Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
статья
Особенности, формы и методы работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi_na_urokah_istorii.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения[1]. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Одаренные дети - это те, кто отличается от среднего уровня своими потенциальными или функциональными возможностями.
Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем:
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
2. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
3. Они, отвергая стандартные требования, несклонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Их волнуют вопросы философского характера.
5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями[2].
При работе я стараюсь учитывать все эти особенности.
В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Никого особого рецепта по работе с одарёнными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:
- уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;
- урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;
- урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);
- урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов);
- урок-конференция.
Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.
На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому, или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются мероприятия (викторины, конкурсы, турниры), проводимые в рамках предметной недели. В частности, в этом году, в рамках недели социально-гуманитарного цикла были проведены внеклассное мероприятие «Своя игра», интеллектуальный конкурс «Клуб знатоков», игра «Слабое звено».
Одной из форм работы является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня. Исследовательская и проектная деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.
Ежегодно я готовлю с учащимися научно- исследовательские работы.
Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности - это обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно - практических конференциях.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и, конечно, в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:
• стимулирование интереса детей к предмету;
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области.
Считаю, что предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Ежегодно учащиеся нашей школы становятся победителями и призёрами олимпиад по истории, обществознанию и праву различного уровня. Высокие результаты достигаются благодаря высокому потенциалу детей и систематической работе с одарёнными детьми. При подготовке к олимпиадам и конкурсам, как и все учителя, провожу индивидуальные занятия с детьми, направленные не только на изучение материала, но намного опережающего школьную программу, на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера.
Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми – это процесс взаимообогащающий, взаиморазвивающий.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных олимпиад, успешно поступают и учатся в ВУЗах.
Список использованной литературы и источников
1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007.
2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.
3. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
4. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1. С.40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время.
В представленном материале обобщён опыт работы по развитию одарённости детей на уроках социально -гуманитарного цикла...
Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
Статья о формах работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время...
Основные направления образовательных технологий в работе с одаренными детьми на уроках истории и обществознания
Приоритетный национальный проект "Образование" предполагает поддержку инициативной, талантливой молодежи. Выявление одаренных детей является важным направлением образовательной политики наше...
Мастер-класс "Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания"
Представленный материал о работе педагога по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках и во вне урочной деятельности по истории и обществознанию...
Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания
Основные принципы работы с одаренными детьми...
Работа с одаренными детьмя на уроках истории и обществознания
обществознания»Работа по организации учебной деятельности, ориентированной на развитие одаренного ребенка, сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов, н...
Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
Статья "Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время"...