Кейс метод
статья на тему

 

Для развития инициативности учащихся важна такая организация процесса обучения, при которой учитель имеет возможность поддерживать их все возрастающий познавательный интерес, познавательные потребности, познавательную активность. Кейс-метод как раз побуждает учащихся активизироваться при  анализе конкретной ситуации.

При решении  общей проблемы на занятиях оказывается полезным сотрудничество, которое позволяет учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал и дополнительную информацию, а главное, - научиться работать совместно и самостоятельно.

Кейс (от английского case) означает: Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы учащихся).

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологий:

- развитие аналитического, творческого, критического, ориентированного на применение проблемоосознанного мышления;

- практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозночности практических проблем и жизненных ситуаций;

- способность и готовность к оценке и принятию решения;

- гарантия более качественного усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_keys_-metod.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с.Минаевки Асиновского района Томской области

Современный урок: Кейс – метод.

(развитие инициативности учащихся)

Доклад на РМО

Учитель биологии, химии

Суцкель Татьяна Михайловна

- Асино 2013-

Процесс развития инициативности учащихся зависит от умения преподавателя правильно применять разнообразные формы организации их познавательной деятельности, в том числе совместную деятельность в форме групповой работы.

Для развития инициативности учащихся важна такая организация процесса обучения, при которой учитель имеет возможность поддерживать их все возрастающий познавательный интерес, познавательные потребности, познавательную активность. Кейс-метод как раз побуждает учащихся активизироваться при  анализе конкретной ситуации.

При решении  общей проблемы на занятиях оказывается полезным сотрудничество, которое позволяет учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал и дополнительную информацию, а главное, - научиться работать совместно и самостоятельно.

Кейс (от английского case) означает: Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы учащихся).

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологий:

- развитие аналитического, творческого, критического, ориентированного на применение проблемоосознанного мышления;

- практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозночности практических проблем и жизненных ситуаций;

- способность и готовность к оценке и принятию решения;

- гарантия более качественного усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов знаний.

Учащиеся учатся находить решения, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, также как и аргументировать свою стратегию решения по отношению к другим.

Кейс может применяться как для групповой, так и для индивидуальной работы. Преподаватель действует в первую очередь как модератор. Он указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо.

Использование групповой работы  при анализе кейса усиливает субъектно-значимое взаимодействие учащихся, способствует формированию их мышления, развитию речи и интеллекта, повышает их положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности, что обеспечивает эффективное развитие инициативности старшеклассников.

Распределение функциональных ролей в группе может быть следующим:

•  ведущий (организатор) организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекает в него всех членов группы;

•  аналитик задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;

•  протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения именно он обычно выступает перед классом, чтобы представить мнение, позицию своей группы;

•  наблюдатель оценивает участие каждого члена группы в решении проблемы на основе заданных учителем критериев.

За ученическим столом нередко формируются те убеждения, зарождаются те увлечения, пробуждаются те интересы, которые потом определяют судьбу, характер и жизненный путь человека. Мысль учащегося иногда опережает замысел учителя, и важно всегда быть готовым понять и оценить устремления детей, направить течение их мыслей в нужное русло. Их постоянные «почему?», «откуда?», «зачем?» делают уроки содержательно интересными, позволяют добраться до самой сути, прийти к выводу о важности того или иного понятия, правила, закона.

Урок, как лакмусовая бумажка, показывает уровень подготовки класса, истинное положение дел в освоении той или иной темы. Он позволяет самореализоваться как ученику, так и учителю.

Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение путем трансляции преподавателем информации, то в век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. При анализе кейса учащиеся научаются работать и совместно, и самостоятельно.

Технология работы при использовании кейсового метода

Учащимся предлагается на рассмотрение проблемная (кейсовая) ситуация, для решения которых создаются творческие группы.

Фаза работы

Действия учителя

Действия школьника

До занятия

1.Подбирает кейс

2.Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника

3.Разрабатывает сценарий занятия

1.Получает кейс и список рекомендуемой литературы

2. Самостоятельно готовится к занятию

Во время

 занятия

1.Организует предварительное обсуждение кейса

2.Делит класс на группы

3.Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями

1.Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие

3. Принимает решение или участвует в принятии решения

После занятий

1.Оценивает работу школьников

2.Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.

1.Составляет письменный отчёт о занятии по данной теме

Таким образом, если в течение года этот метод применять неоднократно, то у школьников вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

5 КЛЮЧЕВЫХ КРИТЕРИЕВ, которые позволяют отличать кейс от другого учебного материала:

1. Источник. Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения.

2. Процесс отбора информации. При отборе информации необходимо ориентироваться на учебные цели, т.е. на те, которые вы ставите к определенному уроку или системе уроков. Данные должны быть реально нужными для той сферы, которую описывает кейс, иначе может не возникнуть интереса к содержанию кейса.

3. Содержание. Должно также отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может содержать материал конкретный или обобщенный. Однако следует избегать чрезмерно насыщенной информации или информации, напрямую не относящейся к рассматриваемой теме. В целом кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволила бы учащимся сразу войти в проблему и получить все данные для её решения.

4. Проверка. Это апробация нового кейса непосредственно в учебном процессе или оценка  реакции новой аудитории на кейс, который ранее рассматривался в других классах. Изучение реакции на кейс  необходимо для получения максимального учебного результата

5. Процесс устаревания. Большинство кейсов постепенно устаревает, поскольку новая ситуация, новые усилия требуют новых подходов. Проблемы, рассмотренные с кейсе, должны быть актуальными (например для старшеклассников весьма актуальна подготовка к ЕГЭ )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-метод на уроках истории

Данный метод апробируется в настоящее время в высших учебных заведениях и в, частности, в Краснодарском университете. Смолянинова О.Г., Ю.Сурмин, Бойко Т.Н. исследовали и обобщили его. На основании их...

Работа с историческими источниками на основе использования кейс-метода

На основе урока "СССР накануне войны" автор знакомит с технологией кейс-метода, показывает, какие умения формируются у учащихся в рамках данной технологии....

Использование кейс-метода на уроке технологии по теме "Кухонная утварь и уход за ней" раздела "Кулинария" в 5 классе

Данный кейс предназначен для занятий на уроках технологии в 5 классе. Освещает школьные вопросы по теме «Кухонная утварь и уход за ней» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь ак...

Использование кейс-метода в обучении английского языка

Введение……………………………….…………………………………………..1Глава  I  Теоретические  основы  использования  новых   информационных технологий в учебном процессе.1.1....

Кейс метод и метод дебатов на урокаханглийского языка

Кейс метод и метод дебатов на уроках английского языка...

Кейс-метод (гарвардский метод).

Метод разработан преподавателями Гарвардской бизнес-школы (HBS) в Бостоне. Традиционные лекции они заменили обсуждением конкретных случаев на экономической практике. С 1908 года HBS собрала обширный м...

Кейс-метод. Пример кейса по теме Государство и религия

Применение кейс-метода на уроке обществознания, 11 класс. Пример кейса по теме Государство и религия...