Технология педагогических инноваций
статья на тему

Соколов Юрий Валерьевич

Что такое педагогическая технология? На этот вопрос имеется множество, порой не совпадающих друг с другом, ответов. Это говорит о том, что теория и практика педагогических технологий еще только разрабатывается. Согласно словарю С.И.Ожегова, технология - это совокупность процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Технология (от греч.: techne -искусство, мастерство, умение; logos - слово, учение) -совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе. Отсюда педагогическая технология - это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sokolov_yu.v._tekhnologiya_pedagogicheskikh_innovatsiy.doc618 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнил:

Соколов Ю.В.

г. Новокузнецк, 2008

Что такое педагогическая технология? На этот вопрос имеется множество, порой не совпадающих друг с другом, ответов. Это говорит о том, что теория и практика педагогических технологий еще только разрабатывается. Согласно словарю С.И.Ожегова, технология - это совокупность процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Технология (от греч.: techne -искусство, мастерство, умение; logos - слово, учение) -совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе. Отсюда педагогическая технология - это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника.

Во многих международных изданиях, посвященных педагогической технологии, можно обнаружить такое ее понимание: "Педагогическая технология - это не просто использование технических средств обучения или компьютеров; это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов". Суть такого подхода заключена в идее полной управляемости работы школы или другого образовательного учреждения. По характеристике японского ученого-педагога Т. Сакамото, педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать "систематизацией образования".

М.И. Махмутов таким образом раскрывает смысл понятия педагогической технологии: "Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели". В данном определении педагогической технологии внимание обращается на структуру взаимодействия учителя и учащихся - этим определяются, собственно, и способы воздействия на учащихся, и результаты этого воздействия. Слова "жестко запрограммированный" вроде бы освобождают педагога от необходимости мыслить: бери какую-либо известную технологию и применяй в своей деятельности. Без педагогически развитого мышления, без учета многих факторов педагогического процесса и возрастных и индивидуальных особенностей учащихся любая технология не выполнит своего назначения и не даст должного результата. "Запрограммированный" и означает, что прежде чем применять ту или иную технологию, необходимо изучить все ее особенности, на что она направлена, во имя чего применяется, каким педагогическим концепциям соответствует, какие задачи она может помочь решить в определенных условиях. Недаром говорят: учитель, освоивший педагогическую технологию, - это человек, владеющий педагогическим мастерством.

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции), по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты), по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями), по тому, какую сторону педагогического процесса "обслуживает" конкретная технология, и т.д.


Педагогические инновации всегда развивались в направлении повышения эффективности обучения (качество обучения) и увеличения числа образованных людей (количественный фактор).

Первое направление развития педагогических инноваций – качество обучения – всегда было первостепенной задачей образования. Проблеме повышения качества обучения на базе инновационных методологий и методов в школе, профессиональном образовании и вузе посвящено значительное количество работ отечественных ученых-педагогов и зарубежных ученых.

        Проблеме количественного фактора педагогических инноваций посвящено существенно меньшее число исследований. В основном это работы, связанные с использованием современных инновационных образовательных технологий – дистанционных, информационно-коммуникационных, телекоммуникационных, позволяющих обучать десятки и сотни тысяч человек.

Учитывая глобальную потребность цивилизации в резком увеличении количества людей с высшим образованием, анализируется «количественный» фактор педагогических инноваций в связи с социоэкономическими аспектами наращивания интеллектуального потенциала.

        Проведенный ретроспективный анализ образовательных технологий, начиная с античных времен и до сегодняшнего времени эпохи глобализации, сформулирован принцип иерархии педагогических инноваций, связывающий структурную динамику фундаментальных педагогических инноваций с основными антропогенными характеристиками развития цивилизации и с педагогическими инновациями других уровней (рис.1).

        На базе информационно-термодинамического метода и статистических данных по развитию мировой системы образования сформулированы два принципа современной парадигмы образования:

1) принцип глобальной конвергенции топологических структур образования и фундаментальной науки,

2) принцип глобальной дивергенции продуктов системы образования – носителей интеллекта, образовательных технологий – и ее управления.        


Понятие и структура педагогических инноваций

Технологии инноваций

"Инновация" - нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

"Инновационный процесс" - комплексная деятельность по созданию, освоению и использованию новшеств. Новшество - средство, метод, методика, технологии, программа и т.п.

Структуры инновационного процесса:

 а) деятельностная: совокупность таких компонентов, как мотив, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты; реализующихся в определенных материальных, финансовых, временных и прочих условиях;

 б) субъективная: инновационная деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной комиссии;

 в) уровневая: взаимосвязанная инновационная деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном, городском, школьном уровнях;

 г) содержательная: разработка и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении школой;

 д) управленческая: взаимодействие четырех видов таких управленческих действий, как: планирование, организация, руководство, контроль.

Особенность инновационного процесса – его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит нововведение: возникновение, быстрый рост в борьбе с оппонентами, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизация, кризис, финиш.

Типы нововведений:

 а) с точки зрения отнесенности нововведений к той или иной части учебно-воспитательного процесса:

 - в содержании образования;

 - в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах учебно-воспитательного процесса;

 - в организации учебно-воспитательного процесса;

 - в управляющей системе школы;

 б) по масштабу (объему) преобразований:

 - частные (локальные, одиночные): программа по предмету, интегрированный курс, новая технология обучения;

 - модульные: введение блока новых или модифицированных программ во всех классах по одному предмету или в одной параллели; освоение новой программы и разработанной под нее новой технологии, организация учебно-воспитательного процесса;

 - системные: перестройка всей школы под какую-то идею, концепцию, либо создание нового образовательного учреждения на базе прежнего.

Разработка и освоение новшеств

 1. Пути обновления школы:

 - развитие своего собственного опыта;

 - заимствование кем-то созданного опыта;

 - освоение научных разработок;

 - путь проб и ошибок;

 - эксперимент.

 2. Схожесть всех путей развития школы с экспериментом. Эксперимент – поисковая деятельность, создание нового педагогического опыта.

 3. Разработка программы эксперимента.

 а) Определение объекта и предмета эксперимента.

 Объект эксперимента - педагогическое пространство, та область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться: педагогический или ученический коллектив, система воспитательной работы в школе, педагогический процесс, преподавание какого-либо предмета и т.д.

 Предмет эксперимента – конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы: разработка диагностических методик для обучения в лицее; механизм интенсификации обучения; механизм суггестивных методов обучения в процессе обучения иностранному языку.

 б) Формулировка цели эксперимента - выяснение, какого итога необходимо добиться: новой методики, создания классификации, экспериментальных материалов и т.д.

 в) Сроки эксперимента.

 г) Определение этапов: содержание работы, сроки ее выполнения по каждой части, выделение на каждом этапе промежуточных показателей выполнения задач, гипотезы эксперимента.

 д) Включение в программу резервного времени на случай неудачи, отрицательных результатов: завершение эксперимента не позже конца третьей четверти.

 е) Создание базы эксперимента: школы, параллель, отдельные классы. Определение собственно экспериментальных и контрольных объектов для сравнения.

 ж) Определение критериев оценки ожидаемых результатов эксперимента до его начала. Зависимость этих критериев от целей эксперимента.

 Все конкретные показатели эффективности сводятся к двум:

 - критерий результативности: быть выше прежних результатов;

 - критерий затрат времени: достижение высокого результата при сокращении затрат времени по сравнению с нормативным.

 з) Прогнозирование при подготовке эксперимента: конструктивная экспертиза проекта, его идей.

4. Фиксация хода эксперимента в специальном дневнике, представляющем собой ежедневные или еженедельные (ежемесячные) записи наблюдений, оценок жизни всех субъектов и объектов опытной работы.

 5. Этапы подготовки и проведения эксперимента:

 - диагностический этап: анализ затруднений учителей, анализ состояния учебно-воспитательного процесса, выявление и формулировка противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации с помощью каких-либо изменений, новых методик, технологий, структур;

 - прогностический этап: постановка цели, ее декомпозиция, раскрытие задач эксперимента, построение модели новой технологии: формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов возможных негативных последствий, продумывание компенсационных механизмов;

 - организационный этап: создание всех необходимых условий для обеспечения разработки и освоения инноваций:

 а) материальных (подбор, ремонт, подготовка помещений, приобретение оборудования, мебели, средств обучения и т.д.);

 б) кадровых (подбор, расстановка и специальная работа по обучению, развитию и выращиванию кадров и т.д.);

 в) научно-методических (разработка, приобретение текстов новых программ, технологий, методик, вариантов поурочных планов, текстов, анкет, дидактических материалов);

 г) финансовых;

 д) мотивационных (специальная работа по стимулированию творческой деятельности педагогов, их интереса к инновационной работе);

 е) организационных (создание новых органов, структур, четкое распределение обязанностей, поиск научного руководителя):

 - практический этап: фиксация исходного состояния объекта экспериментирования, реализация заложенной в гипотезе новой технологии (программы, методики и т.д.), отслеживание процесса, результатов, корректировка испытываемой технологии, контрольные срезы;

 - обобщающий этап: обработка данных, соотнесение результатов эксперимента или освоения опыта, научных разработок с поставленным целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы или заимствование опыта в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов освоения разработанных новшеств.

Заключение

 Развитие школы осуществляется не иначе, чем через процесс разработки и освоения новшеств (инновационный процесс).

 Создание новшеств: требует эксперимента, предполагающего высокий уровень способности к творчеству (креативности) педагогических и управленческих кадров.

 Для повышения результативности, избегания сумбурности, стихийности в развитии школы необходимо овладение технологией педагогических инноваций в форме рационального алгоритма.


Литература

  1. Российский общеобразовательный портал http://www.scool.edu.ru/default.asp
  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ // Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.2. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С.583-653.
  3. Федеральный портал «Российское образование» http://edu.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии.

Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии.  Сегодня мы уже вплотную подходим к тому времени, когда на повестку дня встаёт вопрос о создании новой модели школы, соответст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЯХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ. СОЗДАНА В МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ....

IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ  «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ  - РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ » 23-27 ИЮЛЯ 2012 ГОДА. Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. РОССИЯ

В презентации представлена информация о IV Международном педагогическом форуме в г. Санкт- Петербург, участницей которого мне посчастливилось стать. Имеется программа форума в целом и программа ...

"Личностно-ориентированное образование как педагогическая инновация"

Выступление на городском семинаре для руководителей методических объединений иностранных языков...

Интерактивные технологии обучения в условиях педагогических инноваций

Современный учебный процессВызывает у всех интерес:Внедряем инновации –Виват модернизации! Сегодня инновация –Творческая трансформация,Приемы и технологии,В работе помогут нам! В...

Новые подходы в педагогические инновации на уроках технологии.

В данной статье речь пойдёт о новых подходах, педагогических инновациях и формировании этнокультурной компетенции на уроках «Технологии», применяемые в настоящее время....