УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ.
методическая разработка на тему

Елена Василенко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_provedeniya_korr-razviv._raboty.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

И ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ.

Все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют особые образовательные потребности и нуждаются в особых условиях обучения и воспитания. Для получения образования детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо обеспечить специальные условия:

1. Учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата должны иметь кроме помещений, общих для всех типов ГОУ, специальные помещения – логопедические кабинеты, кабинет для массажа, зал ЛФК, мягкие игровые «темные», сенсорные комнаты, кабинеты учителя-дефектолога и педагога-психолога, бассейн.

2. В специальных ГОУ для детей с тяжелыми двигательными нарушениями должны быть технические средства реабилитации. В мире насчитывается более 5000 вспомогательных средств для детей с церебральным параличом, которые можно классифицировать следующим образом:

специально приспособленное здание (пандусы; поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; туалеты; лифты – для зданий, имеющих более 1 этажа; съезды на тротуарах и другие приспособления);

специальное оборудование учреждения (при расстановке мебели и игрового оборудования следует учесть недостаточную координированность и устойчивость детей). В групповом пространстве на пути движения детей не должно быть острых углов, необходимо застелить полы мягким ковровым покрытием и расположить на них различные валики, подушечки и т.п.

средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом); каталка-кроватка; трехколесный велосипед (с мотором и без него); автомобиль, приспособленный для инвалида (управление, подъемник для посадки) и др.;

ортопедическая обувь и ортопедические приспособления;

специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши- держатели, утяжелители для рук), мягкие маты, специальные игрушки, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям и особенностям детей.

средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки);

тренажеры для развития манипулятивных функций рук;

приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка-подъемник); для туалета (стульчик, ручки и перила, подъемник для ванны);

кухонные приборы, вспомогательные средства для приготовления еды, подачи блюд, мытья посуды, специальные столовые приборы и посуда, приспособления для совершения покупок;

приспособления, помогающие мыться, чистить зубы, ходить в туалет;

средства, помогающие разговаривать, писать, читать говорить по телефону; приборы коммуникации (в том числе компьютерные и др.), устройства для чтения с кнопками, которые не нужно держать руками;

компьютеры и программное обеспечение: альтернативные способы загрузки и выведения данных;

подъемники, велотренажеры, коврики.

К сожалению, перечисленные имеющиеся в продаже вспомогательные средства и новые технологии часто не решают проблему улучшения жизнедеятельности и социальной интеграции лиц с ограниченными двигательными возможностями, хотя и делают их более независимыми.

3. Обучение учащихся этой категории должны осуществлять специально подготовленные педагоги, знающие психофизические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также владеющие методами и приемами коррекционно-развивающей работы. Коррекционные занятия должны проводить учителя-дефектологи, логопеды, методисты ЛФК, психологи.

4. Обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы. Лечебная реабилитация ведется в следующих направлениях: медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний.

5. Наполняемость классов должна быть строго определена:

подготовительный класс – не более 8 чел.

в начальной школе, основной школе, средней школе – до 10 чел. (с учетом географических и социально-экономических условий регионов наполняемость может быть уменьшена).

в классах для умственно отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – не более 7 чел.

6. Продолжительность уроков не должна превышать следующих параметров:

в подготовительном классе – 30 мин.

в I классе – 35–40 мин.

во II классе и далее – 45 мин.

На каждом уроке после 20 минут занятий проводится 5-минутная физкультпауза с включением лечебно-коррекционных мероприятий. В зависимости от типа образовательного учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, коррекционного содержания обучения и воспитания, развивающая среда может иметь свою специфику. При этом предметно-развивающая среда предполагает вариативность. Это определяет необходимость сочетания индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм работы учителей-дефектологов, логопедов, методистов ЛФК, педагогов-психологов, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала детьми с двигательной патологией.

Предметно-развивающая среда для детей с ОДА призвана обеспечивать психолого- медико-педагогические условия для полноценного развития. Психолого-медико-социальная поддержка ребенка с двигательными нарушениями предполагает создание единого образовательного и реабилитационного пространства, обеспечивающего и гармонизирующего процесс его развития. В обеспечении этой поддержки должны принимать участие не только специалисты образовательного

учреждения, но и родители воспитанников, а также специалисты учреждений здравоохранения.

Рекомендации подготовила.

Учитель-дефектолог первой квалификационной категории

ВАСИЛЕНКО Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты как условие психолого-педагогического сопровождения

Один из видов современных технологий сенсомоторного развития - занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития. В настоящее время прио...

Консультация для педагогов "Современные требования к созданию предметно-развивающей среды"

В данной консультации Вы найдете всю необходимую информацию по организации предметно-пространственной среды в ДОУ....

Доклад на семинаре по дефектологии "Организация предметно-развивающей среды в школе-интернате в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотимнаучить его читать и писать. Да, от того, как будетчув...

Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...

Проект "Организация предметно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ"

Разработка методических рекомендаций по созданию предметно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в МАОУ СОШ №24. Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по теме пр...