Организация учебно-исследовательской деятельности школьников
методическая разработка на тему

Коленченко Елена Миргасимовна

Цель мастер-класса:

          расширение профессиональной компетентности учителей; стимулирование     интереса  к  овладению исследовательской  технологией.

 Задачи мастер-класса:

- конкретизировать представление о содержании исследовательской  компетентности применительно к современным условиям преподавания в основной школе и особенностям стандартов нового  поколения;

 - предложить практические рекомендации по организации исследовательской деятельности школьников;

 -провести тренинг по организации  лабораторной работы с источниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kolenchenko_e.m.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников».    Коленченко Е.М.

                                                                                                               Скажи мне и

я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.

                                                                                                                       (Старинная китайская поговорка)

Цель мастер-класса:

          расширение профессиональной компетентности учителей; стимулирование     интереса  к  овладению исследовательской  технологией.

 Задачи мастер-класса:

- конкретизировать представление о содержании исследовательской  компетентности применительно к современным условиям преподавания в основной школе и особенностям стандартов нового  поколения;

 - предложить практические рекомендации по организации исследовательской деятельности школьников;

 -провести тренинг по организации  лабораторной работы с источниками. Оборудование:  Презентации:  «Исследовательская деятельность учащихся и учителей»,  выставка печатных работ автора мастер-класса; раздаточный материал: «Юному мыслителю»,  словарь основных терминов по теме; мини-хрестоматия, тексты программ Южного и Северного обществ декабристов, перечень проблемных вопросов к источникам; карточки-инструкции.

Форма деятельности: работа в группах.

 Вступительное слово.   Мотивация деятельности. Система образования в России всегда подвергалась реформированию и модернизации. Это отнюдь не случайно. Образование во все времена работает на день завтрашний, готовит будущее для своей страны.  Задание: давайте обсудим: Что должны знать и уметь выпускники Вашей школы для того, чтобы стать успешными в своей профессиональной деятельности в XXI веке? Чем отличается обучение XXI века, ставящее в центр учебного процесса ученика, а не учителя, от традиционного?  (обсуждение в группах).

Итоговая таблица "Тенденция развития образования": 

Образование XX век

Образование XXI век 

Учителя

"Поставщики" знаний

Навигаторы и эксперты

Ученики

Пассивные потребители

Активные сотрудники

Знания

Продиктованы

Совместно сконструированы, обновлены

Процесс

Учитель-ученик

Учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель

    Итоги обсуждения: сегодня  модернизация  ориентирована  на развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы ребёнка, расширение его возможностей самоопределения и самореализации в социуме. Стандарты второго поколения определяют одним из результатов изучения учебных предметов «развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, выводы, анализ, обобщение и фиксацию информации…»   Новая образовательная ситуация определила и новые требования к конечному результату обученности – формирование компетентностей.  Ключевые компетенции – исследовательские, коммуникативные,   информационные формируются на основе развития навыков исследовательской деятельности и  способствуют более успешному формированию метапредметных компетенций. Возникла потребность в усиленном развитии таких методов и способов обучения.

  Актуализация деятельности.  Задание: давайте подумаем,  какие проблемы возникают у современного ученика в процессе изучения предметов социально-гуманитарного цикла?  (обсуждение в группах).

  Подведем итоги обсуждения:

  - к познавательным трудностям относится несформированность умений работать с текстом и учебной литературой в целом. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить;

       - естественное желание  быть успешным  требует формирования универсальных умений работы с информацией.  А это возможно только в исследовательской деятельности. Большинство учащихся еще не владеют  в должной мере. 

Поиски решения этого противоречия и определили тему   нашей работы:  формирование исследовательских умений и навыков на уроках и во внеурочной деятельности. 

    Задание. Давайте определим основные исследовательские умения и навыки  учащихся (работа в группах).  

   В результате обсуждения формируем  список:  выявление и постановка проблемы;  формулирование гипотезы;  планирование и разработка учебных действий; выбор методов исследования; работа с информационными источниками,  сбор данных;  проведение исследования; анализ, синтез, сопоставление  собранных данных; подготовка, написание работы;

  публичная защита.

       Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся включает  определенные этапы. Задание:  давайте определим эти этапы и их содержание (работа в группах).

Итоги обсуждения:  три относительно самостоятельных подпрограммы:

      1.Подпрограмма «тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска: лабораторные и практические занятия;

семинары;  диспуты с такими видами деятельности, как исследовательская, проектная и др. на основе привлечения широкого спектра информационных источников.

      2.Подпрограмма «исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов;

     3.Подпрограмма «мониторинг»: организация мероприятий, необходимых для управления процессом  исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ, конкурсы и др.).

Практическое занятие.  Остановимся на подпрограмме «Тренинг» и проведем лабораторную работу с источниками. 

Задание группам: выявить умения и навыки, формируемые  в процессе систематической работы с источниками; работа в  группах путем «мозгового штурма» с источниками и с суждениями историков.

1этап - перед участниками ставятся цели и формулируются задачи, предлагаются карточки- инструкции по работе с источниками. 

2 этап – самостоятельная работа согласно инструкциям.

3 этап– коллективное обсуждение результатов работы в одном из вариантов: творческие отчеты групп, выступления представителей.

4 этап – подведение итогов: формулирование  итогового вывода; рефлексия.

1группе  предлагается  прием локального и целостного анализа текста (на примере источника «Русская Правда» П.Пестеля) по алгоритму, обобщить полученные данные и  сделать вывод о реализации конкретных идей в историческом документе (локальный)  или об общем значении «Русской Правды»» (целостный).

                

Локальный анализ текста

Целостный анализ текста

  1. Внимательно прочти содержание задания.
  2. Определи главную проблему.
  3. Найди ассоциации, которые помогут тебе раскрыть содержание вопроса.
  4. Прочти  текст, пытаясь выявить содержательное сходство проблемы с тем,  что ты читаешь.
  5. Выдели нужные места текста.
  6. Выпиши основные  идеи, касающиеся твоей  проблемы,  и установи логическую связь между ними.
  7. Сравни содержание темы в тексте с теми знаниями, которые ты имел по этой проблеме до изучения документа.
  8. Сделай вывод об отражении этой проблемы в тексте.
  1. Внимательно прочти содержание задания.
  2. Определи ключевую проблему задания.
  3. Прочти  текст, пытаясь понять его общий смысл.
  4. Найди аналогии, которые могли бы помочь соединить прочитанный текст с уже известными тебе знаниями по этой теме.
  5. Прочти текст, выделяя главные моменты.
  6. Выпиши главные мысли  и проанализируй их.
  7. Подумай,  к каким сферам жизни общества относится этот текст, для чего он создан и что регулирует.
  8. Сделай вывод об общем значении текста для людей в целом и тебя лично.

 2 группа  получает  два документа: «Конституция» Муравьева Н. и «Русская Правда» Пестеля П., руководителей тайных обществ декабристов. Задача -заполнить  сравнительную таблицу. 

Конституция Н. Муравьева

Русская правда П.И. Пестеля

Государственное устройство

Форма правления

Организации власти

Избирательные права

Права  и свободы личности

Крепостное  право

Земельный вопрос

Сословный строй

Суд

Гражданство

3 группа получает мини-хрестоматию  «Суждения о декабристах». Задача – проанализировать документы – оценки движения декабристов. 

«Это были утописты, романтические политики или политические дилетанты» (П. Вяземский)

«Именно потому, что им не безразлична судьба русского народа, потому что они патриоты и вольнолюбцы, они идут на штурм устоев самодержавия» (В. Ульянов- Ленин)

«Вся будущность страны в один прекрасный день была разыграна в кости несколькими молодыми людьми, между трубкой и бокалом вина» (П. Чаадаев) 

«Горсть дерзких злодеев и ослепленных юношей замыслили приобщить и нашу девственную нацию к ужасам и морали растленного Запада» (М, Корф)

«Эти замысли были чужды для русского ума и сердца» (Н. Греч)

«…Порядок вещей, который господствует так трудно искоренить, должен был рано или поздно привести к подобному результату» (Николай I; январь 1826 г.)

«Русская правда Пестеля- настоящее шутовство, если бы дело не было так серьезно; я обнаружил какой- то хаос крикливых, плохо понятых и плохо переваренных мыслей» (Великий князь Константин)

«Не просвещению, но праздности ума, недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, пагубную роскошь полупознаний, порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов» (Николай I; из Манифеста)

«И эта штука не удалась!» (М. Сперанский)

Подведение итогов лабораторного занятия: 

- выступление представителей групп по заданиям работы с источниками;

-результат систематического использования приёма выражается в сформированности следующих умений: делать локальный и целостный анализ текста; сравнивать содержание текста с уже имеющимися знаниями; находить аналогии; устанавливать логическую связь между фактами; обобщать материал и самостоятельно делать выводы. сопоставлять сведения в разных источниках, находить и объяснять причины разных авторских подходов; выявлять мотивы, причины их расхождений; формулировать собственные суждения и аргументировать их, терпимо и с  пониманием относиться к наличию иных точек зрения.

Рефлексия (техника  «ПОПС» ) : Итак, мы познакомились с одним из важнейших умений в исследовательской деятельности:

- почувствовали ли вы себя исследователями? Почему вы сделали этот вывод?

Участникам мастер-класса предложено написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция: «Я считаю, что исследовательская деятельность…».
О – объяснение (или обоснование) «Потому что …».
П – пример «Я могу это доказать это на примере …».
С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».


Обмен мнениями и идеями с участниками мастер-класса. 

Итог: Ученики в ходе работы с источниками должны владеть научными понятиями. Как сформировать понятийное мышление школьников? Давайте обсудим на следующей встрече.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

В данной статье описан опыт работы по организации проектной и исследовательской деятельности по экологии. Приведены темы исследовательских проектов, выполненных учащимися, а так же выделены цели и зад...

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...

методическая разработка " Организация учебно-исследовательской деятельности школьников"

Я понимаю научно-исследовательскую деятельность учащихся как процесс совместной деятельности учащегося и педагога. Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, я...

Организация учебно-исследовательской деятельности школьников: опыт, результаты, перспективы.

laquo;Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одаренность, кроме тех, которые проявляютсяв результате активного участия хотя бы в самоймаленькой поисковой исследовательской работе.»А....