Исследовательский метод в обучении
учебно-методический материал по теме
Выступление на педсовете. Тема: Исследовательский метод в обучении. Обмен опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_metod_v_obuchenii.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский метод в обучении.
(выступление на педсовете)
учитель истории Огальцова Р.Н.
Современному обществу всё более требуются люди, которые не просто обладают суммой знаний в различных предметных областях, а люди, которые владеют техниками работы с информацией, навыками самообразования, целеполагания, мотивации собственной деятельности, что в конечном счёте выражается в паритете здоровья физического, нравственного, интеллектуального. Для того, чтобы школа в полной мере соответствовала требованиям времени необходимы новые способы образования, педагогические технологии, которые главный акцент переносят на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим требованиям в полной мере соответствуют методы и технологии на основе исследовательской деятельности.
Развитие навыков исследования, умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, признано в настоящее время одним из приоритетных направлений современного образования.
Признание исследовательской работы в качестве одного из ведущих факторов повышения качества разных уровней образования нашло свое отражение в разработке государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Можно выделить следующие основные функции исследовательского обучения:
-повышение эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов;
-инструмент становления, развития общих и специальных способностей, мотивационных установок. В этом аспекте исследовательская деятельность выступает как образовательная технология построения образования, ориентированная на задачи развития, способ обновления содержания общего образования через развитие деятельностных способностей;
-способ профориентации. Этот контекст задаёт задачу построения непрерывного образования школа-вуз, отбора талантливых, мотивированных детей с последующей профилизацией их образования, ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях;
-средство обретения культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества. Это, прежде всего, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию.
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
а) во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
б) в организации учебной и внеучебной исследовательской, поисково-творческой деятельности;
в) в актуализации внутрипредметных, межпредметных связей;
г) в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
д) в изменении характера взаимоотношений «учитель–ученик–коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.
Таким образом, исследовательский метод обучения даёт возможность обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска; сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности; даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания; помогает развитию творческого мышления.
Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет исследовательская, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; общедидактические приёмы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведённого исследования.
Приём сопоставления играет важную роль в процессе усвоения новых понятий, фактов, явлений. В дидактике подчеркивается обязательность этого приёма при решении задач исследовательского характера. Использование приёма сопоставления изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известным объектом даёт возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления, понятия. Например, сравнительный анализ цивилизаций: европейских (христианских) и восточных (мусульманской, буддистской) позволяет установить много общего в сакральном отношении к миру, нравственно-этических ценностях, образе жизни и выявить отличия.
Приём доказательства требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставления фактов и явлений; этот приём направлен на формирование у учащихся умений оценивать социально-политические явления в жизни общества
Приём обобщения имеет немалое значение в ходе выполнения учащимися различных видов исследовательских и творческих заданий. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод.
Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода могут быть рецензирования ответов товарищей, сочинений и других работ, что связано с экспертизой, советом, коррективами, с активным поиском главного.
В ходе выполнения заданий исследовательского характера от учащихся требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщить факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений и событий.
Одним из самых рациональных способов организации исследовательской деятельности на уроке является создание проблемных ситуаций, в разрешении которых активизируется познавательная деятельность учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.
Проблемное обучение – это обучение, при котором обучающимся знания не сообщаются в готовом виде, а приобретаются в процессе разрешения проблемных ситуаций. Проблемная ситуация выступает начальным моментом мыслительного процесса, это осознанное затруднение, пути преодоления которого необходимо найти самостоятельно. В ходе решения проблемной ситуации обучающийся решает проблемное задание, т.е. такое задание, способы выполнения и результат которого заранее неизвестны, но уровень подготовки обучающегося позволяет самостоятельно найти способ его выполнения и получить ответ.
Исследовательская деятельность школьников помогает решать задачи развивающего образования: повышает престиж знаний, общую культуру, совершенствует навыки учебной работы; развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление; обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно пережить успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты с учениками других школ.
В заключении хочется сделать вывод о том, что применение методов исследовательской деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положения, требующее не только усвоения готовых знаний, но и самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности учёного. И пусть ребята не сделают исследования, не умоляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции открытий, но они повторят путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Лежащее в основе исследовательской практике исследовательское поведение позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
В условиях модернизации школьного образования, перехода на предпрофильное и профильное обучение, исследовательская деятельность учащихся в школе приобретает особую актуальность, а проблема развития исследовательских способностей ребёнка относится к числу приоритетных задач современного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.
Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:1....
Применение проектно-исследовательских методов в обучении математике
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знани...
Презентация "Исследовательские методы в обучении"
Метод проектов. Из опыта работы....
Исследовательский метод в обучении биологии как способ приблизить знания к ученику
Статья, представляющая обобщение опыта по применению исследовательского метода на уроках биологии. Автором раскрываются технология применения этапов исследования при организации изучения биология на у...
Практическая реализация проектно-исследовательского метода при обучении иностранным языкам в условиях урочной и внеурочной деятельности
В статье представлена технология работы с использованием проектно-исследовательского метода на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Ключевые слова: проектно-исследовательский метод, ...
Проектно – исследовательский метод при обучении предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Проектно – исследовательский метод при обучении предмету «Основы религиозных культур и светской этики»....