Выступление "Упражнения для создания благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка"
учебно-методический материал по английскому языку
Выступление "Упражнения для создания благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_uprazhneniya.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для создания благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка
учитель английского языка МБОУ «Школа №6» г. Липецка
имени В. Шавкова
Луговских Галина Викторовна
Концепция модернизации российского образования на первый план выдвигает задачу повышения качества образования. В характеристику качества образования наряду со степенью обученности учащихся входит понятие развития ключевых компетенций учащихся на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт ученика.
Школу делает школой учитель. Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате на уроке, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.
Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или боится учителя творчества и качества обучения нам не дождаться. От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.
Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Для создания благоприятного климата учитель должен выполнять три функции.
Первая функция – «открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.
Педагогические операции:
1. Выбор пластической позы.
Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя на уроке способствует или препятствует их «открытию» на общение.
Допустим, преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.
2.Установление личного контакта
Личный контакт может устанавливаться различными способами: вербально, визуально, тактильно.
Вербальный контакт осуществляется посредством слов. Это может быть обращение к ученику по имени. (Согласитесь, что зачастую мы называем лишь фамилию ученика).
Визуальный – это контакт глаз. Человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Неслучайно в начале урока учитель просит детей подняться для приветствия. В этот момент глаза примерно на одном уровне, что способствует визуальному общению.
Тактильный контакт производится через прикосновение и является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации. К этому виду связи в большей степени тяготеют дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также взрослые люди, называемые кинестетиками. Кинестетики выявляются в школе очень рано: со звонком на перемену они стремятся как можно ближе подойти к любимой учительнице, чтобы ощутить близость в результате непосредственного прикосновения к ней, дотронуться до ее стола или вещей.
Вторая функция – демонстрация расположенности
Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.
Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целых 40 минут, в течение которых у него не будет возможности «разрядиться», снять свое психическое напряжение. Такая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться? Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не учитель, а психотерапевт.
Третья функция - «просьба о помощи»
В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной. После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.
Немало важное место в создании психологического комфорта занимает оценка. Часто идя на урок, ученик переживает о том, какую оценку он получит. Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом. Учителя часто забывает о таком виде оценки как поощрение. Ведь давая оценку, в первую очередь, нужно поднять ребенка в его собственных глазах и создать ему положительную реакцию коллектива. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на « пьедестале» своих достижений. Если это ребенку удастся сделать, то возможно ему самому не захочется спускаться вниз.
Известно, что каждый урок и каждый из его элементов имеют свой содержательный, методический и психологический аспекты. Под психологическим аспектом урока понимается функционирование психологических процессов (восприятие, запоминание, мышление) в речевой деятельности учащихся, а также межличностные отношения группы «учащиеся плюс учитель» и атмосфера общения, которая является следствием этих отношений и определяется объективными условиями, в которых проходит урок. Часто именно психологический компонент оказывается ведущим, и эмоциональный тон урока определяет результат обучения. Даже если урок подготовлен методически правильно, оптимальный результат не будет достигнут, если не учтены взаимоотношения между учащимися в классе, между учащимися и учителем, а также объективные условия, в которых проходит урок. Большинство педагогов согласно с тем, что, входя в класс, учитель должен оставить за дверью свое плохое настроение, раздражительность. Приветливая улыбка, бодрый вид, увлеченное энергичное настроение – необходимые предпосылки для создания благоприятного фона речевого общения.
Начало урока характеризуется не только сообщением темы, плана урока, но и обсуждением организации учебной деятельности в ходе урока, отдельных этапов урока, совместным с учащимися формулированием целей и задач урока и способов их достижения, введением в атмосферу иноязычной речи, установлением контакта с учащимися и настрой на продуктивное общение.
Организационный момент необходим для мобилизации языкового материала, соответствующего теме, и включение в языковую среду, которые позволяют перейти к содержательной части урока, а так же для создания благоприятной психологической атмосферы (эмоциональная разрядка, снижение усталости, повышение уровня внимания, установление контакта в группе). Для установления эмоционального контакта можно использовать упражнение-игру «Round about». Учащиеся передают по кругу (бросают друг другу) мяч («round») и высказываются о («about») своих чувствах, физическом и эмоциональном состоянии, настроении. Это упражнение может быть монологическим, когда каждый ученик высказывается одной фразой, без комментариев и вопросов со стороны других участников игры; а может стать диалоговым, если в ответ на высказывание последуют вопросы или комментарии. Например:
I’m fine (not so good, not bad, so-so, terrible, sleepy, humorous, and excited).
I’m in good (bad) mood today I feel like singing and dancing today, because it’s my birthday.
I don’t feel like writing, because I have no copy book.
Между учителем и учеником может состояться такой диалог:
Т - How are you ?
Р - I’m terrible today.
Т - Why are you feeling so bad?
Р - Because I have a headache.
Р - I’m afraid of test.
Т - Have you done your homework?
Р - I had no time, because I had a birthday party yesterday.
Можно разнообразить это упражнение, используя невербальные средства (пантомима, рисунок). Это позволяет развивать навык интерпретации невербальной информации, с другой стороны, практиковать правильное интонационное оформление речи и употребление вопросительных предложений.
Бывают случаи, когда учащимся трудно говорить о своем эмоциональном состоянии из-за внутренней скованности, неустановленного контакта в группе или просто из-за нехватки языковых средств. Преодолеть это можно, интерпретируя это упражнение следующим образом: учитель заготавливает маски (это более трудоемко, но и более увлекательно, напоминает театрализованное действие) или карточки с изображением разных эмоциональных состояний. Они прикрепляются на спины участникам игры. Сами «носители» не знают, что изображено у них, но видят изображение партнера. Задание: в пантомиме передать содержание изображения, а «носители», задавая вопросы-переспросы (Am I sad? Have I a headache?), пытаются угадать. Можно предложить самим учащимся изготовить такие маски, карточки дома.
Используя такие упражнения-игры, учитель всегда может отследить и скорректировать эмоциональное состояние учащихся, помочь преодолеть какие-то негативные ощущения. Этой цели может служит и упражнение с условным названием «Комплимент» (название отражает суть высказываний учащихся – это вербальное выражение положительных эмоций по отношению партнеру). Данное упражнение помогает установлению и поддержанию контакта, как результат - достижение состояния готовности к общению; способствует установлению благоприятного психологического климата для дальнейшей коммуникации; влияет на изменение состояния, самочувствия, поведенческих установок.
Обычный диалог формата «Hello! How are you ? – Fine, thanks» не устраивает, так как ответы на поставленный вопрос могут быть отрицательно окрашены «So-so. Not very good. Not bad. Terrible!»
Конечно, диалог можно продолжить, осведомившись о причинах плохого настроения, но не всегда ответ на этот вопрос бывает адекватным (правдивым или правильным с языковой точки зрения), и тогда цель данного коммуникативного акта - установление контакта, положительный настрой – не будет достигнута. Поэтому данное упражнении подразумевает перевод такого диалога из разряда фатического общения в разряд полноценного коммуникативного акта, комплексная цель которого включает положительную мотивацию на урок с одной стороны; максимально быстрое введение в иноязычную языковую среду с активизацией необходимых для последующей работы языковых структур с другой; формирование коммуникативных навыков в рамках социальных норм с третьей. Это же упражнение возможно использовать и как рефлексивное в конце урока. В этом случае его задачей на первом месте остается поддержание положительной мотивации, а на втором – подведение итогов урока, само- и взаимооценивание результатов работы, на третьем – повторение пройденного материала для подготовки к домашнему заданию. Если учащиеся еще не знакомы с таким упражнением, необходима короткая беседа о том, что такое комплимент, зачем нужно говорить комплименты, когда это уместно. Варианты упражнений подбираются соответственно учебной ситуации, уровню владения языковым материалом и состоянию психологического климата в классе. Можно предложить использовать следующие варианты упражнения «Комплимент»:
- Комплимент внешности. Посмотри на своего партнера и скажи ему, как он сегодня выглядит, используй известные тебе прилагательные для описания внешности. Начни свое высказывание с обращения по имени. Используй модель «Ты сегодня такой…!» - “You are so … today!” (6 класс тема «Внешность»)
- Комплимент-похвала. Скажи своему другу, что у него хорошо получается. Используй модель “I think, you are good at …” “I think, you can do … very well” (6 класс тем «Характер», 7 класс «Твои успехи»)
- Комплимент в чувствах. Скажи, какие чувства ты испытываешь, общаясь с одноклассниками. Используй выражения “I feel like …”, “I am happy/ I am glad/ It’s nice to work with you/that you are my friend….”. Можно попросить продолжить фразу объяснением “because you are so …
- «Поделись радостью». Перечисленные выше фразы могут относиться не только к процессу работы и общения с одноклассниками, но вообще к событиям жизни школьников. Интерпретировать это упражнение можно используя известные учащимся глаголы. Это упражнение позволяет отработать употребление инфинитивной конструкции. Например, “I am happy to get a good mark”, “I am glad to meet my friend after holidays”, “It’s so nice to have a picnic on Sunday”, ”It’s wonderful to learn such interesting things about dogs”.
Эти упражнения могут использоваться так же и как рефлексивные. Например, Комплимент-похвала: При изучении темы «Характер» по ходу урока выделяются прилагательные, описывающие деловые качества, стиль работы, умственные способности, поведение (clever, quick-minded, cute, active, passive, hard-working, energetic, enthusiastic, helpful, talkative), используя которые, ребята могут подвести итог урока, оценить свою активность и качество, стиль работы на уроке. При этом комплимент не должен звучать лестью, т.е можно предложить варианты моделей “You are so …. and …., but a bit …
- Комплимент –подарок (сюрприз). Сделайте своему другу подарок к празднику. Этот «подарок» может быть визуальным (рисунок), вербальным (обозначить словом), невербальным (пантомима). Используйте фразу “I’d like to give you a … as a present for …(holiday, your birthday, Christmas…)” Можно попросить объяснить, почему выбрали такие подарки друг для друга, и это объяснение тоже может звучать как комплимент. Такое упражнение может сочетаться с другими, например, с комплиментом-пожеланием.
- Комплимент–пожелание. Может быть выражен одним словом, сложным предложением, предложением в повелительном наклонении. По назначению это может быть пожелание к празднику, пожелание по случаю, или к уроку. “I wish you a merry Christmas”, “I wish your dog will get better”, “I wish you success on this lesson” В некоторой степени это упражнение помогает проникнуться жизнью товарищей, воспитывать сочувствие, сопереживание.
- Комплимент-предложение. Предложи своему другу самое вкусное блюдо, чтобы поднять его настроение. Или предложи провести вместе время. Используй фразы “Let’s do… Let’s go… Let’s have… Let’s eat…” (Подходит для урока повторении по любой теме в 5-7 классах)
- Комплимент-совет. Посоветуй своему другу, как лучше провести выходные. Начни фразу так “I’d like you to have a good time at weekends, so I’d like to suggest/ advice/ recommend/ tell…” (8 класс, тема «Путешествие»)
Важно учить отвечать на комплименты: благодарить, давать ответные комплименты. Это позволяет практиковать учащихся в диалогической речи, знакомит с этикетными моделями.
Приведенные выше упражнения являются примером соединения обучения иноязычной речи и элементов психологического тренинга. Используемые на уроке упражнения такого характера можно объединить в следующие группы:
1) Упражнения, формирующие уважительные отношения между учащимися в группе: познакомиться, узнать цели и задачи каждого при работе в группе, создать атмосферу доверия, развивать внимание, формировать интерес к партнерам в группе, мотивировать на дальнейшее совместное обучение
2) Упражнения, помогающие сплочению: создают благоприятную атмосферу для групповой (командной) работы, вырабатывают чувство коллективизма, создают условия для чувства эмоциональной поддержки, развивают самосознание учащихся, ответственность за свою работу в группе и работу группы как единой сплоченной команды
3) Упражнения, развивающие способность к адекватному восприятию, пониманию партнера: позволяют узнать особенности других людей, научиться понимать эмоциональное состояние, преодолеть неприятие, научиться владеть средствами вербального и невербального общения
4) Упражнения, развивающие коммуникативные навыки: использование этой группы упражнений позволяет преодолеть барьеры в общении, развивать навыки публичных выступлений, навыки выражения и аргументирования собственного мнения
5) Упражнения, позволяющие формировать рефлексивные навыки:
1) Что со мной произошло | Учащиеся коротко в 3 предложениях рассказывают друг другу о том, какие интересные события в их жизни произошли накануне. Затем, меняясь в парами, пересказывают друг другу услышанное. Тренируются грамматические и лексические структуры, внимательность, память. |
2) Печатная машинка | Распределить среди учащихся группы карточки с буквами алфавита. Предложить «напечатать» слова, поднимая в определенной очередности карточки. Для упражнения целесообразно брать активную лексику урока. Обучает взаимодействию, тренирует способность быстро реагировать, помогает запомнить написание слов |
3) Счетная машинка | Задание похоже на игру «Печатная машинка», но с использование карточек с цифрами |
4) Ассоциации | Команды подбирают ассоциативный ряд к какому-нибудь слову из активной лексики, другая команда должна догадаться, о чем идет речь. Можно дать задание дополнить ассоциограмму противоположной команды |
5) Кто есть кто | Упражнение на сопоставление понятий (черт характера, форм поведения) и их определений. Позволяет обратиться к анализу поведенческих реакций, самоанализу характера. Очень важно для подростков. |
6) Если бы я был | Представьте себя известным человеком, человеком какой-нибудь профессии и скажите, что бы вы сделали, если бы оказались в какой-то ситуации. Позволяет пофантазировать, попытаться проиграть ситуацию и спрогнозировать результаты своих поступков. |
7) Интонации и настроение | На карточках обозначены различные эмоциональные состояния. Дается фраза, которую нужно произнести с учетом указанного настроения. Можно дополнить задание – нужно угадать какое состояние попытался изобразить ученик. Это упражнение помогает научиться понимать эмоциональное состояние других людей и правильно реагировать. Можно сочетать с одним из вариантов упражнения «Комплимент». |
8) Компот | Учитель называет какой-нибудь признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре. Упражнение позволяет учащимся получить дополнительную информацию друг о друге, тренирует внимание. |
9) Цепочка | Учитель (или один из учащихся) начинает игру высказывая какое-нибудь положение, например, «Я люблю есть орехи и играть на гитаре» Остальные учащиеся, если их мнение совпадает с высказанным предыдущим игроком, встают рядом с ним, беря за руку с той стороны, какое положение они выбирают и проговаривают, с чем согласны. В результате цепочка должна замкнуться, как символ того, что интересы учащихся в группе совпали. Темы для высказываний могут содержать любые необходимые для урока лексические и грамматические модели. Это упражнение позволяет больше узнать друг о друге, для учителя – помогает в последующем учитывать эту информацию для определения тематики уроков, формирования пар и групп для работы на уроке. |
Работа учителя иностранного языка должна быть направлена на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов – с другой. Учителем должны создаваться условия для переживания школьником успеха и связанными с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы, так как они соответствуют его возможностям или находятся в зоне его ближайшего развития.
Наличие благоприятного климата на уроке обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества.
Необходимо помнить и никогда не забывать!!!
- Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
- Самый приятный звук для человека – это его имя.
- Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
- Не сравнивайте успехи отдельных учащихся.
- Если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть.
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учиться ценить себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме " Создание благоприятного психолого-педагогического климата на уроке иностранного языка ."
Наглядным показателем успешного коммуникативного взаимодействия учителя и учащегося является благоприятный психологический климат в классе ....
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Рекомендации психологов для проведения "успешного" урока....
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...
Презентация к практикуму "Создание благоприятного психологического климата"
Презентационный материал...
Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся и родителей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива"
Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся и родителей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и разви...
«Создание благоприятной образовательной среды на уроке иностранного языка»
Статья предназначена для учителей иностранного языка общеобразовательных школ...
Рекомендации педагогам: "Факторы создания благоприятного психологического климата урока"
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВФакторы создания благоприятного психологического климата урока. Педагогическая деятельность, как известно, может осуществ...