из опыта работы социальной службы
статья по теме

Быковская Анна Борисовна

Опыт работы социальной помощи семьям, имеющим несовершеннолетних детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

       Наш опыт работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, показал, что наиболее эффективных результатов можно достичь, начиная работу на ранних этапах семейного неблагополучия, когда семья еще в состоянии оценить свою проблему, с помощью специалистов разрешить и предпринять действия по исправлению ситуации.

       Свою деятельность ведём в тесном контакте с комиссией по деламам несовершеннолетних и защите их прав,  отделом по делам несовершеннолетних, управлением образования, отделом здравоохранения, центром занятости населения,  отделом по делам молодёжи, семьи и детства при Администрации города.      При выявлении факта семейного неблагополучия специалисты отделения направляют служебное сообщение ответственному секретарю КДН и ЗП, а так же сообщают об этом в органы опеки и попечительства, ОДН и медицинскую организацию. На заседаниях межведомственного консилиума принимается решение об «открытии случая», за семьёй закрепляется куратор, который  разрабатывает  индивидуальную  программу реабилитации семьи, куда включаются мероприятия, направленные на решение поставленных задач, представителей всех органов и учреждений  системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, что позволяет более эффективно оказывать помощь   данными категориям семей.

      Для оценки ситуации семейного неблагополучия запрашиваем информацию: с места работы родителей, детских дошкольных учреждениях, школах, детских поликлиниках, опрашиваются соседи, родственники.  Первичное посещение семьи куратор осуществляет с психологом отделения, что позволяет на раннем этапе работы с семьёй провести диагностирование и наметить этапы последующей коррекции  семейных отношений. Для углубленного изучения проблем, изучения возможности использования ресурсов семьи для восстановления её функций используем  различные формы и методы: анкетирование, тестирование,  наблюдение, беседы,  опрос, составление карты социальных связей.  В зависимости от ситуации, на начальном этапе работы с семьей, при первых наших встречах и посещениях, мы пытаемся показать родителям, что наша деятельность направлена, в первую очередь, на оказание помощи и поддержки, и мы не стремимся вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка.

       Работая с семьей, акцентируем внимание ни сколько на то, что не делают родители, а на то, что они делают, чтобы помочь себе справиться с ситуацией. Рассматриваем отношения, сохранившиеся у членов семьи с ближайшим окружением (родственниками, знакомыми). По возможности, восстанавливаем старые позитивные связи. Часто сталкиваемся с проблемами, когда родители ребенка избегают контактов с нами, не осознают необходимость помощи и любым образом «вытесняют» проблему, считая, что у них все благополучно. И в этой ситуации могут помочь родственники, знакомые семьи. При их поддержки и понимании ищем способы индивидуальной работы с каждым членом семьи: ориентируем на достижение позитивных изменений в их жизни, в жизни ребенка, мотивируем членов семьи на сотрудничество и изменение ситуации в семье.

      В ходе работы с семьями проводим коррекционно-реабилитационную работу:  проведение  психолого-педагогических тренингов, индивидуальных консультаций по коррекции детско-родительских отношений  с семьёй, реабилитационные занятия с детьми с использованием индивидуальных  форм работы – проводятся  психологами и социальным педагогом отделения; профилактические беседы, содействие в оказании адресной помощи, помощь в трудоустройстве родителей,  в оформлении документов, оказание социально правовой помощи, организация отдыха детей в каникулярное время (оздоровительный лагерь с дневным пребывание при Центре, загородные лагеря,  пришкольные лагеря с дневным пребыванием детей );  помощь в устройстве несовершеннолетних детей в учреждения образования (ходатайства в отдел образования, детские сады); консультации по улучшению санитарного состояния жилья; помощь в получении необходимой медицинской помощи (привлечение ЦРБ, детской поликлиники, женской консультации); помощь одеждой, обувью, канцелярскими товарами;  консультации по устранению причин школьной дезадаптации несовершеннолетних и т.д.

На заседаниях межведомственного консилиума проводится промежуточная оценка эффективности реализации индивидуальной программы реабилитации,  корректируется план реабилитации и определяются дальнейшие мероприятия с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуции. При заключительной оценки эффективности принимается решение о снятии с патроната или продолжении работы с семьёй.

В качестве примера можно привести случай из практики работы Центра: при дворовом обходе домов, попавших в зону затопления летом 2013 года была выявлена семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации. Специалисты  провели обследование жилищно-бытовых и материальных условий семьи, сбор и анализ информации, выявили семейную проблему и причину кризиса. Наметили пути выхода семьи из кризиса совместно с матерью семейства (она реагировала доброжелательно), с подключением специалистов всех служб системы профилактики. Семья полная, в семье двое несовершеннолетних детей, у девочки имеется врождённый дефект,  переехали в г. Свободный из другого района Амурской области, дом снимают, безработные.  

       В итоге совместными усилиями с органами системы профилактики была проведена  работа по оказанию помощи семье попавшей в кризисную ситуацию. Со стороны специалистов  проводится социальный патронаж, оказано содействие в оформлении документов на получение единовременной финансовой помощи за утраченное имущество в результате паводка по месту прописки, оказано содействие в трудоустройстве  главы семьи, постоянно оказывается психологическая и педагогическая помощь в форме профилактических индивидуальных бесед, выдаче буклетов, оказывается помощь продуктами питания, одеждой, канцелярскими товарами для детей.

Со стороны здравоохранения – дети поставлены на учёт в детскую поликлинику,  оказано содействие в прохождении медицинских осмотров детей. Решается вопрос по обследованию девочки в областной детской больнице. КДН и ЗП при администрации города   совместно с куратором семьи (куратор – специалист Центра) организовали доставку медицинских карт детей из детской поликлиники другого района в поликлинику города Свободного, что позволило организовать медицинское обследование девочки,  посещают семью, с матерью проводятся   индивидуальные беседы, проблемы семьи  рассматривалась на заседании межведомственной комиссии.  Со стороны городского отдела образования, а именно классного руководителя и социального педагога осуществляется  контроль за учебным процессом детей. Матери предложено с помощью Центра организовать летнее оздоровление детей, решается вопрос о посещении девочки группы дневного пребывания детей в отделении детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями здоровья для оказания помощи специалистами – логопедом, психологом.  Таким образом: командный подход, взаимная поддержка, согласованность в действиях и передаче информации, групповая отработка данного случая  и раннее вмешательство в кризисную ситуацию, сложившуюся в данной семье позволило улучшить жилищно-бытовые и материальные условия семьи, решить вопрос прохождения медицинского обследования девочки по исправлению врождённого дефекта, помочь родителям поверить в позитивные   изменения в их жизни, в жизни детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы социальной службы МОУ "Лицей № 15"

План работы содержит цель, задачи, направления работы, сроки исполнения. Утверждается директором лицея....

Из опыта работы психологической службы лицея с родительской общественностью. Презентация. Часть 1.

В первой части презентации рассматриваются цели, задачи, направления, основные принципы работы психологической службы с родителями....

Из опыта работы психологической службы лицея с родительской общественностью. Презентация. Часть 2.

Во второй части презентации говорится о работе  клуба "Школа любящих родителей"...

Определения, используемые в законодательстве РФ и работе социальных служб

Основные определения, которые используются в работе социального педагога...

Годовой план работы социальной службы школы

В годовом плане работы социальной службы школы отражены основные направления социально-педагогической деятельности с  учащимися, родителями, педагогами...

План работы социальной службы лицея

План работы социальной службы составлен исходя из анализа деятельности за 2015/2016 учебный год и основного направления работы  лицея на предстоящий период....

Выступление "Из опыта работы школьной службы примирения"

Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путём....