Статья "Индивидуальная образовательная траектория обучения"
статья на тему
Данная статья предназначена для учителей, для которых каждый ученик ценен. У каждого должно быть право выбирать форму и степень сложности изучаемого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_obrazovatelnaya_traektoriya.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Барышский индустриально- технологический техникум»
Статью подготовила преподаватель истории и обществознания Курилкина Ирина Викторовна
Индивидуальная образовательная траектория: сущность и механизмы проявления.
Изменения в образовании, связанные с переходом на новые федеральные образовательные стандарты, ставят желающих получить профессию в ситуацию, в которой необходимо моделировать индивидуальные образовательные траектории. Подразумевается, что студент должен быть готов к разумному выбору уровня и сложности получаемого образования. Студент включённый в процесс обучения, должен быть готов к изменяющимся условиям, и должен уметь изменять образовательный процесс с учётом своих возможностей, потребностей и интересов. Выполнение данного условия возможно при наличии высокой заинтересованности к профессии, студент должен обладать способностью самостоятельно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, самостоятельно принимать решения и обладать умениями и навыками самостоятельной познавательной деятельности. Основная задача профессионального образования определяется как подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией. (1)
Именно эти личностные качества должны быть развиты в студентах в процессе обучения и воспитания.
Для этого необходимо создать благоприятные педагогические условия предоставления обучающимся возможности эффективно моделировать свою образовательную траекторию, для того чтобы максимально удовлетворить собственные потребности в получении качественного образования.
В настоящее время очень часто встречается словосочетание « индивидуальная образовательная траектория», а что это такое?
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о более широком значении понятия “индивидуальная образовательная траектория”, по сравнению с понятием “индивидуальный образовательный маршрут”.
А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его организационно - деятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.(3)
Н.Н. Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определённую последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, интересам.(2)
Перед учителем встаёт вопрос: как организовать образование студентов по их собственным, но разным траекториям? В современной дидактике выделяют два способа – дифференциация обучения и второй способ предполагает, что собственный путь обучения выстраивается для каждого студента применительно к каждой изучаемой им образовательной области.
Первый подход наиболее распространен, второй достаточно редок, так как требует не просто индивидуального движения студента, а одновременной разработки и реализации разных подходов, моделей обучения, каждая из которых уникальна и отнесена к личностному потенциалу отдельно взятого студента.(3)
В своей практике я использую индивидуальные образовательные траектории для слабоуспевающих обучающихся.
К категории слабоуспевающих относятся студенты, которые часто пропускают занятия или в силу своих способностей и возможностей не успевают усвоить изучаемый материал. Чтобы как-то подбодрить, заставить их поверить в себя, поверить в свои возможности и силы, для этого была разработана «Памятка студента».
Памятка для студента. Как справляться с трудностями?
Случаются в жизни моменты, когда учиться совсем не хочется. Кажется, что если бросить техникум с его бесконечными занятиями, лекциями, факультативами и дежурствами, то жизнь станет сказочной и переменится только к лучшему.
Иногда нужно менять привычную обстановку на что-то новое, но делать это лучше в конце недели. А знаешь почему? Потому что за неделю ты честно переделаешь все дела и заслужишь отдых.
Иногда стоит пропустить несколько занятий, накапливаются «хвосты» и появляется желание все бросить и ни о чем не думать. Тебе кажется, что в жизни уже ничего хорошего не будет, что больше никогда не будет успехов и хороших отметок, потому что нет сил и желания навёрстывать упущенное. Это плохие мысли.
Тебя пугает то, что ты не справишься с проблемой? Нужно думать о другом. Скажи себе: «Я уже взрослый человек, чтобы самостоятельно попытаться справиться с трудностями». Это поможет найти в себе уверенность, а дальше все пойдет само собой.
Когда человек хочет чего-то добиться, ему никогда не отказывают в помощи. Стоит только попросить. Лучше всё делать вовремя: так проще жить.
После ознакомления с памяткой, студенту предлагается перечень тем, которые он не усвоил или не изучал. К каждой теме предлагается перечень форм сдачи материала. Самое главное здесь не навязывать студенту свою точку зрения, что лучше ему выбрать, пусть он сам выберет тот путь или индивидуальный маршрут, по которому будет следовать. Для каждого отдельно взятого студента составляется индивидуальная образовательная траектория, с учётом способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, субъективного опыта, возможности реализовать себя. В данной работе может варьироваться не только выбор формы сдачи, а так же степень сложности выполняемых заданий. Не нужно давать очень «слабому» студенту сложные задания заранее зная, что он их не выполнит. Лучше начать с простых заданий, чтобы он поверил в свои возможности и силы. Только положительный настрой и гордость за то что « Я могу!», «У меня всё получилось!» поможет студенту сдать весь материал и нормально заниматься вместе с группой и получать хорошие оценки.
Лист отработки тем пропущенных занятий по истории: Ф.И. обучающегося_____________ | |||||
№ п.п. | Тема пропущенного занятия | Форма сдачи | Выбор формы | Дата сдачи | Оценка |
1. | Россия в период реформ Петра I | презентация доклад сообщение кроссворд разноуровневые тестовые задания творческая работа | Тест | _____ | 4 (хорошо) |
Конструирование индивидуальных образовательных траекторий позволяет модернизировать образовательный процесс и тем самым даёт возможность каждому студенту реализовать свой личностный потенциал.
Список литературы
1.Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. – Самара, 2001.
2. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии: Парацентрическая технология Учебное научное пособие. – М. – Омск. 1974. 22 с.
3. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение - как способ построения индивидуальной образовательной траектории
О дистанционном обучении все говорят, но пока немногие представляют как его осуществить и для чего оно нужно....
Организация индивидуальной образовательной траектории учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении через элективные курсы.
Доклад на РМО учителей математики из опыта работы по преподаванию элективных курсов, способствующиз развитию учащихся....
Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся
Дистанционное обучение как средствосоздания индивидуальной образовательнойтраектории учащихся...
Индивидуальная образовательная траектория обучения
Данная индивидуальная образовательная траектория обучения составлена для учащейся 9 класса и направлена на углубленное изучение биологии, подготовку к успешному участию в олимпиадах различного у...
Индивидуальная образовательная траектория обучения
Индивидуальная образовательная траектория обучения...
Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся
доклад на ШМО 2017г...
«Входное тестирование, как инструмент формирования индивидуальной образовательной траектории в контексте профильного обучения (10-11 класс)»
В данной статье рассматривается возможность использования входного тестирования, как отправной точки для совершенствования иноязычных компетенций учащихся 10-11 классов в рамках профильного обучения п...