Условия создания благоприятного психологического климата на занятиях по моделированию и конструированию одежды
статья
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года п.2.1 общее образование должно формировать «целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся… инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».Создание подобного психологического пространства возможно лишь в условиях учреждения дополнительного образования, тогда как в образовательном процессе школы существует много негативных тенденций и явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory_sozdan_psih_klimata_zanyatiya.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Лунева О. С.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
Условия создания благоприятного психологического климата на занятиях по моделированию и конструированию одежды
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет. (Уильям Уорд)
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года п.2.1 общее образование должно формировать «целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся… инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Самостоятельность, способность к социализации в условиях дополнительного образования возможны лишь при соблюдении таких условий формирования личности, как:
- Разработка, выдвижение и внедрение разного рода идей, генерация инициатив, интересных креативных предложений;
- Поощрение всяческих возможностей в самовыражении, предоставление постоянного выбора в соответствии с со собственными желаниями, возможностями, склонностями, предпочтениями, ценностными ориентациями;
- Переформатирование взгляда с модели «Я» + «Я» на модель «Я» и «Другие» с безусловным принятием личностей других;
- Развитие, а затем и готовность брать на себя ответственность посредством самоутверждения сильных сторон личности ребенка.
Создание подобного психологического пространства возможно лишь в условиях учреждения дополнительного образования, тогда как в образовательном процессе школы существует много негативных тенденций и явлений. Резкое снижение познавательной активности детей и самого интереса к знаниям ведет к пропускам уроков, конфликтам, жалобам родителей и учителей на поведение детей. Статистические данные говорят о том, что сегодня комфортно чувствуют себя в школе лишь 32% учеников, 21% часто конфликтуют с учителями. По-настоящему безопасно и комфортно ребенок может чувствовать себя лишь там, где созданы условия, максимально приближенные к домашней обстановке, где он с удовольствием учится тому, к чему у него «лежит душа», где априори он принимаем и любим- это студии, кружки, факультативы внешкольного образования. Главный критерий такого комфортного психологического социума является безопасность. В данной среде исчезают все психологические барьеры, защиты, осуществляется психокоррекция совместно с психотерапией, расходование потенциала ребенка направлено на узнавание всего нового, интересного, на продуцирование новых идей, на творчество. Энергия расходуется не на агрессию с борьбой, защиту, тревогу, а на учебную деятельность, на индукцию идей, креативность, творчество.
Еще один плюс, который приобретает ребенок, оказавшись в атмосфере доброжелательности и комфорта – это позитивные психологические и физические изменения. Адаптация к образовательной среде учреждения дополнительного образования позволяет снимать неврозы и напряжения, которые негативно сказываются на здоровье ребенка.
У детей полностью исчезает неуверенность в собственных силах, нет условий для развития комплексов, отсутствуют установки, разделяющие группы на «умных» и «глупых», «отличников» и «двоечников», поскольку сама система дополнительного образования не предполагает оценивание детей, их талантов и увлечений. Каждый ребенок целенаправленно сделал свой выбор и получает знания с удовольствием, любит своего педагога, верит в собственные силы, поскольку ему создана ситуация успеха (Я могу и хочу получать знания!), то ребенок неуклонно движется вперед, умеет преодолевать трудности, общаться и дружить.
Пытаюсь справляться с поставленными перед собой целями по созданию психологического комфорта в группе на занятиях, организуя систему собственной деятельности таким образом, чтобы в конечном итоге вся группа была ориентирована на победу, на результативные показатели в учении.
С самого начала занятия в студии моделирования и конструирования «Модница» Дворца детского творчества «Маленький принц» для учащихся создается комфорт и доброжелательная атмосфера. Психологический позитивный климат создается всеми репрезентативными факторами: обращение к учащимся всегда с доброй улыбкой, нередко с приветливым высказыванием, ободряющими словами. С самого начала занятия важна интрига, мотивирующая на желание понять, узнать, обучиться новому, интересному материалу, важен процесс творчества, пусть это творчество еще в зародыше, в самом начале и проявляется в шитье мягких игрушек.
Педагоги нашей студии стремятся к тому, чтобы учащиеся усвоили одну немаловажную для них истину: все знания, полученные в процессе учебы швейному мастерству пригодятся в дальнейшем в жизни. Позиция педагога, его внешний вид, общение очень важны для создания коммуникативных связей, поэтому обращаю внимание на всех учащихся не зависимо от их уровня креативности, подготовки и желания приобретать знания. И этому тоже надо учиться самому педагогу.
Недаром, в свое время А.С. Макаренко обращался к учителям со словами: «…Нужно уметь сказать словами так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».
Овладение культурой слова, правильного, грамотного общения с учащимися- неотъемлемый компонент становления педагога как мастера. Считаю, что этот аспект самый трудный в педагогической профессии, поскольку требует от педагога трезвой самооценки, самоорганизации, воспитания всех чувств. В нашей педагогической работе нередки случаи профессионального выгорания, когда учитель постоянно имеет возможность действовать авторитарно, строго судить, выносить решения, не подлежащие пересмотру и в силу этого теряет возможность тонко чувствовать, желание узнавать людей, детей, помогать им. Согласно образному выражению Х. Марти –«Самая трудная профессия- быть человеком».
Трудно учителю быть критиком самому себе, знать, что необходимо исправить в собственном поведении и характере.
Говоря об отношении учащихся к педагогу хочется отметить, что это является самым важным фактором, определяющим атмосферу занятий. В силу отсутствия жизненного опыта, дети следят за поведением учителей и стараются копировать их поведение в жизни. Радуется ли педагог победам воспитанников? Умеет ли он владеть своими чувствами и эмоциями? Как педагог общается с учителями, родителями, детьми? Ничего не ускользнет от зоркого наблюдающего – ребенка. Все это и многое, многое другое способно сильно повлиять на отношение к учителю.
В своей статье хотела бы поделить с коллегами наблюдениями по созданию педагогами благоприятного психологического климата на занятиях:
- жизнерадостное, доброжелательное отношение к ребенку априори должно уже быть создано задолго до занятия;
- общаться с детьми необходимо постоянно, причем это должно быть общение единомышленников, добрых друзей. Мне нравится высказывание В. О Ключевского: «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую».
- свои негативные чувства, эмоциональное недовольство не стоит «выплескивать» на детей, необходим всегда «внутренний страж», который способен выразиться более терпимо и деликатно;
- самый непростой этап занятия- установление дисциплины, регулирование поведения в группе, оценка знаний детей. Стараться при этом относиться ко всем детям ровно, не приближая к себе успевающих детей, гибко реагируя на ту или иную ситуацию на занятии.
- психологическая атмосфера на занятии без крика, ругани, постоянных окриков очень важна;
- на занятиях стараться заниматься всеми делами с увлечением, чтобы каждый учащийся был занят от начала и до конца проведения занятий;
Педагог, его поведение, благоприятный психологический климат занятия будут способствовать интеллектуальному росту обучающихся в образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Рекомендации психологов для проведения "успешного" урока....
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...
Презентация к практикуму "Создание благоприятного психологического климата"
Презентационный материал...
Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся и родителей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива"
Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся и родителей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и разви...
«Педагогические условия создания благоприятного психологического климата в детском коллективе»
Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в...
Условия создания благоприятного психологического климата на занятиях в военно-историческом клубе «Старый солдат».
По-настоящему безопасно и комфортно ребенок может чувствовать себя в условиях максимально приближенных к домашней обстановке, где он с удовольствием учится тому,к чему у него «лежит душа»,...
Создание благоприятного психологического климата на учебном занятии
Данный материал является разработкой для модератора педагогического совета...