Методические рекомендации по развитию исследовательских способностей младших школьников
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по развитию исследовательских способностей младших школьников
Составитель: Берзегова А.Х.
Учитель физической культуры и ОБЖ
МБОУ “СОШ №7 им.Н.Т. Джаримока” а. Джиджихабль
Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.
Технология исследовательского обучения является одной из эффективных форм формирования компетентностей и самостоятельной творческой, исследовательской деятельности школьников.
Грамотная организация исследовательской деятельности - один из способов формирования познавательной активности у младших школьников
Данные методические рекомендации могут оказать помощь учителям начальных классов, организующим исследовательскую деятельность учащихся как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Методические рекомендации учителю по развитию исследовательских способностей младших школьников
Необходимость и ценность отношения ребенка к окружающему миру как исследователя трудно переоценить.
Дети рождаются исследователями, они от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Любопытство, стремление наблюдать, экспериментировать, искать самостоятельно сведения об окружающем мире –естественное состояние ребенка.
Готовность к поиску и анализу информации, новых знаний, наблюдений, умение решать проблемы в деятельности, выдвигать гипотезы и доказывать их, планировать деятельность – эти составляющие исследовательской деятельности могут помочь детям реализовать себя, свой творческий потенциал.
Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Педагог должен обучить детей общим исследовательским умениям и навыкам: умению видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, умение классифицировать, вести наблюдения, знать методику проведения эксперимент, самостоятельно делать выводы и умозаключения, умение доказывать и защищать свои идеи.
Учитель в данном случае выступает в роли тьютора - тьютор-учитель является одновременно организатором, консультантом и наставником. Его задача – помочь ребенку найти собственные познавательные интересы, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать. Главной задачей тьютора является сопровождение, а основной инструмент – вопрос. К РЕБЕНКУ – НЕ С ОТВЕТОМ, А С ВОПРОСОМ!
Тьюторское сопровождение очень интересно и привлекательно для педагога, который ценит и поддерживает самостоятельность ученика, его активность и право на собственный выбор, ориентацию на собственные усилия и ответственность.
На всех этапах тьютор-учитель выступает как помощник. Он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
– консультирует: провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, и т. п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
– мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом-исследованием;
– помогает. Помощь учащимся выражается не в передаче знаний и умений, которые учащийся должен был усвоить на уроках, другие необходимые сведения получить, работая над сбором информации. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
– наблюдает. Создает своему ученику ситуацию успеха, чтобы ему и дальше хотелось заниматься работой.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, субъектами деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников через внеклассные мероприятия
Видеть в каждом ученике личность, помочь словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, раскрыл свои способно...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/02/picture-31806-1609564089.jpg)
«Игра как условие развития познавательных способностей младшего школьника на уроке английского языка»
В реферате рассматривается "Роль игры в развитии познавательных способностей учащихся обучении английскому языку" и даны методические рекомендации к проблемам...
Развитие творческих способностей младших школьников через метод проектов
На начальной ступени обучения одной из главных задач педагога является развитие творческих способностей ребенка. Этому в полной мере способствует уроки трудового обучения. Основная цель образова...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-113679-1349603528.jpg)
Выявление и развитие творческих способностей младших школьников
Данный материал поможет подобрать материал для развития творческих способностей младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/30/picture-140798-1701361400.jpg)
Программа по развитию познавательных способностей младшего школьника "Вундеркинд"
Программа разработана для обеспечения развития познавательных способностей младших школьников, подготовки их к активной учебно-познавательной деятельности. Цель программы: развитие познават...
Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.
Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят, что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/22/picture-365508-1563809445.jpg)
Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".
Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....