Лекция для студентов. Методы воспитания
план-конспект занятия на тему
В данной лекции представлен материал о методах воспитания, дано понятие о методах воспитания, представлена классификация методов воспитания,их краткая характеристика. Лекция предназначена для обучающихся педагогических колледжей и учителей образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_vospitaniya.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Методы воспитания.
Цели.
Формировать знания о методах воспитания, их классификации.
Учить сравнивать и оценивать разные научные подходы к изучению методов воспитания.
Развивать профессиональные и общие компетенции.
Воспитывать положительное отношение к профессии, трудолюбие.
Оборудование.
1.Презентация «Методы воспитания».
2.Высказывание А.С. Макаренко «Метод воспитания – это «инструмент прикосновения к личности», с помощью которого
« включаются механизмы» самореализации личности»
3.Опорная схема по теме «Методы воспитания»
Литература.
Педагогика под редакцией П.И. Пидкасистого.Москва, 1998.
В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов Педагогика Москва, 2002
Л.И.Маленкова Теория и методика воспитания Москва, 2002.
Инновационные технологии:
авторская технология В.Ф.Шаталова (опорные схемы);
информационно-комуникационные технологии.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний студентов.
- Сообщение темы занятия.
- Объяснение нового материала.
Показ презентации «Метод воспитания».
План.
1. Понятие и сущность методов воспитания. Методы воспитания как способы действия педагога при взаимодействии с учащимися.
Понятия «метод воспитания», «метод воздействия», «прием воспитания».
2. Классификация методов воспитания.
3. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
4. Характеристика методов воспитания.
Тема «Методы воспитания» актуальна.
Во-первых, методы воспитания являются центральным, основополагающим вопросом методики и теории воспитания;
во-вторых, в современном обществе психологическая напряженность личности так велика, что прикосновение педагога должно быть весьма тонким и искусным;
в-третьих, существуют разные подходы к определению методов воспитания в литературе;
в-четвертых, практическая деятельность педагогов по осуществлению педагогических воздействий содержит много нерешенных вопросов, поэтому современному учителю необходимо знать способы взаимодействия.
Понятие и сущность методов воспитания.
В современной педагогике метод воспитания определяется как способ упорядоченной деятельности (взаимодействия) педагога и воспитанников.
В теории и методике воспитания выделяют два понятия, которые нередко смешиваются и даже употребляются как синонимы: методы воспитания и методы воздействия.
Метод воспитания имеет своей конечной целью формирование отношения, качеств личности школьника. Метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика. Например, воспитание бережного отношения к книге формируется постепенно, длительно: объяснением, что книги надо беречь; привитием любви к чтению; увлекательными праздниками Недели детской книги и т.д. Проблема методов имеет научно-теоретические сложности. Одна из них состоит в разведении понятий «метод воспитания» и «метод воздействия».
Метод воспитания – это общее широкое воздействие, которое выступает для процесса формирования личности фактором и складывается из целого ряда социально-психологических влияний. Так как метод воспитания выступает как фактор, а факторы нам известны (социальная среда, активность личности, фактор возвратно-оценочного влияния взрослых), значит факторы трансформируются в воспитательной практике в СПОСОБЫ ВОСПИТАНИЯ, т.е. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ. Таким образом метод воспитания выявляется путем теоретического анализа. Однако, каждый момент жизнедеятельности – это комплекс методов.
Поэтому можно сделать вывод, что понятие «методы воспитания» целесообразно использовать в теории. Это теоретическое понятие.
Определение. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ – ЭТО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОЕКЦИЯ ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНОЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ОБЛАДАЮЩИХ ФОРМИРУЮЩИМ
ВЛИЯНИЕМ НА ЛИЧНОСТЬ.
Выше сказано, что методы воспитания складываются из целого ряда социально-психологических влияний. Воспитательные влияния представляют конкретный и определенный метод воздействия. Каждое воздействие педагога – это сочетание тонких операционных воздействий на личность учащегося.
Вопрос: Что является главным в формировании личности?
(Отношения к людям, к вещам, к явлениям)
В педагогике основываются на психологическую природу отношений, чтобы сгруппировать педагогические воздействия.
Заставить относиться к кому-то или чему-то, как хотелось бы педагогу невозможно, так как отношенческая позиция производится каждым субъективно. Поэтому следует ориентироваться на получение удовлетворения от ОБЩЕНИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
При этом формируются ценностные отношения.
А для этого необходимо уметь тонко прикоснуться к личности, передавая человеческий опыт, культуру, сохранив право выбора.
Определение. МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - ЭТО
КОНКРЕТНЫЕ ПУТИ ВЛИЯНИЯ НА СОЗНАНИЕ, ЧУВСТВА,
ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИ-
ЧЕСКИХ ЗАДАЧ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Задача педагогического воздействия – активизировать учащихся, оснастить способами совершения деятельности и стимулировать в них индивидуальный выбор.
Возникает вопрос: Как же просчитать алгоритм действий педагога? Есть ли время на раздумье, что предпринять в данный момент?
Ответ: Овладение педагогической технологией воздействия, овладение педагогическим мастерством!
Определение.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - ЭТО ПУТИ ИЛИ СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И ВОСПИТАННИКА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ.
Приемы воспитания - это отдельные элементы или составные части метода.
Средства воспитания – это общение, коллектив, искусство, игра, средства массовой информации, телевидение и т. д.
-Приведите примеры влияния различных средств на воспитание ребенка?
- Какую роль играют средства воспитания в деятельности учителя?
Сделайте вывод по первому вопросу.
- В каком соотношении находятся методы, приемы и средства воспитания?
Вывод. Рассмотрев первый вопрос, мы выявили сущность понятий «методы воспитания» и «методы воздействия», «приемы воспитания», «средства воспитания», а также их соотношение в теории и практике воспитания.
Классификация методов воспитания.
П.И. Пидкасистый выделяет три основных метода воспитательного воздействия, которые представлены в таблице.
Метод убеждения | Метод упражнения | Метод педагогической оценки |
-суждение педагога | -пример педагога | 1.ПООЩРЕНИЕ: |
-аргументация педагога | -просьба | -одобрение |
-мнение, высказанное педагогом | -показ-инструкция | -похвала (развернутая форма одобрения) |
-сообщение об обще- принятом в культуре | -специальный тренинг | -материальный предмет |
-раскрытие смысла происшедшего | -игра с этико- психологическими правилами | -благодарность |
-диалог педагога с детьми | -традиционные правила | -присвоение звания |
-дискуссия | -приказ к действию (особые случаи) | 2.НАКАЗАНИЕ: |
-обмен впечатлениями | -неодобрение | |
-совет, рекомендация | -замечание и другие |
Автор учебника «Педагогика» В.А. Сластенин определяет методы воспитания как способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Автор дает понятие «прием воспитания» как элемент метода. Приемы не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той, которую решает данный метод
Методы воспитания и методические приемы могут взаимодействовать, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.
Такой подход в изучении темы может быть использован на начальном этапе обучения и практической деятельности студентов.
Рассмотрим классификацию методов воспитания В.А.Сластенина.
Методы формирования сознания личности | Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения | Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности | Методы самовоспитания |
рассказ | приучение | соревнование | контроль |
беседа | воспитывающие ситуации | познавательная игра | самоконтроль |
лекция | педагогическое требование | дискуссия | самооценка |
диспут | инструктаж | эмоциональное воздействие | |
метод примера | иллюстрация демонстрация | поощрение | |
наказание |
Характеристику методов воспитания разберем на следующем занятии.
Каковы условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания?
- Соответствие целям и задачам воспитания.
- Соответствие содержанию и принципам воспитания.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
- Уровень сформированности коллектива.
- Уровень педагогической квалификации.
- Условия и средства воспитания.
5. Закрепление изученного материала.
Рассмотрите опорную схему. Повторите материал и ответьте на вопросы.
- В чем актуальность данной темы?
- В каком соотношении находятся понятия «методы воспитания», «методы воздействия» и «приемы воспитания»?
- На основании каких общенаучных выводов П.И.Пидкасистый выделяет основные методы воспитания и методы воздействия?
- Сравните методы воспитания представленные в разных классификациях.
- Почему знание методов воспитания и методов воздействия не гарантирует успех во взаимодействии с учениками?
Расскажите о методах воспитания, пользуясь опорной схемой по теме.
6.Итог занятия.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция для студентов.Педагогика как наука
Лекция предназначена для студентов педагогических специальностей...
Лекция для студентов. Понятие о педагогике как науке
Данная лекция раскрывает понятие о педагогике, объект и предмет педагогики,функции ее и задачи....
Лекция для студентов. Инновационные технологии обучения.
Лекция предназначена для студентов и педагогов....
Конспект лекций для студентов 1 курса колледжа по теме "Электрический ток в металлах "
Материал предназначен для самостоятельной подготовки студентов к уроку и систематизации имеющийся знаний....
Лекция для студентов. Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования.
В данной лекции представлен материал о методологии педагогики, раскрыто понятие "методы научно-педагогического исследования", представлена характеристика методов.На данном занятии используется ИКТ и т...
Краткий конспект лекций для студентов специальности 100701 Коммерция (по отраслям) по теме : Инвентаризация имущества организаций.
Данная методическая разработка представляет собой справочное пособие по инвентаризации имущества организации. В ней приведены виды инвентаризации, этапы её проведения, документальное отражение и...
Учебная лекция для студентов по темам: " Гражданская война"
Основные этапы и события гражданской войны, необходимые для сдачи экзамена по истории....