Рабочая программа по организации внеурочной деятельности курса «Робототехника» для 5 классов
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса «Основы робототехники» на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robototehnika_5_klass.docx | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Новотроицкая СОШ
Рассмотрено на заседании МО Протокол №1 « » ________ 2017 г. Руководитель МО_____________ | Согласовано: Зам. директора по УВР _________/Муравлёва Ж.А. « » 2017 года | Утверждаю: Директор школы _____________ Акимова Е.Н. Приказ № _от « » __ 2017г. |
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности
курса «Робототехника» для 5 классов
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса создана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 1897 от 17.12. 2010 г., зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011г.)
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
- Учебный план МКОУ Новотроицкой СОШ
На реализацию учебного курса «Робототехника» используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации курса по выбору - кружок.
Общий объем учебного времени 34 учебный час(один час в неделю).
При изучении курса используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Рабочая программа элективного курса «Основы робототехники» на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3 составлена в соответствии с учебным планом МКОУ Новотроицкой СОШ .
Использование конструктора LEGO EV3 позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления/
Формы контроля
- Практические занятия
- Творческие проекты
Преобладающей формой текущего контроля выступает проверка работоспособности робота:
- выяснение технической задачи,
- определение путей решения технической задачи
Цель курса:
Изучение курса «Робототехника» на уровне основного общего образования направлено на достижение следующей цели: развитие интереса школьников к технике и техническому творчеству.
Задачи:
1. Познакомить с практическим освоением технологий проектирования, моделирования и изготовления простейших технических моделей.
2. Развивать творческие способности и логическое мышление.
3. Выявить и развить природные задатки и способности детей, помогающие достичь успеха в техническом творчестве.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Mетапредметные результаты :
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.
Основное содержание.
1. Введение в робототехнику.
Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления применения роботов. Искусственный интеллект. Правила работы с конструктором LEGO
Управление роботами. Методы общения с роботом. Состав конструктора LEGO MINDSTORMS EV3. Визуальные языки программирования. Их основное назначение и возможности. Команды управления роботами. Среда программирования модуля, основные блоки.
2. Знакомство с роботами LEGO MINDSTORMS EV3 EDU.
Правила техники безопасности при работе с роботами-конструкторами. Правила обращения с роботами. Основные механические детали конструктора. Их название и назначение.
Модуль EV3. Обзор, экран, кнопки управления модулем, индикатор состояния, порты. Установка батарей, способы экономии энергии. Включение модуля EV3. Запись программы и запуск ее на выполнение. Сервомоторы EV3, сравнение моторов. Мощность и точность мотора. Механика механизмов и машин. Виды соединений и передач и их свойства.
Сборка роботов. Сборка модели робота по инструкции. Программирование движения вперед по прямой траектории. Расчет числа оборотов колеса для прохождения заданного расстояния.
3. Датчики LEGO MINDSTORMS EV3 EDU и их параметры.
Датчики. Датчик касания. Устройство датчика. Практикум. Решение задач на движение с использованием датчика касания.
Датчик цвета, режимы работы датчика. Решение задач на движение с использованием датчика цвета.
Ультразвуковой датчик. Решение задач на движение с использованием датчика расстояния.
Гироскопический датчик. Инфракрасный датчик, режим приближения, режим маяка.
Подключение датчиков и моторов.
Интерфейс модуля EV3. Приложения модуля. Представление порта. Управление мотором.
Проверочная работа № 1 по теме «Знакомство с роботами LEGO MINDSTORMS».
4. Основы программирования и компьютерной логики.
Среда программирования модуля. Создание программы. Удаление блоков. Выполнение программы. Сохранение и открытие программы.
Счетчик касаний. Ветвление по датчикам. Методы принятия решений роботом. Модели поведения при разнообразных ситуациях.
Программное обеспечение EV3. Среда LABVIEW. Основное окно. Свойства и структура проекта. Решение задач на движение вдоль сторон квадрата. Использование циклов при решении задач на движение.
Программные блоки и палитры программирования. Страница аппаратных средств. Редактор контента. Инструменты. Устранение неполадок. Перезапуск модуля.
Решение задач на движение по кривой. Независимое управление моторами. Поворот на заданное число градусов. Расчет угла поворота.
Использование нижнего датчика освещенности. Решение задач на движение с остановкой на черной линии. Решение задач на движение вдоль линии. Калибровка датчика освещенности.
Программирование модулей. Решение задач на прохождение по полю из клеток. Соревнование роботов на тестовом поле.
5. Практикум по сборке роботизированных систем.
Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов. Использование конструктора Lego в качестве цифровой лаборатории.
Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности.
Сила. Плечо силы. Подъемный кран. Счетчик оборотов. Скорость вращения сервомотора. Мощность. Управление роботом с помощью внешних воздействий.
Реакция робота на звук, цвет, касание. Таймер.
Движение по замкнутой траектории. Решение задач на криволинейное движение.
Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием нескольких разных видов датчиков. Решение задач на выход из лабиринта. Ограниченное движение.
Проверочная работа №2 по теме «Виды движений роботов»
6. Творческие проектные работы и соревнования.
Правила соревнований. Работа над проектами «Движение по заданной траектории», «Кегельринг». Соревнование роботов на тестовом поле.
Конструирование собственной модели робота. Программирование и испытание собственной модели робота. Подведение итогов работы учащихся. Подготовка докладов, презентаций, стендовых материалов для итоговой конференции. Завершение создания моделей роботов для итоговой выставки.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Виды контроля |
1 | Введение в робототехнику | 2 | |
2 | Знакомство с роботами LEGO MINDSTORMS EV3 EDU. | 4 | |
3 | Датчики LEGO и их параметры. | 6 | Проверочная работа |
4 | Основы программирования и компьютерной логики | 9 | Проверочная работа |
5 | Практикум по сборке роботизированных систем | 8 | Практическая работа |
6 | Творческие проектные работы и соревнования | 5 | Соревнования моделей роботов. Презентация групповых проектов |
ВСЕГО |
Цифровые ресурсы:
1. Сайт разработчиков конструктора ПервоРобот NXT Lego mindstorms
education [Электронный ресурс]. Режим доступа:
• http://www.gruppa-prolif.ru/content/view/23/44/
• http://robotics.ru/
• http://moodle.uni-altai.ru/mod/forum/discuss.php?d=17
• http://ar.rise-tech.com/Home/Introduction
• http://www.prorobot.ru/lego/robototehnika_v_shkole_6-8_klass.php
• http://www.prorobot.ru/lego.php
• http://robotor.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ уроков | Тема урока | Дата проведения | Факт | ||||
1 | Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления применения роботов. Правила работы с конструктором LEGO | 04.09 | |||||
2 | Управление роботами. Методы общения с роботом. Состав конструктора LEGO MINDSTORMS EV3. Языки программирования. Среда программирования модуля, основные блоки. | 11.09 | |||||
3 | Правила техники безопасности при работе с роботами-конструкторами. Правила обращения с роботами. Основные механические детали конструктора и их назначение. | 18.09 | |||||
4 | Модуль EV3. Обзор, экран, кнопки управления модулем, индикатор состояния, порты. Установка батарей, способы экономии энергии. Включение модуля EV3. Запись программы и запуск ее на выполнение. | 25.09 | |||||
5 | Сервомоторы EV3, сравнение моторов. Мощность и точность мотора. Механика механизмов и машин. Виды соединений и передач и их свойства. | 02.10 | |||||
6 | Сборка модели робота по инструкции. Программирование движения вперед по прямой траектории. Расчет числа оборотов колеса для прохождения заданного расстояния. | 09.10 | |||||
7 | Датчик касания. Устройство датчика. Практикум. Решение задач на движение с использованием датчика касания. | 16.10 | |||||
8 | Датчик цвета, режимы работы датчика. Решение задач на движение с использованием датчика | 23.10 | |||||
9 | Ультразвуковой датчик. Решение задач на движение с использованием датчика расстояния | 30.10 | |||||
10 | Гироскопический датчик. Инфракрасный датчик, режим приближения, режим маяка. | 06.11 | |||||
11 | Подключение датчиков и моторов. Интерфейс модуля EV3. Приложения модуля. Представление порта. Управление мотором. | 13.11 | |||||
12 | Проверочная работа № 1 по теме «Знакомство с роботами LEGO MINDSTORMS». | 20.11 | |||||
13 | Среда программирования модуля. Создание программы. Удаление блоков. Выполнение программы. Сохранение и открытие программы. | 27.11 | |||||
14 | Счетчик касаний. Ветвление по датчикам. Методы принятия решений роботом. Модели поведения при разнообразных ситуациях. | 04.12 | |||||
15 | Программное обеспечение EV3. Среда LABVIEW. Основное окно Свойства и структура проекта. Решение задач на движение вдоль сторон квадрата. Использование циклов при решении задач на движение. | 11.12 | |||||
16 | Программные блоки и палитры программирования Страница аппаратных средств Редактор контента Инструменты Устранение неполадок. Перезапуск модуля | 18.12 | |||||
17 | Решение задач на движение по кривой. Независимое управление моторами. Поворот на заданное число градусов. Расчет угла поворота. | 25.12 | |||||
18 | Использование нижнего датчика освещенности. Решение задач на движение с остановкой на черной линии. | ||||||
19 | Решение задач на движение вдоль линии. Калибровка датчика освещенности. | ||||||
20 | Программирование модулей. Решение задач на прохождение по полю из клеток | ||||||
21 | Соревнование роботов на тестовом поле. Зачет времени и количества ошибок | ||||||
22 | Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов. Использование конструктора в качестве цифровой лаборатории. | ||||||
23 | Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности. | ||||||
24 | Сила. Плечо силы. Подъемный кран. Счетчик оборотов. Скорость вращения сервомотора. Мощность. | ||||||
25 | Управление роботом с помощью внешних воздействий. Реакция робота на звук, цвет, касание. Таймер. | ||||||
26 | Движение по замкнутой траектории. Решение задач на криволинейное движение. | ||||||
27 | Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием нескольких разных видов датчиков. | ||||||
28 | Решение задач на выход из лабиринта. Ограниченное движение. | ||||||
29 | Проверочная работа №2 по теме «Виды движений роботов» | ||||||
30 | Работа над проектами «Движение по заданной траектории», «Кегельринг». Правила соревнований. | ||||||
31 | Соревнование роботов на тестовом поле. Зачет времени и количества ошибок | ||||||
32 | Конструирование собственной модели робота | ||||||
33 | Программирование и испытание собственной модели робота. | ||||||
34 | Презентации и защита проекта «Мой уникальный робот» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и утверждении рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности.
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕо разработке и утверждении рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности....
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности курса «Робототехника» для 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Основы робототехники» на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3 составлена в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №5.Использование конструкт...
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности курса «Наглядная геометрия» для 5 класса
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения о...
Программа организации внеурочной деятельности учащихся 1-4 классы "Веселые нотки" ФГОС
Программа организации внеурочной деятельности учащихся Вокальная студия хорового пения«Веселые нотки»в рамках реализации ФГОСдля 1-4 классов....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы робототехники и программирования» для организации внеурочной деятельности учащихся 5-11 классов
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы робототехники и программирования» для организации внеурочной деятельности учащихся 5-11 классов...
Рабочие программы для организации внеурочной деятельности по ОБЖ
Внеклассная работа в настоящее время стала важной формой общественного воспитания детей, она представляет систему организованных занятий, проводимых школой с учащимися во внеурочное время, являющихся ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: «Курс грамотности» 9 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Курс грамотности»для 9 класса составлена на основе предметной программы, входящей в состав основной образовательной программы основного ...