Распространение опыта
материал
Раздел содержит выступления на педагогических советах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система оценивания знаний обучающихся на уроках русского языка.
Михайлова Нина Александровна,
Учитель русского языка и литературы
Высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ№6»
Г. Нижневартовска
Ребенок, не познавший радости в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающиеся от успеха в овладении знаниями: без вдохновения учение превращается для детей в тягость.
Поэтому, в педагогической науке доказано, что учебный процесс – явление целостное. Это значит, что цели образования, его содержание, методы обучения, контроль и оценка результатов учебной деятельности неразрывно связаны и взаимообусловлены. Оценивания успешности обучения является важнейшим фактором, который организует, направляет и стимулирует процесс развития ученика, исходя из его возрастных и индивидуальных способностей.
Современная тенденция развития оценочной системы образования ставит несколько ключевых задач:
- Обеспечить высокий уровень объективности оценивания
- Достигнуть отражение не разового результата, а тенденций развития образовательного процесса ученика
- Повысить мотивационную составляющую и снять « эмоциональный негатив» при получении оценки
- Ликвидировать случайный характер оценки и сформулировать стремление к постоянному учебному труду
- Сделать процесс оценивания более наглядным ( для ученика и родителя)
- Дать возможность ученику оценивать свои успехи относительно среднего эталона, относительно своих предыдущих результатов и результатов своих одноклассников.
Какова же роль индивидуальной оценки на уроке? Я распределила составляющие по значимости. Акцент при осуществлении оценочной деятельности следует делать не на внешние факторы, а на внутренние. Оценка должна быть не внешней, то есть учительской, а внутренней оценкой самого ученика – самооценкой.
- Оценка должна фиксировать все изменения, происходящие с учеником , как в лучшую сторону, так и в худшую.
- Оценка должна сравнивать ученика с самим собой или на итоговых уроках с неким идеалом, но ни в коем случае не с другим ребенком.
- Контролирующие и констатирующие функции оценки следует исполнять только на итоговых уроках и при итоговой аттестации.
- Сочетать в оценочной деятельности три вида оценивания: самооценку, взаимооценку и учительскую оценку
- Осуществлять самооценку как можно чаще, желательно на каждом уроке.
- Учительская оценка должна следовать за самооценкой.
- Учительская оценка должна включать в себя два вида оценивания: индивидуальную ( поурочный балл) и итоговую.
- Учительская оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная.
- Оценка должна быть содержательной, тогда она будет понятна ученику.
- Оценка не должна быть наказанием для ученика со стороны учителя.
- Оценка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ему надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество.
- Оценка должна быть адекватна составляющим образовательного процесса: оценивать следует то, чему мы учим.
Вот поэтому в моей практике утвердились разные виды оценочной деятельности:
- Мониторинг активности на каждом уроке для 5-8кл
- Критериальная система контроля для 8-9кл
- Рейтинговая система контроля для 8-9
- Зачетно-бальная система оценивания для 10-11кл.
Мониторинг активности. Как я его использую на своих уроках? В зависимости от целей и задач урока, темы урока я составляю вопросы мониторинга, которые будут отслеживаться на данном уроке. Например:
- видеть ошибку
- задать вопрос
- предложить ход (шаг ) решения
- аргументировать,
- привести пример
- начертить схему предложения
- объяснить постановку знаков препинания.
Оценка «5» ставится в конце урока, если отмечены все критерии мониторинга учениками. Учащиеся, которые заполнили строку «+» за несколько уроков, получают в журнал «4».
Что дает использование мониторинга на уроке?
Для сильных учеников мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало правильно выполнить задание, необходимо уметь обосновать, видеть ошибки, искать новые подходы к его выполнению. Для слабых учеников мониторинг является « накопителем» их достижений, как только заполняется его строка, пусть не за один урок, он получает заветную «4».
Ценность мониторинга еще и в том, что ни один даже небольшой успех ученика не остается не замеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для учащихся, она теперь является регулятором активности учебно – познавательной деятельности ученика. А для меня этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой я наблюдаю развитие ( по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика.
Используя зачетно – бальную систему оценивания знании, для себя определила следующие цели и задачи:
- Повысить ответственность учеников за результат своего труда
- Развитие у учащихся самостоятельного мышления и способность к самообразованию и саморазвитию.
- Уменьшить число «необучаемых» учеников.
- Обеспечить условия, учитывающие индивидуально – личностные различия, для улучшения реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения.
При использовании зачетно – бальной системы оценивания, отслеживаю достижения каждого ученика, для этого использую: индивидуальные карточки контроля, которые позволяют мне спланировать работу с каждым учеником; технологические карты, которые способствуют тому, что я могу увидеть, какой этап в усвоении программы западает и составить индивидуальные задания, позволяющие видеть пути совершенствования учебного процесса; для слабых учеников – составить индивидуально – ориентированный план – контроль.
В начале каждого полугодия в старших классах определяю обязательные результаты обучения по каждой теме и составляю график сдачи зачетов, выдаю зачетный лист с вопросами и заданиями, которые будут оцениваться при контроле за темой, задаю домашнее задание сразу по всей теме, состоящее из трех частей: обязательный, продвинутый и минимальный уровни усвоения темы.
Определяю количество баллов за каждый вид контроля:
- Теоретический материал – 30 баллов
- Практика ( выполнение тестовых заданий) – 20 баллов
- Контрольный тест – 30 баллов
- Выполнение домашнего задания – 20 баллов
- Итого: 100баллов
Оценки выставляю, используя шкалу перевода баллов в оценки
оценка | %выполнения | Кол-во баллов | |
«3» | 50-75% | 50-75 | |
«4» | 76-90% | 76-90 | |
«5» | 91-100% | 91 - 100 |
Для успешной сдаче зачетов в старших классах и подготовке к ЕГЭ подготовила тематические папки контроля по темам: « Орфография», « Синтаксис», « Морфология». Все конспекты составлены с учетом технологии блочного изложения теоретического материала, что позволяет систематизировать знания учеников, полученных в среднем звене. По каждой теме разработаны тесты для отработки практических навыков.
На своей практике убедилась в том, что такая система оценивания очень объективна: она отражает истинный уровень подготовке каждого ученика и вполне определенно свидетельствует о его успехах, отражая качественный уровень.
Отмечу еще ряд положительных моментов, связанных с её применением:
- Оценка перестает быть формальной, она учитывает объем интеллектуального труда, вложенного в решение поставленных перед учащимися задач
- Такая система прозрачна, понятна для учащегося, который может сам подсчитать свои баллы, убедиться в справедливости выставленной ему как текущей, так и итоговой оценки.
- Строгий учет знаний и умений, выставление баллов за каждый вид работы, развивает самостоятельность, аккуратность, ответственность и сознательное отношение к учебному труду.
Итак, организация четко спланированной, тщательно продуманной системы контроля знаний обучающихся является одним из резервов повышения качества знаний.
Предварительный просмотр:
Формирование общекультурной компетенции на уроках русского языка и литературы
Михайлова Нина Александровна, учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ « СОШ№ 6»
Г. Нижневартовска
Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: « Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками». Поэтому современному обществу нужен человек самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Модернизация образования требует смены приоритетов, появляется новый идеал человека, обладающего общекультурными компетенциями. Именно общекультурные компетенции определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с окружающим миром, формируют одно из главных качеств, которое должен приобрести обучающийся - способность самостоятельно и инициативно находить решения различных проблем.
Под общекультурной компетентностью (ОКК) личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.
Общекультурные компетенции - определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
ОКК направлены на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным является самовыражение личности.
Компетентность включает следующие аспекты:
- смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;
- проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;
- коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.
Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.
Кроме того, если в профессиональной компетентности ведущую (но не единственную!) роль играет проблемно-практический аспект, то в общекультурной компетентности ведущую роль играют уже смысловой и коммуникативный аспекты.
Целью школьного образования в области формирования ОКК является: достижение уровня ОКК, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.
Задача же заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:
социально-экономической;
политико-правовой;
в сфере науки, религии;
экологической;
эстетической;
коммуникативной;
бытовой;
досуговой и др.
И где же, как не на уроках русского языка и литературы, прежде всего, происходит формирование общекультурной компетенции, поэтому своей главной целью я считаю воспитание человека культуры.
В понимании современных философов, «человек культуры» как бы замыкает на себе культуру, переживает её в своем сознании, учиться смотреть на мир глазами человека других времен и народов, ощущает себя одновременно гражданином своей страны и всего мира. В этой связи стержнем, каркасом образования может быть становление человеческого в человеке через деятельность, в которой воспитуемый осваивает способы мышления и способы деятельности, социальные и культурные роли.
Значит, на своих уроках мы должны помочь каждому ученику стать духовно богатой и нравственной личностью.
Важным методическим приемом, который позволяют формировать общекультурную компетенцию на уроках русского языка и литературы является интеграция.
Сегодня образованному человеку необходим уже синтез предметов, ибо наше будущее наших дней требует определенных знаний о мире. В век информационного общества человеку уже необходимо не логическое мышление, а синтезирующее мышление, складывающееся из логического и интуитивного. А что такое интеграция? Это латинское слово означает» пристально смотрю, это способ постижения истины с помощью доказательств». Интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. Интегрированный подход используется как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
Урок литературы содержит в себе огромный воспитательный потенциал, который напрямую связан с характером самого предмета. Учитывая специфику предмета, я использую следующие способы интеграции рационального и эмоционального на уроках:
- Интегрированные уроки
- Привлечение ИКТ
- Посещение театра
- Просмотр кинофильмов
В зависимости от поставленных целей и задач, на уроке можно сочетать несколько способов интеграции или ограничиться одним. При изучении темы “Особенности русского романтизма” мы характеризуем литературное направление, знакомя обучающихся с основоположниками литературного течения, системой жанров, особенностями конфликта, системой образов, своеобразием пейзажа. Таким образом формируются знания. Но литература оперирует образами. Предлагая ученикам прослушать Двенадцатый (“Революционный”) этюд Ф. Шопена и рассмотреть картину Э. Делакруа “Свобода на баррикадах”, я создаю определённый эмоциональный настрой в классе. Затем предлагаю вспомнить изученные ранее литературные произведения, близкие по настроению данным (Лермонтов М.Ю. «Парус»). Ученики находят общие мотивы, чувствуют настроение, они готовы знакомиться с темой.
Часто на своих уроках применяю ИКТ. Технические средства помогают организовать просмотр на уроке видеофрагмента, создать вернисаж, использовать в работе презентации, прослушать музыкальное произведение, совершить виртуальные экскурсии, услышать аудиочтение в исполнении автора или актёра.
Просмотр видеофрагмента или прослушивание музыкального произведения не используются сами по себе. Перед данным этапом работы даётся проблемное задание на сопоставление фрагментов с прочитанным произведением. Для решения поставленной задачи необходимо знать текст, понимать позицию автора, высказать и доказать свою точку зрения, понять образный ряд разных по восприятию произведений. Например, анализируя сцену дуэли в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, использую фрагмент кинофильма и даю прослушать отрывок оперы. Девятиклассники высказывают свои впечатления и выясняют различие и сходство в трактовке сцены. Эта работа помогает развивать умение сопоставлять произведения разных видов искусства, посвященные одной теме. Это развивает понимание того, что разные виды искусств дополняют, конкретизируют отдельные образы и создают единое пространство художественного мира.
ИКТ позволяют включить в урок богатый иллюстративный материал. Предлагаю учащимся задание: представьте провинциальный город Николаевской России XIX века. Это сделать сложно, а тем более современному подростку, изучающему поэму “Мертвые души” или комедию “Ревизор”. Помогает картина А.Добужинского “Город в Николаевской России”. Так дополняется и восприятие будущего текста, и понимание роли произведения в художественной культуре.
На вводных и заключительных уроках по теме интегрируем материал с помощью виртуальных экскурсий по памятным местам, связанным с жизнью поэта или писателя: « Кавказ в жизни М.Ю.Лермонтова, « Жизненный путь поэта или писателя». К таким урокам ученики получают творческое задание. Класс делится на группы и выполняют творческий проект. На уроках проходит защита проектов, представленных в форме презентаций, портретной галереи, литературной газеты анализируемой эпохи. Таким образом ученики из созерцателей становятся исследователями. Итогом урока становятся «путевые заметки, написанные учениками в ходе виртуальной экскурсии.
Регулярное посещение театра со своими учениками дало возможность сопоставить режиссерскую трактовку спектаклей « Свои люди сочтемся» , «Вот такие пироги», « Лето в деревне», « Метель» с авторским замыслом. В беседу включаются даже те ученики, которые на уроках предпочитают молчать. Так формируется зрительская культура, а следовательно, развивается общекультурная компетенция.
Формирование общекультурной компетенции на уроках литературы предполагает ознакомление с культурным богатством народа, обычаями, нравственными традициями, идущими из глубины веков. Все это возможно при изучении фольклорных произведений, произведений древнерусской литературы, произведений писателей Севера, творчества местных писателей ( например, Маргариты Анисимковой)
Для речевого развития учащихся, формирование у них общекультурной компетенции большое значение имеют сочинения на нелитературные темы, которые проводятся на уроках русского языка на основе межпредметных связей: произведение живописи, музыки, а также личных наблюдений учащихся. Это и сочинения - миниатюры, зарисовки, написанные за несколько минут, обучающие творческие работы с последующим редактированием на основе рецензии учителя или одноклассников. В ходе работы появились лирические миниатюры: «Осенний листок», «Чем пахнет снег», « О чем плачет сосулька», «Первая капель» и т.д. Сочинения по музыкальным впечатлениям по пьесе Э.Грига «Утро».
Еще одним приемом формирования общекультурной компетентности является диалог с учителем, друг с другом, с поэтом, писателями, художниками, музыкантами. Это позволяет осознать непреходящую актуальность классики.
А главное - умение адекватно понимать художественный текст-это один из основных показателей общекультурного развития человека. Разные виды текстов (исторические, краеведческие, художественные) помогают сделать уроки русского языка интегрированными по содержанию.
А тексты о культуре народов Севера, о природе нашего края подсознательно воспитывают гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, её истории.
Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что благодаря общекультурной компетентности на уроках русского языка и литературы, мы приобщаем учащихся к национальному духовному богатству, формируем не просто грамотного исполнителя, а личность, ориентированную на творческое восприятие жизни, обладающую культурой мышления, национальным самосознанием, т.е. развиваем потенциал каждого ребенка, помогаем найти себя в жизни. Не случайно восточная мудрость гласит: «Кто рассчитывает на год – сеет рис, на десять лет – сажает сад, а кто рассчитывает на сто лет – воспитывает человека»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Незнайку разбудили какие-то голоса. Открыв глаза, он завертел ими в разные стороны и увидел, что лежит в чужой комнате. По углам стояли маленькие креслица. На стенах висели коврики и картины с изображением разных цветов. У окна стоял круглый столик на одной ножке. На нем возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала подушечка, вся утыканная иголками и булавками, словно ощетинившийся ежик, неподалеку был письменный стол с принадлежностями для письма. Рядом стоял книжный шкаф. У самой дальней стены, возле дверей, было большое зеркало. (Н. Носов)
Найдите в описании интерьера имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и предположите, с какой целью автор использует эти слова
Какой предмет не называется автором при описании «чужой» комнаты: 1) креслица, 2) булавки, 3) шкаф, 4) кровать
Предположите, чем может заниматься человек, в комнате которого оказался Незнайка. Дайте аргументированный ответ с опорой на текст
Рассмотрите иллюстрации и выберите ту, на которой изображено упоминаемое в тексте животное
Учитывая особенности описания интерьера, опишите школьный кабинет, в котором вам хотелось бы обучаться
Пройдите по ссылке и познакомьтесь с кабинетом А.С. Пушкина. Опишите особенности интерьера, которые доказывают, что в этом кабинете работал великий русский поэт.
Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 класс): учебно-методическое пособие / сост. С.В. Трухина, Г.Н. Масич. – Красноярск, 2021. 325 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка (распространение опыта и внедрение его в педагогический процесс)
Проектная и иследовательская деятельность, как путь творческого развития учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида...
Распространение опыта работы с помощью брошюр, созданных в программе Publisher
Если Вы аттестуетесь и Вам необходимо распространить свой опыт. Вы можете сделать это в виде брошюры и затем презентовать её на заседаниях МО, курсовой переподготовки, на открытых уроках и т.д. Брошюр...
Система работы МО классных руководителей по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развитием школьников.
Создание системы работы методического объединения по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развити...
распространение опыта работы
В данной статье представлено распостранение опыта моей работы...
Открытое занятие по обмену и распространению опыта работы. Тема " Баскетбол в 4 классе"
Тема занятия " Методика обучения основным техническим приемам при игре в баскетбол в начальной школе."занятие было показано на методическом совещании учителей физической культуры Мос...
«Диссеминация (распространение) опыта педагога через сетевые сообщества»
«Диссеминация (распространение) опыта педагога через сетевые сообщества»Для того чтобы показать в папке достижений учителя, в материалах приложения к экспертному заключению достаточн...
Обобщение и распространение опыта (Материалы к портфолио)
Раздел №3 "Методическая деятельность"...