Преемственность в формировании методов и приемов познавательной деятельности учащихся.
статья на тему

Тимошенко Ирина Владимировна

Под преемственностью понимается система связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. В статье рассматриваются приемы внедрения преемственности в формирование методов и приемов познавательной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность в формировании методов и приемов познавательной деятельности учащихся.

Под преемственностью понимается система связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. 

Федеральным государственным образовательным стандартом оговорены две наиболее основные причины возникновения проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы:


- недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания образования, которое при переходе на новую ступень приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;

- обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня. 

Учитывая эти причины, необходимо обеспечить решение следующих основных задач:

  1. Организовать процесс обучения, воспитания и развития детей учетом потребностей и возможностей детей.
  2. Обеспечить плавный, бесстрессовый переход от игровой к учебной деятельности.
  3. Укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, стимулировать у детей желание учиться.

Учебная деятельность идет  успешно, если у  учеников сформировано положительное отношение к учению, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков.

Познавательный интерес – важнейший мотив учения  школьников. Он проявляется

в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах к учителю, в чтении дополнительной литературе и т.п.  

Приёмы формирования познавательного интереса.

          Приём создания на уроке  ситуаций занимательности - введение  в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных  фактов.                                        

  Например,  8 класс.  Тема «Строение и функции головного мозга».

      Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И.С.Тургенева 2012 г,  Анатоля Франса – 1017 г, а  у Луи Пастера (создателя микробиологии), как показало вскрытие, после перенесенной  болезни вообще не работала половина переднего мозга. Проблема. Можно ли утверждать. что чем больше мозг(голова), тем умнее человек?

Прием создания эмоционально-нравственной ситуации.

5 кл.  Тема «Почва, охрана почвы». Мы говорим об общечеловеческом значении почвы как категории нравственной:  в Японии почву продают чуть ли не квадратными  сантиметрами, в Западной Европе плодородный слой почвы при промышленном и гражданском строительстве бережно срезают  и свозят в специальные банки, в Голландии   было большей трагедии для народа, когда фашисты в годы II мировой войны вывозили почву в Германию. А что у нас? Ведь Россия  обладает самыми большими в мире запасами чернозема, которые быстро сокращаются из-за бездумного и бездушного обращения с ними. Земле нужен чуткий и бережный хозяин.

    Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов – задач – средство активного усвоения ведущих биологических понятий, их раз-вития и применения учащимися. Возможны различные варианты проблемного построения материала и структуры урока.

Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока и проблемное изложение учителем нового материала.

Например, в начале урока «Общая характеристика царства растения»  учитель  ставит перед учащимися  вопрос: «Как объяснить инопланетянам, что такое растение?»  Учащиеся, используя имеющиеся  знания, могут  ответить на вопрос частично. Возникает  проблемная ситуация, которая способствует росту познавательной активности в усвоении новых знаний. Тот же вопрос можно задать и учащимся первых классов на занятиях внеурочной деятельности и получить множество ответов но оставить и загадки которые будут отгаданы в течении нескольких следующих занятий.

8 класс.  При изучении  темы  « Кровь её состав и значение»  можно использовать такой проблемный вопрос.

Условие. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде.

Вопрос.  Каким образом это удалось сделать?

Ответ. После сгорания в пепле остаются неорганические соединения, входившие в состав сгоревшего предмета. Гемоглобин крови содержит значительное количество железа. Поэтому, если в пепле обнаружено повышенное содержание железа, то это указывает на то, что на одежде была кровь.

   Итак, процесс обсуждения проблемных вопросов и ситуаций способствует развитию мотивационной интеллектуальной, предметно – практической сфер личности, то есть ста-новлению личности в целом.

   Использование  практических работ в учебном процессе повышает качество обучения, способствует развитию познавательной активности учащихся. При этом практические и лабораторные работы можно начинать проводить с первых дней нахождения ребенка в школе.

Так на занятиях по внеурочной деятельности с учащимися 1 классов, проводились практические работы по выращиванию однолетних растений и высадка их на пришкольную территорию, это очень ????

Активизации познавательной деятельности учащихся способствует и применение на разных этапах урока игровых ситуаций.

Игра рационально дополняет традиционные формы и методы обучения, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В тоже время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стиму-лирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора.

                 Поскольку игра представляет из себя «цепочку» проблемных ситуаций познава-тельного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эк-вивалентом творческой деятельности, а следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной  мыслительной деятельности (умений продуктивно сотрудни-чать, аргументировать и отстаивать в дискуссии  свою точку зрения и опровергать другие и т. д.). Одновременно  с этим она способствует развитию функций самоорганизации и са-моуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

   В игру  включают викторины, ситуации, элементы мозгового штурма.  Различные игры применимы и в качестве зачетных занятий, при обобщении и повторении блока тем; они дают возможность учителю без лишней нервозности проверить усвоение темы, выявить проблемы в знаниях учащихся в овладении ими практическими умениями и навыками.

    Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. Например:

6 класс. Тема «Фотосинтез». Задание. Восстановите текст, найденный в выброшенной на берег бутылке: « В л…. происходит процесс ф…а. Они зеленые, так как в них находит-ся  х…ро…л,через  прозрачную к…цу проникает солнечный … . В кожице есть з…ные клетки, они входят в состав   …ц. Через них внутрь листа поступает …ый газ, необхо-димый для   …синте… , в результате обра…     ор..ческие     …ва»  

6 кл. Тема  « Характерные признаки семейства  Злаки». Актуализация знаний.

Игра  «Найди лишнее»     Капуста, редис, редька, белена,  пастушья сумка, паслен черный, шиповник. Ответ обоснуй.

     Игру   «Рассказ – небылица» можно использовать при изучении любой темы курса биологии. Учащиеся должны уличить Мюнхгаузена, т.е. найти фактические ошибки в его рассказе. Такие игры очень интересны не только учащимся начальной школы, но так же и среднего звена. Учащиеся 5-8 классов сами составляют такие рассказы небылицы и показывают их на уроках.

Пример рассказа – небылицы «Багрец и золото листвы – верный признак наступившей осени. Осенью листья деревьев и кустарников обретают разнообразную окраску – от желтой до пурпурно – красной. Проис-ходит это оттого, что в клетках листа хлорофилл постепенно превращается в другие пиг-менты – желтые, оранжевые и красные. Дольше других растений остаются зелеными си-рень, клен остролистный и ольха.

          Вслед за изменением окраски листьев происходит их опадание – листопад. С опа-дающими листьями из растения удаляются различные вредные вещества. Кроме того, лис-топад помогает деревьям приспособиться к зимней засухе, ведь зимой растение испаряет намного больше воды, чем летом.

  Но не все растения осенью теряют листья. Есть среди них и вечнозеленые. Это хорошо известные всем ель, пихта, лиственница, сосна, осина и можжевельник. Да и некоторые травы зимуют под снегом с зелеными листьями, например грушанка, земляника, копытень европейский».

Задание к тексту: найти ошибки, исправить их и дать объяснение.

Такого рода игра развивает внимание и быстроту реакции, логическое мышление и требует хорошего знания учебного материала. Фрагменты текстов с ошибками можно так-же использовать на письменном опросе в виде карточек.

Игры, использующиеся на уроках информатики делятся на: компьютерные, неакадемические и академические. Использование игровых компьютерных программ в качестве метода обучения позволяет не только обучать лицеистов элементам компьютерной грамотности, но и развивать их познавательную активность. Начальная школа и средне звено - это ролевые и компьютерные игры, старшее звено - деловые игры. Играть можно целый урок или использовать игровые фрагменты на уроках, нельзя забывать об эффективности использования данной технологии во внеурочное время.

Для современного урока характерна система средств активизации познавательной деятельности учащихся. А активизация выступает и как цель и результат обучения, и как средство и условие образования, развития и воспитания школьников на уроках.

Выводы:

1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к предмету;

2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;

3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся;

4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.

«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно вовлечь детей в активную познавательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы и методы, развивающие познавательную деятельность учащихся.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования ориентиро-ванного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровож¬дается существенными изменениями в пе...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения»

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения» (из опыта работы учителя математики  МОУ СОШ №2 г. Николаевска ...

Формирование положительной мотивации к познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ в среднем звене

выступление на творческой лаборатории учителей. Содержит формы работы с ИКТ на уроках биологии в среднем звене...

« Способы, методы , приемы, технологии подготовки к ЕГЭ. Способы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся»

Обобщение опыта по теме « Способы, методы , приемы, технологии подготовки к ЕГЭ. Способы и приемы активизации  познавательной деятельности учащихся»...

Мастер-класс «Синектика как один из методов активации учебно-познавательной деятельности учащихся»

В настоящее время нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, а способен с этим справиться лишь компетентный и всесторонне развитый человек.За основу...

Методы и приемы игровой деятельности учащихся на уроках русского языка

quot;Методы и приемы игровой деятельности учащихся на уроках русского языка" - выступление на ШМО учителей русского языка и литературы...

ДОКЛАД на педагогическом совете «Современные методы организации учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования.  Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям....