Системный подход в решении учебных задач
методическая разработка (7 класс) по теме

Щелконогова Любовь Анатольевна

Системные связи в языке положены в основу русской грамматики, однако в практической учебной литературе они не рассматриваются, следовательно, разрушена логика предмета, утеряны внутрипредметные связи. Их необходимо восстановить. Метапредметный подход в учебной деятельности обеспечивает решение данной проблемы. Соотнесённость знаний из одной предметной области в другую позволяет  установить системный подход и вариативность решения учебной задачи. На наш взгляд, логика, заложенная в геометрии, даёт возможность визуализации знаний с помощью схем, поэтапное решение учебных задач в русском языке. Таким образом, данная работа представляет двухгодичный опыт практической деятельности, который применяется 6 и 7 классах на уроках русской словесности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голубева Татьяна Алексеевна,

 учитель математики,

Щелконогова Любовь Анатольевна,

 учитель русского языка и литературы.

МБОУ СОШ №32 «Эврика-развитие».

г. Волжский, Волгоградской области

Системный подход в решении учебных задач

К концу 7 класса у учащихся складывается определённый опыт работы со знаковыми изображениями, схемами и чертежами. Следовательно, нужно обобщить данные знания, привести их в систему, определить перспективы. Необходимо создать такие условия, чтобы процесс появления образа стал перманентным. «Образ – «картинка», который возникает с различными изображениями и является очень важным новообразованием в сознании ученика. Умение строить и вызывать «картинки» связано с наличием высокого уровня способностей мышления». [3]

Поэтому необходимо вводить схемы как средства, позволяющие выделять и прорабатывать сложнейшие фрагменты содержания и смысла, к которым человек иным образом просто не в состоянии прийти. «Под смыслом в данном случае понимается воспринимаемый, значимый способ движения в ситуации – путь, а под содержанием – то, что схватывается как результат воображения и мышления». [3]

Данная работа – это опыт применения метапредметных отношений, которые приводят к системному подходу в изучении любого предмета и вариативного способа решения учебной задачи. Эти знания применяются на уроках русского языка, используя знания из другой предметной сферы, например, из геометрии. Мы представляем вам развёрнутый конспект урока в 7 классе.

Наше назначение – правильно понять противоположности, то есть сперва как противоположности, а потом как полюсы некого единства.

Герман Гессе [2]

Цель: Поиск  вариативного подхода в решении учебных задач.

Задачи:

1. Выбрать подходящий учебный материал, позволяющий найти вариативный подход в решении учебных задач.

2. Составить схемы, модели, анимации, раскрывающие вариативный принцип.

3. Показать работу данного подхода в практической деятельности.

Ход урока.

  1. Озвучивание темы.

Тема нашего урока «Системный подход в решении учебных задач». Сегодня продолжим определять метапредметные отношения, которые должны вывести нас на очередные системные связи в русском языке. Вся орфография русского языка строится на системных отношениях. Давайте установим их, используя знания из другой предметной сферы, например, из геометрии. (2 мин.)

  1. Фронтальная работа с геометрическими понятиями: 2 пересекающиеся прямые, 2 параллельные прямые, 2 параллельные  прямые, пересечённые секущей. 3 ученика одновременно выходят и чертят чертежи с пояснительными записями. Далее – обсуждение  чертежей. (4 мин.)

Чертежи, которые строят ученики:

Перед нами прямые, у которых в первом случае нет общей точки (такие прямые называются параллельными), а во втором общая точка есть (такие прямые называются пересекающимися).

Если же две параллельные прямые а и в пересечены секущей с, то точка А лежит на двух прямых а и с, и точка В лежит на двух прямых в и с.

Особенность любой схемы состоит в том, что она представляет в символах конкретную учебную  проблему. Но помимо этого, раскрывает способ действия, который представляет содержание метода и обеспечивает его особенности. Метод – это способ движения, а схема – это то, при помощи чего обнаруживается данный метод. Для того чтобы метод был схематизирован, необходимо несколько условий:

должна быть определена и намечена та среда, в которой реализуется данный метод;

должен быть определён способ действия (метод аналогии, метод ассоциации);

должны быть выявлены и явно представлены способности, обеспечивающие осуществление и развёртывание метода в программу его реализации.

  1. Фронтальная работа по повторению методов в решении учебных задач. Используется внутрипредметные, межпредметные и метапредметные подходы. Выбор подхода должен быть объяснён.
  2. Работа в группах. Вопрос для рассмотрения: «Как можно возможные системные отношения в русском языке визуализировать? Изображение может быть представлено в виде схемы, чертежа, рисунка». (4 мин.)
  3. Представление работы группой. Оно может быть в виде чертежа, схемы, рисунка с пояснениями и комментариями. (3 мин. каждой группе)

Чертежи, представленные учениками:

Один из вариантов представления видения правила раздельного или слитного написания производных предлогов в виде геометрических фигур, например, овала и прямоугольника. Помимо этого, ученик использует новые категориальные понятия: «форма» и « содержание».

Работа со схемами – это продукт индивидуального творчества. Поэтому схем, рисунков, чертежей может быть столько, сколько участников проекта. Следовательно, целесообразно данным видом деятельности заниматься в группе (это позволит «присвоить чужое знание, то есть сделать его своим») или индивидуально. Это наглядно демонстрируют приведённые выше схемы.

 

На первом рисунке общего значения у существительного и производного слова нет, появляется абсолютно иная семантика. Образуется новая единица в языке, следовательно, производное слово пишется слитно.

Иная ситуация складывается на втором рисунке. У существительного и производного слова общее значение есть, следовательно, производное слово пишется раздельно.

Рассмотрим предложение «Ввиду срочности заказа пришлось работать и в выходной».

Существительное «вид» имеет значения «обзор», «пространство», «форма».

Предлог «ввиду» имеет значения «по причине», «из-за».

Общего значения нет, следовательно, применяем схему параллельных прямых, следовательно, слово «ввиду» пишем слитно. В этом примере общего значения нет, возникает схема параллельных прямых, производное слово пишем слитно.

Далее пример раздельного написания. Берём предложение  «Поезд остановился в виду большого города».

Существительное «вид» в значении «обзор», «пространство», «форма».

В данном предложении слово «в виду» имеет значение «обзор», «пространство»; следовательно, значения слов «в виду» и «вид» совпадают, общая точка есть, следовательно, пишем раздельно.

Теперь применим схему параллельных прямых, пересечённых секущей, к построению системных отношений в русском языке.

Возьмём четыре части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Расположим их на плоскости в виде параллельных прямых. Сопоставим и проанализируем их значения по семантическому признаку. Существительное обозначает «предмет», прилагательное – «признак предмета», числительное – «счёт предмета», местоимение – «место предмета или имени». Как видим, на схеме они имеют точки пересечения по наличию «предметности».

Таким образом, мы можем говорить о существовании именных частей речи, что позволяет применять системный подход  вследствие выявления внутрипредметных связей.

Также возьмём ещё четыре части речи: глагол, деепричастие, причастие, отглаглагольное прилагательное. Расположим их также на плоскости в виде параллельных прямых, сопоставим и проанализируем их значения по семантическому признаку. Глагол означает «действие», деепричастие – «добавочное действие», в причастии «действия больше описания», в отглагольном прилагательном «действия меньше, чем описания». На схеме перечисленные выше части речи имеют точки пересечения по наличию «действия». Следовательно, можно рассматривать в языке глагольные части речи.

Сравним группы частей речи (именные и глагольные) по семантическому признаку. В именных тчастях речи доминирует значение предметности, в глагольных – значение действия. Данная схема оражает существование двух систем, именной и глагольной, что принципиально важно в вопросах понимания орфограммы.

Приведём конкретный пример использования этой схемы для орфограммы «Правописание о (ё) после шипящих в суффиксах и окончаниях». Ежовый означает описание предмета «ёж», это прилагательное. Мощёный – это тот, который мостил, то есть означает описание действия, это причастие. Принадлежность слова к разным языковым группам определяет выбор суффикса. В прилагательном пишем «о», в причастии – «ё».

Наглядность и схематичность, на наш взгляд, позволяет прийти к более осмысленному усвоению знания.

  1. Фронтальная работа. Решение практических задач: апробация системных  отношений на конкретном лингвистическом материале. Ученики сразу же, без дополнительной подготовки, объясняют правописание производных слов друг за другом. Все ученики записывают только словосочетания. (7 мин.)
  1. (В)следстви(…) какой-то задержки в пути лошади отстали, а мы ушли вперёд.
  2.  (В)следстви(…) по данному делу уточнены все основные вопросы.
  3. Вдумайся внимательно (в)следстви(…) теоремы синусов.
  4. Такое впечатление получается (в)следстви(…) отсутствия певчих птиц.
  5. (В)течени(…) дня из пернатых в здешних местах я видел уссурийского пёстрого дятла.
  6. Особенно сильная струя (в)течени(…) реки называется стержнем.
  7. Со вчерашнего дня (в)течени(…) болезни отмечен резкий перелом к лучшему.
  8. При распределении путёвок надо иметь (в)виду заявления учеников школы.
  9. (В)виду тёплой погоды каток закрыт.
  1. Во время фронтальной работы с практическим материалом эксперты в группе наблюдают использование метода. Делают вывод о слабых и сильных его сторонах. Метод работает только в том случае, если используется не только педагогом на одном предмете. Должны быть усвоены прежде всего навыки изображения. Эти знания определят дальнейшее развитие в усвоении чужого опыта и приобретении своего. Должна сложиться культура мыслительных операций, позволяющая в минимальном объёме визуализировать знания. Это связано с  развитием теоретического мышления. К знанию необходимо относиться как к продукту деятельности. Именно это позволит ученику присвоить, то есть сделать личностной, ту или иную информацию.  (2 мин. каждому эксперту)
  2. Перспективы метода. Системное изучение русского языка позволяет минимизировать время восприятия, запоминания и усвоения материала. Пример со схемами именных и глагольных частей речи. (2 мин.)

Пример:

Положим на параллельные прямые 4 именные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Сравним эти части речи по их грамматическим признакам и семантике. Наличие точек пересечения прямых и секущих является основанием системного подхода к  рассмотрению именных частей речи.

А теперь рассмотрим глагольные части речи: глагол, деепричастие, причастие и отглагольное прилагательное. Сравним и проанализируем эти части речи по семантике и способу образования. Исходя из этого можно понять, что тот же принцип используется в образовании глагольных частей речи, и эффективность данного метода объясняется тем, что четко определяется разница в дифференциации, которая взывает у обучающихся наиболее сложное восприятие.

  1. Выводы. (Высказываются ученики, учителя обобщают сказанное учениками)
  1. Выбрали подходящий учебный материал, позволяющий найти вариативный подход в решении учебных задач.
  2. Составили схемы, модели, анимации, раскрывающие вариативный принцип.
  3. Показали работу данного подхода в практической деятельности.

Самые значимые открытия в мире происходят всегда на стыке нескольких наук, в пограничных зонах. Примеры: Дмитрий Иванович Менделеев, Сергей Павлович Королёв, Константин Эдуардович Циолковский, Леонардо да Винчи. (2 мин.)

  1. Рефлексия.
  • Что мы делали, для чего, какие цели были поставлены, что получилось, что не получилось, почему не получилось, что нужно сделать, чтобы получилось: нужны практические задачи, которые позволили бы нам расширить наши познания в метапредмете в виде схем, моделей, таблиц, минимизирующих визуальное восприятие.
  • Мы пришли к выводу о существовании системных отношений в русском языке, на которых основываются все принципы орфографии. И, следовательно, существует вариативный подход в решении лингвистических задач.
  • Восприятие и понимание схемы облегчит присвоение чужого опыта. (3 мин.)

 P.S. «При всяком методе процесс будет интеллектуальным. Языковая действительность с орфографической точки зрения – не разрозненные «образы» слов, а такие факты явления языка, которые могут быть научно обобщены и систематизированы», - утверждает Д. Н. Богоявленский в работе «Правописание как социальный навык» [1]. Вопрос систематизации и обобщении знаний является актуальнейшей проблемой современного образования. Его решение позволит современной школе выйти на новый качественный уровень усвоения знаний.

Используемые источники:

  1. Д. Н. Богоявленский. «Правописание как социальный навык».
  2. Г. Гессе. «Игра в бисер».
  3. Ю. В. Громыко. «Метапредмет Знак».
  4. П. Капица.  «Методология познания».
  5. К. Н. Поливанова.  «Проектная деятельность школьников».
  6. С. П. Усольцев.  «Графические варианты схемы».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системный подход в решении учебных задач Наше назначение – правильно понять противоположности, то есть сперва как противоположности, а потом как полюсы некого единства. Герман Гессе. «Игра в бисер ». Цель: Поиск вариативного подхода в решении учебных задач.

Слайд 2

Задачи: 1 . Выбрать подходящий учебный материал, позволяющий найти вариативный подход в решении учебных задач. 2. Составить схемы, модели, анимации, раскрывающие вариативный принцип. 3. Показать применение данного подхода в учебной деятельности.

Слайд 3

Содержание Пример : Форма Содержание Пример : Пишем раздельно Пишем слитно Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Форма

Слайд 4

Форма Содержание Пишем раздельно Форма Содержание Пишем слитно Пример : Пример : Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром , Французу отдана? Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

Слайд 5

У существительного и производного слова общее значение ЕСТЬ У существительного и производного слова общего значения НЕТ Производное слово пишем слитно Производное слово пишем раздельно

Слайд 6

Пример слитного написания производного предлога В(виду) срочности заказа пришлось работать и в выходной. Существительное «вид» имеет значения «обзор», «пространство», «форма». Предлог «в(виду)» - «по причине», «из-за». Производное слово пишем слитно

Слайд 7

Пример раздельного написания производного предлога Поезд остановился в(виду) большого города. Существительное «вид» в значении «обзор», «пространство», «форма ». Слово «в(виду)» сохраняет значение существительного «пространство». Производное слово пишем раздельно

Слайд 8

Семантика Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение «предмет» «предмет + признак» «предмет + счёт» «место предмета или имени»

Слайд 9

Семантика Глагол Деепричастие Причастие Отглагольное прилагательное «действие» «добавочное действие» «действия > описания» «действия < описания»

Слайд 10

Семантика Именные части речи Глагольные части речи «предметность» «действие» Рассмотрим применение этой схемы в следующих орфограммах.

Слайд 11

С емантика Ежовый Мощёный Описание предмета Описание действия Правописание о (ё) после шипящих в суффиксах и окончаниях

Слайд 12

Шипящие О О Существительное Прилагательное Ежовый, бельчонок, лещом ЁЁ Глагол Причастие Печёт, мощёное, жжёт , стережёт Написание «О» «Ё» после шипящих

Слайд 13

(В)следстви(…) какой-то задержки в пути лошади отстали, а мы ушли вперёд. (В)следстви(…) по данному делу уточнены все основные вопросы. Вдумайся внимательно (в)следстви(…) теоремы синусов. Такое впечатление получается (в)следстви(…) отсутствия певчих птиц. (В)течени(…) дня из пернатых в здешних местах я видел уссурийского пёстрого дятла.

Слайд 14

6 . Особенно сильная струя (в) течени (…) реки называется стержнем. 7. Со вчерашнего дня (в) течени (…) болезни отмечен резкий перелом к лучшему. 8. При распределении путёвок надо иметь (в)виду заявления учеников школы. 9. (В)виду тёплой погоды каток закрыт.

Слайд 15

Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Имя числительное С емантика Род Падеж Число Наличие точек пересечения прямых и секущих является основа- нием системного подхода к рассмотрению именных частей речи.

Слайд 16

Глагол Отглагольное п рилагательное Причастие Семантика Способ образования Деепричастие Этот же принцип используется в образовании глагольных частей речи.

Слайд 17

Выводы: 1. Выбрали подходящий учебный материал, позволяющий найти вариативный подход в решении учебных задач. 2. Составили схемы, модели, анимации, раскрывающие вариативный принцип. 3. Показали работу данного подхода в практической деятельности.

Слайд 18

Константин Эдуардович Циолковский, выдающийся исследователь, крупнейший ученый в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, подлинный новатор в науке.

Слайд 19

Королёв Сергей Павлович ученый , основоположник практической космонавтики, выдающийся конструктор и организатор работ по созданию ракетно-космической техники в СССР

Слайд 20

Игорь Васильевич Курчатов - советский физик , создатель теории расщепления ядра, основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 по 1960 годы , главный научный руководитель атомной проблемы в СССР , один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях

Слайд 21

Юрий Алексеевич Гагарин советский лётчик- космонавт , Герой Советского Союза , кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов

Слайд 22

Менделеев Дмитрий Иванович Гениальный энциклопедист: химик, физик, экономист, технолог, геолог, метеоролог, воздухоплаватель, педагог.

Слайд 23

Леонардо да Винчи итальянский художник ( живописец , скульптор , архитектор ) и учёный ( анатом , естествоиспытатель ), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения , яркий пример « универсального человека »

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности....

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

Системный подход в решении учебных задач

Системные связи в языке положены в основу русской грамматики, однако в практической учебной литературе они не рассматриваются, следовательно, разрушена логика предмета, утеряны внутрипредметные связи....

Аналитический подход в решении математических задач.

В статье описаны основные этапы решения текстовых задач в курсе математики 5 - 6 классов....

Выступление на педагогическом совете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»

Выступление на педагогическом совете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»...

Выступление на педсовете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»

тема: «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»цель: Воспитание у обучающихся ценностного отношения к России, своему народу, своему ...