Программа по развитию творчества и одарённости детей
методическая разработка по теме
Программа по развитию творчества и одарённости детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odaryonnye.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Муромцевский лицей»
Муромцевского муниципального района Омской области
Программа
«Развитие творчества и одарённости детей
в рамках изучения гуманитарных дисциплин: истории и обществознания»
учителя истории МБОУ «Муромцевский лицей»
Ромаховой Аллы Геннадьевны
Муромцево 2013
Пояснительная записка
Выявление и развитие способностей, поддержка и реализация одарённости учащихся - цель современной школы. Педагогический коллектив нашего лицея с 2010 года работает в рамках деятельности регионального ИнКО «Школа как центр творчества и развития одарённости детей».
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Учебный процесс в старших классах профильной школы организован так, чтобы он был результативным. У каждого учащегося есть потенциал, который должен быть реализован.
По поводу трактовки смысла понятия детская одарённость в современной науке нет однозначного мнения. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающееся в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Цель: технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознанию и во внеурочное время с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.
Задачи:
1.Развитие одаренности учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
2.Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления, культуры работы с информацией.
3.Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников: проектирования.
4.Развитие исследовательских умений и навыков.
5. Решение проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала.
6.Формирование всех компонентов исследовательской культуры.
7.Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.
Методы:
- Использование школьного банка данных о талантливых и одарённых детях, пришедших в 10 класс.
- Метод наблюдения за учащимися.
- Самореализация учащимися своих творческих способностей на уроках истории, обществознания, права и экономики.
- Индивидуальная и групповая работа по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся во внеурочное время.
Формы:
- групповые занятия с мотивированными учащимися;
- работа по индивидуальным планам;
- элективные курсы;
- занятия исследовательской и проектной деятельностью;
- участие в олимпиадах;
- участие в конкурсах.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п | месяц | мероприятия |
1 | сентябрь | 1.Выявление способных учащихся. 2.Организация работы элективных курсов. 3. Составление плана-графика групповой и индивидуальной работы с учащимися. 4.Анализ исследовательской деятельности, выполненной на летних каникулах. |
2 | Октябрь-май | 1.Индивидуальный подход в работе на уроках и во внеурочное время. 2.Занятия на элективных курсах. 3.Использование ресурса банка олимпиадных заданий для организации индивидуальной и групповой подготовки. 4.Участие в творческих конкурсах. 5.Подготовка творческих работ к НПК. |
3 | ноябрь | 1.Проведение школьного этапа ВОШ. |
4 | декабрь | 2.Проведение муниципального этапа ВОШ. |
5 | январь | 1.Участие в региональном этапе ВОШ по истории, обществознанию, праву. 2.Участие в школьном этапе НПК НОУ «Поиск». |
6 | февраль | 1.Участие в региональном этапе ВОШ по истории, обществознанию, праву. 2.Участие в школьном этапе НПК НОУ «Поиск». 3. Участие в муниципальном этапе НПК НОУ «Поиск». |
7 | апрель | 1.Участие в региональном этапе НПК НОУ «Поиск». |
8 | май | 1.Подведение итогов олимпиадного движения за год. 2.Определение тем и объёма творческих работ на лето. |
Предполагаемые результаты:
Критерий | Индикатор | Результат |
Позитивная динамика учащихся, интересующихся предметами обществоведческого цикла | Количество учащихся элективных курсов. Количество учащихся, выбирающих для сдачи ЕГЭ историю и обществознание. Количество воспитанников профильной гуманитарной смены лагеря дневного пребывания при лицее. Количество учащихся по индивидуальному учебному плану. | Рост численности детей по всем индикаторам |
Участие в этапах ВОШ | Количество победителей и призёров ВОШ | Рост количества участников и призёров ВОШ |
Участие в НПК разных уровней | Количество участников и доля призёров, лауреатов | Рост количества призёров, лауреатов НПК |
ЕГЭ | Количество участников ЕГЭ выше среднего балла по области и России | Рост доли участников ЕГЭ с итогами выше среднего балла по области и России |
В работу программы включены учащиеся 10-11-х классов. Реализация программы позволит учащимся побеждать в предметных олимпиадах различного уровня, заниматься творчеством в процессе научно-исследовательской деятельности, существенно поможет при подготовке к ЕГЭ, будет способствовать профессиональной ориентации выпускников.
Согласовано
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О роли школьной печатной газеты в развитии способностей поэтически одарённых детей
В статье рассказывается об опыте работы учителя русского языка и литературы как редактора школьной печатной газеты....
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...
Статья "Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей".
В статье я делюсь напопленным пкдагогическим опытом подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей у одарённых детей. В работе представлены условия вониковения опыта, акт...
Статья "Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей".
В статье я делюсь своим педагогическим опытом работы с олипиадниками и одарёнными детьми. Статья представляет собой несколько разделов: условия возникновения опыта, актуальность,теъническа...
«Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей»
В данной работе представлены принципы специализации образовательных программ дополнительного образования детей разного возраста, описаны основные направления, проблемы, принципы, формы и методы органи...
Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.
В данном материале представлен опыт работы по подготовке учащихся к олимпиале по русскому языку и литературе. Методы работы и приемы посредствам которых достигаются результаты результаты как на ...
Педагогический опыт К.Ш.Танкиной, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7 Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.
В нашей школе уже давно открыты классы углублённого изучения иностранного языка, химии, профильные классы филологического, социально-гуманитарного, информационно-технологического и ...