Метаметодика как новое научное направление образовательной деятельности.
статья на тему
Статья посвящена сметаметодике как новому научному направлению образовательной деятельности.Становление и развитие метаметодики в настоящее время интенсивно осуществляется в институте общего образования РГПУ им. А.И.Герцена (под общим руководством и непосредственном участии директора института И.М. Титовой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.2._metametodika_kak_novoe_nauchnoe_napravlenie.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Метаметодика как новое научное направление образовательной деятельности.
Становление и развитие метаметодики в настоящее время интенсивно осуществляется в институте общего образования РГПУ им. А.И.Герцена (под общим руководством и непосредственном участии директора института И.М. Титовой).
Становление и развитие метаметодики невозможно без интеграции отдельных предметных методик и их важнейших компонентов.
На начальном этапе своего развития метаметодика получила следующее определение, раскрывающее её суть: «Под метаметодикой понимается не новая дисциплина, в чём либо подменяющая дидактику, а диалог предметных методик, направленный на выявление и продуктивное использование оснований для интеграции, сначала на функционально-целевом и организационно-деятельностном уровнях, а затем – и на содержательном»[1]
Исследователи неоднократно обращались к идее разработки оснований интеграции конкретных методик. В 1988 году профессор В.А. Извозчиков писал о необходимости формирования «научно-методических инвариантных принципов, объединяемых в своего рода метаметодику – методическую науку, не зависимую от частных методик, а объединяющую их». Согласно представлениям В.И. Извозчикова «интеграция метаметодики, частной методики и передового опыта учителей в систему, в которой соотносится общее (метаметодика) – особенное (частная методика или конкретно-предметная методика) – единичное (теория, преломленная в единичном опыте конкретного учителя)» является объективным результатом рефлексии над методикой на базе методологического подхода. Метаметодика совместно с дидактикой и методологией формирует общенаучно-методические методологические принципы, общие для всех частных методик методы исследования и обучения, процедуры и формы.
Исследователи института общего образования РГПУ им. А.И. Герцена Титова И.М. и Подходова Н.С. полагают, что метаметодика не может быть независимой от частных методик. Напротив, поскольку её назначение состоит в выработке разносторонних оснований широкой межпредметной интеграции в общем образовании, главная её задача -– обеспечение интеграции в условиях сохраняющейся дифференциации целей, содержания и организации процесса обучения. Главный смысл метаметодического подхода состоит в том, отмечают учёные, - чтобы обеспечить полноценную реализацию развивающего потенциала каждого учебного предмета.
Метаметодический подход к процессу обучения предполагает создание в обучении целостной развивающей среды, основывающейся на чётком распределении функций каждого учебного предмета в процессе развития личности учащегося.
Метаметодика строится на основе интеграции предметных методик с целью выделения специфики каждой. «Её построение предполагает выход конкретных методик на «философский уровень» через установление связей между методиками конкретных дисциплин в ценностно-целевом, содержательном и деятельностном аспектах, далее рассмотрение выделенной философии в конкретных учебных дисциплинах, но на новом уровне (с пониманием множественности отражений этой философии в разных учебных предметах)»[2].
Характерной чертой современности является философско-культурологическое сознание. Образование рассматривается не только как транслятор знаний, умений навыков, но оно выполняет проективно созидательную роль в любой человеческой жизни, в судьбах государства и культуры. Становление человека – это путь его вхождения в культуру. Образованный человек – это человек, обладающий целостной картиной мира и понимающий своё место в нём, способный сознательно и целесообразно действовать в культуре. Как сфера культуры образование обеспечивает сохранение, передачу и воспроизводство её ценностей в опыте поколений.
Вышесказанное, согласно Н.С. Подходовой и И.М. Титовой определяет целесообразность построения метаметодики на основе идей культуротворческой школы А.П. Валицкой. Идеи культуротворческой школы определяют философию метаметодики. Актуальность метаметодического подхода диктуется, с одной стороны, необходимостью ориентации ребёнка в окружающем мире (на деятельностном уровне), а с другой стороны, - необходимостью развития ребёнка и самопознания. Эта бифункциональность процесса обучения определяет два основных направления разработки метаметодики: предметно-педагогическое и психологическое.
Предметно-педагогическое направление определяется овладением обществено-историческим опытом, отражённым в разных учебных дисциплинах через создание у учащихся «образов мира» на разных этапах развития ребёнка и через рассмотрение понятий как философских категорий, что способствует такой задачи образования как формирование целостной картины мира и формированию компетентностей.
Психологическое направление определяется осознанием ребёнком своего места в этом мире через его развитие средствами учебных предметов, самопознание, самоутверждение, способствует развитию интеллектуальных, исследовательских умений, творческих способностей.
Концепция построения метаметодики, по мнению Подходовой Н.С. и Титовой И.М. включает следующие основные принципы:
- Целостности – видение всего образовательного процесса в единстве учебных предметов, дающих картину мира (через соотнесённость содержания учебных дисциплин, интеграцию способов усвоения и переработки информации на разных предметах, преемственность учебных планов, целостный подход к формированию представлений и понятий) в рамках методической системы, содержащей методологический блок (включающей цели образования); субъектный и содержательный блоки.
- Гуманистической направленности – учёт принципа природосообразности в процессе обучения, реализация в учебном процессе субъектно-субъектных отношений, понимание ученика как носителя физического, социального и духовного начал, отношение к нему не только как к участнику, но и как к преобразователю учебного процесса.
- Ценностного знания – отбор и ценностная интерпретация материала учебных предметов, изменением структуры и содержания занятий художественно-эстетического цикла как системы активного и целенаправленного развития психофизических и духовно-творческих сил ребёнка.
- Открытости и саморазвития – постоянное обновление информации, применение инновационных методик, постоянная связь школы с центрами культуры, науки, постановка и достижение целей, соответствующих возможностям и особенностям школьного коллектива, процессами повышения образовательных и творческих потребностей учащихся.
Подходова Н.С. и Титова И.М. определяют следующие перспективные исследовательские задачи в области метаметодики:
- «Определение ведущих направлений осуществления ценностно-целевой, содержательной и организационно-деятельностной интеграции частных методик школьного обучения как основания обеспечения модернизации общего образования и разработка их научного обоснования.
- Уточнение функции каждого учебного предмета в достижении целей современного обновляемого общего образования с учётом потенциала частичного их перераспределения. Создание методических средств реализации этих функций исходя из общей идеи межпредметной интеграции.
- Обоснование и разработка методологии решения задач генерализации и минимизации содержания общего образования на основе ценностно-целевой, содержательной и организационно-деятельностной межпредметной интеграции.
- Разработка конкретных метаметодических программ развития общеучебных умений учащегося (на основе разноуровневой разноаспектной межпредметной интеграции).
- Разработка инварианта метаметодической программы формирования у учащегося целостной картины знаний об окружающем мире в условиях межпредметной интеграции.
- Метаметодическое обоснование выработки норм расходования учебного времени.
- Разработка программы взаимодействия методических кафедр с целью внедрения метаметодических программ в подготовку будущих учителей»[3].
Исследование, проведённое в данной работе по определению места культуры эпохи Возрождения в образовательном пространстве средней школы, соответствует перспективным исследовательским задачам в области метаметодики поставленными исследователями института общего образования РГПУ им. Герцена.
Методические рекомендации к преподаванию уроков по теме «Художественная культура эпохи Возрождения» и конспекты уроков разработаны с учётом проведённого анализа содержания программ предметов гуманитарного цикла общеобразовательной школы № 485.
[1] И.М. Титова Метаметодика как новое научное направление.//Сборник научных трудов по непрерывному образованию. Метаметодика: продуктивный диалог предметных методик обучения. – С-Пб, 2004
[2] Подходова Н.С., Титова И.М. Метаметодика как новое научное направление.//Сборник научных трудов по непрерывному образованию. Метаметодика: продуктивный диалог предметных методик обучения. – С-Пб, 2004
[3] Подходова Н.С., Титова И.М. Метаметодика как новое научное направление.//Сборник научных трудов по непрерывному образованию. Метаметодика: продуктивный диалог предметных методик обучения. – С-Пб, 2004 с.10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в межвузовском сборнике научных трудов ФГБОУ ВПО "Саратовский университет имени Н.Г.Чернышевского "Экологическое образование как одно из основных направлений образовательной деятельности современной школы"
Публикация содержит материал из опыта работы МОУ "СОш №59 с углубленным изучением предметов"...
Опыт педагогов образовательных учреждений Санкт-Петербурга На пути к новым стандартам: технологии образовательной деятельности Санкт-Петербург 2012
содержит мою статью...
Метаметодика как новое научное направление образовательной деятельности
Метаметодика как новое научное направление образовательной деятельности...
Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования
Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования. Доклад директора, 2013 год...
Направленность образовательной деятельности учреждений дополнительного образования на развитие творческого потенциала личности
В статье автором подчеркивается идея, что в решении задач развития духовно-нравственных качеств личности, дальнейшего становления экономики, обращенной к человеку, появления масштабных творчески...
ЦИФРОВЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЭТАПАХ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
В настоящее время в образовании используют многочисленные типы электронных технологий: компьютеры, интерактивные доски, электронные ресурсы, проекторы и пр. Комбинации этих технологий позволяют создав...
Актуальные направления образовательной деятельности в работе педагога
quot;Механизмы формирования духовно - нравственной культуры детей и подростков"...