Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
презентация к уроку на тему

Погодина Наталья Юрьевна

Презентация к докладу Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_seminaru.ppt487 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» Погодина Н.Ю

Слайд 2

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать.» Дени Дидро

Слайд 3

Технология РКМЧП позволяет решить задачи: образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала, культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков; ответственности за знание.

Слайд 4

Модель технологии Рефлексия Осмысление Вызов Осмысление Рефлексия Вызов

Слайд 5

ВЫЗОВ ( E vocation): актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме; пробуждение интереса к изучаемой теме; обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний; побуждение читателя к активной деятельности.

Слайд 6

Осмысление ( Realization of meaning ): активное получение новой информации; осмысление новой информации; соотнесение новой информации с собственными знаниями; отслеживание процесса познания и собственного понимания .

Слайд 7

Рефлексия ( Reflection ): целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу; выявление еще непознанного; анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций; поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

Слайд 8

В рамках технологии реализуется несколько стратегий : чтение с остановками; чтение и суммирование в парах; «Знаю-Хочу узнать-Узнал» (ЗХУ); чтение с пометками (например, INSERT ); «Зигзаг» (в различных вариантах); параллельное чтение текстов; ведение бортовых дневников (в различных вариантах); и др.

Слайд 9

Чтение с остановками Применяется преимущественно при чтении художественных текстов. Педагог заранее делит текст на отрезки и задает вопросы после каждого прочитанного отрывка. Обучающиеся читают отрывки и во время остановок чтения отвечают на вопросы, делятся собственными впечатлениями, обосновывают свои мнения по поводу прочитанного и прогнозируют дальнейшее развитие сюжета.

Слайд 10

Сравнительная таблица Применяется обычно на стадии осмысления для сравнения нескольких объектов изучения. Вариант 1. Обучающиеся по ходу чтения заполняют таблицу, где в центральной колонке выписывают линию сравнения (это может предварительно сделать педагог или в ходе обсуждения на стадии вызова – сами обучающиеся), а в боковых колонках расположены сравниваемые объекты (процессы, явления). Вариант 2. Обучающиеся заполняют таблицу, в которой в одной колонке выписываются черты сходства, а в других – различия изучаемых объектов (процессов, явлений).

Слайд 11

Чтение и суммирование в парах Стратегия взаимообучения. Развивает умение взаимодействовать с партнером. Кроме того применяется для детальной проработки учебного материала, так как сочетает чтение, размышление, письмо и проговаривание. Каждый партнер изучает текст с определенной целью, записывает главное, готовит пересказ и рассказывает соседу. Затем роли меняются. Оценивается работа пары, а не индивидуальная работа.

Слайд 12

Зигзаг Стратегия взаимообучения применяется для чтения больших текстов. Существует в вариантах «Зигзаг», «Двойной зигзаг» и «Зигзаг с вопросами». Зигзаг. Обучающиеся делятся на группы произвольно. Каждая группа получает свой фрагмент текста для проработки и доклада, выступает только один спикер. Сборка текста идет фронтально. После каждого сообщения происходит общая рефлексия и дается прогноз на будущее (аналогично с «Чтением с остановками»). Работа оценивается индивидуально. Двойной зигзаг. Обучающиеся делятся на группы таким образом, чтобы количество исходных кооперативных групп совпадало с количеством участников в каждой (оптимально – 5 х 5 или 6 х 6). Каждая кооперативная группа получает для чтения полный текст, каждому читателю достается один из фрагментов текста. После первого прочтения читатели переходят в экспертные группы, в которых вместе собираются те, кто читали одинаковые фрагменты. Они выбирают ключевые слова и составляют подробный план пересказа. Вернувшись в исходные группы обучающиеся, опираясь на созданные планы, рассказывают содержание фрагмента остальным участникам кооперативной группы, добиваясь понимания. Оценивается в группах, а не индивидуально. Зигзаг с вопросами. Работа идет так же, как в «Двойном зигзаге», но каждая экспертная группа дополнительно готовит вопросы на понимание для участников из других экспертных групп, которые должны отвечать на них после суммирования в кооперативных группах.

Слайд 13

Параллельное чтение текстов Применяется для сравнения различных точек зрения на изучаемый материал. Обучающиеся на основе двух (реже – большего количества) различных текстов вырабатывают собственную позицию. Чаще всего тексты читают блоками – по фрагментам.

Слайд 14

Примеры приемов технологии РКМЧП

Слайд 15

Прием «Кластер» На стадии вызова обучающимся предлагается в течение 3-5 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме, в этом случае прием применяется для систематизации имеющейся информации и выявления возможных областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии, группируя понятия в соответствии с индивидуальными представлениями, участники графически изображают логические связи между ними, что предоставляет возможность отразить индивидуальные результаты обучения.

Слайд 16

Прием «Верные и неверные высказывания». Применяется на стадии вызова для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового материала. Участникам предлагается набор высказываний, часть из которых истина, а другая часть – ложна. Каждый выбирает те высказывания, которые он считает правильными и обосновывает свое мнение. На стадии рефлексии все вместе возвращаются к высказываниям и проверяют верность исходных мнений.

Слайд 17

Прием «Сочинение синквейна». Применяется на стадии рефлексии для «присвоения» новой информации. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна определен так. Первая строка – одно существительное, ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих первое слово. Третья срока – три глагола, показывающие типичные действие понятия. Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор отражает существенные черты изученного понятия и/или высказывает свое отношение к новой полученной на занятии информации. Пятая строка – одно слово-резюме (обычно существительное, но также возможны наречия, местоимения, прилагательные и даже междометия), через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Слайд 18

Прием «Написание эссе». Применяется для выработки собственного отношения к изученному на занятии. В течение 5 минут участники записывают свои размышления об изученном материале. Ограниченность времени является принципиальным! Важно не просто уложиться в норматив, но представить содержательный и цельный текст.

Слайд 19

Фрагмент 1 Айзек Азимов. «...Вставьте шплинт А в гнездо Б...»

Слайд 20

Вопросы О чем этот текст?

Слайд 21

Фрагмент 2 Дейв Вудбери и Джон Хэнсен, неуклюжие в своих скафандрах, с волнением наблюдали, как огромная клеть медленно отделяется от транспортного корабля и входит в шлюз для перехода в другую атмосферу.

Слайд 22

Вопросы Оправдались ли ваши предположения? Что будет дальше?

Слайд 23

Фрагмент 3 Почти год провели они на космической станции А-5, и им, понятное дело, осточертели грохочущие фильтрационные установки, протекающие резервуары с гидропоникой, генераторы воздуха, которые надсадно гудели, а иногда и просто выходили из строя. - Все разваливается, - скорбно вздыхал Вудбери, - потому что все это мы сами же и собирали. - Следуя инструкциям, - добавлял Хэнсен, - составленным каким-то идиотом.

Слайд 24

Вопросы Оправдались ли ваши предположения? Что будет дальше?

Слайд 25

Фрагмент 4 Основания для жалоб, несомненно, были. На космическом корабле самое дефицитное - это место, отводимое для груза, потому-то все оборудование, компактно уложенное, приходилось доставлять на станцию в разобранном виде. Все приборы и установки приходилось собирать на самой станции собственными руками, пользуясь явно не теми инструментами и следуя невнятным и пространным инструкциям по сборке. Вудбери старательно записал все жалобы, Хэнсен снабдил их соответствующими эпитетами, и официальная просьба об оказании в создавшейся ситуации срочной помощи отправилась на Землю.

Слайд 26

Вопросы Оправдались ли ваши предположения? Что будет дальше?

Слайд 27

Фрагмент 5 И Земля ответила.

Слайд 28

Вопросы Оправдались ли ваши предположения? Что будет дальше?

Слайд 29

Фрагмент 6 Был сконструирован специальный робот с позитронным мозгом, напичканным знаниями о том, как собрать любой мыслимый механизм. Этот-то робот и находился сейчас в разгружающейся клети. Вудбери нервно задрожал, когда створки шлюза наконец сомкнулись за ней. - Первым делом, - громыхнул Вудбери, - пусть он разберет и вновь соберет все приборы на кухне и настроит автомат для поджаривания бифштексов, чтобы они у нас выходили с кровью, а не подгорали. Они вошли в станцию и принялись осторожно обрабатывать клеть демолекуляризаторами, чтобы удостовериться, что не пропадает ни один атом их выполненного на заказ робота-сборщика. Клеть раскрылась!

Слайд 30

Вопросы Оправдались ли ваши предположения? Что будет дальше?

Слайд 31

Фрагмент 7 Внутри лежали пятьсот ящиков с отдельными узлами... и пачка машинописных листов со смазанным текстом.

Слайд 32

Вопросы Оправдались ли ваши предположения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо

В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем  мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...

Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....