Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
статья по теме

Погодина Наталья Юрьевна

Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледжа и Университета штата Северная Айова (США)

Технология прошла апробацию в многих странах, является личностно ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач кроме собственно образовательных, в том числе и общесоциальных, таких как развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитание базовых навыков человека открытого информационного пространства. На основе опыта применения этой технологии становится очевидным, что «учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.

Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных образовательных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т. д.) и для обучающихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Дени Дидро

СЛАЙД 2

Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледжа и Университета штата Северная Айова (США)

Технология прошла апробацию в многих странах, является личностно ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач кроме собственно образовательных, в том числе и общесоциальных, таких как развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитание базовых навыков человека открытого информационного пространства. На основе опыта применения этой технологии становится очевидным, что «учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.

Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных образовательных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т. д.) и для обучающихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации).

СЛАЙД 3

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков;
  • ответственности за знание.

СЛАЙД 4

В ее основе лежит базовая модель технологии, представляющая трехзвенную цепочку – «вызов – осмысление – рефлексия» (рис. 1), реализующая закономерности мыслительной деятельности человека, и соответствующая ей дидактическая система.

СЛАЙД 5

Каждый из этапов базовой модели имеет характерные особенности и направлен на достижение конкретных целей.

Вызов (Evocation):

  • актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
  • пробуждение интереса к изучаемой теме;
  • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
  • побуждение читателя к активной деятельности.

СЛАЙД 6

Осмысление (Realization of meaning):

  • активное получение новой информации;
  • осмысление новой информации;
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями;
  • отслеживание процесса познания и  собственного понимания.

СЛАЙД 7

Рефлексия (Reflection):

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
  • выявление еще непознанного;
  • анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
  • поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

СЛАЙД 8

В рамках технологии реализуется несколько стратегий:

  • чтение с остановками;
  • чтение и суммирование в парах;
  • «Знаю-Хочу узнать-Узнал» (ЗХУ);
  • чтение с пометками (например, INSERT);
  • «Зигзаг» (в различных вариантах);
  • параллельное чтение текстов;
  • ведение бортовых дневников (в различных вариантах);
  • и др.

Описание основных стратегий технологии РКМЧП

СЛАЙД  9

Чтение с остановками

Применяется преимущественно при чтении художественных текстов.

Педагог заранее делит текст на отрезки и задает вопросы после каждого прочитанного отрывка.

Обучающиеся читают отрывки и во время остановок чтения отвечают на вопросы, делятся собственными впечатлениями, обосновывают свои мнения по поводу прочитанного и прогнозируют дальнейшее развитие сюжета.

СЛАЙД 10

Сравнительная таблица

Применяется обычно на стадии осмысления для сравнения нескольких объектов изучения.

Вариант 1. Обучающиеся по ходу чтения заполняют таблицу, где в центральной колонке выписывают линию сравнения (это может предварительно сделать педагог или в ходе обсуждения на стадии вызова – сами обучающиеся), а в боковых колонках расположены сравниваемые объекты (процессы, явления).

Вариант 2. Обучающиеся заполняют таблицу, в которой в одной колонке выписываются черты сходства, а в других – различия изучаемых объектов (процессов, явлений).

СЛАЙД 11

Чтение и суммирование в парах

Стратегия взаимообучения. Развивает умение взаимодействовать с партнером. Кроме того применяется для детальной проработки учебного материала, так как сочетает чтение, размышление, письмо и проговаривание.

Каждый партнер изучает текст с определенной целью, записывает главное, готовит пересказ и рассказывает соседу. Затем роли меняются. Оценивается работа пары, а не индивидуальная работа.

СЛАЙД 12

Зигзаг

Стратегия взаимообучения применяется для чтения больших текстов. Существует в вариантах «Зигзаг», «Двойной зигзаг» и «Зигзаг с вопросами».

Зигзаг. Обучающиеся делятся на группы произвольно. Каждая группа получает свой фрагмент текста для проработки и доклада, выступает только один спикер. Сборка текста идет фронтально. После каждого сообщения происходит общая рефлексия и дается прогноз на будущее (аналогично с «Чтением с остановками»). Работа оценивается индивидуально.

Двойной зигзаг. Обучающиеся делятся на группы таким образом, чтобы количество исходных кооперативных групп совпадало с количеством участников в каждой (оптимально – 5 х 5 или 6 х 6). Каждая кооперативная группа получает для чтения полный текст, каждому читателю достается один из фрагментов текста. После первого прочтения читатели переходят в экспертные группы, в которых вместе собираются те, кто читали одинаковые фрагменты. Они выбирают ключевые слова и составляют подробный план пересказа. Вернувшись в исходные группы обучающиеся, опираясь на созданные планы, рассказывают содержание фрагмента  остальным участникам кооперативной группы, добиваясь понимания. Оценивается в группах, а не индивидуально.

Зигзаг с вопросами. Работа идет так же, как в «Двойном зигзаге», но каждая экспертная группа дополнительно готовит вопросы на понимание для участников из других экспертных групп, которые должны отвечать на них после суммирования в кооперативных группах.

СЛАЙД  13

Параллельное чтение текстов

Применяется для сравнения различных точек зрения на изучаемый материал. Обучающиеся на основе двух (реже – большего количества) различных текстов вырабатывают собственную позицию. Чаще всего тексты читают блоками – по фрагментам.

СЛАЙД 14

Примеры приемов технологии РКМЧП

В технологии РКМЧП имеется целый арсенал приемов, применение которых дает возможность получить гарантированный результат. Следует различать базовую модель, стратегии и приемы, которые являются иерархически соподчиненными уровнями детализации технологии.

СЛАЙД 15

Прием «Кластер» (графический систематизатор) является универсальным.

На стадии вызова обучающимся предлагается в течение 3-5 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме, в этом случае прием применяется для систематизации имеющейся информации и выявления возможных областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии, группируя понятия в соответствии с индивидуальными представлениями, участники графически изображают логические связи между ними, что предоставляет возможность отразить индивидуальные результаты обучения.

СЛАЙД 16

Прием «Верные и неверные высказывания».

Применяется на стадии вызова для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового материала. Участникам предлагается набор высказываний, часть из которых истина, а другая часть – ложна. Каждый выбирает те высказывания, которые он считает правильными и обосновывает свое мнение. На стадии рефлексии все вместе возвращаются к высказываниям и проверяют верность исходных мнений.

СЛАЙД 17

Прием «Сочинение синквейна».

Применяется на стадии рефлексии для «присвоения» новой информации.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна определен так.

Первая строка – одно существительное, ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих первое слово.

Третья срока – три глагола, показывающие типичные действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор отражает существенные черты изученного понятия и/или высказывает свое отношение к новой полученной на занятии информации.

Пятая строка – одно слово-резюме (обычно существительное, но также возможны наречия, местоимения, прилагательные и даже междометия), через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

СЛАЙД 18

Прием «Написание эссе».

Применяется для выработки собственного отношения к изученному на занятии. В течение 5 минут участники записывают свои размышления об изученном материале.

Ограниченность времени является принципиальным! Важно не просто уложиться в норматив, но представить содержательный и цельный текст.

Из большой копилки приемов была выбрана лишь небольшая часть. Разумеется, в технологии их значительно больше, но даже эти примеры покажут вам, что это не сложно, интересно и эффективно.

Попробуйте применить их на занятиях.

Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо

В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем  мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...

Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....