Методические рекомендации по организации утренних бесед с детьми.
консультация по теме
Материал предназначен для воспитателей детских садов, использующих в своей работе планирование по лексическим темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utrennie_besedy.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
При использовании в воспитательно-образовательной работе тематического планирования большое значение имеет организация утренних бесед с детьми. Они являются важной составной частью всего педагогического процесса, так как способствуют достижению большей эффективности работы педагогов по развитию мышления и речи детей.
Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа является одновременно методом ознакомления ребенка с окружающим миром и методом развития связной речи. Во время беседы взрослый учит ребенка логически мыслить и связно формулировать свои мысли. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Беседа требует от ребенка обдумывания своего высказывания. Вместе с мышлением развивается и речь: формируются диалогические и монологические формы связной речи, умение слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли. Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.
Проведение утренних бесед с детьми имеет свои цели:
• введение детей в тему недели;
• активизацию их личного опыта, систематизацию и уточнение представлений, полученных детьми в процесс е их повседневной жизни, а также специально организованных занятий;
• закрепление и обогащение знаний, помощь детям в более глубоком и полном восприятии действительности.
Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Содержание утренних бесед с детьми напрямую связано с темой недели.
Хотя для утренних бесед с детьми предлагается определенный набор вопросов, но их содержание в течение недели меняется. В понедельник проводится вводная беседа или беседа, предваряющая получение детьми новых знаний. Она является связующим звеном между имеющимся у детей опытом и знаниями, которые они приобретут. Ее цель выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. В утренние часы вторника, среды и четверга целесообразно проводить беседы, сопровождающие приобретение нового опыта. Их цель - стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта; помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания. В пятницу проводится беседа заключительная или обобщающая. Цель обобщающей беседы - систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Именно этот тип беседы, по мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, более всего способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения.
Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, чтобы мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и пробудить интерес к предстоящим занятиям, вызывать желание участвовать в беседе. Поэтому начать беседу можно с воспоминания педагога, с рассматривания игрушки, предмета, картины; можно использовать загадки, прочитать стихотворение, имеющие прямое отношение к теме беседы.
В основной части беседы перед детьми последовательно ставят вопросы, с целью активизировать их мышление и речевую деятельность. Воспитатель дает объяснения, подтверждает детские ответы, обещает их, вносит добавления, поправки.
Окончание беседы должно характеризоваться определенной завершенностью, содержать обобщающие выводы по всей беседе. В окончании вводной беседы целесообразно оставить ряд вопросов без ответа, а в заключение предложить детям ответить на них в процессе занятий («Сегодня на занятии мы узнаем ... увидим ... проверим ...»). В окончании заключительной беседы дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ). Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.
Проводятся утренние беседы с небольшими подгруппами детей. Если тема занятия требует активизации знаний и опыта детей всей группы, то воспитатель может собрать их в кружок возле себя в промежуток времени между утренней гимнастикой и завтраком.
Успех беседы и достижение ее целей зависит от эмоциональности ее проведения, использования наглядного материала, стихов, загадок, а также от умения педагога пробудить активность детей, привлечь их к участию в беседе. При этом важно помнить, что беседа предполагает равноправное участие в ней всех собеседников. Поэтому воспитатель, хотя инициатива в беседе и принадлежит ему, не должен превращать беседу в свой монолог. Эффективность утренней беседы для речевого развития детей будет достаточно высокой лишь тогда, когда дети смогут активно высказываться и будут уверены в том, что собеседники их внимательно выслушают. Следовательно, большая часть времени беседы должна отводиться высказываниям детей. При этом воспитатель активно способствует развитию у детей навыков культуры речи: дети учатся внимательно слушать того, кто говорит; не отвлекаться; не перебивать собеседника; сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав, пока закончит речь другой участник беседы.
Важное значение для эффективности утренних бесед имеет то, как сформулированы вопросы воспитателя к детям. Вопросы должны быть четкими, достаточно краткими и понятными детям. Поэтому воспитатель продумывает их накануне, возможно, делает для себя памятку, записывает перечень вопросов.
Примеры утренних бесед с детьми:
Тема: «Как мы грибы искали»
(воспоминания о прогулке с родителями в лес, когда были найдены грибы). Вопросы к беседе:
• Ты когда-нибудь ходил в лес с папой и мамой или дедушкой и бабушкой? Расскажи, что ты увидел и узнал нового во время этой прогулки?
• Какой был лес хвойный, лиственный или смешанный? А каких деревьев было больше хвойных или лиственных?
• Вспомни, какие хвойные деревья ты видел в лесу?
• А какие лиственные деревья там были? По каким признакам ты их различал?
• Какие грибы вы нашли во время этой прогулки?
• Ты помнишь, как
взрослые собирали грибы: они осторожно срезали их ножом или просто рвали? А как правильно нужно собирать грибы?
• Что тебе еще запомнилось об этой прогулке по лесу?
• Расскажи, что вы делали с грибами после того, как вернулись домой (на дачу)?
Во время беседы обращать внимание на то, чтобы дети правильно строили предложения, побуждать их к употреблению эпитетов, обогащая их словарный запас.
Тема: «Знаешь ли ты правила дорожного движения?»
Вопросы к беседе:
• Как ты считаешь, для чего людям нужны правила дорожного движения?
• Как ты думаешь, если бы таких правил не было совсем, лучше или хуже жилось бы людям? Почему?
• Расскажи о сигналах светофора. Что они означают?
• В каком месте можно переходить улицу?
• Какой переход называют самым безопасным? Почему?
• Какие правила поведения на проезжей части ты знаешь?
• Можно ли детям играть на проезжей части? А на тротуаре? Почему?
• Вспомни, пожалуйста, когда ты выходишь из автобуса (или троллейбуса) и тебе нужно перейти улицу? С какой стороны ты будешь обходить автобус спереди или сзади? Почему?
• А с какой стороны нужно обходить трамвай? Почему?
• Какие дорожные знаки тебе известны? Что они обозначают?
Тема: «Осень. Что ты о ней знаешь?»
Вопросы к беседе:
• Знаешь ли ты, с какого дня (по календарю) начинается осень?
• Какой бывает осень?
•. У какого зверя осенью, в листопад, родятся еще детеныши? (у зайчихи, ее осенние зайчата так и называются листопаднички.)
• Куда осенью исчезают бабочки, комары, мошки? (Бабочки окукливаются, жуки откладывают личинки и погибают, насекомые забиваются в щели строений, под кору деревьев и так зимуют.)
• Какой зверь сушит себе на деревьях грибы, создавая зимние припасы? (Белка.)
• Куда исчезают на зиму лягушки? (Засыпают в иле на дне водоемов.)
• Какие птицы прилетают к нам с севера поздней осенью, зимой?
• Что птицам страшнее зимой голод или холод?
• Как деревья готовятся к зиме?
• Листья каких деревьев осенью краснеют?
• Как готовятся к зиме муравьи?
• От каких зверей колхозники огораживают стога в лесу и на лугах?
Тема: «Деревья нашего двора (сада, дачи).
Вопросы к беседе:
• Можно сказать, что в царстве растений есть три государства. Назови их.
• Какие виды деревьев ты знаешь? Почему деревья называют лиственными? Хвойными?
• Какие деревья называют плодовыми? Почему? Ведь плоды есть у каждого дерева.
• Какие лиственные деревья ты можешь назвать?
• А какие хвойные деревья ты знаешь?
• Плодами каких растений ты любишь лакомиться?
• Почему деревья так важны для человека и для всех живых существ на планете? Какую пользу они приносят?
• Какие вещи люди научились делать из древесины?
• Почему к деревьям необходимо относиться бережно?
• Назови свое любимое дерево. Почему именно оно тебе нравится? Постарайся описать его, нарисовать его словами.
Используемая литература:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. - М.: «Академия», 2000.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М., 1999.
- Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть I. - М.: ООО Издательство «Скрипторий », 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации и содержанию занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Методические рекомендации позволяющие организовать работу по художественному творчеству с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здесь подробно рассматривается каждый этап занятия с точки зрен...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Методические рекомендации по организации домашней работы по ОУД «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
В работе предоставлены методические рекомендации по организации домашней работы по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Орг...
Методические рекомендации по организации занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рекомендации помогут родителям выявить проблемы в развитии ребенка. А также помогут помогут найти ответы на некоторые вопросы....
Методические рекомендации по организации беседы о профилактике девиантного поведения со старшеклассниками и их родителями
Любой человек, выступая с речью перед слушателями или начиная разговор,преследует определенную цель. Цель, связанная с изменением собеседников, их индивидуально-личностных качеств, жизненной пози...
Методические рекомендации по проведению утренней физической зарядки в кадетской школе.
Утренняя зарядка улучшает метаболизм, поможет зарядить энергией. Организм привыкнет к умеренной физической нагрузке и человек будет бодрым и активным весь день....
Методические рекомендации по организации работы со слабоуспевающими детьми
Планирование мероприятий, направленных на повышение успеваемости и качества знаний обучающихся...