Системно- деятельностный подход при закреплении на уроках математики
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Я хотела бы рассказать, как можно организовать системно – деятельностный подход при закреплении на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-_deyatelnostnyy_podkhod_pri_zakreplenii_na_urokakh_matematiki.docx | 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно- деятельностный подход при закреплении на уроках математики
Я хотела бы рассказать, как можно организовать системно – деятельностный подход при закреплении на уроках математики.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, обозначенной алгоритмом действия (что делаю, почему, что идет и за чем, что должно получится). Эффект усиливается от сочетания устной и письменной речи – озвучивание действий – это маленькая поисковая работа в сознании ученика. Она обязательна.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- При проведении данного этапа использую индивидуальную форму работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он умеет, всё ли он понял. Запомнил ли новые правила. Объём самостоятельной работы – небольшой ( 2- 3 типовых задания).
- Проверяем и обсуждаем результаты самостоятельной работы
Все задания проверяются по истечении отведённого времени. Для этого хорошо использовать: самопроверку или взаимопроверку учащихся. На доске появляются результаты, заранее заготовленные и учащиеся осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Ученики меняются тетрадями и напротив каждого задания ставят либо «плюс» либо «минус». После этого снова происходит обмен тетрадями, все выявленные «минусы» проверяются самим «автором» работы с целью найти и исправить ошибку. Окончательная проверка результатов происходит централизованно.
- Самый простой вид групповой работы – работа в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Действия с десятичными дробями» предлагаю учащимся записать в тетради любые три десятичные дроби и дать соседу по парте ту или иную задачу на любое из изученных действие. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаю учащимся в случае разногласий задать вопрос мне. Выделяю на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут. В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Это небольшое упражнение очень действенно. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.
- Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.
Упражнения в применении знаний и умений в изменённых условиях
- Например, если на первом этапе учащиеся выполняли задание: найти среднее арифметическое данных чисел, то теперь им предлагается задание такого типа:
- Среднее арифметическое шести чисел равно 3,5, а среднее арифметическое четырёх чисел – 2,25. Найдите среднее арифметическое этих десяти чисел.
- Одно число больше другого в 1,5 раза, среднее арифметическое этих чисел равно 30. Найти эти числа.
- Очень важно постоянно подчёркивать возможность действовать различными способами, применять различные приёмы и алгоритмы решения. При этом учащемуся надо представлять право выбора того способа, который ему более удобен и понятен.
- Задача по теме «Среднее арифметическое», 5 класс
Среднее арифметическое двух чисел равно 3,1. Одно число равно 3,5. Найти второе.
Решение
3,1 ∙ 2 = 6,2 – сумма двух чисел.
6,2 – 3,8 = 2,4 – второе число.
-Подумайте, можно ли решить эту задачу алгебраически.
- Пусть второе число будет x. Среднее арифметическое этих чисел ( x +3,8) : 2. А по условию среднее арифметическое равно 3,1. Значить, можно составить уравнение:
(x + 3,8) : 2 = 3,1
x = 2,4
Какое решение вам понравилось больше?
При закреплении полезен перекрёстный опрос детей, одни задают вопросы другим учащимся и оценивают их ответы. При этом ответы, если они неправильные, не исправляются сразу же, а предлагается ответившим неверно обратиться к учебнику, найти, прочесть и разъяснить полученный ответ
- Творческое применение знаний и умений – вырабатывают умение самостоятельно осуществлять учебно- познавательную деятельность.
- Придумайте задачу, в которой нужно найти среднюю зарплату рабочего за день.
- Придумайте задачу, в которой нужно вычислить среднюю скорость движения
- Придумать сказку, стихотворение
- Развитию умения контролировать свои действия способствует введение в систему упражнений специальных заданий, объединённых в рубрику «Верно или неверно», которые направлены на распознавание верных или неверных утверждений, на поиск ошибок и их исправление.
- Пример.
Образец упражнения к теме « Округление десятичных дробей», 5 класс.
Ученики выполняли задание на округление десятичных дробей, и при этом
было допущено несколько ошибок. В каждом случае объясните, в чём
заключается ошибка, и выполните округление правильно.
- При округлении числа 8,01253 до тысячных получилось 8,01253 8,013
- При округлении числа 0,597 до сотых получилось 0,597 0,6
- При округлении числа 123,756 до десятых получилось 123,759 120
- Сознательному усвоению курса математики способствуют упражнения сформулированные таким образом, чтобы учащиеся могли не только подметить закономерность, но и применить замеченное свойство или правило, согласно которому построена последовательность числовых выражений. Чтобы продолжить последовательность, не нарушая это свойство.
- Пример. Образец упражнения к теме «Действия с дробями» 5 класс
- С использованием приёма «кодовое слово» у меня появляется эффективный инструмент концентрации внимания учащихся на учебной деятельности. На основе придуманного слова удаётся связать математику с окружающим миром, выстроить межпредметные и внутрипредметные связи . Использование этого приёма делает урок занимательным и продуктивным.
- Выполните действия
2,2 ∙2 К
1,5+2,6 Й
0,22∙10 Б
0,7+2,6 Л
0,028∙100 А
- Заполни пропуски
8,2 : 0,2 ∙ 10 - 0,5 ∙ 4
- Выполните действия
( 0,32 ∙ 3,5 : 0,25 + 0,02) ∙ 3,2 + 321,6 =
Используя результаты выполнения заданий 1-3, заполните пропуски в тексте:
2,2 | 2,8 | 4,1 | 4,4 | 2,8 | 3,3 |
- это самое глубокое в мире озеро. Его называют жемчужиной нашей планеты, так как в нём самая чистая вода. Его глубина м. В него впадает больших и малых рек.
Поиску информации учащиеся обучаются, выполняя упражнения, в которых им предлагается воспользоваться справочной литературой, научно – популярной литературой, Интернетом.
Например.
При изучении десятичных дробей предложить дома найти информацию о старинными мерах: дюйм; вершок; золотник.
На уроке предложить выполнить практическую работа « В стране сказок»
Г. Х. Андерсон «Дюймовочка» (определите её рост).
Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». От горшка два вершка (определите его рост).
Поговорка «Мал золотник, да дорог» (определите его массу).
Поиску информации учащиеся обучаются, выполняя упражнения, в которых им предлагается воспользоваться справочной литературой, научно – популярной литературой, Интернетом.
Например.
При изучении десятичных дробей предложить дома найти информацию о старинными мерах: дюйм; вершок; золотник.
На уроке предложить выполнить практическую работа « В стране сказок»
Г. Х. Андерсон «Дюймовочка» (определите её рост).
Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». От горшка два вершка (определите его рост).
Поговорка «Мал золотник, да дорог» (определите его массу).
Самостоятельная работа, которая содержит задания необходимого и повышенного уровня.
Здесь уже предполагается преимущественно индивидуальная работа детей, но в случае необходимости (нужна помощь) возможны и парные формы работы.
При этом дети, выполняющие задания необходимого уровня, могут работать, в зависимости от своих возможностей как индивидуально, так и с помощью учителя.
Дети, выполняющие задания повышенного уровня также могут работать как индивидуально, так и советуясь друг с другом. При этом не обязательно сидеть рядом, при необходимости вопроса можно встать и подойти к тому, кто выполняет аналогичное задание.
Самостоятельная работа по теме «Сравнение десятичных дробей», 5 класс
1. Сравните: а) 5,089 и 5,1; б) 0,64 и 6,35. |
2. Выразите: а) в тоннах: 23 ц, 168 кг, 66 кг, 4 т 570 кг. б) в квадратных метрах: 137 дм2, 300 см2, 8 дм2 8 см2. |
3. Запишите в виде десятичной дроби четыре значения у, при которых верно неравенство: 0,57 < у < 0,6. |
4. Таня, Оля, Наташа, Катя и Ира измерили свой рост. Получились результаты: 1,3 м, 1,47 м, 1,5 м, 1,4 м, 1,38 м. Известно, что Оля ниже Наташи, но выше Тани, Катя выше Наташи, а Ира ниже Тани. Найдите рост каждой девочки. |
На мой взгляд рассмотренные методические решения позволяют осуществить системно – деятельный подход при закреплении на уроках математики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.
Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....
Системная подготовка к ЕГЭ на уроках математики – залог успешной сдачи экзамена
С 2009 года согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части ...
Урок математики в 5 классе в технологии системно-деятельностного метода "Объем прямоугольного параллелепипеда" (урок открытия новых знаний).
Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо прекрат...
Выступление на городском методическом объединении учителей математики на тему: «Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»
Выступление на городском методическомобъединении учителей математики на тему:«Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»...
Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».
laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики» В современных ус...
разработка урока математики в 5 классе по теме "Уравнения" (урок закрепления)
Класс 5 Тема «Уравнение» Тип урока: урок закрепления, первичной проверки и коррекции знаний и умений. Цели урока: Личностные: создание педагогических условий для формирования у обучащихся п...
«Осуществление системно-деятельностного подхода при проведении уроков математики»
Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельно...