О роли школьной печатной газеты в развитии способностей поэтически одарённых детей
статья (литература) по теме
В статье рассказывается об опыте работы учителя русского языка и литературы как редактора школьной печатной газеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль школьной газеты в развитии способностей поэтически одарённых детей | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
О РОЛИ ШКОЛЬНОЙ ПЕЧАТНОЙ ГАЗЕТЫ
В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ ПОЭТИЧЕСКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
Детские стихи – по определению стихи любительские: они, в подавляющем большинстве случаев, несовершенны, вторичны и подражательны. В этом нет ничего плохого: такова специфика детского творчества. Отрадно уже то, что при нынешнем повсеместном падении интереса к изящной словесности дети в двенадцать-тринадцать лет начинают писать стихи, ориентируясь на образцы классической поэзии, с которыми знакомятся на уроках литературы.
Школьников, как правило, увлекает элемент игры, содержащийся в стихосложении: рифмовка, ритмическая организация речи, неожиданность смыслов, рождающихся при написании стихотворения. Именно поэтому, на мой взгляд, интерес к самостоятельным занятиям поэзией у детей бескорыстен и неистребим.
И очень хорошо, что в последние годы наряду с традиционными стенгазетами появляются и школьные печатные газеты. Так в средней школе № 36 города Владимира, где я работаю, уже пятый год выходит газета под названием «Глас лицеиста», получившая сертификат участника на конкурсе «Лучшее печатное издание–2011», проведённом факультетом журналистики МГУ.
На страницах нашей газеты из номера в номер под рубрикой «Стихи, которые пишут дети» публикуются лучшие поэтические опыты учащихся. Желание видеть свои произведения не в рукописном, а в печатном виде на полосах свежего номера «настоящей», пусть и школьной газеты, выходящей тиражом 80-100 экземпляров, служит дополнительным стимулом для детского творчества, также как и возможность увидеть своё имя, набранное типографским шрифтом.
Но главное всё же не в этом. Даже профессиональным поэтам необходимы советы и замечания внимательных читателей и редакторов. Тем более нуждается в них начинающий автор.
Свою редакторскую задачу я вижу не только в том, чтобы довести детские стихи до «публикабельного» состояния, но и в том, чтобы юные поэты заметили недочёты и огрехи своих текстов и, по возможности, устранили их сами. Иногда авторы делают это тут же, буквально у меня на глазах, и искренне радуются тому, как улучшается текст. Этот счастливый опыт помогает им приобретать навыки самостоятельного исправления неудачных строк. А для занятий поэзией это имеет первостепенную важность. И постепенно уровень сочиняемых стихов повышается.
В качестве примера приведу два стихотворения моей ученицы (тогда ещё восьмиклассницы) Лизы Косцовой. Первое написано в 2009 году:
Покрыты белой пеленой Земля и ветки елей, И еле слышно в тьме ночной Неспешный бег метели. Хрустальный и холодный мир Застыл лишь на мгновенье. К нам мчатся сквозь цветные сны Желаний исполненья. | В предновогодней суете Забыты все обиды. Согреет нас тепло в душе, Конфеты и печенье… Зажгутся звёзды в синеве, Как яркие гирлянды. И вот в назначенный момент Пробьют часов куранты. |
(«Глас лицеиста». № 11. Декабрь 2009.)
А второе – в 2010-м:
Мы помним все страдания, все беды, Все жизни, унесенные войной… Мы знаем: за Великую Победу Великой заплатили мы ценой. Сегодня небо мирное над нами, Шумит листва, река свой катит вал… И мы храним в сердцах о павших память | И благодарность к тем, кто воевал, Кто с честью носит званье ветерана, На праздник надевает ордена… Их окружать заботой неустанно Должна освобожденная страна. («Глас лицеиста». № 14. Май 2010.) |
Развитие поэтических способностей ребёнка, на мой взгляд, очевидно.
Хотя сам творческий процесс и не поддаётся контролю, а результат его непредсказуем, совместное исправление текста автором и редактором, внеурочные беседы о специфике поэтической речи и основах стихосложения помогают создать благоприятные условия для развития поэтического дара учащихся, атмосферу живого дела и заинтересованности.
Преподавание литературы, вызывающее у детей интерес к сочинению собственных стихов; редакторская правка этих стихов, требующая исключительного внимания и деликатности, и, наконец, их публикация – всё это звенья одной цепи. Они делают школьную газету логическим завершением работы учителя.
Следует также отметить, что школьный печатный орган не последняя ступень пьедестала для сочиняющих стихи детей. Лучшие из опубликованных или готовящихся к публикации в газете стихотворений могут быть представлены на поэтические конкурсы регионального, общероссийского и даже международного уровня.
Например, в проведённом владимирским областным департаментом по культуре конкурсе стихотворений «Андрей Боголюбский. Диалог через века» (2011) заняли призовые места мои ученицы. Второе место – десятиклассница Даша Миляева, написавшая такое стихотворение:
* * * Я различаю сквозь завесу лет, Как начался Владимира рассвет, Как купола соборов вознеслись И, точно солнца, озарили высь. Приехал во Владимир князь Андрей. Для нас он сделал больше всех царей. При князе этом, Бог его спаси, Владимир стал столицею Руси. Родной покинув Киев – тёплый юг, Отправился Андрей на север вдруг, | Взяв образ Божьей Матери с собой. Здесь волен был он телом и душой. Здесь место было дикое – простор! Здесь город он построил и собор, Дворец свой – украшение земли И сказочную церковь на Нерли. Возвёл Ворота Золотые он, Как в Иерусалиме – Соломон. Они прошли сквозь годы и века, И наша гордость ими велика! |
Третье место разделили девятиклассницы: уже упомянутая Лиза Косцова и Маша Фролова. Стихотворение Маши называлось «Монолог Андрея Боголюбского»:
Из Вышгорода взял с собой Я образ Девы Пресвятой: Молиться той иконе. И мы в Ростов её везли. Но средь Владимирской земли Вдруг стали наши кони. Мы понукаем их, кричим – Стоят, и дела нету им! Решили ночь мы отдохнуть, А утром ехать снова, Поскольку предстоял нам путь Неблизкий до Ростова. Уснул и вижу я во сне Свет неземной кругом. | Мария Пресвятая мне Явилась в свете том. «Оставь ты образ Мой святой, – Она сказала, – здесь! И городок себе построй, И храмы в Божью честь!» Я, встав, сказал: «Здесь граду быть Отныне навсегда! Здесь мирно будут люди жить В грядущие года!» И был тот город возведён, И храмы в нём стоят. О чуде в память назван он Был Боголюбов-град. |
Это стихотворение было по итогам международного фестиваля «Музыка слова» включено в одноимённый поэтический сборник, изданный в 2011 году в Саратове.
В конце того же года на городском конкурсе «Рождественская звезда», проводимом Владимирским Дворцом творчества юных первое место заняла Даша Миляева со стихотворением «Снежинки»:
Последний вечер декабря. Я во дворе стою. Снежинки в свете фонаря На варежку мою Ложатся... Каждая из них – Как хрупкая звезда. | С небес холодных, но родных, Кто их послал сюда? О шесть лучей, тончайших шесть! Узор неповторим... У них Творец, бесспорно, есть. Поговорить бы с Ним. |
Таким образом, несмотря на то, что первоочередная задача школьного печатного органа – рассказывать о жизни школы, наша газета служит делу творческого развития поэтически одарённых детей, формирования художественного вкуса и литературному просвещению читателя, в то время как большая часть «взрослых» газет этим не занимается вовсе.
Ирина Викторовна Кудряшова, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 36» г. Владимира, главный редактор школьной печатной газеты «Глас лицеиста»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественных способностей у одарённых детей
Доклад на педагогическом совете...
Развитие художественных способностей у одарённых детей. Презентация
Презентация для педсовета...
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...
Программа по развитию творчества и одарённости детей
Программа по развитию творчества и одарённости детей...
Способности музыкально-одарённых детей
Рассмотрение проблемы развития музыкальных способностей у одаренных детей...
Школьная печатная газета в празднику Победы
Печатный орган МБОУ "Кубасская СОШ" выпустил к юбилею Победы газету "Время уходит - память остаётся"....
Школьная программа поддержки и развития способных, талантливых детей "Одаренные дети"
Для проявления способностей в той или иной области каждому ребенку необходимо создать максимально благоприятные условия для реализации его интересов, стимулирования мотивации развития собственных спос...