формирование здорового образа жизни
статья на тему
ФОРНИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА ВЕДЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА У ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ЛЕЧЕНИИ В БОЛЬНИЦЕ.
Шевченко С.А. учитель истории;
Леденёва С.Г. учитель иностранного языка
МБОУ СОШ №41 г.Белгород
Проблема здоровья детей и подростков, сейчас у всех на слуху. Снижение количества здоровых детей стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поэтому актуальной становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста и значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа. Как научить детей вести здоровый образ жизни - эта проблема касается педагогов, психологов, родителей, всех нас.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРНИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА ВЕДЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА У ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ЛЕЧЕНИИ В БОЛЬНИЦЕ.
Шевченко С.А. учитель истории;
Леденёва С.Г. учитель иностранного языка
МБОУ СОШ №41 г.Белгород
Проблема здоровья детей и подростков, сейчас у всех на слуху. Снижение количества здоровых детей стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поэтому актуальной становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста и значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа. Как научить детей вести здоровый образ жизни - эта проблема касается педагогов, психологов, родителей, всех нас. Работа по формированию здорового образа жизни детей, находящихся на лечении и обучающихся в Детской Областной Клинической Больнице (ДОКБ), является одним из важнейших направлений деятельности учителей, работающих здесь. Для того чтобы помочь ребенку не только преодолеть болезнь, но и стать здоровым человеком, необходимо, в первую очередь, мотивировать детей на ведение здорового образа жизни.
При отборе содержания социально-педагогических технологий, способных помочь ребенку сохранить свое здоровье, педагоги руководствуются следующими принципами: триединства понятия здоровье, непрерывности и преемственности, учета возрастных особенностей, позитивных воздействий.
Данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов.
Психологи - практики отмечают нарушение интеллектуального, эмоционального и психического развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях друг другом и со взрослыми. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.[2]
За первый год обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза[2], число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%. с нервно-психическими расстройствами с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.[1]
Одна из самых частых патологий школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.[1] Но только здоровый ребе-нок может успешно учиться и добиться высоких результатов в жизни. Поэтому именно в школе должно формироваться у обучающихся осознанное отношение к своему здоровью. В учебных классах ДОКБ формирование здорового образа жизни обучающихся реализуется путём системы мероприятий, направленных на повышение мотивации к ведению здорового образа жизни (в том числе отказа от вредных привычек); Вовлечение в работу по формированию навыков здорового образа жизни родителей. Начальная ступень - это работа над ограничением распространения и избавление от вредных привычек обучающихся. Убеждены, что усилия по формированию системы охраны здоровья и оптимизации образа жизни учащихся будут малоэффективными при отсутствии у самих детей культуры здоровья, мотивации на здоровый образ жизни.
По результатам анкетирования образ жизни считают здоровым только около одной трети детей (с преобладанием в травматологическом, ЛОР, хирургическом отделениях), больше всего, около 50% (педиатрическое, глазное отделения), характеризуют свой образ жизни как нездоровый. Приблизительно 20% вообще не задумываются над этим вопросом. Здоровым образ жизни дети считают, если у них отсутствуют вредные привычки, пристрастия (наркомания, алкоголизм, курение), под достаточной физической активностью подразумевается посещение уроков физкультуры, полноценным питанием считается 2-х разовое домашнее. Более половины учащихся считают нагрузку в школе очень большой, из-за этого у детей не хватает времени на полноценный отдых, многие дети с хроническими заболеваниями считают психологическую атмосферу в школе неблагоприятной. Но в действительности, даже самооценка образа жизни учащихся как здорового, явно не соответствует действительности. Причины, по которым дети не могут вести здоровый образ жизни это: усталость после школы, недостаток времени, лень. Изменить свой образ жизни, начиная уже с настоящего момента, готовы подавляющее большинство опрошенных. Дети согласны с тем, что, для ведения здорового образа жизни необходимо увеличить время сна, увеличить физическую активность, сделать питание более правильным. Дети, находящиеся на лечении в стационаре, имеют наглядный пример ведения нездорового образа жизни, и уже мотивированы на пересмотр организации своей жизнедеятельности.
Важное место в формировании ЗОЖ детей и подростков занимает проведение целого комплекса внеурочных (культурно-массовых и воспитательных) мероприятий с тематикой ЗОЖ (КВНы, конкурсы по теме «Здоровый образ жизни»). В процессе занятий у детей формируется: научное понимание сущности здорового образа жизни; отношение к здоровью как к ценности; знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений; культура межличностных отношений; основы безопасной (для здоровья личности) жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях; навыки оказания первой медицинской помощи.
Библиографический список
- http://bibliofond.ru/
- http://medroad.ru/zdorovie-detei/
- Здоровье, развитие, личность / под. ред. Ф.Г. Мурзакаева. - Уфа. 2010.
- Московией С. Социальное представление: исторический взгляд. / С. Московией. Психологический журнал. - 2011. - № 1-2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
Цель: формирование здорового образа жизни....
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...
"Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ. Олимпийское движение как одно из условий формирования здорового образа жизни"
Урок по ОБЖ в 10 классе...
Формирование здорового образа жизни. Факторы определяющие здоровый образ жизни.
Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое здоровье вынуждает его обладател...
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....