Индивидуальная образовательная траектория обучения
рабочая программа по биологии (9 класс)
Данная индивидуальная образовательная траектория обучения составлена для учащейся 9 класса и направлена на углубленное изучение биологии, подготовку к успешному участию в олимпиадах различного уровня, на получение высшего балла ОГЭ и ЕГЭ по биологии.
Данная программа поможет учащейся заполнить существующий пробел в решении нестандартных и трудных задач. Значительное внимание уделено вопросам, смежным с программным материалом.
Индивидуальная программа построена в соответствии с программой курса биологии для общеобразовательных учреждений (автор Сухорукова Л.Н). Программа рассчитана на дополнительное углубленное изучение биологии 1 час в неделю, 29 часов с февраля по май 2018-2019 учебного года и с сентября по ноябрь 2019-2020 учебного года. На летние месяцы запланированы задания для самоподготовки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каштановская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальная образовательная траектория обучения по биологии для 9-10 класса
(наименование учебного предмета, курса)
Февраль – ноябрь 2019 год
(срок реализации программы)
Сафронова Марина Вячеславовна
(Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу, КК)
Рассмотрено: Согласовано:
На заседании МО - Заместитель директора по УВР:
Протокол № от / _________ / _______________ «___» __________ _____г
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Данная индивидуальная образовательная траектория обучения составлена для учащейся 9 класса и направлена на углубленное изучение биологии, подготовку к успешному участию в олимпиадах различного уровня, на получение высшего балла ОГЭ и ЕГЭ по биологии.
Данная программа поможет учащейся заполнить существующий пробел в решении нестандартных и трудных задач. Значительное внимание уделено вопросам, смежным с программным материалом.
Индивидуальная программа построена в соответствии с программой курса биологии для общеобразовательных учреждений (автор Сухорукова Л.Н). Программа рассчитана на дополнительное углубленное изучение биологии 1 час в неделю, 29 часов с февраля по май 2018-2019 учебного года и с сентября по ноябрь 2019-2020 учебного года. На летние месяцы запланированы задания для самоподготовки.
Цель: создание условий для самовыражения и социализации обучающегося, расширение возможности реализации ее интеллектуальных, творческих способностей в конкурсах, олимпиадах различных уровней предметной направленности.
Основные задачи:
- закрепить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся в рамках индивидуальной программы по всем разделам биологии;
- решать типовые и предметно-типовые и специфические задачи с применением знаний по дисциплине (типовые умения);
- осуществлять логические приемы на материале знаний по предмету (логические умения);
- решать нестандартные задачи с использований знаний по дисциплине (творческие умения)
- осуществлять общие приемы учебной работы (учебные умения)
- способствовать расширению кругозора, пониманию связей между знаниями из разных образовательных областей.
Формы работы:
- Лекции
- Индивидуальные консультации
- Практические работы
- Решение олимпиадных заданий
- Просмотр видеоиллюстраций
- Работа с электронными учебниками и ресурсами Интернет.
Ожидаемые результаты: призовые места на школьном и муниципальном этапах олимпиады, участие в интернет – олимпиадах, высокие баллы ОГЭ и ЕГЭ.
Требования к уровню подготовки учащейся
Знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов (растений, животных, грибов и
бактерий); генов, хромосом, клеток; популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы; - сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения
Уметь
объяснять:
- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
- роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды;
- роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
- необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
- взаимосвязи человека и окружающей среды;
- зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
- причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
- роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы:
- описывать и объяснять результаты опытов;
- описывать биологические объекты;
распознавать и описывать:
- на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки;
- на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;
- на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений, растения разных отделов;
- на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов;
- культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе
сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними
Блоки содержания, подлежащие изучению
В содержание теоретического курса включаются тестовые задания, охватывающие не только указанные темы школьного предмета «Биология», но и блоки содержания из предыдущих классов.
№ п/п | Блоки содержания | Класс |
1 | Признаки живых организмов | 5 |
2 | Царство бактерий | 7 |
3 | Царство грибов | 7 |
4 | Царство растений | 7 |
5 | Царство животных | 7 |
6 | Человек | 8 |
7 | Система органического мира | 9 |
8 | Организм и окружающая среда. Экология | 9 |
9 | Цитология | 9 |
10 | Биология как наука. Методы научного познания | 9 |
11 | Многообразие и эволюция живой природы | 9 |
12 | Микробиология и биотехнология | 10 |
Календарно-тематическое планирование (29 часов, 1 час в неделю)
№п/п | Сроки | Тема | |
План | Факт | ||
Раздел 1. Теоретическая подготовка (16 часов) | |||
1 | 06.02. | Знакомство с заданиями. Правила оформления. Обзор литературных источников. | |
2 | 13.02 | Химический состав и строение клеток. | |
3 4 | 20.02 27.02 | Многообразие живых организмов. Систематика. Признаки царств. | |
5 6 | 06.03 13.03 | Общая характеристика царств Растения, Грибы, Бактерии. | |
7 8 | 20.03 27.03 | Общая характеристика царства Животные. | |
9 10 | 03.04 10.04 | Характеристика систем органов человека. | |
11 12 | 17.04 24.04 | Теоретические основы общей биологии. | |
13 14 | 08.05 15.05 | Разбор прошлогодних олимпиадных заданий. Консультация. | |
15 | 22.05 | Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов. | |
16 | 29.05 | Организация научно-поисковой работы посредством сети Интернет. | |
Раздел 2. Самоподготовка (летнее задание) | |||
июнь | Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня сложности. | ||
июль | Решение практических заданий различного уровня сложности прошлогодних олимпиад. | ||
август | . Развитие логического и интеллектуального мышления через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности. | ||
Раздел 3. Практическая подготовка – формирование умений (13 часов) | |||
17 18 | 04.09 11.09 | Практические занятия по формированию навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д. | |
19 20 | 18.09 25.09 | Решение задач по цитологии. | |
21 22 | 02.10 09.10 | Решение задач по генетике. | |
23 24 | 16.10 23.10 | Разбор практических заданий прошлогодних олимпиад | |
25 26 | 30.10 06.11 | Разбор практических заданий различного уровня по теме «Человек и его здоровье». | |
27 28 | 13.11 20.11 | Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные». | |
29 | 27.11 | Консультация по наиболее трудным вопросам. |
Интернет-ресурсы
- Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rusolymp.ru.
- Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org.
- Региональный сайт всероссийской олимпиады школьников (Ростовская область) по биологии, химии, географии и экологии – www.olimpmgou.narod.ru.
- И другие…
Список литературы:
- Андреева И.И., Родман Л.С., Ботаника. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:КолосС, 2003. – 528 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для студентов высш. учеб. заведений).
- Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ –М.; Дрофа, 1998 и другие переиздания.
- Биологический энциклопедический словарь /Гл. ред. М.С.Гиляров – М.:Сов. Энциклопедия, 1986. – 831 с., ил., 29 л. Ил. Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. и др.
- Биология: Сборник тестов, задач и заданий. 9 -11 кл. -М.: Мнемозина, 1999 и другие переиздания;
- Драгомилов В.Н., Маш Р. Д. "Биология. VIII класс. Человек", –М.: Вентана-Граф, 1997 и другие переиздания;
- Сухорукова Л.Н. Биология. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы: для общеобразоват. учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.-М.: Просвещение,2011.-144с./
- Латюшин В. В., Шапкин В. А. "Животные. 7 класс". –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;
- Пасечник В.В., Калинова Г.С., Суматохин С.В. Биология 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение - как способ построения индивидуальной образовательной траектории
О дистанционном обучении все говорят, но пока немногие представляют как его осуществить и для чего оно нужно....
Статья "Индивидуальная образовательная траектория обучения"
Данная статья предназначена для учителей, для которых каждый ученик ценен. У каждого должно быть право выбирать форму и степень сложности изучаемого материала....
Организация индивидуальной образовательной траектории учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении через элективные курсы.
Доклад на РМО учителей математики из опыта работы по преподаванию элективных курсов, способствующиз развитию учащихся....
Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся
Дистанционное обучение как средствосоздания индивидуальной образовательнойтраектории учащихся...
Индивидуальная образовательная траектория обучения
Индивидуальная образовательная траектория обучения...
Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся
доклад на ШМО 2017г...
«Входное тестирование, как инструмент формирования индивидуальной образовательной траектории в контексте профильного обучения (10-11 класс)»
В данной статье рассматривается возможность использования входного тестирования, как отправной точки для совершенствования иноязычных компетенций учащихся 10-11 классов в рамках профильного обучения п...