большое зеркало. (Н. Носов)

Слайд 3

Найдите в описании интерьера имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и предположите, с какой целью автор использует эти слова

Слайд 4

Какой предмет не называется автором при описании «чужой» комнаты: 1) креслица, 2) булавки, 3) шкаф, 4) кровать

Слайд 5

Предположите, чем может заниматься человек, в комнате которого оказался Незнайка. Дайте аргументированный ответ с опорой на текст

Слайд 6

Рассмотрите иллюстрации и выберите ту, на которой изображено упоминаемое в тексте животное

Слайд 7

Учитывая особенности описания интерьера, опишите школьный кабинет, в котором вам хотелось бы обучаться

Слайд 8

Пройдите по ссылке и познакомьтесь с кабинетом А.С. Пушкина. Опишите особенности интерьера, которые доказывают, что в этом кабинете работал великий русский поэт.

Слайд 9

Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 класс): учебно-методическое пособие / сост. С.В. Трухина, Г.Н. Масич. – Красноярск, 2021. 325 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка (распространение опыта и внедрение его в педагогический процесс)

Проектная и иследовательская деятельность, как путь творческого развития учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида...

Распространение опыта работы с помощью брошюр, созданных в программе Publisher

Если Вы аттестуетесь и Вам необходимо распространить свой опыт. Вы можете сделать это в виде брошюры и затем презентовать её на заседаниях МО, курсовой переподготовки, на открытых уроках и т.д. Брошюр...

Система работы МО классных руководителей по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развитием школьников.

Создание системы работы методического объединения по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развити...

распространение опыта работы

В данной статье представлено распостранение опыта моей работы...

Открытое занятие по обмену и распространению опыта работы. Тема " Баскетбол в 4 классе"

Тема занятия  " Методика обучения основным техническим приемам при  игре в баскетбол в начальной школе."занятие было показано на  методическом совещании учителей физической культуры Мос...

«Диссеминация (распространение) опыта педагога через сетевые сообщества»

«Диссеминация (распространение) опыта педагога  через сетевые сообщества»Для того чтобы показать  в  папке достижений учителя, в материалах приложения к экспертному заключению достаточн...

Обобщение и распространение опыта (Материалы к портфолио)

Раздел №3 "Методическая деятельность"...