Образовательный проект «Патриотическое воспитание учащихся 10-11 классов посредством подготовки к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы»
проект на тему

 Алевтина Ивановна Чичкакова

Образовательный проект ««Патриотическое воспитание учащихся 10-11 классов посредством подготовки к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы» представляет собой методический материал, который может быть реализован в рамках занятий по подготовке к ЕГЭ учителями русского языка и литературы.  Воспитание гражданина России – одна из ведущих задач ФГОС нового поколения.Основная технология «Кейс-стади», используемая для реализации поставленных целей и задач, является  эффективным средством написания сочинения с опорой на текст патриотического содержания. Понять текст, «окунуться» в мир произведения служит одним из главных критериев успешного выявления проблемы и последующего его написания.  Данная модель служит для реализации основных предметных, метапредметных и личностных действий.Таким образом, воспитание личности учащегося происходит  посредством подготовки к ЕГЭ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_metod.vystavka.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Патриотическое воспитание учащихся 10-11 классов посредством подготовки к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы»

     Воспитание - это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е.  того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.

    Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования,  нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи.

   Важнейшей целью современного образования  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного, компетентного  гражданина России.

   Воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования. Оно должно быть органично включено в образовательный процесс. Одним из важнейших направлений воспитания является патриотическое воспитание –  воспитание гражданина России.

   Актуальность:

Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть в образовательном процессе. Проблема патриотического воспитания наиболее значима не только во внеурочной деятельности, но и на уроках непосредственно. Его  элементы должны присутствовать, практически, на всех уроках в школе. Его использование на таких уроках, как русский язык и литература, весьма актуально, так как литература – та дисциплина, формирующая основные духовные ценности человека. При такой системе возможна реализация воспитания посредством обучения. Таким образом, проблема приобретает актуальность в настоящее время, в частности, при подготовке к ЕГЭ, а также отражает основные тезисы ФГОС нового поколения.

   

 Цель проекта:

формирование чувства патриотизма посредством обучения  на уроках русского языка и литературы, при подготовке к ЕГЭ.

Задачи:

-организовать дополнительные занятия в виде консультаций,  элективных или факультативных курсов по русскому языку  и литературе при подготовке к ЕГЭ

-обучать написанию сочинения части С непосредственно через параллельное чтение текстов нравственно-патриотического  характера.

-научить видеть  «полезную связь»  обучения (подготовка к ЕГЭ) и воспитания (чувство патриотизма)

-формировать  чувство любви  к Родине, воспитание гражданина России.

Методы и приемы:

-технология «Кейс-стади»

-наблюдение

-анализ

Форма занятий:

  • Дополнительные занятия: консультации, элективные курсы, факультативные занятия.

Стратегия реализации проекта:

1.Выбор формы занятий.

  Русский язык – обязательный предмет  для итоговой аттестации. В 11 классе учащиеся сдают русский язык в форме ЕГЭ, поэтому необходимы дополнительные занятия в форме элективных курсов, факультативов или консультаций.  Организовать занятия можно уже с 10 класса. Данный проект является одним из блоков патриотического направления всего курса по подготовке к написанию  экзаменационного сочинения.

2.Применение технологии «Кейс-стади».

     Технология «Кейс-стади» - это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

     При технологически выстроенной работе с конкретной ситуацией  происходит  «погружение» учащегося в определенные обстоятельства, его собственное понимание ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и ее сути. Затем учащийся определяет свою роль в решении проблемы и вырабатывает целесообразную линию поведения. Во время подведения итогов участник ситуационного анализа должен провести коррекцию своих взглядов, выработать планы на будущее создание сочинения.

     Кейс выступает как технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.

         Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций:
1.Подготовительный этап  (до начала занятий).
Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.
2. Ознакомительный этап (во время занятия)
Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.
3. Аналитический этап (начало обсуждения кейса).
Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.
4. Итоговый этап (презентация групповых решений).
Цель: представить и обосновать решение/выводы  по кейсу

      Таким образом, для написания сочинения эффективным методом является метод кейсов, или технология «Кейс – стади». Это основной метод, применяемый в данной работе. Данный метод позволяет  «глубоко проникнуться» в суть проблемы, осознать свое место в жизни Отечества. Таким образом, технология «Кейс – стади» выступает как средство  формирования УУД.

3.Отбор текстов.

 Отбор текстов для написания сочинения должен иметь нравственно-патриотическую направленность. Это могут быть тексты о войне, о смысле человеческого существования, о чести и долге перед  своей Родиной, о подвиге и героизме, об уважении старшего поколения, о любви к своей Родине и т.д., от этого и будет зависеть характер проблемы. Этот процесс должен быть грамотно спланирован учителем русского языка и литературы, так как текст  для написания сочинения – фундамент будущей работы.

 В качестве примеров может быть использована следующая литература патриотического направления:

- Исторический памятник «Слово о полку Игореве»

- М.Ю. Лермонтов. «Родина», «Бородино», «Песня про купца Калашникова»

- Л.Н. Толстой «Война и мир» 
- М.А. Шолохов «Они сражались за Родину» 
- Б.Н. Полевой. «Повесть о настоящем человеке»

- В.Г. Распутин  «Прощание с Матерой»

- Литература о ВОВ и т.д.

4. Процесс формирования чувства патриотизма через написание сочинения.

   Воспитание  идет через обучение. Это является достаточно эффективной стратегией, так как учащиеся вступают в диалог с текстом патриотического характера, и происходит субъективное переосмысление  текста с позиции ученика. На уроках учащиеся размышляют вслух, что является важным для осознания той или иной проблемы, затем реализуют сказанное в письменном виде. Таким образом,  формируется представление  о патриотизме как значимого чувства к своей Родине.

Планируемые (имеющиеся) результаты:

- подготовка к ЕГЭ – одно из важнейших  условий успешной сдачи экзаменов.

- формирование чувства любви к своей Родине - одна из важнейших задач не только в образовательном процессе, но в жизни человека.  

        Данная стратегия - воспитание через обучение - является наиболее эффективным средством успешной сдачи экзамена, так как в данном процессе происходит реализация универсальных учебных действий:

предметных,  метапредметных и личностных, а также реализуется важнейшая задача в образовании в целом, в частности, задача патриотического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Разнообразие форм контроля знаний на уроках русского языка и литературы"

Мастер-класс для педагогов«Это я умею делать лучше всего»...

Мастер-класс на тему: "Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы".

Мастер-класс на тему: "Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы"....

Презентация к мастер-класс на тему: "Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы".

Презентация к мастер-класс на тему: "Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы"....

Мастер-класс Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы

Пояснительная записка.Мастер-класс «Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы» представлен по направлению «Административное» (учитель основной школы)Цель:1.Презентац...

Мастер-класс«Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы»

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Пете...

Мастер-класс "Используем системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы"

Мастер-класс наглядно иллюстрирует эффективность использования системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы....

Мастер-класс «Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы».

В чём же специфика технологии  развитие критического мышления  на  уроках русского языка и литературы?...