Создание благоприятных психологических условий на уроках истории.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Создание благоприятных психологических условий на уроках истории.
От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном итоге зависит результат влияния школы на здоровье учащегося. Организовать обучение учителя таким технологиям – задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты – задача учителя.
В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить себе как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника, и образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитания у него личным примером культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Особая забота о психологической адаптированности школьников обусловлена тем, что интегральное качество играет определяющую роль в жизни человека, особенно на этапе его развития.
Можно выделить несколько психолого-педагогических причин, обусловливающих «выпадение» ученика из учебного процесса. Это и не сложившиеся взаимоотношения учителя с учеником, и явно болезненное состояние ребенка после каких-то событий на предшествующем уроке. Каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ученик не здоров.
Оценка состояния, которое нередко мешает рабочему настроению ребенка, его психологическому самочувствию, а также затрудняет учителю проведение урока, относится к профессиональной компетенции учителя. Задача состоит не в том, чтобы ставить медицинский диагноз (это сделает врач), а в том, чтобы понять состояние ребенка, причины его возникновения, что позволит выстроить эффективную педагогическую практику: при необходимости следует сменить учебную нагрузку, оказать психологическую поддержку, успокоить, переключить внимание. Только так можно помочь ребенку справиться со своими психологическими проблемами на уроке, создать благоприятный психологический климат для лучшего усвоения учебного материала.
Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
На что следует обратить внимание учителю, чтобы избежать переутомления и снижения умственных способностей учащегося на уроках:
- Обстановку и гигиенические условия в классе (температура и свежесть воздуха, освещение и т.д.).
- Число видов учебной деятельности учащихся (норма 4-7 видов) за урок: чтение, опрос, слушание, рассказ и т.д.
- Чередование различных видов учебной деятельности (норма 7-10 минут).
- Число видов преподавания: наглядный, аудивизуальный, самостоятельная работа и т.д. (норма – не менее трёх).
- Наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся:
а) беседа;
б) ролевая игра;
в) дискуссия;
г) семинар и т.д.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие, как любовь к детям и оптимистическая вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократических отношений – правам ребенка на свободный выбор, на собственную точку зрения – оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся и способствует формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Рекомендации психологов для проведения "успешного" урока....
«Педагогические условия создания благоприятного психологического климата в детском коллективе»
Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в...
Выступление "Упражнения для создания благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка"
Выступление "Упражнения для создания благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка"...
Условия создания благоприятного психологического климата на занятиях по моделированию и конструированию одежды
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года п.2.1 общее образование должно формировать «целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт с...
Условия создания благоприятного психологического климата на занятиях в военно-историческом клубе «Старый солдат».
По-настоящему безопасно и комфортно ребенок может чувствовать себя в условиях максимально приближенных к домашней обстановке, где он с удовольствием учится тому,к чему у него «лежит душа»,...
Рекомендации педагогам: "Факторы создания благоприятного психологического климата урока"
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВФакторы создания благоприятного психологического климата урока. Педагогическая деятельность, как известно, может осуществ...
Создание благоприятного психологического комфорта в условиях школы – интерната.
При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе – интернате значительная роль принадлежит взаимоотношениям воспитателя с воспитанниками. Этот фактор особенно важен на начальном этапе ...