Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
статья по теме
Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледжа и Университета штата Северная Айова (США)
Технология прошла апробацию в многих странах, является личностно ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач кроме собственно образовательных, в том числе и общесоциальных, таких как развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитание базовых навыков человека открытого информационного пространства. На основе опыта применения этой технологии становится очевидным, что «учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.
Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных образовательных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т. д.) и для обучающихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развитие критического мышления через чтение и письмо» | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро
СЛАЙД 2
Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледжа и Университета штата Северная Айова (США)
Технология прошла апробацию в многих странах, является личностно ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач кроме собственно образовательных, в том числе и общесоциальных, таких как развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитание базовых навыков человека открытого информационного пространства. На основе опыта применения этой технологии становится очевидным, что «учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.
Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных образовательных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т. д.) и для обучающихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации).
СЛАЙД 3
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков;
- ответственности за знание.
СЛАЙД 4
В ее основе лежит базовая модель технологии, представляющая трехзвенную цепочку – «вызов – осмысление – рефлексия» (рис. 1), реализующая закономерности мыслительной деятельности человека, и соответствующая ей дидактическая система.
СЛАЙД 5
Каждый из этапов базовой модели имеет характерные особенности и направлен на достижение конкретных целей.
Вызов (Evocation):
- актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
- пробуждение интереса к изучаемой теме;
- обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
- побуждение читателя к активной деятельности.
СЛАЙД 6
Осмысление (Realization of meaning):
- активное получение новой информации;
- осмысление новой информации;
- соотнесение новой информации с собственными знаниями;
- отслеживание процесса познания и собственного понимания.
СЛАЙД 7
Рефлексия (Reflection):
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
- выявление еще непознанного;
- анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
- поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
СЛАЙД 8
В рамках технологии реализуется несколько стратегий:
- чтение с остановками;
- чтение и суммирование в парах;
- «Знаю-Хочу узнать-Узнал» (ЗХУ);
- чтение с пометками (например, INSERT);
- «Зигзаг» (в различных вариантах);
- параллельное чтение текстов;
- ведение бортовых дневников (в различных вариантах);
- и др.
Описание основных стратегий технологии РКМЧП
СЛАЙД 9
Чтение с остановками
Применяется преимущественно при чтении художественных текстов.
Педагог заранее делит текст на отрезки и задает вопросы после каждого прочитанного отрывка.
Обучающиеся читают отрывки и во время остановок чтения отвечают на вопросы, делятся собственными впечатлениями, обосновывают свои мнения по поводу прочитанного и прогнозируют дальнейшее развитие сюжета.
СЛАЙД 10
Сравнительная таблица
Применяется обычно на стадии осмысления для сравнения нескольких объектов изучения.
Вариант 1. Обучающиеся по ходу чтения заполняют таблицу, где в центральной колонке выписывают линию сравнения (это может предварительно сделать педагог или в ходе обсуждения на стадии вызова – сами обучающиеся), а в боковых колонках расположены сравниваемые объекты (процессы, явления).
Вариант 2. Обучающиеся заполняют таблицу, в которой в одной колонке выписываются черты сходства, а в других – различия изучаемых объектов (процессов, явлений).
СЛАЙД 11
Чтение и суммирование в парах
Стратегия взаимообучения. Развивает умение взаимодействовать с партнером. Кроме того применяется для детальной проработки учебного материала, так как сочетает чтение, размышление, письмо и проговаривание.
Каждый партнер изучает текст с определенной целью, записывает главное, готовит пересказ и рассказывает соседу. Затем роли меняются. Оценивается работа пары, а не индивидуальная работа.
СЛАЙД 12
Зигзаг
Стратегия взаимообучения применяется для чтения больших текстов. Существует в вариантах «Зигзаг», «Двойной зигзаг» и «Зигзаг с вопросами».
Зигзаг. Обучающиеся делятся на группы произвольно. Каждая группа получает свой фрагмент текста для проработки и доклада, выступает только один спикер. Сборка текста идет фронтально. После каждого сообщения происходит общая рефлексия и дается прогноз на будущее (аналогично с «Чтением с остановками»). Работа оценивается индивидуально.
Двойной зигзаг. Обучающиеся делятся на группы таким образом, чтобы количество исходных кооперативных групп совпадало с количеством участников в каждой (оптимально – 5 х 5 или 6 х 6). Каждая кооперативная группа получает для чтения полный текст, каждому читателю достается один из фрагментов текста. После первого прочтения читатели переходят в экспертные группы, в которых вместе собираются те, кто читали одинаковые фрагменты. Они выбирают ключевые слова и составляют подробный план пересказа. Вернувшись в исходные группы обучающиеся, опираясь на созданные планы, рассказывают содержание фрагмента остальным участникам кооперативной группы, добиваясь понимания. Оценивается в группах, а не индивидуально.
Зигзаг с вопросами. Работа идет так же, как в «Двойном зигзаге», но каждая экспертная группа дополнительно готовит вопросы на понимание для участников из других экспертных групп, которые должны отвечать на них после суммирования в кооперативных группах.
СЛАЙД 13
Параллельное чтение текстов
Применяется для сравнения различных точек зрения на изучаемый материал. Обучающиеся на основе двух (реже – большего количества) различных текстов вырабатывают собственную позицию. Чаще всего тексты читают блоками – по фрагментам.
СЛАЙД 14
Примеры приемов технологии РКМЧП
В технологии РКМЧП имеется целый арсенал приемов, применение которых дает возможность получить гарантированный результат. Следует различать базовую модель, стратегии и приемы, которые являются иерархически соподчиненными уровнями детализации технологии.
СЛАЙД 15
Прием «Кластер» (графический систематизатор) является универсальным.
На стадии вызова обучающимся предлагается в течение 3-5 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме, в этом случае прием применяется для систематизации имеющейся информации и выявления возможных областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии, группируя понятия в соответствии с индивидуальными представлениями, участники графически изображают логические связи между ними, что предоставляет возможность отразить индивидуальные результаты обучения.
СЛАЙД 16
Прием «Верные и неверные высказывания».
Применяется на стадии вызова для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового материала. Участникам предлагается набор высказываний, часть из которых истина, а другая часть – ложна. Каждый выбирает те высказывания, которые он считает правильными и обосновывает свое мнение. На стадии рефлексии все вместе возвращаются к высказываниям и проверяют верность исходных мнений.
СЛАЙД 17
Прием «Сочинение синквейна».
Применяется на стадии рефлексии для «присвоения» новой информации.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна определен так.
Первая строка – одно существительное, ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих первое слово.
Третья срока – три глагола, показывающие типичные действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор отражает существенные черты изученного понятия и/или высказывает свое отношение к новой полученной на занятии информации.
Пятая строка – одно слово-резюме (обычно существительное, но также возможны наречия, местоимения, прилагательные и даже междометия), через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
СЛАЙД 18
Прием «Написание эссе».
Применяется для выработки собственного отношения к изученному на занятии. В течение 5 минут участники записывают свои размышления об изученном материале.
Ограниченность времени является принципиальным! Важно не просто уложиться в норматив, но представить содержательный и цельный текст.
Из большой копилки приемов была выбрана лишь небольшая часть. Разумеется, в технологии их значительно больше, но даже эти примеры покажут вам, что это не сложно, интересно и эффективно.
Попробуйте применить их на занятиях.
Успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...
Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо
В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.
Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....