Организация учебно-исследовательской деятельности школьников
методическая разработка на тему
Цель мастер-класса:
расширение профессиональной компетентности учителей; стимулирование интереса к овладению исследовательской технологией.
Задачи мастер-класса:
- конкретизировать представление о содержании исследовательской компетентности применительно к современным условиям преподавания в основной школе и особенностям стандартов нового поколения;
- предложить практические рекомендации по организации исследовательской деятельности школьников;
-провести тренинг по организации лабораторной работы с источниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_kolenchenko_e.m.docx | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников». Коленченко Е.М.
Скажи мне и
я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.
(Старинная китайская поговорка)
Цель мастер-класса:
расширение профессиональной компетентности учителей; стимулирование интереса к овладению исследовательской технологией.
Задачи мастер-класса:
- конкретизировать представление о содержании исследовательской компетентности применительно к современным условиям преподавания в основной школе и особенностям стандартов нового поколения;
- предложить практические рекомендации по организации исследовательской деятельности школьников;
-провести тренинг по организации лабораторной работы с источниками. Оборудование: Презентации: «Исследовательская деятельность учащихся и учителей», выставка печатных работ автора мастер-класса; раздаточный материал: «Юному мыслителю», словарь основных терминов по теме; мини-хрестоматия, тексты программ Южного и Северного обществ декабристов, перечень проблемных вопросов к источникам; карточки-инструкции.
Форма деятельности: работа в группах.
Вступительное слово. Мотивация деятельности. Система образования в России всегда подвергалась реформированию и модернизации. Это отнюдь не случайно. Образование во все времена работает на день завтрашний, готовит будущее для своей страны. Задание: давайте обсудим: Что должны знать и уметь выпускники Вашей школы для того, чтобы стать успешными в своей профессиональной деятельности в XXI веке? Чем отличается обучение XXI века, ставящее в центр учебного процесса ученика, а не учителя, от традиционного? (обсуждение в группах).
Итоговая таблица "Тенденция развития образования":
Образование XX век | Образование XXI век | |
Учителя | "Поставщики" знаний | Навигаторы и эксперты |
Ученики | Пассивные потребители | Активные сотрудники |
Знания | Продиктованы | Совместно сконструированы, обновлены |
Процесс | Учитель-ученик | Учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель |
Итоги обсуждения: сегодня модернизация ориентирована на развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы ребёнка, расширение его возможностей самоопределения и самореализации в социуме. Стандарты второго поколения определяют одним из результатов изучения учебных предметов «развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, выводы, анализ, обобщение и фиксацию информации…» Новая образовательная ситуация определила и новые требования к конечному результату обученности – формирование компетентностей. Ключевые компетенции – исследовательские, коммуникативные, информационные формируются на основе развития навыков исследовательской деятельности и способствуют более успешному формированию метапредметных компетенций. Возникла потребность в усиленном развитии таких методов и способов обучения.
Актуализация деятельности. Задание: давайте подумаем, какие проблемы возникают у современного ученика в процессе изучения предметов социально-гуманитарного цикла? (обсуждение в группах).
Подведем итоги обсуждения:
- к познавательным трудностям относится несформированность умений работать с текстом и учебной литературой в целом. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить;
- естественное желание быть успешным требует формирования универсальных умений работы с информацией. А это возможно только в исследовательской деятельности. Большинство учащихся еще не владеют в должной мере.
Поиски решения этого противоречия и определили тему нашей работы: формирование исследовательских умений и навыков на уроках и во внеурочной деятельности.
Задание. Давайте определим основные исследовательские умения и навыки учащихся (работа в группах).
В результате обсуждения формируем список: выявление и постановка проблемы; формулирование гипотезы; планирование и разработка учебных действий; выбор методов исследования; работа с информационными источниками, сбор данных; проведение исследования; анализ, синтез, сопоставление собранных данных; подготовка, написание работы;
публичная защита.
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся включает определенные этапы. Задание: давайте определим эти этапы и их содержание (работа в группах).
Итоги обсуждения: три относительно самостоятельных подпрограммы:
1.Подпрограмма «тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска: лабораторные и практические занятия;
семинары; диспуты с такими видами деятельности, как исследовательская, проектная и др. на основе привлечения широкого спектра информационных источников.
2.Подпрограмма «исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов;
3.Подпрограмма «мониторинг»: организация мероприятий, необходимых для управления процессом исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ, конкурсы и др.).
Практическое занятие. Остановимся на подпрограмме «Тренинг» и проведем лабораторную работу с источниками.
Задание группам: выявить умения и навыки, формируемые в процессе систематической работы с источниками; работа в группах путем «мозгового штурма» с источниками и с суждениями историков.
1этап - перед участниками ставятся цели и формулируются задачи, предлагаются карточки- инструкции по работе с источниками.
2 этап – самостоятельная работа согласно инструкциям.
3 этап– коллективное обсуждение результатов работы в одном из вариантов: творческие отчеты групп, выступления представителей.
4 этап – подведение итогов: формулирование итогового вывода; рефлексия.
1группе предлагается прием локального и целостного анализа текста (на примере источника «Русская Правда» П.Пестеля) по алгоритму, обобщить полученные данные и сделать вывод о реализации конкретных идей в историческом документе (локальный) или об общем значении «Русской Правды»» (целостный).
| |
Локальный анализ текста | Целостный анализ текста |
|
|
2 группа получает два документа: «Конституция» Муравьева Н. и «Русская Правда» Пестеля П., руководителей тайных обществ декабристов. Задача -заполнить сравнительную таблицу.
Конституция Н. Муравьева | Русская правда П.И. Пестеля | |
Государственное устройство | ||
Форма правления | ||
Организации власти | ||
Избирательные права | ||
Права и свободы личности | ||
Крепостное право | ||
Земельный вопрос | ||
Сословный строй | ||
Суд | ||
Гражданство |
3 группа получает мини-хрестоматию «Суждения о декабристах». Задача – проанализировать документы – оценки движения декабристов.
«Это были утописты, романтические политики или политические дилетанты» (П. Вяземский)
«Именно потому, что им не безразлична судьба русского народа, потому что они патриоты и вольнолюбцы, они идут на штурм устоев самодержавия» (В. Ульянов- Ленин)
«Вся будущность страны в один прекрасный день была разыграна в кости несколькими молодыми людьми, между трубкой и бокалом вина» (П. Чаадаев)
«Горсть дерзких злодеев и ослепленных юношей замыслили приобщить и нашу девственную нацию к ужасам и морали растленного Запада» (М, Корф)
«Эти замысли были чужды для русского ума и сердца» (Н. Греч)
«…Порядок вещей, который господствует так трудно искоренить, должен был рано или поздно привести к подобному результату» (Николай I; январь 1826 г.)
«Русская правда Пестеля- настоящее шутовство, если бы дело не было так серьезно; я обнаружил какой- то хаос крикливых, плохо понятых и плохо переваренных мыслей» (Великий князь Константин)
«Не просвещению, но праздности ума, недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, пагубную роскошь полупознаний, порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов» (Николай I; из Манифеста)
«И эта штука не удалась!» (М. Сперанский)
Подведение итогов лабораторного занятия:
- выступление представителей групп по заданиям работы с источниками;
-результат систематического использования приёма выражается в сформированности следующих умений: делать локальный и целостный анализ текста; сравнивать содержание текста с уже имеющимися знаниями; находить аналогии; устанавливать логическую связь между фактами; обобщать материал и самостоятельно делать выводы. сопоставлять сведения в разных источниках, находить и объяснять причины разных авторских подходов; выявлять мотивы, причины их расхождений; формулировать собственные суждения и аргументировать их, терпимо и с пониманием относиться к наличию иных точек зрения.
Рефлексия (техника «ПОПС» ) : Итак, мы познакомились с одним из важнейших умений в исследовательской деятельности:
- почувствовали ли вы себя исследователями? Почему вы сделали этот вывод?
Участникам мастер-класса предложено написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция: «Я считаю, что исследовательская деятельность…».
О – объяснение (или обоснование) «Потому что …».
П – пример «Я могу это доказать это на примере …».
С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Обмен мнениями и идеями с участниками мастер-класса.
Итог: Ученики в ходе работы с источниками должны владеть научными понятиями. Как сформировать понятийное мышление школьников? Давайте обсудим на следующей встрече.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ
В данной статье описан опыт работы по организации проектной и исследовательской деятельности по экологии. Приведены темы исследовательских проектов, выполненных учащимися, а так же выделены цели и зад...
Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО
Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...
Организация учебно-исследовательской деятельности как фактор развития творческих способностей школьников
Выступление...
методическая разработка " Организация учебно-исследовательской деятельности школьников"
Я понимаю научно-исследовательскую деятельность учащихся как процесс совместной деятельности учащегося и педагога. Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, я...
Формы и методы организации учебно-исследовательской краеведческой работы школьников (лекция 13 ноября 2020 г.)
Лекция на семинаре педагогов дополнительного образования...
Надбитов Р.К. Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. 2020 г.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
Организация учебно-исследовательской деятельности школьников: опыт, результаты, перспективы.
laquo;Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одаренность, кроме тех, которые проявляютсяв результате активного участия хотя бы в самоймаленькой поисковой исследовательской работе.»А....