Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания.
опыты и эксперименты на тему

Лемешева Елена Михайловна

Данный материал - программа педагогического эксперимента по внедрению информационно-коммуникационных технологий в практику преподавания истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokakh_istorii_i_obshchestva.docx64.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Гимназия №35

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

Программа рассмотрена на заседании

МО учителей русского языка, литературы и обществоведческих дисциплин

Протокол № 1 от « 03»сентября 2013г.

Руководитель МО                      О.А.   Попова

Согласовано

Зам. директора по УВР

                              С.В. Киселева

«03 » сентября 2013г.

Программа педагогического эксперимента

по освоению и внедрению новых образовательных технологий

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания»

Программу разработал: Лемешева Елена Михайловна,

 учитель истории и обществознания                                                                      

2013 – 2014

учебный год

Содержание программы

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность программы

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Методы исследования

1.4. Объект исследования

1.5. Предмет исследования

1.6. Гипотеза

1.7. Методологические и теоретические основы программы

3. Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках обществознания и истории

55. Методическая литература

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность программы

Современное общество насыщенно новыми технологиями, в нашу обыденную жизнь все больше и больше проникают технические новшества, которые еще несколько десятилетий назад считались выдумкой философов и фантастов.  Обучающиеся уже не мыслят своей жизни без компьютера, планшета и других «новинок». Школа и уроки для них зачастую воспринимаются как отжившие свой век, «устаревшие» и далекие от реального мира, а значит не нужными.  

Есть у данной проблемы и другой, не менее важный аспект. В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, когда изменяются его идеология, система ценностей,  нравственные идеалы, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают такие  качества учителя, как способности осваивать новые концепции предмета,  новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержания предмета и его методики преподавания.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта не только от учителя к ученику, но и от ученика к ученику и от ученика к обществу. Новые образовательные технологии, повышая качество обучения и образования, позволяют обучающемуся успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: апробирование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания, изучение влияния ИКТ на формирование и развитие личности школьника, обеспечение качественного образования по предметам.

Задачи программы: 

- изучить использование информационно-коммуникационной технологии в системе российского образования;

- выявить возможности  использования  ИКТ  в целях активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания;

- выявить эффективность  использования  ИКТ как средства повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности;

-выявить эффективность использования информационно-коммуникационных технологий  для обеспечения качественного образования по истории и обществознанию;

- провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в  ходе реализации программы.

1.3 Методы исследования.

  • изучение и теоретический анализ литературы и исследований по проблеме;

  • изучение  передового педагогического опыта по проблеме;
  • изучение и обобщение собственного практического опыта по теме исследования;
  • изучение нормативных документов, определяющих политику государства в области образования;
  • педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, наблюдения, беседы, статистическую обработку результатов работы;

  • сравнение, анализ, обобщение, классификация, систематизация.

1.4. Объект исследования

Объект исследования – уроки истории и обществознания в 7-11 классах.

1.5. Предмет исследования

Предмет исследования – информационно-коммуникационные технологии как средство повышения учебно-познавательной мотивации учащихся, средство обеспечения качественного образования и развития личности школьника.

1.6. Гипотеза

Введение  информационно-коммуникационных технологий при изучении истории и обществознания позволит:

  1. рационально организовать и активизировать учебно-познавательную деятельность школьников на уроках истории и обществознания;
  2. обеспечить создание оптимальной развивающей среды для учащихся, открывающей возможности для полноценной самореализации личности ребенка;
  3. повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся;
  4. обеспечить качественное образование школьника по истории и обществознанию.

1.7. Методологические и теоретические основы программы

Реализация программы происходила в период с сентября 2013 года по июнь 2014 года.

Первый этап реализации (сентябрь 2013) - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием, разработка и определение задач исследования.

Второй этап (октябрь 2013 – май 2014г.) - практическая опытно-экспериментальная работа по внедрению, использованию ИКТ на уроках истории и обществознания в 7-11 классах.

Третий этап (июнь 2014 года.) -  обобщение  и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания в 7-11 классах.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

  • поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
  • поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося  в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
  • реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
  • образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

  •  средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, программные и учебно-методические материалы);
  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов общественной жизни, видеоэкскурсии; схемы, диаграммы);
  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи дидактического речевого материала, музыкальных произведений);
  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией;
  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

  • урочные;
  • внеурочные

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

  • технология асинхронного режима связи – «offline»;
  • технология синхронного режима связи – «online».

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

  • максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
  • широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
  • раскрытия творческого потенциала обучающихся;
  • освоения школьниками  современных информационных технологий.

2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:

  • при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,
  • для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;
  • для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы обучающихся.

3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, педагог может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаурочных занятий.

4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

  • при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
  • при фронтальной  либо групповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет педагог с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании истории и обществознания значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность школьников в глубоком изучении программного материала.

Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию.

Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:

  • аудирование;
  • говорение;
  • чтение;
  • письмо.

Главным при  коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:

  • речевых поступков;
  • речевой ситуации.

Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):

  • ученик спрашивает;
  • подтверждает мысль;
  • побуждает к действию;
  • высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

  • новая речевая задача;
  • новый собеседник;
  • новый предмет обсуждения.

Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:

  • осознание необходимости общения;
  • потребность использования речи;
  • формируется речевое поведение.

Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:

  • учебная;
  • игровая;
  • трудовая.

Единицей организации  и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:

  • устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;
  • мотивируется общение;
  • презентуется (преподносится) речевой материал;
  • приобретаются речевые навыки;
  • развивается активность детей и самостоятельность общения.

В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:

  • отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;
  • возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения).

Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:

  • приносить детям радость;
  • сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.

3. Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках обществознания и истории

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ истории и обществознания. Как история, так и обществознание расширяют общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение истории прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам. Изучение обществознания позволяет лучше понимать процессы происходящие в обществе.

Одна из задач школьных истории и обществознания на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.

Сегодня одним из направлений модернизации системы социо-гуманитарного образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Информационно-коммуникационные технологии – важнейшее средство для активизации и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, способствуют развитию личности школьников и обеспечивают качественное образование.

Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы активизации познавательной деятельности на уроках истории и обществознания и повышение мотивации учеников через использование ИКТ. Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Анализ исследований ученых-педагогов (Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А.Гордон, С.Л. Рубинштейн и др.), а также результаты собственных диагностик образовательной практики, которые свидетельствуют о том, что более чем у половины моих учеников, школьников подросткового возраста, наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с данными истории и обществознания. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд  на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения исторических и обществоведческих знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках истории и обществознания через использование ИКТ, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.

Одним из этапов моей работы явилось создание информационного ресурса кабинета истории и обществознания. ИКТ всегда были неотъемлемой частью моего педагогического процесса и в “докомпьютерную эпоху”. Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин “информационно-коммуникационных технологий” приобрел новое значение и звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением персональных компьютеров. Таким образом, появление компьютера в образовательной деятельности, явилось катализатором тех тенденций, которые показали информационную суть процесса обучения. Возможность активного использования компьютерных технологий появляется все больше и больше с каждым годом. По моему заданию и с моей помощью обучающиеся выполняют довольно сложные задания по оформлению исследовательских работ, составлению проспектов, презентации путешествия, слайд-проектов. Сейчас в кабинете географии собран уже достаточно богатый информационный ресурс, который собрали обучаемые самостоятельно и оформили в виде презентаций.

Эти работы успешно используются на различных этапах урока географии с помощью мультимедиапроектора в кабинете истории и обществознания, когда нет возможности вести урок в компьютерном классе. В кабинете уже собрана значительная коллекция таких материалов на компакт-дисках, как для урочной работы, так и для внеклассной.

При планировании учебной деятельности с использованием ИКТ на уроках истории и обществознания учитываются мною следующие аспекты:

  • определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока;
  • выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

      Учебная деятельность потребовала определить основные типы уроков, формы и методические приемы работы с использованием ИКТ.  

       Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. При объяснении нового материала используется ЦОР или презентация. Имеет место самостоятельная работа учащегося с цифровыми образовательными ресурсами, индивидуальный подход, занятия в малой группе, демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности.    

      Урок закрепления знаний. Это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Направление обучаемых на самостоятельную поисковую и исследовательскую работу, возможность моделировать и опробовать различные варианты решения проблем, реализация умений оперирования с мультимедийной информацией как средством индивидуальной информационной защиты, отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.      

      Урок комплексного применения знаний. Это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Формирование умений оперирования с мультимедийной информацией, мотивов деятельности, развитие познавательных интересов учащихся, творческого мышления и воображения, социальной и общественной направленности действий обучаемых.

       Урок обобщения и систематизации знаний. Это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Коллективная работа, телекоммуникационное общение между группами обучаемых, занятия в малой группе, индивидуальный подход, работа над проектами, групповое создание информационных ресурсов.

      Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это тестирование, контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Апробация тестов, корректировка знаний, тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам. Для проверки знаний учащихся по изученной теме я использую электронные тесты. Так учитель освобождается от монотонной работы - проверки тестов, а имеет возможность использовать это время для творческой работы.

       Проблему качества обучения помогают решить мне информационные технологии, относящиеся к интерактивной методике.

        На уроке для большей эффективности использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При объяснении нового материала на уроке комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами. А при закреплении пройденного материала часто предлагаю учащимся работу с текстом электронного учебника, практикумы, интерактивные тесты.

      В своей педагогической деятельности уже три года использую электронные учебники по истории и обществознанию для 7,8,9,10 классов, которые имеются в кабинете истории и обществознания. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор.

        Мультимедийные учебники  для 7-10 классов позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки материала. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землёй. Он позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности. Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе.  Особенно это касается курса экономики, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернету. 

       Мною разработаны и применяются на практике уроки с использованием электронных учебников в 10 классе по теме “Социальная структура общества”, “Глобальные проблемы человечества», «Рынок. Рыночная система”.

       Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую, т. к. появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Работая с приложением Excel, обучающиеся на уроке сравнивают, делают выводы, умозаключения, составляют проекты.

       Работа над созданием презентаций - очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это своеобразный синтез с другими науками, то есть происходит непосредственная предметная интеграция. Возможности труженика - компьютера в создании презентаций неограниченные, это чрезвычайно широкое поле творческой деятельности, в котором можно творить настоящие чудеса исторической науки.

       Привлечение детей к созданию презентаций - это реализация творческих способностей, возможностей учеников. Общение ученика с компьютером помогает ему чувствовать себя не абстрактной куклой, готовой воспроизвести только действия по определенному образцу, а реализовать свои творческие способности, заинтересованность, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.

       Создание презентации с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point по теме “Возникновение древнерусского государства” позволило повысить мотивационную деятельность на уроках по данной теме и изучить ее, как и ряд других тем виде блочных уроков. Презентация, созданная с помощью данной программы, при необходимости может меняться, дополняться или переделываться. Использование таких программ позволяет мне расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, а самое главное - уметь самостоятельно находить нужную информацию.

      Творческая работа на уроках истории и обществознания занимает особое место. Каждому культурному и образованному человеку важны исторические географические знания, особенно знания о своей стране, своем крае. В настоящее время наряду с выполнением программных работ по истории и обществознанию в практике преподавания я стала использовать творческие работы учащихся. Эти работы все чаще обучаемые выполняют в электронном виде. С помощью компьютерных технологий обучаемые выполнили в 7 - 11 классе творческие работы по темам: «Современная российская семья», «Моё семейное древо» (предмет – обществознание);  «Великое переселение народов и образование германских королевств», «Война и мир. Между Первой и Второй мировыми войнами»  (предмет – история) и др. Исследовательские работы позволяют мне развивать устойчивый интерес к истории и обществознанию  для создания ориентационной и мотивационной основы осознанного выбора профессии.

Часто жалуются, что история из тех предметов, где нужно много запомнить, ведь карта – это неисчерпаемая информационная ёмкость, а без карты нет истории. И здесь учитель должен не столько «грузить» сведениями, сколько подарить знакомство с картой, как с другом и помощником на всю жизнь. И тут на помощь приходит компьютер, в котором у меня есть различные задачи для всех классов. Например, «Угадай правильное решение», где задача ученика не просто найти верный ответ, который не принесёт баллов; баллы выставляются только за мотивированное отвержение неверных вариантов. Использую задачи: «Покажи, где это находится?», «Что это за исторический объект на карте?» или «Расскажи об историческом событии через карту». Задачи не предполагают испытание памяти, они учат сравнивать, выбирать, устанавливать соотношения. Именно способность ученика решать различные задачи по карте, а не готовность выдержать пресловутое «гонение по карте» и должно служить показателем подготовленности по истории. Так ученик вникает в карту, так расширяет общекультурный кругозор, так многое узнаёт. Так вырастет самостоятельным, мыслящим человеком.

ИКТ играют важную роль в подготовке учащихся к ЕГЭ. Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт. Тесты я составляю сама или использую готовые.

Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской и реферативной работе с учащимися:

а) в учебном процессе;

б) во внеурочное время.

Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения истории и актуален при изучении регионального ее аспекта. Этапами исследовательской деятельности является:

  • Знакомство со статистическими данными переписи населения.
  • Обсуждение социальных проблем.
  • Социологический опрос населения по данной проблеме.
  • Обработка полученных результатов и их анализ.
  • Построение графиков в программе Excel.
  • Составление компьютерной презентации.
  • Самостоятельное представление результатов исследования работы на конференции.

Особая ценность этих работ заключается в следующих «ключевых» словах:

  • междисциплинарность – проекты включают несколько дисциплин и требуют от ребенка поиска и соединения различных знаний;
  • оригинальность – в основе проекта – нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи;
  • технологичность – поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, видеокамера, мультимедиа) и с ними интересно работать;
  • завершенность – проект интересен в готовом виде и его интересно преподносить аудитории.

Использование ИКТ на уроках способствует формированию следующих компетенций у учащихся:

Компетенция

Характеристика

Учебно-познавательная     компетенция

Осуществляется в процессе обращения к принципиально новым познавательным средствам и способам совершенствования познавательной деятельности, таким как интерактивность, моделирование различных ситуаций и сред, анимации, резкому повышению скорости поиска и обработки информации и т.п.

Общеучебная компетенция

Получает новый толчок за счет использования учащимися программных продуктов, разнообразных как по алгоритмам, так и по видам интерактивных сред, позволяющих оптимизировать его учебную деятельность.

Информационная компетенция.

Напрямую связана со способами рациональной работы с большим объемом учебной и научной информации, предоставляемыми ИК технологиями.

Коммуникативная   компетенция

Включает знание   необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и    событиями,    навыки    работы    в    группе,    владение    различными социальными ролями в коллективе.

Социально-политическая компетенция или готовность к решению
проблем.

В данном случае речь идет не столько о реальной эффективности принимаемых решений, сколько о психологического готовности принимать их и брать на себя ответственность за них. Проблемы личного, межличностного, социального, академического и иного характера возникают в жизни любого человека. Подчас именно психологическая неготовность человека реагировать на сложившиеся обстоятельства, пассивная позиция, неумение определить суть проблемы переводят ее из разряда ординарной житейской ситуации в план неразрешимого личного социального конфликта.

Общекультурная компетенция

Круг вопросов, в которых ученик должен   быть   хорошо   осведомлен,   обладать   познаниями      и   опытом
деятельности.    Это    особенности    национальной    и    общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере,
например,  владение эффективными  способами организации  свободного времени.

Социально-трудовая компетенция

Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

При внедрении ИКТ на уроках я столкнулась со следующими проблемами, которые необходимо учитывать и преодолевать в дальнейшем:

Варианты работы с ИКТ

Возможные трудности

Способы решения проблемы

Поиск информации

Учащиеся часто теряются в огромном объеме информации, затрудняются в выборе необходимых данных. Не обрабатывают и не оформляют полученный текст.

Давать больше заданий на работу с текстом, на составление конспектов и развернутых планов, как письменно, так и в электронном виде

Составление графиков и диаграмм

Некоторые учащиеся плохо разбираются даже в примитивных возможностях  программы Office Excel

Наглядно показывать способы работы  с программой Office Excel

Составление презентаций и другого наглядного материала

Иногда презентации бывают «перегружены» текстом или анимацией, что затрудняет восприятие предложенных работ

Тактично указывать на недостатки и недочеты выполненной работы, иногда презентации можно составлять на уроке, обсуждая выбранную информацию и оформление работы

Выступления учащихся с использованием ИКТ

Многие учащиеся заменяют свое выступление презентацией вместо того, чтобы сделать презентацию ярким дополнением выступления

Предлагать заменить текст в презентации устным выступлением.

Использование тренажеров и  электронных тестов

     ___________________

Данный тип работы все учащиеся выполняют легко и с удовольствием

Используя ИКТ на уроках обществознания и истории  в течение учебного года,  я получила подтверждение тому, что аудиовизуальные и интерактивные средства обучения, направленные на адекватное восприятие исторических  процессов и явлений, способствуют формированию в памяти учеников соответствующих исторических и обществоведческих представлений и развитию мышления на всех уровнях: наглядно-действенном, чувственно-образном и интеллектуально-логическом.

В современных условиях информатизации общества очевидна необходимость модернизации системы образования с привлечением новых информационно-коммуникационных технологий в соответствии с социальным заказом общества. Современные информационно-коммуникативные технологии – это мощный инструмент преподавания истории и обществознания, которые способствуют развитию личности. ИКТ активизирует весь образовательный процесс, как на уроках, так и во внеурочное время, что приводит к интенсификации обучения. ИКТ помогают учителю осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения с точки зрения рациональности затрат времени.

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания, на мой взгляд, является одним из самых  важных результатов инновационной работы в школе. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
  • индивидуализировать учебный процесс.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Что касается результативности, использование ИКТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению истории и обществознания, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению истории и обществознания, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

Эффективность использования ИКТ на уроках истории и обществознания, обеспечивающей оптимальную развивающую среду для школьников и качественное образование по истории и обществознанию, способствующей активизации  и мотивации учебно-познавательной деятельности, подтверждается результатами диагностики. При внедрении в учебный процесс на уроках истории и обществознания ИКТ проводился ряд диагностических мероприятий с целью изучения эффективности использования данной технологии.    Определялся уровень повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности, анализировался уровень успеваемости, обученности, качества знаний.

Нормы использования Икт на уроках: 7 класс – 20 минут, 8 – 9 классы – 25 минут, 10-11 классы – 30 минут.

Диагностика показателей мотивации учения школьников методом анкетирования. Анкетирование показало:

- необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных учащихся;

- 87% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ заинтересовывают в теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;

- 59 % опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу проектной деятельности и работе в научном обществе учащихся;

- 86 % опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате.

Итоги внедрения программы были обсуждены на заседании методического объединения учителей русского языка, литературы и обществоведческих дисциплин по теме: «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе преподавания наук социально-гуманитарного профиля».

 Список литературы:

  1.  Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения. М.: Учитель, 2007.
  2. Доблаев Л.П. Программированное обучение в школе. - Саратов.: Из-во СГУ, 2008
  3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2009
  4.  Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.,ИПП,2010
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., Дрофа, 2000
  6. Практические задания и методические рекомендации по использованию информационных технологии. М.,ХК ИППК ПК,2002
  7.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,Народное образование,2000.
  8.  Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? М., Педагогика,  №11, 12,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При этом получает...

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителейКогда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения ...

«Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания»

Приоритетным направлением исторического образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности....

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС

Данный материал будет интересен истории и обществознания, так как в нём показаны все положительные моменты использования  кейс- технологиии....

Использование здоровье сберегающей технологии на уроках истории и обществознания

Использование здоровье сберегающей технологии на уроках истории и обществознания...

Использование информационных компьютерных технологий на уроках истории и обществознания в условиях сельской школы.

Использование информационных компьютерных технологий на уроках истории и обществознания в условиях сельской школы....

"Использование информационно-компьютерных технологий на уроках истории и обществознания". Обобщение опыта.

В статье подчеркивается возросшая роль использования ИКТ на уроках истории и обществознания, которые  позволяют более эффективно решать целый ряд образовательных и воспитательных задач. Рассматри...