Описание методической системы "Применение инновационных технологий на уроках математики с целью формирования ключевых компетенций"
учебно-методический материал по теме
Источник изменений:
Применение инновационных технологий на современном этапе обучения приводит к ряду противоречий (например, традиционные подходы к преподаванию и высокие требования к выпускнику; традиционные формы обучения и новые технологические возможности современных средств обучения, личностно-информационные нужды обучаемых и ИКТ-компетентность педагогов и другие). И здесь возникает проблема поиска путей формирования ключевых компетенций всех участников образовательного процесса, позволяющих ориентироваться в современном информационном пространстве. Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_sistema.rar | 673.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Волгина Н.А., МКОУ «СОШ № 4» г. Называевска Омской области
Описание методической системы
Тема: «Применение инновационных технологий на уроках математики с целью формирования ключевых компетенций
Источник изменений:
Применение инновационных технологий на современном этапе обучения приводит к ряду противоречий (например, традиционные подходы к преподаванию и высокие требования к выпускнику; традиционные формы обучения и новые технологические возможности современных средств обучения, личностно-информационные нужды обучаемых и ИКТ-компетентность педагогов и другие). И здесь возникает проблема поиска путей формирования ключевых компетенций всех участников образовательного процесса, позволяющих ориентироваться в современном информационном пространстве. Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности».
Идея изменений заключается в создании оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формирования ИКТ-компетенций, что в целом приведет к повышению мотивации, а, следовательно, и качеству обучения.
Кроме этого, в результате изменений можно будет говорить о комплексе основных ориентиров в оценке качества обучаемых:
· традиционные знания, умения и навыки (например: законы и правила математики, алгоритмы решения задач, уравнений, систем уравнений и т.п.);
· надпредметные понятия (например: Труд, Наука, Родина; а также другого рода понятия: знак, деятельность, реальность);
· ключевые компетентности (социальные, правовые, информационные, экономические и другие);
·общественно-значимый социальный опыт (участие в патриотических, социальных, творческих и других проектах, акциях, где есть опыт принесения пользы людям, обществу, государству).
Суть изменений содержания: обучение становится деятельностно-развивающим, формирует личные качества учащихся, при этом оно демократичное, гуманное, основано на сотрудничестве.
Основными изменениями в организации образовательного процесса считаю следующие критерии:
- использование творческих ситуаций с применением персонального компьютера и Интернета;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму материала;
- оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу достижения;
- создание положительного эмоционального настроя на работу каждого ученика и всех учащихся вместе;
- создание ситуации для проявления инициативы, самовыражения;
- раскрытие субъективного опыта ученика;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе классного коллектива.
ИПО основан на применении ИКТ – технологий и разработки цифровых образовательных ресурсов, в том числе созданных обучаемыми; технологии РКМ; технологии естественного обучения.
Условия реализации изменений:
- учащиеся: обучение на базовом уровне;
- педагог:
1. Высшая квалификационная категория,
2. Курсы по темам:
"Использование ИКТ в образовательном процессе", 2009 г., «Формированиеуниверсальных учебных действий посредством современных педагогическихтехнологий», 2011 г., «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по информатике», 2012 г., "Обновление деятельности педагога в условиях ФГОС", 2013 г.
3.Обучение с помощью материалов ВКС, вебинаров, самообразования, телекоммуникационных практико-ориентированных проектов для педагогов разного уровня.
4. ИКТ-компетентность: создание персонального методико-педагогического сайта; личный кабинет портала «1Сентября», администратор учреждения по организации работы во Всероссийском проекте «Школа цифрового века»; активное участие в работе педагогических Интернет-сообществ.
- наличие материальных и программно-методических ресурсов (обеспечение кабинета ТСО, компьютерный класс, мобильный класс), Интернет.
Цель: создать на своих уроках такие условия, которые могут обеспечить каждому учащемуся доступное, отвечающее его запросам, качественное образование на основе эффективных инновационных педагогических технологий, в результате чего у учащихся развиваются необходимые ключевые компетенции для успешной деятельности.
Задачи:
- овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания учащихся.
- изучить и внедрить в практику передовой педагогическй опыт, новейшие достижения педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий.
- применять диагностику склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся;
- создать систему использования активных форм работы на уроке с целью повышения качества знаний;
- создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения математике и внеурочной деятельности, а также для интеллектуального, нравственного, духовного развития детей.
- разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой темы.
Предполагаемые результаты:
- совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ЦОР и ЭОР;
- усиление положительной мотивации обучения (создание ситуации успеха);
- активизация самостоятельной деятельности обучающихся через применение технологии естественного обучения; использование деятельностного и компетентностного подходов к обучению; разработка КОЗ и КОУ;
- активизация познавательной деятельности учащихся через применение элементов технологии развития критического мышления.
Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.
В своей деятельности стараюсь создать условия для формирования следующих ключевых компетенций:
- Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
- Информационных – владение информационными технологиями.
- Автономизационных – способность к самоопределению и самообразованию.
- Нравственных — способность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Эти компетенции рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом, т.к. общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.
Успешность ученика определяется, прежде всего, мотивацией, т. е. тем, как велико его желание учиться. Считаю основной задачей для себя - подготовить учащегося к жизни в современном социуме, показать необходимость постоянного самообразования и самосовершенствования на всех этапах обучения.
С целью реализации этой задачи изучила теоретические аспекты инновационных технологий и апробировала их элементы на уроках математики.
Технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.
Данная технология выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Именно поэтому я сделала свой педагогический выбор в пользу обучения математике с использованием технологии РКМ.
Трехфазовая структура урока (вызов, осмысление, рефлексия) позволяет максимально задействовать все ресурсы личности ученика, способствует поддержанию интереса учащихся к процессу обучения, пробуждает исследовательскую и творческую активность. Данная технология включает в себя множество различных приёмов и методов. Приёмы, используемые, мною при обучении математике представлены в приложении 1.
Включение элементов технологии развития критического мышления в урок дает возможность личностного роста, так как вся работа на уроке обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности. Считаю, что применение ТРКМ на уроках математики позволяет научить школьников: организации своей деятельности; душевности и чуткости; ощущению свободы и счастья бытия; самореализации, сохранения ценностей; пониманию себя и пониманию других; умению мыслить; формированию и отстаиванию своей точки зрения; партнерские отношения; умению сотрудничать; гибкости мышления; умению слушать; мобильности; способности оценивать свои действия; рефлексии.
Пример фрагмента технологической карты урока с применением ТРКМ представлен в приложении 2.
Технология развития критического мышления позволяет мне определить сферу комфортности для каждого. Кроме того, при переходе с одного приема на другой меняется режим работы мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей. Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с любой информацией, а не только с текстом. Учебник является важнейшим источником вопросов, задач и заданий, которые мне постоянно приходится ставить перед учащимися или которые они находят самостоятельно. Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться.
Технология естественного обучения – способ организации учебной деятельности, который основан на общении как естественном средстве обучения.
Наряду с естественным общением применяю парное, опосредованное и групповое общение. Использую эту технологию при изучении нового материала, закреплении знаний по всей теме, а также при их повторении и общении. Специфика технологии требует особого построения последовательности уроков и определения их типов.
Начинаю тему с вводной лекции, на которой можно составить план темы, конспект, схемы, алгоритмы решений, таблицы и др. На следующих уроках все учащиеся прорабатывают информацию по теме устно в парах по предложенным одинаковым карточкам №1. После окончания работы с этой карточкой учащиеся могут выходить на контроль к учителю или перейти к работе с карточками №2, в которых предложены практические задания по теме разного вида и уровня сложности. Карточки №2 прорабатывают в группах по 4 человека на основе естественного общения. Ход работы фиксируется в листе учёта. Выполнив задание, группа даёт сигнал учителю о готовности отвечать. Учащиеся успешно прошедшие контроль по всем карточкам №2 приступают к индивидуальной работе по карточкам №3. Индивидуальные задания для этих карточек составляю дифференцированно по микротемам. Ученик должен решить не менее 4-5 заданий из каждой микротемы. Ход решения фиксируется в листе учёта №3. Закончив работу, после собеседования с учителем, учащиеся допускаются к индивидуальной контрольной работе. Учащимся, закончившим первыми эту работу, предлагаю оказать помощь товарищу или выполнить индивидуальное задание по теме более сложного уровня.
Итак, ТЕО позволяет – организовать многократную проработку изучаемого материала, продвижение вперёд в соответствии со способностями и возможностями каждого ученика.
Использование технологии даёт положительные результаты учебно-воспитательной деятельности, способствует качественному усвоению программного материала, развитию общеучебных умений, самостоятельному применению полученных знаний в практической деятельности. А также важную позитивную роль играет в сплочении коллектива, в развитии личностных качеств учащихся, воспитание толерантности, нравственных качеств личности.
Использование технологии рассмотрю на примере проведения уроков в 9 классе.
Урок обобщения знаний при подготовке к ГИА по теме: «Уравнения и системы уравнений» (6 уроков).
Этапы работы над темой:
- Информационный ввод учащихся в тему в виде обобщающей лекции по теме «Уравнения и системы уравнений». (Можно это сделать в виде комментирования опорного конспекта-кластера, схемы. Эту функцию также может выполнить компьютер, например: использование ЭОР) (2 ч.).
- Работа по предложенным дидактическим карточкам трёх видов. При этом создаются условия для парного, естественного и опосредованного общения.
- Выполнение практической работы.
- Выход на индивидуальный итоговый контроль.
- Индивидуальное осмысление (рефлексия) результатов, проектирование дальнейшей образовательной траектории.
Примеры карточек – Приложение 3
Уроки изучения нового материала, его закрепления и контроля. Тема: «Определение числовой функции. Область определения, область значений функции». Например, алгоритм действий учащихся на 1 уроке:
1. Изучи §8, стр. 83-89 (Учебник А.Г. Мордкович. Алгебра 9 класс) и найди ответы на следующие вопросы:
- Что такое функция?
- Как обозначают функцию?
- Что такое аргумент?
- Какой смысл имеет математический термин «функция» в реальной жизни?
- Что называют областью определения функции и как её обозначают?
- Что называют областью значений функции и как её обозначают?
- Что называют графиком функции?
2. Сверь свои ответы с ответами товарища. Если возникли вопросы, обратись за помощью к учителю.
3. Запиши ответы в тетрадь.
4. Выучи ответы на вопросы.
5. Выйди на контроль к учителю. Учитель в бланк учёта ставит «зачёт»/ «незачёт».
Примеры алгоритмов действий обучающихся – Приложение 4.
Итак, данная технология позволяет мне организовать многократную проработку изучаемого материала, продвижение вперёд в соответствии со способностями и возможностями каждого учащегося, т.е. служит одним из способов реализации личностно ориентированной концепции обучения.
ИКТ-технологии.
Учитывая, что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, в своей практической деятельности создаю оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через внедрение информационных технологий в процесс обучения. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют построить образовательную систему, в которой ученик – активный и равноправный участник образовательной деятельности. Для этого активно на своих уроках применяю ЦОР и ЭОР порталов http://school-collection.edu.ru, http://fcior.edu.ru, электронные пособия «Геометрия 7-9 классы», «Стереометрия», учебные мультимедиа-продукты к учебникам и задачникам А.Г. Мордковича; для подготовки к итоговой аттестации образовательные ресурсы порталов ege.yandex.ru, открытого банка заданий по математике mathege.ru и другие электронные пособия и материалы учебных порталов и сайтов. Кроме готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения использую собственно разработанные презентации к урокам по решению задач, позволяющие осуществить применение дифференцированного подхода в процессе изучения и закрепления материала, направленные на усиление самостоятельной активности учащихся на уроках математики. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что использование ИКТ на уроках, мотивирует детей на создание своих собственных медиапродуктов, а значит, способствует их самореализации. После изучения разделов курса математики, предлагаю обучающимися творческие работы, в которых они рассказывают о применении математических понятий в повседневной жизни, их роли в жизни человека. Например: «Тригонометрия в окружающем нас мире», «Цилиндры вокруг нас», «Перпендикулярность прямых в пространстве», «Логарифмы в жизни человека» и другие.
Всё вышеперечисленное позволяет мне: формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний; создавать условия успешности каждого ученика на уроке. На основе использования информационно-коммуникационных технологий создаётся образовательная среда, способствующая творческому развитию обучающихся.
Отмечу, что хорошо продуманный ИКТ-урок – это возможность поделиться идеями, возникшими в ходе обучения, а также получить в ответ необходимую помощь, информацию или одобрение. При этом не важно, кто выступает в роли презентующего свой опыт – учитель или ученик.
Таким образом, при использовании ИКТ происходит постоянное накопление опыта через взаимодействие и взаимообучение всех участников образовательного процесса, что, несомненно, положительно сказывается на развитии личности учащихся.
Результат изменений
Использование инновационных технологий за 3 последних учебных года способствовало:
- повышению качества знаний обучающихся по математике с 45% до 51%,
- развитию самостоятельности, повышению их творческой активности.
Показатели ГИА в новой форме (9 класс) в 2012 году по математике 50 % (выше среднего по региону на 1, 7%).
Обучаемые приобретают первый социальный опыт: через участие в конкурсах, олимпиадах, телекоммуникационных проектах. Например, олимпиада имени Кукина (заочный этап 8 баллов из 10), олимпиада имени Леонарда Эйлера (участник дистанционного этапа), турнир имени М. Ломоносова (сертификат участника) и множество различных ТКП, в которых команда под моим руководством становилась лауреатом, призёром или победителем (дипломы и грамоты прилагаются).
Сталкиваясь с проблемой «КАК и через ЧТО формировать и совершенствовать общеучебные умения и навыки учащихся, учитывая при этом их личностные особенности и предпочтения», я пришла к выводу, что применение инновационных технологий на уроках математики действительно служат средством формирования у учащихся мотивации к предмету, а значит, и способствуют формированию ключевых компетенций.
В результате можно говорить о методической системе, ориентируемой на достижения обучаемых по следующим показателям:
· традиционные знания, умения и навыки (например: законы и правила математики, алгоритмы решения задач, уравнений, систем уравнений и т.п.);
· надпредметные понятия (например: Труд, Наука, Родина; а также другого рода понятия: знак, деятельность, реальность);
· ключевые компетентности (социальные, правовые, информационные, экономические и другие);
·общественно-значимый социальный опыт (участие в патриотических, социальных, творческих, предметных проектах, где емеется опыт принесения пользы людям, обществу, государству, а также привлечение к совместной деятельности учителя, родителей и детей.
Применение новых педагогических технологий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по математике и способности их применения на практике. Опыт показывает, что это способствует осознанию обучающимися роли математики в современном мире, применению математических знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий.
Представление методической системы
Годы Уровни | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
Муниципальный | 1.Представление опыта работы по теме: «Информационные технологии на уроках математики», 18 декабря 2010г., РМО. | Представление опыта работы по теме: «ГИА за курс основной школы: проблемы и пути решения», 27 августа 2011 г., августовское совещание работников образования Называевского муниципального района, секция учителей точных дисциплин. | |
Региональный | Разработка урока с применением компьютерной технологии по теме: «Теорема Пифагора: её история и значение» с применением ИКТ технологии в рамках, методической недели в школе, 19 ноября 2011 г., методическая копилка учителей математики на ВМО педагогов Омской области на портале системы образования Омской области. | 1.Статья «Реализация стратегии смыслового чтения на уроке математики средствами ТКРМ», 23.03.2013 г., интернет-конференция в рамках телекоммуникационного практико-ориентированного проект для педагогов «Реализация междисциплинарной программы | |
Всероссийский | 1.Статья« Применение современных педагогических технологий на уроках математики пр реализации компетентностного подхода», в рамках телекоммуникационного обучающего проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок», дата 2. Разработка урока «Функция , её график и свойства», март 2013 г., Всероссийский конкурс «Современный учитель». | ||
Международный | Участие в Третьем открытом фестивале «Мультимедиа в образовании» , который проводился Международным Институтом Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», Факультет «Реформа образования» (www.edu-reforma.ru), в разделе «Коллекция мультимедиа материалов, направление: предметы точных дисциплин», 23 сентября 2012г.). |
В Интернет сообществах педагогов РФ размещены методико-дидактические разработки, в Социальной сети работников образования nsportal.ru создан личный сайт http://nsportal.ru/volgina-natalya-aleksandrovna
Учителя района Рубцова И.В., Уварова Н.И. используют мой опыт работы по внедрению технологии развития критического мышления в образовательный процесс. Учителя школы Маркус Е.В., Богатова Н.Н. используют накопленный мной опыт применения компьютерных технологий при работе со слайдами и ресурсами Интернета. Никуткина М.А., Петрищева С.Н. использует опыт работы применения технологии естественного обучения. Урок с применением мультимедиа «Квадратные уравнения», размещенный в Образовательном портале «Мой университет», на факультете «Реформа образования» (адрес сайта www.edu-reforma.ru), просмотрело 210 учителей, скачало урок - 80 человек (http://moi-mummi.ru/load/predmety_tochnykh_disciplin/algebra/21-4-2). Статья «Смысловое чтение средствами ТРКМ» имеет 309 прочтений (http://vmo.obr55.ru/modules/contest/item.php?itemid=427), 7 положительных отзывов учителей региона.
В 2010-2011 и 2012-2013 учебных годах руководила работой постоянно действующего обучающего семинара «Повышение ИКТ-компетентности учителя» с учителями школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...
Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования универсальных логических действий учащихся
Обобщение опыта работы, выступление на педсовете...
Внедрение современных педагогических технологий, применение системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия реализации ФГОС второго поколения.
Цель: показать значимость внедрения современных педагогических технологий и применения системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ обобщение опыта
Материал содержит разработки нескольких уроков математики, а также работы учащихся, которые могут применяться на различных этапах урока. Это презентация по геометрии 9 кл "Построении правильных многоу...
Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»
В данной статье рассматривается организация деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики....
"Использование инновационных технологий на уроках "Поварское дело" для формирования допрофессиональных компетенций"
Большое внимание в образовательном учреждении уделяется адаптации подростков в социуме, ориентированный на активную деятельность и позволяющей успешно адаптироваться в современной жизни...
Доклад на МО учителей-предметников «Использование проектных технологий на уроках математики в целях организации образовательной среды, способствующей формированию жизненных компетенций учащихся с ОВЗ»
Метод проектирования в обучении математике помогает использовать имеющиеся знания, умения, навыки в новых обстоятельствах, в тех или иных жизненных ситуациях, и, таким образом, в определённой мере гот...