Исследовательский метод в обучении
учебно-методический материал по теме

Огальцова Римма Николаевна

Выступление на педсовете. Тема: Исследовательский метод в обучении. Обмен опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_metod_v_obuchenii.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский метод в обучении.

(выступление на педсовете)

учитель истории                                                Огальцова Р.Н.

Современному обществу всё более требуются люди, которые не просто обладают суммой знаний в различных предметных областях, а люди, которые владеют техниками работы с информацией, навыками самообразования, целеполагания, мотивации собственной деятельности, что в конечном счёте выражается в паритете здоровья физического, нравственного, интеллектуального. Для того, чтобы школа в полной мере соответствовала требованиям времени необходимы новые способы образования, педагогические технологии, которые главный акцент переносят на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим требованиям в полной мере соответствуют методы и технологии на основе исследовательской деятельности.

         Развитие навыков исследования, умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, признано в настоящее время одним из приоритетных направлений современного образования.

Признание исследовательской работы в качестве одного из ведущих факторов повышения качества разных уровней образования нашло свое отражение в разработке государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

 Можно выделить следующие основные функции исследовательского обучения:

-повышение эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов;

-инструмент становления, развития общих и специальных способностей, мотивационных установок. В этом аспекте исследовательская деятельность выступает как образовательная технология построения образования, ориентированная на задачи развития, способ обновления содержания общего образования через развитие деятельностных способностей;

-способ профориентации. Этот контекст задаёт задачу построения непрерывного образования школа-вуз, отбора талантливых, мотивированных детей с последующей профилизацией их образования, ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях;

-средство обретения культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества. Это, прежде всего, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

 а) во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

 б) в организации учебной и внеучебной исследовательской, поисково-творческой деятельности;

 в) в актуализации внутрипредметных, межпредметных связей;

 г) в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

 д) в изменении характера взаимоотношений «учитель–ученик–коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

         Таким образом, исследовательский метод обучения даёт возможность обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска; сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности; даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания; помогает развитию творческого мышления.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет исследовательская, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; общедидактические приёмы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведённого исследования.

Приём сопоставления играет важную роль в процессе усвоения новых понятий, фактов, явлений. В дидактике подчеркивается обязательность этого приёма при решении задач исследовательского характера. Использование приёма сопоставления изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известным объектом даёт возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления, понятия. Например, сравнительный анализ цивилизаций: европейских (христианских) и восточных (мусульманской, буддистской) позволяет установить много общего в сакральном отношении к миру, нравственно-этических ценностях, образе жизни  и выявить отличия.

Приём доказательства требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставления фактов и явлений; этот приём направлен на формирование у учащихся умений оценивать социально-политические явления в жизни общества

Приём обобщения имеет немалое значение в ходе выполнения учащимися различных видов исследовательских и творческих заданий. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод.

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода могут быть рецензирования ответов товарищей, сочинений и других работ, что связано с экспертизой, советом, коррективами, с активным поиском главного.

В ходе выполнения заданий исследовательского характера от учащихся требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщить факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений и событий.

Одним из самых рациональных способов организации исследовательской деятельности на уроке является создание проблемных ситуаций, в разрешении которых активизируется познавательная деятельность учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.

Проблемное обучение – это обучение, при котором обучающимся знания не сообщаются в готовом виде, а приобретаются в процессе разрешения проблемных ситуаций. Проблемная ситуация выступает начальным моментом мыслительного процесса, это осознанное затруднение, пути преодоления которого необходимо найти самостоятельно. В ходе решения проблемной ситуации обучающийся решает проблемное задание, т.е. такое задание, способы выполнения и результат которого заранее неизвестны, но уровень подготовки обучающегося позволяет самостоятельно найти способ его выполнения и получить ответ.

         Исследовательская деятельность школьников помогает решать задачи развивающего образования: повышает престиж знаний, общую культуру, совершенствует навыки учебной работы; развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление; обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно пережить успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты с учениками других школ.

В заключении хочется сделать вывод о том, что применение методов исследовательской деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положения, требующее не только усвоения готовых знаний, но и самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности учёного. И пусть ребята не сделают исследования, не умоляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции открытий, но они повторят путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Лежащее в основе исследовательской практике исследовательское поведение позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.

         В условиях модернизации школьного образования, перехода на предпрофильное и профильное обучение, исследовательская деятельность учащихся в школе приобретает особую актуальность, а проблема развития исследовательских способностей ребёнка относится к числу приоритетных задач современного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.

Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:1....

Применение проектно-исследовательских методов в обучении математике

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знани...

Исследовательский метод в обучении биологии как способ приблизить знания к ученику

Статья, представляющая обобщение опыта по применению исследовательского метода на уроках биологии. Автором раскрываются технология применения этапов исследования при организации изучения биология на у...

Практическая реализация проектно-исследовательского метода при обучении иностранным языкам в условиях урочной и внеурочной деятельности

В статье представлена технология работы с использованием проектно-исследовательского метода на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Ключевые слова: проектно-исследовательский метод, ...

Проектно – исследовательский метод при обучении предмету «Основы религиозных культур и светской этики».

Проектно – исследовательский метод  при обучении предмету  «Основы  религиозных культур  и светской этики»....