Психологические рекомендации по развитию УУД у младших школьников
методическая разработка на тему

Степанова Елена Дмитриевна

Даны рекомендации по развитию личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические рекомендации по развитию УУД у младших школьников

Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Личностные УУД

1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый - это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель (родитель) своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Познавательные УУД

 

1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, по схеме: основное понятие  (правило) - пример - значение изучаемого материала). 

2. Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите учиться. Используйте схемы, планы, модели, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД

1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос при затруднениях задавайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого некоторое время вначале вы будете причислять дополнительный балл.

4. Организовывая групповую работу или в работу парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу («Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда?» и т.д.), переспрашивать, уточнять.

6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Регулятивные УУД

1. Научите ребенка контролировать свою речь (темп, громкость, жестикуляцию) при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

2. Научите ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

3. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

uud-shema


Упражнения по развития УУД

Развивают действия нравственно-этического оценивания.

«Восстанови рассказ»

Перед тобой рассказ, в котором пропущены слова. Внимательно читай текст, вписывая пропущенные слова.

Вариант 1. «Однажды пошел Алеша в _________  за грибами. Увидел на __________ белку и кинул __________ кепку. В ___________ не попал, а кепка повисла на ветке. Заплакал Алеша, ______________ ему стало кепки. Хорошо, что мимо ____________ школьники Саша, Вера и Наташа. Саша был высоким ___________, он залез ___________ и достал Алешину кепку. __________ отдал кепку Алеше и сказал: « Нельзя обижать __________. Ты сам __________ наказал!»

Вариант 2. «Утром Толя _____________.из дома. На дворе была __________. Испугался ________ , стал под тополем и думает6 «__________ в школу. Страшно _________». Тут он увидел Сашу, который ____________ под деревом. Он тоже собрался в ___________ и тоже _____________. Мальчики увидели __________  друга. Им стало _________. Они  _______

Развивают действия смыслообразования.

Игра «Аукцион идей»

Инструкция. Мы будем называть то, что люди делают, а вы должны продолжить фразу, объяснив, для чего они это делают. Итак:

Люди ходят в гости…

Делают домашние задания ….

Пекут пироги …

Пишут эсэмэс …

Опаздывают …

Поднимают руку на уроке …

Сплетничают …

Развивают действия по поиску и выделению информации.

«Игра с цифрами»

Инструкция. Сейчас ведущий (выбирается считалочкой или назначается) расставит вас по росту. После этого ведущий выдаст каждому из вас свою цифру.

Варианты команд: «Цифры 1,2,4, 8 встанут слева от меня!» «Цифры 3,5,6,7 встанут справа от меня!» «Выходите цифры 5!» «Справа от 5 встанет 6, а слева от 5 встанет 4!» «Справа от 6 встанет 7, а слева от 7 встанет 8!».

«Сосед слева – сосед справа»

Дети сидят в кругу.

Инструкция. Сейчас каждый из вас определит своего соседа слева и соседа справа. Делать это вы будете по очереди в определенном направлении. Как только вы услышите хлопок – направление нужно поменять. Например: «Слева от меня Ваня, а справа – Лена». Хлопок: «Справа от меня Лена, а слева – Ваня».

Следующие задания развивают логические действия.

«Составь анаграмму»

Переставь буквы в словах так, чтобы получилось новое слово. Запиши слова, которые у тебя получились.

Барон - _____________                      Карма - ______________

Мазок - _____________                      Сосна - ______________

Крот - ______________                      Стук - _______________

Влага - _____________                      Шкала - ______________

Банка - _____________                       Атлас - ______________

Ласка - _____________                       Корма - ______________

«Расшифруй»

Используя шифр, расшифруй слова, спрятанные за этими цифрами.

Шифр:

А – 1; Б – 2; В – 3; К – 4;  М – 5;  Н – 6;  О – 7;  Л – 8;  Д  - 9;  Т – 0

2780  _________        37281 __________     4756101 _____________

0164  _________        21641 __________     471691 ______________

3784  __________       01876 __________     578747 _____________

7467  __________        91341 __________     726731 _____________

2164 ___________       81341 __________     31661 ______________

«Найди числа»

Найди за 2 минуты по три числа в ряду, сумма которых равна последнему выделенному числу. Запиши их справа.

8  11  7  10  3   4                  25        _______________

5  4  20  19  15  6                 41       _______________

2  5  14   9   6    7                 17       _______________

12   2   16   18  11                29       _______________

11  5  3  8  2  14  6  1           12       _______________

9   5   17   10   3   4   12       21       _______________

2   7    3    4     5    8             9        _______________

17  9   2   11  12   24            40      _______________ 

5    4    14    17   10  6          28      _______________

11   7    3   16    9    8           35       _______________

1   14   13    6   5    4           18       _______________

10   6   13  4    5   2    17      19      _______________

«Найди общее название»

Напиши общее название каждой паре слов.

Карп, окунь - ______________________________________________________.

Топор, молоток - ___________________________________________________.

Осень, весна - _____________________________________________________.

Осина, тополь -  ___________________________________________________.

Кровать, кресло - __________________________________________________.

Сентябрь, октябрь - ________________________________________________.

Дерево, цветок - ___________________________________________________.

Утро, вечер - ______________________________________________________.

Вторник, четверг - _________________________________________________.

Следующие задания развивают действия постановки и решения проблем.

«Использование предметов»

Инструкция. Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

Варианты: стакан, скрепка, карандаш, большая коробка и т.д.

«Последствия ситуации»

Инструкция. Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Варианты: ты в течение 1 минуты станешь размером с мизинец (великаном).

«Предложение»

Инструкция. Придумай как можно больше предложений, состоящих из 4етырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К. Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений.


Развивают способы взаимодействия.

«Здороваемся глазами»

Педагог: Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Прощание «Башенка»

Дети становятся в круг и строят башню из больших пальцев в определенном направлении (например, начинают строить от Маши в сторону Вани). Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника. После слов: «Всем, всем – до свидания!» - башня рушится.

«Пожелание одноклассникам»

Как можно быстрее из каждого набора букв выбери лишь те буквы, которые в наборе не повторяются. Выпиши их и составь из этих букв пожелание одноклассникам.

АОБООУАДА           ИПЬРТПЕИР        ЭПВФЭСФПЕ      ВЮЛГВДАЛАЮ         ЖЗСУУЧЖАЗ          ОАСАОТАЛО         ГЦИДВГЦЫД

Развивают действия контроля и волевой саморегуляции.

«Дирижер и оркестр»

Дети стоят лицом к педагогу так, чтобы не мешать друг другу.

Инструкция. Моя дирижерская палочка будет постепенно подниматься вверх, и чем выше будет моя палочка, тем громче будут ваши голоса, чем ниже палочка – тем тише голоса.  Но моя палочка может опускаться и подниматься не только постепенно, она может опускаться и подниматься очень резко и быстро. И тогда ваш звук будет меняться тоже быстро: тише – громче.

Поем звуки. А: тише - громче; О: тише - громче; У: тише - громче; Э: тише - громче; И: тише - громче; Ы: тише – громче.

Усложнения: при поднятии дирижерской палочки (громче) дети стоят на левой ноге, при опускании дирижерской палочки (тише) – меняют ногу.

«Двигаемся по команде»

Дети стоят в ряд, лицом к педагогу.

Инструкция. Рассчитаемся по рядам на первые и вторые номера. Закройте глаза и слушайте внимательно мои команды: «Первые номера – шаг вперед. Вторые номера – два шага влево. Первые номера – один шаг вправо. Вторые номера – два шага назад. И т.д. Постарайтесь с закрытыми глазами определить, где вы сейчас находитесь. Откройте глаза – осмотритесь».

«Замок»

Инструкция. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Двигать тем пальцем, на который укажет педагог. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к другим паль м нельзя. В упражнении должны последовательно участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.


Сценарии внеурочных занятий по развитию УУД

Адаптационная игра с первоклассниками «Хрумням и его друзья»

Заранее подготавливаются: карта таинственного леса, линия на полу, кегли или маленькие стулья; холм из кружков на доске и мелки на каждого участника или холм на ватмане с карандашами; нарисованная гусеница, к которой прикрепляются бумажки с нелепицами по числу участников; веревка длиной 3-4 м; лист ватмана с контуром мороженого, листы с распечатками по типу матриц Равенна зеленого цвета, жидкий клей ПВА и кисточка; сладости в качестве итогового приза. Для каждого участника из бумаги готовятся  «осколки»: голубой треугольник, желтый кружок, желтый квадратик, фиолетовый квадратик, синий квадратик, синий треугольник,  белый кружок,  2 бордовых квадратика, зеленый треугольник, картинка с заданием «Чего на свете не бывает?»; конверт и карандаши; листок с фамилией участника, где с одной стороны нарисованы кружки цветов, использовавшихся в игре, а с другой стороны нарисована лестница.  

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Представляете, к нам  в лицей№8 пришло сегодня письмо. От кого бы вы думали? От доброго волшебника Хрумняма — он большой друг всех детей, охраняет все детские сладости. Какие сладости вы знаете?

Дети перечисляют сладости.

Здесь определяется общая осведомленность, умение строить фразы, предложения.

Ведущий. И представляете, этот добрый волшебник Хрумням просит у нас помощи: случилось несчастье с мороженым. Злой маг и волшебник Бузяка обесцветил его, мороженое потеряло вкус, цвет, запах — осталась одна бесцветная картинка. А ведь вы помните, каким бывает мороженое. Кто из вас назовет, каким оно бывает?

Дети отвечают на вопросы (цвет; форма; величина; тактильные ощущения; материал; эмоциональная оценка;  эстетическая оценка). Можно стимулировать ответы мимикой и жестами.

Ведущий. Вот такого замечательного мороженого больше не будет... если, конечно, мы с вами не поможем доброму волшебнику — он надеется на нас. Поможем?

Мы с вами отправимся в путешествие, полное опасностей, препятствий и приключений. Дорога поведет нас через заколдованный лес мага Бузяки. Чтобы не сбиться с пути, нашим друзьям удалось раздобыть карту таинственного леса. С ее помощью мы будем узнавать, где мы находимся и что надо делать, чтобы отвоевать кусочки обесцвеченного мороженого. Вот эта карта.

А для начала, прежде чем отправиться в путь, вы должны будете решить, какие испытания вы готовы проходить: трудные или легкие. Вот здесь лежат конверты, куда вы будете собирать «осколочки» мороженого. Берите по конверту и на нем напишите букву «Т» — если вы выбираете трудные задания, «С» — средней трудности, «Л» — легкие.

Выбор буквы соотносится с уровнем притязаний детей. Детям сообщается, что есть трудные задания, задания средней степени трудности и легкие. Индивидуальный выбор ребенка фиксируется на конверте для большей наглядности и своеобразной «материализации» этого выбора. В итоге каждый ребенок получает конверт с написанной на нем буквой, которую он выбрал. Также на конверте ребенок сам пишет свое имя, если умеет. В дальнейшем в конверт ребенок складывает «осколочки» мороженого: цветные фигурные бумажки, получаемые за выполнение различных заданий. Если ребенок плохо выполняет задание, он не получает «осколочки», но другие ребята могут ему помочь.

Ведущий. Ну а теперь отправляемся в дорогу.  Судя по карте, мы вступаем на Большую тропу. Она перед вами.

Здесь дети получают первые «осколочки» мороженого — голубые  треугольники, которые складывают к себе в конверт.

Ведущий. Хорошо. Справились. Каждый получил по голубому «осколочку». Цвет, конечно, бледноватый. Но чем дальше мы пойдем, тем ярче будет становиться наше мороженое.

Ведущий. А вот мы добрались и до «Опушки путаниц».

 Тут живет забавная гусеница. Мы должны исправить небылицы, которые на ней написаны, и посмотреть на рисунки: все ли там правильно.

 На полу лежит «гусеница», которая представляет собой бумажную гармошку, где на каждой бумажке написана нелепица. Количество нелепиц равно количеству детей. Как только ребенок разгадывает нелепицу, его бумажка отрывается. Разрешенная ситуация отдается ребенку в конвертик (как символ личного завоевания-победы). Дальше дети переходят к нелепицам-картинкам. Каждый ребенок получает одну картинку, на которой он должен найти ошибку — «Чего на свете не бывает?».

Задания направлены на выявление речевого развития, слухового зрительного внимания и памяти. Информация об этом фиксируется наблюдателями по расписанным  критериям. А ведущий выдает детям «осколочки» желтого цвета — кружки и квадратики.

Но не все могут справится с этими  сами: кому-то придется помогать. Посмотрите на свои конверты. Тот, кто сейчас решит, что он будет помогать друзьям (тем, кому потребуется помощь), тот исправляет букву на конверте: «Т» на «О» (теперь будете получать очень трудные задания); «С» на «Т» (будете получать задания не средней трудности, а трудные); «Л» на «С» (не легкие, а посложнее). Вот так будет честно.

Отслеживая, что выбирают и как ведут себя дети в данной ситуации, мы получаем информацию о социальных мотивах и нравственном развитии ребенка, о его желании и способности к кооперации и сопереживанию.

Ведущий исправляет ярким фломастером буквы на индивидуальных конвертах. На самом деле задания сложнее не становятся, они даже не дифференцированные. Просто потом можно факт этого выбора использовать, если у кого-то что-то не получается — в виде помощи и поддержки другого ребенка (но всякие изменения, например, помощь, фиксируются наблюдателями).

Ведущий. А теперь пора отправляться дальше по карте, которая говорит, что нам предстоит сейчас двигаться по «Норе-змейке».

По некоторой линии расставлены кегли или маленькие стулья.

Задача детей — прыгать между ними, не сбив препятствий. И двигаться надо на двух ногах, прыжками. Попрыгали!

Задание на координацию и двигательное развитие, на владение своим телом. Выполнение фиксируется наблюдателями. По окончании они получают фиолетовые квадратики (критерии выдачи — приведены ниже).

Ведущий. Час от часу не легче: мы — перед «Круглой пустотой», которая поможет нам добраться до «Долины молчания». Когда вы там окажетесь, должны будете затаиться и замолчать. А попасть туда мы сможем так: один большой прыжок через «пустоту» {обозначается веревочкой) и пять «лилипутиков».

Это задание на координацию. С помощью веревки на полу делается круг — «Круглая пустота». Задача детей — ее перепрыгнуть и сделать «лилипутики» (приставлять пятку к носку, пятку — к носку). Здесь ребята за выполнение задания получают синие «осколочки» (критерии выдачи — ниже). Наблюдатели фиксируют выполнение.

Таинственное место (загадки)

Ведущий. (Этот текст произносится шепотом!) А в «Долине молчания» нужно притаиться, закрыть глаза и не подглядывать. Местные духи должны к нам привыкнуть, чтобы пропустить дальше... Тому, кто не шумел, духи оставили белые «осколочки».

Задание помогает выявить степень самоконтроля ребенка. Дети закрывают глаза (что в этом возрасте для многих представляется трудным), и ведущий рядом с детьми, которые «хорошо» сидели, кладет белые «осколочки» (критерии выдачи — ниже). Поведенческие реакции фиксируются наблюдателями.

Ведущий. Нас пропустили дальше! Ура!

Да, но еще есть цветные «осколочки», которые нужно получить — без них мороженое не оживет.

 Кстати, мы сейчас пойдем на  «Холм оживления». Нам нужно оживить кружочки. К ним вы можете пририсовывать что хотите так, чтобы получилась какая-нибудь картинка или предмет (из этого кружочка). Но каждый из них должен быть не похож на предыдущий... Итак, сколько каждый оживил кружочков? Получите цветные «осколочки».

Задание направлено на исследование воображения. Холм представляет собой  изображение кругов разных размеров.

Дети их должны дорисовать, включив в какое-либо изображение, чтобы получился законченный рисунок. Ребенок свой лист подписывает. Ведущий ходит и расспрашивая ребят о том, что они рисуют (можно даже подписывать словами ребят). При оценке развития воображения проводится количественный и качественный анализ изображенных сюжетов (критерии выдачи ниже). Если кто-то не справляется с заданием, то те, кто уже выполнил свое, могут помочь. Наблюдатели это фиксируют. После выполнения задания дети получают бордовые «осколочки».

Ведущий. Двигаемся дальше и попадаем в «Лесную больницу». Ой! Еще вчера здесь не было пациентов. А сегодня, посмотрите, сколько разных полянок, которые нуждаются в лечении. Давайте «заштопаем» полянки!

Задание направлено на исследование развития мышления. Полянки представляют собой картинки из матриц Равена. Каждый ребенок получает по три картинки различной сложности. Ведущий проверяет правильность выполнения. В итоге дети получают зеленые «осколочки» (критерии выдачи — ниже).

Спасибо! Вы помогли заколдованному лесу.

Ведущий. Сейчас каждый из вас посчитает, сколько у него цветных «осколочков» (напротив каждого цвета). Молодцы! У кого больше всех? Как вы считаете, вы хорошо справились с просьбой Хрумняма? Переверните листочек и на нарисованной лестнице поставьте себя на любую ступеньку.

Это последнее задание направлено на получение информации о детской самооценке и начальных математических навыках.

Каждому ребенку выдается листок, где с одной стороны нарисованы кружки цветов, использовавшихся в игре, а с другой стороны нарисована лестница. Листок подписывается. Дети высыпают из своих конвертиков полученные «осколочки» и, посчитав их по цветам, напротив каждого цвета пишут полученную цифру.

После этого они переворачивают листок и ставят себя на ступеньку лестницы, тем самым оценивая свое выполнение заданий и участие в игре.

Ведущий. А теперь оживим мороженое. Оно у нас получится красочное, веселое, вкусное. Сложим его из полученных «осколочков»... Как выглядит оно теперь?

На полу лежит лист ватмана, на котором нарисован слабый контур Мороженого. Плоскость в контуре заливают клеем (жидкий ПВА). Дети, посчитав свои «осколочки», «оживляют» мороженое — приклеивают их на ватман. В итоге получается разноцветное мороженое, сложенное из всех «осколочков».

Ведущий. Хрумням вас благодарит и дарит вам сладости... (Из приготовленного пакетика дети достают сладости, купленные заранее, — маленькие шоколадки, медальки, орешки и т. п.). Вы можете проверить, как вы справились с просьбой Хрумняма: если на улице в киосках уже сегодня будет мороженое, то мы действительно его оживили...

Приложение к игре

Критерии выдачи цветных «осколочков»

«Голубой» («Большая тропа»): каждый ребенок получает по одному
«осколочку»; ни одного не дается только в крайнем случае, если ребенок совсем плохо проходит «Тропу».

«Желтый» («Опушка путаниц»):   

  • выполнил правильно, самостоятельно; а также за помощь кому-нибудь — 1 «осколочек»;
  • неправильно — 0 «осколочков».

 «Фиолетовый» («Нора-змейка»):

  • не сбил, ничего, прошел аккуратно — 1, «осколочек»;
  • сбил препятствия — 0 «осколочков».

«Синий» («Круглая пустота»):

  • прыгнул дальше всех — 2 «осколочка»;
  • прыгнул как все - 1 «осколочек».

 «Белый» («Долина молчания»):

  • сидел тихо, не мешал никому, не открывал глаза — 1 «осколочек»
  • шептался, шумел, мешал остальным — 0 «осколочков».

«Бордовый» («Холм Оживления»):

•        каждый ребенок получает столько «осколочков», сколько кружков он «оживил» (максимальное количество — 8).

«Зеленый» («Лесная больница»):

• за каждую правильную картинку— 1 «осколочек»; за быстроту выполнения  - 1 «осколочек».

В процессе игры помощники ведущего (их роль вполне могут взять педагог-психолог или родители) заполняют карту наблюдений (напомним, что часть записей появляется по ходу игры, на основе собственно наблюдений взрослых, а часть заносится позднее, после подсчета числа «осколочков», полученных за разные задания).

Эмоции (наблюдение ведется в течение всей игры, особенно в моменты ответов на вопросы): явно выраженные эмоции, богатые мимические проявления — 2 балла; явное выражение, но кратковременное проявление; неявное выражение эмоции — 1 балл;         выражение лица не меняется — 0 баллов.    

Слуховое внимание («Опушка путаниц»):
правильно найдены ошибки — 3 балла; правильно найдены ошибки в «нелепицах», «правильная» помощь другим  детям — 2 балла;
найдены не все ошибки — 1 балл;         ошибки не найдены — 0 баллов.

Зрительное внимание («Опушка путаниц»):
правильно найдены ошибки, «правильная» помощь другим детям —3 балла; •   правильно найдены ошибки в «нелепицах» — 2 балла; найдены не все ошибки — 1 балл;   ошибки не найдены — 0 баллов.

Уровень притязаний («Поможем друзьям» и «Выбор: сложные
или легкие испытания?»)
: выбрал трудные задания — 2 балла; выбрал задания средней тяжести — 1 балл; выбрал легкие задания — 0 баллов.

Координация («Нора-змейка», «Круглая пустота»): координация нормальная, движения плавные, хорошая осанка — 2 балла; координация нормальная, но есть нарушения плавности движений или осанки – 1 балл.

        


Игра  по развитию коммуникативных компетентностей

«Путешествие на остров Дружбы»

Задачи игры: создать условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставить возможность проявления взаимовыручки, дружеских отношений между детьми.

Сюжет: всем детям класса предлагается возможность отправиться в интересное путешествие на остров Дружбы. Но по мере движения к этому острову, дети встречаются с различными препятствиями. Преодолеть их они смогут, лишь выполняя различные задания, работая все вместе и в парах. Перед детьми возникают следующие ситуации:  а) объяснить лесным жителям, что такое дружба, кого можно назвать своим другом и для чего необходимо дружить; б) с помощью рук построить мостик, чтобы переправиться через реку; в) разукрасить в парах одинаковые варежки, работая одной пачкой карандашей; г) на отдыхе похвалить друг друга, сказать хорошие слова; д) подарить подарок тому, кто тебе нравится, при этом говоря слова, за что тебе нравится этот человек.

В ходе игры наблюдают за детьми, отмечается кто как ведет себя в сложившихся ситуациях.

Время:  игра — 1,5 часа; обсуждение - 10 минут.

Участники: обучающиеся одного 1 класса.

Ведущий: классный руководитель или психолог.

Возможно использовать в виде групповой работы на уроке или работы в парах сюжет данной игры или идею отдельных упражнений.

Этап I. Введение в игру.

Задачи: способствовать созданию игровой атмосферы, познакомить учащихся с правилами игры, настроить на высокую работоспособность.

Время: 5 минут

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А путешествовать мы будем на остров под названием Дружба. Собираясь в любое путешествие, люди берут с собой все свои знания, старательность, наблюдательность, хорошие отношения. Не забудьте и вы все это взять с собой, тогда наше путешествие будет удачным. Но в путешествии нас ожидает много препятствий, которые нужно будет преодолеть. Если мы с ними справимся, сможем помогать друг другу, выручать, значит, волшебный остров ждет нас. Итак, в добрый путь!

Этап II. Совместная работа участников игры.

Задачи: способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы; поощрение совместного переживания, связанного с выполнением общей задачи.

Время: 10 минут

Необходимые материалы: изображения деревьев (береза, ель, рябина), грибов, животных (заяц, лиса, медведь, волк), карта путешествия.

А вот и первое препятствие. Узнать, куда мы попали, вы сможете, ответив на мои загадки.

ЗАГАДКИ

(По ходу того, как дети справляются с загадками, на доске появляются изображения деревьев, животных).

- Что же у нас получилось, ребята? (лес).

А что еще в лесу растет кроме деревьев?

- А какие животные живут в лесу?

ЗАГАДКИ

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Ну вот и попали мы в сказочный лес,

Лес этот полон прекрасных чудес.

Здесь звери не только умеют играть,

Они ведь и дружными все хотят стать.

А учит зверюшек медведь косолапый,

Указку держа своей лапой косматой

Давайте поможем зверятам мы всем

И дружбы урок подадим поскорей.

- Ребята, давайте мы с вами расскажем лесным жителям, что такое дружба.

- Кого можно назвать своим другом?

- Для чего нужно уметь дружить?

- Хорошо, ребята, я думаю, что лесные жители поняли, что такое дружба и зачем она всем нужна. А теперь мы с вами отправляемся дальше:

Этап III. Работа участников в парах.

Задачи: развивать отношения партнерства, умение работать в парах, стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения.

Время: 20 минут

Необходимые материалы: большой рисунок реки, гор; музыка: шум реки, свист ветра; приготовленные для детей рисунки варежек, которые нужно будет разукрасить, цветные карандаши по одной пачке на столе.

Звучит музыка: шум реки.

Но вот на пути вновь преграда встает.

И волны бушуют и ветер ревет.

Река разлилась у нас на пути,

Дорогу на остров никак не найти.

Но чтобы нам цели скорее достичь,

Должны мы подняться по мостику ввысь.

- А где же этот мостик, ребята? Что-то я его совсем не вижу. Как же нам быть? (выслушиваются мнения детей).

- А давайте мы с вами сами построим мостик, мостик дружбы.

Упражнение «Мостик дружбы».

Ведущий просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик при помощи рук. Ведущий сам включается в работу.

- Вот и река позади, но она не так страшна, когда друг рядом, и может протянуть тебе руку помощи.

 Игра  «Ручеек»

Выбрать напарника и узнать его имя.

Звучит музыка: свист ветра.

И мы отправляемся дальше в поход.

Река позади, а дорога зовет.

Но что за беда? Как же дальше идти?

Ведь горы теперь у нас на пути.

Как это препятствие нам одолеть,

В холодных горах, ведь, легко заболеть.

Там снег на вершинах лежит, посмотри.

И солнца не видно, и холод внутри.

- Ребята, как же нам подняться вверх, в горы, ведь там холодно, снег лежит. Но я думаю, что нам станет теплее, если мы с вами приготовим себе теплые варежки. В горах они нас согреют.

Упражнение «Разноцветные варежки».

- Я прошу объединиться в пары. Возьмите на двоих одну пачку цветных карандашей. Перед вами лежит рисунок варежки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет разукрашивать свою варежку, но узоры у вас должны быть одинаковые и красивые. Вам понятно задание? Тогда начинаем работать.

(Время выполнения задания, примерно, 5-8 минут).

Красивые варежки нам помогли,

Согрели нас в холод, от стужи спасли.

Дорогою длинною долго мы шли,

Устали, конечно, за время пути.

Давайте устроим привал на пути,

Чтоб с новыми силами дальше идти.

Все определяют, у кого получились особенно похожие и красивые варежки.

Этап IV. Игры на создание у детей положительного отношения друг к другу.

Игра: « Подойди к…».

Игра: «Море волнуется раз»

«Подари букет».

Необходимые материалы: коробочка с вырезанными цветами и листочками для подарков друг другу.

Хорошее другу сказать так приятно,

Услышать такое же хотим мы в ответ.

Мы с другом шагаем, усталость не ощущаем,

И к острову дружбы мы цель выбираем.

Когда человеку кто-нибудь нравится он старается сделать ему приятное, подарить какой – либо подарок, сказать что либо приятное, просто улыбнуться. И вам наверно уже кто-то понравился в классе. А мы сегодня будем дарить букеты.

Возьмите из коробки по одному нарисованному букету и подарите их тому, кому захотите со словами "Я дарю тебе этот букет, потому что ты самый: (сказать о том, что тебе нравится в этом человеке). А тот,  кому подарили должен поблагодарить и сказать что-либо приятное.

Если кому-то не подарили подарок, это делает ведущий и обязательно отмечает лучшие качества этого человека.

- Молодцы, ребята, все получили подарки. Теперь на месте нашего болота будут расти красивые цветы, и мы сможем идти вперед.

И солнышко светит теперь на пути,

И тучки пропали. Легко так идти!

Заветная цель видна впереди

Мы острова Дружбы достигли в пути!

Этап V.

Задача: поддержание хорошего настроения по результатам выполненной работы.

Время: 5 минут

Необходимые материалы: ватман для создания портрета класса, приготовленные портреты мальчиков и девочек, клей, фломастеры, песенка о дружбе.

- Вот, ребята, мы с вами и попали на остров Дружба. (Показать знак «Дружба», где дети держатся за руки.) Посмотрите, как дружно и весело здесь живут жители. Давайте сейчас сфотографируемся на память.

Упражнение «Фотография».

- Перед вами лежат изображения мальчиков и девочек. Нарисуйте, какое у вас сейчас настроение и давайте повесим свою фотографию на общий портрет.

Дети изображают коллаж. Во время этой работы звучит песня о дружбе.

Этап VI. Завершение игры. Подведение итогов.

Обсуждение итогов игры.


«Путешествие по стране Лицей»

Что бы путешествовать по стране Лицей, надо знать правила. Давайте повторим.

Станция №1 Правила лицея (10мин)

Ведущий  говорит правило, дети, молча показывают руками «+» - согласны; «-» - не согласны.

- если хочешь ответить на вопрос учителя надо поднять руку;

- если взрослый зашел в класс, надо встать;

- если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места;

- входящему в класс на уроке можно крикнуть: «Привет»;

- на перемене нужно отдохнуть, поэтому нужно бегать по коридору сломя голову;

- если очень нужно спросить, можно перебить разговор взрослых;

- бегать и шумно играть можно только на спортивной площадке; помогать друг – другу нужно всегда и везде;

- ябедничать можно и нужно;

- в школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно;

- надо всегда первым здороваться со взрослыми и сверстниками;

- нужно вежливо прощаться;

- всегда нужно благодарить за оказанную помощь;

- разрешено толкать друг друга в столовой;

- руки перед едой мыть не обязательно;

- можно и нужно петь песни на уроках;

- здороваться со взрослыми необязательно;

- сор нужно разрешать крикам и кулаками;

- на уроках нельзя болтать с соседом по парте;

- на улице всегда нужно бегать и кричать;

- вежливые слова нужно говорить как можно чаще.

Станция №2  Творческая (10 мин)

Инструкция: нарисовать следующие объекты, пользуясь данным набором фигур (круг, треугольник, прямоугольник). Объекты рисования: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость.

Игра «Море волнуется раз…»

Станция №4 «Математическая» (10 мин)

  • Посчитай и промолчи. Сколько мальчиков, девочек, сколько человек со светлыми волосами, у кого в одежде белый цвет. (5 мин.)

Игры «Броуновское движение», «Последний по четыре», «Сколько паровозиков?»

Станция №5

Следующая станция «Букварная»

  • Придумать в группах слова на слог «ко» (7мин).

Игра «Попугайчики» (3мин). Игра “Попугайчики” развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами:

Мы – не девочки, не мальчики,

Все сейчас мы – попугайчики.

Попугай, не зевай,

Вместе с нами повторяй.

Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.

Станция №6 «Физкультурная» 5мин.

Зарядка сидя.

Станция №7  «Классная»

Завершаем наше путешествие на станции классная.

За это небольшое время мы поближе познакомились. И надеемся, что у каждого в сердце поселились теплые, добрые чувства к своим одноклассникам. Эти чувства будут развиваться и  крепнуть. Мы предлагаем подарить классу подарок. Нарисуйте на сердечках подарок для ребят класса. На лист ватмана в форме сердца каждый приклеивает свой нарисованный подарок.


«Путешествие в сказочную страну»

 4 класс система Л.В. Занкова

Цель:  Углубление знаний учащихся о сказках.

Задачи: Показать красоту и идейно-тематическое богатство сказок. Обогатить представления детей о сказках, ярко выражающих
взгляды народа на то, каким должен быть настоящий человек.
     Формировать коммуникативные (речевые) действия, способность
действовать «в уме», достигать нового уровня обобщения.

Оборудование: Плакаты: «Писатели-сказочники о мире». Карта Сказочной страны. Выставка книг-сказок. Книжки-раскладушки. Костюмы, декорации к инсценировкам. Персональный компьютер.

Оргмомент. Выясняется, все ли готовы к путешествию.

Сообщение темы, цели задач урока

Сообщается о том, что на уроке отправимся в далекое путешествие в тридевятое царство, в тридевятое государство — в сказочную страну.

ВОПРОС: - А где находится эта страна? - Подскажите, на каком виде транспорта удобнее и быстрее всего добраться туда? Ответы детей.

Знакомство с героями сказочной страны

1. Парад сказочных героев. Конкурс «Узнай героя...»

бабушка

Иван-царевич

Волк

Солдат

2. Викторина    «Узнай   героя»    по   карточкам,    приготовленным учащимися к уроку дома.

Путешествие в государство русских народных сказок

1. Беседа: Сколько месяцев в году? А как они называются? Краткий пересказ славянской сказки «Двенадцать месяцев».

Беседа: Что это за сказка? Кто ее автор? Кто из советских детских писателей создал свою оригинальную сказку-пьесу на основе славянской сказки?

 Путешествие в государство сказок советских писателей.

Инсценировка сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Вопрос: - Чем же отличается сказка от сказки - пьесы?

Рассказ о С.Я. Маршаке (с показом его портрета через эпидиаскоп).

Чтение наизусть сказки в стихах С. Маршака «Кот и лодыри».

ВОПРОС: - Кого высмеивает Маршак в этой сказке? К чему
призывает? Ответьте пословицей.

Путешествие в государство сказок русских писателей.

Беседа:

-        Каких русских писателей-сказочников вы знаете?

-        Что они говорили о сказках?  (Обращаемся к плакату «Высказывания писателей о сказках и сказочниках»).

3.        Инсценировка начала сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и
работнике его Балде» (с музыкальным вступлением).

4.        Беседа: Узнали героев? Из какой сказки? Кто автор?

Путешествие в государство сказок зарубежных авторов.

1. Рассказ подготовленного ученика:

- 31 декабря 1899 года семилетний мальчик Костя Паустовский получил в подарок «Сказки» К.К. Андерсена. Впоследствии, став писателем, Паустовский говорил: «Мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца, над злом. Тогда я уже знал пушкинские слова «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» Я был почему-то уверен, что Пушкин и Андерсен были закадычными друзьями и, встречаясь, долго хлопали друг друга по плечу и хохотали».  ВОПРОС: Почему же Паустовский, Андерсен и Пушкин казались «закадычными друзьями». Почему в школьной хрестоматии их произведения стоят рядом? Что между ними общего? Ответы детей.

  Слово учителя о роли сказок в борьбе за мир (с обращением к
плакату «Сказочники о мире»). Рассказ об А. Лингрен (с показом ее фотографии через эпидиаскоп).

Путешествие в сказку Э. Мошковской «Суслик, который хотел быть похожим на человека»

1.        Слово учителя, о вечных проблемах, волновавших писателей: кто
настоящий человек? Как же решает этот вопрос Э. Мошковская - послушайте. Рассказ сказки учителем (с элементами инсценирования).

Беседа:

- Почему же человек сказал, что суслик стал похожим на человека?

Путешествие по стране сказок собственного сочинения

Итоги конкурса «На лучшую сказку собственного сочинения».
Награждение победителей (бесплатными билетами на «Сказку о громком
барабане»). Прослушивание лучшей сказки собственного сочинения.

Путешествие в старую сказку на новый лад

Инсценировка сказки «Курочка ряба».

Работа бюро находок - Возвратить потерянные сказочные вещи в
соответствующие сказки. Сказочная почта. Конкурс «От кого телеграмма, из какой сказки?».

Итог урока. Рефлексия.

Подведение итогов конкурса на лучшего сказочника, на лучшего
знатока   сказок.   Награждение   медалью   «Лучший   сказочник»,
лентами «Почетный житель сказочной страны». Что интересного узнали? Какие сказки захотелось почитать самостоятельно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" для 1 и 2 года обучения

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях» (1 год обу...

Рекомендации родителям по сохранению здоровья младших школьников

основные рекомендации для родителей младших школьников, соблюдение которых поможет сохранит здоровье ребенка...

Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".

Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....

Выпускная аттестационная работа " Психологические особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника"

Выпускная работа, в которой изучаются  психологические особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника, эта тема так же изучена с практической стороны. Для решения поставленных з...

. «Нетрадиционные приемы работы для развития ручной умелости младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями в развитии"

Статья в сборнике в рамках научно-практической конфеенции с международным участием "Я в мир удивительный этот пришел"...

Развитие мышления у младших школьников. Рекомендации родителям

ПУТИ РАЗВИТИЯ И АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ. С помощью специ­альных упражнений и тренировок можно достичь высокого уровня овладения мыслительными операциями.Активизирует мышление способность самосто...